Слайд 1Урок по русскому языку в 6 классе
Учитель русского языка и
литературы МБОУСОШ№66 г.Пенза
Гусева Елена Юрьевна
Слайд 2Словарный графический диктант
1.Кое о ком вспомнить, 2.кто-нибудь поможет, 3.ни за
что не отвечает, 4.услышали обо мне, 5. не боится никаких
препятствий, 6. по какому-то недоразумению, 7. в нескольких выступлениях, 8. ни для кого не сделал, 9.ничего не получилось.
+ слитно, | V раздельно, | – через дефис.
5 7 9 1 3 4 8 2 6
Слайд 3
И.С.Тургенев
стихотворение в прозе «Русский язык».
Во дни сомнений, во
дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один
мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Слайд 4«Морфологический разбор местоимений»
Слайд 5План-схема:
I.Часть речи – местоимение.
II.Морфологические признаки:
Начальная форма – И.п. ед.ч. (но
не для возвратного – себя- и отрицательных местоимений: некого, нечего)
Постоянные
признаки:
Разряд; лицо (для личных),число (для местоимений-существительных)
Непостоянные признаки:
Род, число, падеж.
III. Синтаксическая роль.
Любой член предложения.
Слайд 6Выполнить морфологический разбор местоимения в предложении:
«Для всего в русском языке
есть великое множество
хороших слов».
К.Г.Паустовский
Слайд 7Дейл Бре́кенридж Карнеги (англ. Dale Breckenridge Carnegie, до 1922 года — Carnagey; 24 ноября
1888 — 1 ноября 1955) — американский педагог, лектор, писатель, оратор-мотиватор.
Отгадайте.
Она ничего не стоит,
но много дает.
Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновение, а в памяти людей остается навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Она – отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
Ее нельзя купить даже за несколько миллионов, нельзя выпросить за любые обещания, нельзя ни одолжить, ни украсть, потому что она сама по себе ни на что не годится, пока ее кому-нибудь не отдали.
Слайд 9Морфологический разбор местоимений в предложении:
Никто не богат настолько, чтобы
обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал
бы от нее богаче.
Слайд 10
Задание: Записать предложение. Вставить пропущенные буквы. -Расставить знаки препинания. -
Выполнить морфологический разбор местоимения нам.
«Нам дан (во) вл…дение самый б…гатый
меткий м…гучий и поист…не в…лшебный рус(сс) кий язык».
(К.Г.Паустовский)
Слайд 11«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине
волшебный русский язык».
(К.Г.Паустовский)
Слайд 12
Разгадать код, записанный в схеме вопросов.
1. -Личные, 2. -Возвратные, 3.
-Притяжательные, 4. -Определительные, 5. - Указательные, 6. -Вопросительные. 7. -Относительные,
8. -Отрицательные, 9. -Неопределённые
Себя – (?), всякий –(?), тот –(?), мы –(?), нечто –(?), нисколько –(?), этот –(?)
Слайд 13Код: 24.05.1985
В 1985 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24
мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности»
Слайд 14Исправить грамматические ошибки в правописании местоимений.
В адрес нас были сделаны
правильные замечания.
Работа выполнена с участием меня.
Я учел ихние предложения.
Люди типа
меня любят работать.
В честь тебя устроили вечер.
Ихний ребёнок много читает, особенно Пушкина.
У его (Пушкина) хорошее образование.
Маша закрыла книгу, когда она закончила читать.
Мы пошли к ему в гости.
Слайд 15Прочитайте правильный вариант
В наш адрес были сделаны правильные замечания.
Работа выполнена
с моим участием.
Я учел их предложения.
Люди, похожие на меня, любят
работать.
В твою честь устроили вечер.
Их ребёнок много читает, особенно Пушкина.
У него (Пушкина) хорошее образование.
Маша закрыла книгу,
когда закончила читать.
Мы пошли к нему в гости.
Слайд 16Оцените свою работу на уроке.
Если вы не смогли самостоятельно
изучить материал и в течение урока работали при помощи учителя,
возьмите местоимение ВЫ; если вы смогли самостоятельно изучить материал, но работать в паре, в группе вам не понравилось, вы рассчитываете только на свои силы, возьмите местоимение Я; если вы продуктивно работали самостоятельно и в паре, и в группе, то возьмите местоимение МЫ. Выбранные вами местоимения закрепите на «Пике знаний»: у его подножия расположите местоимение ВЫ, на середине – местоимение – Я, а в самом верху местоимение Мы.
Пик знаний
Мы
Я
Вы ВЫ
Слайд 17Домашнее задание:
1.Написать сочинение –рассуждение на тему: «Почему И.С.Тургенев называет русский
язык великим и могучим?»
2. Структурировать тему: «Местоимение» в стихотворение или
песенку.
3.Упр.61 стр.278
Слайд 18
Спасибо за урок!
Успехов вам в покорении «Пика знаний»!