Слайд 1Урок-презентация с элементами урока монолога, аудио - урока о жизни
и творчестве Иосифа Бродского.
Цели урока:
познакомить
учащихся с творчеством и судьбой И.Бродского; помочь осознать и почувствовать глубокий лиризм и трагизм лирики поэта; воспитывать чуткость и внимательность к поэтическому слову и чувство гордости за свою малую Родину.
Автор работы: Дьячкова О.М. учитель русского языка и
литературы МОУ «Коношеозерская средняя
общеобразовательная школа».
Идея - автора презентации, материалы - сети интернет, печатные издания о поэте, сборники его стихотворений.
Слайд 2Разрешите представиться:
Бродский!
Слайд 3«Не в том суть жизни, что в ней есть,
но
в вере в то, что в ней должно быть.»
«Сияние русского ямба
упорней и жгучей огня,
как самая лучшая лампа,
в ночи освещает меня…»
И.Бродский.
Слайд 4Вы хотели бы
встретиться с Бродским?
Извольте. Он здесь. Сделайте только
шаг.
Слайд 5Иосиф Александрович Бродский
Дата рождения:
24 мая 1940(1940-05-24)
Место рождения:
Ленинград, СССР
Дата смерти:
28 января 1996(1996- 01-28)
(55 лет)
Место смерти:
Нью-Йорк, США
Гражданство:
СССР
США
Род деятельности:
поэт, эссеист, драматург
Годы творчества:
1956—1996
Премии:
Нобелевская премия по литературе (1987)
Стипендия Макартура(1981)
Поэт-лауреат США (1991)
Награды: Орден Почётного легиона
Слайд 7Юные годы Иосифа Бродского
Иосиф Бродский родился в
обыкновенной интеллигентной семье. Его отец, Александр Иванович Бродский, окончил географический
факультет Ленинградского университета и Школу красных журналистов. В качестве фотокорреспондента прошел всю войну (от 1940 в Финляндии до 1948 в Китае). В 1950 году в рамках «чистки» офицерского корпуса от лиц еврейской национальности был демобилизован, перебивался мелкими заметками и фотографировал для ведомственных многотиражек. Мать, Мария Моисеевна Вольперт, всю жизнь проработала бухгалтером.
Слайд 9 В 1955 семья Бродских
переехала в большую коммунальную квартиру в Доме Мурузи на Литейном
проспекте 24/27, и юный Иосиф постепенно отгородил шкафами в ней свое личное пространство, эти знаменитые "полторы комнаты", ставшие его кабинетом, спальней, местом приема гостей, значившие так много в становлении его характера и развитии самостоятельности и свободы мышления... О своем детстве Бродский вспоминал неохотно: «Русские не придают детству большого значения. Я, по крайней мере, не придаю. Обычное детство. Я не думаю, что детские впечатления играют важную роль в дальнейшем развитии».
Слайд 10 Анна Ахматова высоко оценила талант
юного поэта, стала для него одним из духовных наставников. Бродский,
отторгаемый официальными кругами, приобретает известность в литературных кругах, среде интеллектуального андеграунда; но он никогда не принадлежит никакой группировке, не связан с диссидентством.
Бродский писал: «В каждом из нас — Бог» и гордился, что фактически заново ввел слово-понятие душа в отечественную поэзию.
Слайд 11 29 ноября 1963 г.
в газете «Вечерний Ленинград» был опубликован пасквиль «Окололитературный трутень» на
Бродского.
Организованная травля разрасталась; оставаться в Ленинграде Бродскому было опасно; во избежание ареста
Друзья в декабре 1963 г.
увезли поэта в Москву.
Вечером 13 февраля1964
года на улице Иосиф
Бродский был неожиданно
арестован.
Слайд 12Суд. Ссылка Иосифа Бродского
Два заседания суда
над Бродским (судья Дзержинского суда Савельева Е. А.) были законспектированы Фридой
Вигдоровой и составили содержание распространявшейся
в самиздате «Белой книги».
Все свидетели обвинения
начинали свои показания
со слов: «Я с Бродским
лично не знаком…»,
перекликаясь с формулировкой времён травли Пастернака: «Я роман Пастернака не читал, но осуждаю!..». За поэта заступились Ахматова, Маршак, Шостакович, Сартр. Слова Ахматовой, сказанные по поводу процесса: «Какую биографию делают нашему рыжему!», — оказались пророческими.
Слайд 14Деревня Норенская весна 1964 г – осень 1965 г.
Бродский был приговорен к пятилетней
ссылке в Архангельскую область («с обязательным привлечением к физическому труду»). Он пробыл в деревне Норенская с весны 1964 по осень 1965. Благодаря протестам мировой общественности, поэт был освобожден досрочно. В ссылке талант и дух его («главное не изменяться... я разогнался слишком далеко, и я уже никогда не остановлюсь до самой смерти») окрепли и вышли на новый уровень.
Слайд 15Дом и его хозяйка Таисия Ивановна Пестерева. Сюда на постой
определили ссыльного Бродского.
Слайд 16Яков Гордин:
"13 июня 1965
года он писал мне из ссылки: "Я собираюсь сейчас устроить
тебе маленькую Ясную Поляну; мое положение если не обязывает к этому, то позволяет. Точнее: мое расположение, географическое... Смотри на себя не сравнительно с остальными, а обособляясь. Обособляйся и позволяй себе все что угодно. (Речь, естественно, шла о писании стихов, а не о бытовом поведении. - Я. Г.) Если ты озлоблен, то не скрывай этого, пусть оно грубо; если ты весел - тоже, пусть оно и банально. Помни, что твоя жизнь – это твоя жизнь. Ничьи - пусть самые высокие - правила тебе не закон. Это не
твои правила. В лучшем случае, они похожи на твои. Будь независим.
