Слайд 1Урок-практикум по лирике
о родной природе
Сопоставительный анализ стихотворений
Д.Б. Кедрина
и А.А. Прокофьева «Алёнушка» и картины
В.М. Васнецова «Алёнушка»
(5
класс)
Слайд 2Ознакомьтесь с материалами:
http://vasnecov.ru/autobiography/
http://www.vasnecov.ru/liveinteractive/
https://www.tretyakovgallery.ru/collection/alenushka/
Слайд 4 Если В.М. Васнецов написал картину «Алёнушка», то Дмитрий Борисович Кедрин
– поэт, который в начале ВОВ добровольцем ушёл на фронт
и там стал корреспондентом авиационной газеты «Сокол Родины». Написал стихотворение «Алёнушка». Стихи военного времени проникнуты болью и скорбью первых месяцев войны. Поэт с болью писал о трагических днях русского народа в собственном Отечестве.
Слайд 5 Послушайте чтение стихотворения
в видеоматериалах:
https://vk.com/video15106211_168260026
Прочитайте стихотворение
Д.Б.
Кедрина выразительно
Подготовьте в тетради таблицу для работы
Слайд 8Начните заполнение таблицы в тетради
Слайд 9Продолжите заполнение таблицы в тетради
Слайд 10 А. Прокофьев - поэт, который не остался безразличным к судьбе
своей Родине, к родной земле. Любовь поэта к Родине осознавалась
и как сыновний долг перед нею, и как ответственность художника за действенность стиха.
Поэзия А. Прокофьева – бьющая через край любовь к жизни, земной радости, завоеванной в мужественной борьбе. Он читал солдатам стихи на передовой, писал частушки.
Слайд 11Прочитайте стихотворение А.А.Прокофьева выразительно
Слайд 12Продолжите заполнение таблицы в тетради
Слайд 13 Стихотворения с одинаковым названием имеют разные темы.
В стихотворении Кедрина –
тема Родины, а у Прокофьева – тема сказочной Алёнушки.
У Кедрина
показана мысль о любви к Родине, о прочных корнях, связывающих человека с Родиной. А в произведении Прокофьева главная мысль заключается в любовном, нежном отношении к образу, знакомому с детства по сказкам.
В первом стихотворении – соединение настроений нежности, любви к Родине, гордости за неё. Это приподнятое настроение выражают восклицательные предложения. Второе стихотворение более однородно по настроению нежности, восхищения красотой образа.
Слайд 14- В стихотворении Дмитрия Кедрина использованы традиционные народно-поэтические, фольклорные средства:
постоянные эпитеты («лихая сила», «нетленная краса»), олицетворения (обращение к Родине),
слова с уменьшительными суффиксами («ножичек, на пеньке», «песенку»), устойчивые выражения («бродил бы тридцать лет по свету»), эмоционально окрашенная устаревшая лексика («стойбище», «вотчина», «раздолье»).
- У Александра Прокофьева – тоже богатые традиционные фольклорные средства: сравнение («совсем как в сказке, милая Алёнушка сидит»); эпитеты («милая Алёнушка», «зелёной ряске», «золотые обручи»); олицетворение («… трава, врываясь буйно, знать не хочет…», «И тропинка к берегу ведет», «Солнце щедро на воду … обручи кладет»), метафора («пруд заглохший», «мертва вода», «И цветет дурман-цветком багульник», «солнце … золотые обручи кладет»), ряды однородных членов («тростник качается, шумит»; «красен от гвоздик», «от лилий бел»); яркие цветовые образы («в зелёной ряске»; «красен от гвоздик, от лилий бел»; «на платье синем», «золотые обручи»).
Слайд 15Домашнее задание:
Подготовьте выразительное чтение стихотворений
Заполните таблицу, пришлите фото записи
в тетради
Решите тест, пришлите фото записи в тетради