Независимость - лучшее качество, лучшее слово на всех языках. Пусть это приведет тебя к поражению (глупое слово) - это будет только твое поражение. Ты сам сведешь с собой счеты: а то приходится сводить фиг знает с кем".
Гордин Яков Аркадьевич – историк, публицист, литератор. Посетил Бродского в Норенской в октябре 1964 года.
Слайд 17 Гордин вспоминает: «Деревня находится
километрах в тридцати от железной дороги, окружена болотистыми северными лесами.
Иосиф делал там самую разную физическую работу. Когда мы с писателем Игорем Ефимовым приехали к нему в октябре шестьдесят четвертого года, он был приставлен к зернохранилищу – лопатить зерно, чтоб не грелось. Относились к нему в деревне хорошо, совершенно не подозревая, что этот вежливый и спокойный тунеядец возьмет их деревню с собой в историю мировой литературы» .
Слайд 18Друзья Бродского Евгений Рейн и Игорь Ефимов в Норенской.
Слайд 19
После примирения, в Норенскую к Бродскому приезжала М.Басманова, родившая
в 1967 г. от него сына Андрея (несмотря на протесты
Бродского, Андрей был записан в метриках Осиповичем с фамилией Басманов).
Слайд 20Бродский о Норенской.
«Когда я
вставал с рассветом и рано утром, часов в шесть, шел
за нарядом в правление, то понимал, что в этот же самый час по всей, что называется, великой земле русской происходит то же самое: народ идет на работу. И я по праву ощущал свою принадлежность к этому народу. И это было колоссальное ощущение!".
Слайд 21«Тракторы на рассвете» - стихотворение И.Бродского в газете «Призыв», принятое
от поэта А.Забалуевым.
А. Буров - тракторист -
и я, сельскохозяйственный рабочий Бродский,
мы сеяли озимые - шесть га.
Я созерцал лесистые края
и небо с реактивною полоской,
и мой сапог касался рычага.
Топорщилось зерно под бороной,
и двигатель окрестность оглашал.
Пилот меж туч закручивал свой почерк.
Лицом в поля, к движению спиной,
я сеялку собою украшал,
припудренный землицею как Моцарт.
август - сентябрь 1964
Бродский жил в доме Афанасии Михайловны и Константина Борисовича Пестеревых
К.Б.Пестерев в гостях у Бродского.
1965 г., под давлением мировой общественности, решением
Верховного суда РСФСР срок
высылки сокращен до фактически отбытого (1 год, 5 месяцев).
Слайд 23Вернувшийся досрочно из ссылки, Бродский попытался
активно включиться в литературный процесс.
Он упорно и напряженно учился на образцах, осваивал
новые ритмы
и строфику, чрезвычайно продуктивно
работал творчески, писал оригинальные стихи, переводил,
читал стихи и переводы на литературных вечерах. Оказии
и творческие командировки вели его из Ленинграда в Москву, Палангу, Ялту, Гурзуф...
Слайд 24Принципы творчества
Сжатость, мощь, новизна,
содержательность, эзоповская
иносказательность,
афористичность, мастерство,
гармония.
Он
рано осознал необходимость
синтеза преемственности
(русская поэзия XIX-XX вв.) и
реформы русского классического
стиха,
выявления его новых
выразительных возможностей.
Слайд 25 Бродский подготовил книгу английской поэзии. Но
оказалось, что для её выхода есть одно непреодолимое препятствие-имя переводчика.
В советском Союзе его не печатали, издаваться он мог только на Западе. Но он не хотел уезжать, хотя в Америку звали читать лекции. 24 мая, в день рождения, в его доме собралось множество людей, было море цветов. Иосиф делал вид, что ничего не происходит, но ясно было, что это -прощание.
Слайд 27 Ленинград, Петербург был для него
удивительным сочетанием пространства и времени. И, быть может, время играло
в его восприятии города большую роль, чем пространство.
Для творческой памяти нет прошлого. Бродский жил в великом настоящем. Его город был вечным местом его духовного существования. Он постоянно возвращался туда.
Слайд 28 В августе 1989 года Бродский писал из
Стокгольма: "Тут жара, отбойный молоток во дворе с 7 утра,
ему вторит пескоструй. Нормальные дела; главное – водичка и все остальное – знакомого цвета и пошиба. Весь город – сплошная Петроградская сторона. Пароходы шныряют в шхерах, и тому подобное, и тому подобное. Ужасно похоже на детство – не то, что было, а наоборот".
Последняя горькая фраза
многое объясняет. Ленинград
был для него не столько тем,
что произошло в реальности,
сколько миром несбывшегося.
Это был город юношеских
мечтаний и потому особенно
любимый.
З.Pаздолина -Ни страны,ни погоста не.flv
В 1995 году Бродскому было присвоено звание Почётного гражданина Санкт-
Петербурга.
Слайд 29В США Бродский в полной
мере реализовал все
возможности творческого
и
карьерного роста, а также
издательской активности
Слайд 30 Кроме первых двух поэтических сборников в
США вышли и другие: «В Англии» (1977), «Конец прекрасной эпохи»
(1977), «Часть речи» (1977), «Римские элегии» (1982), «Новые стансы в Августе» (1983), «Урания» (1987); кроме того, изданы его трехактная драма «Мрамор» (1984) и по-английски книга «Меньше, чем единица» (1986). Вообще в это время Бродский все чаще выступал как англоязычный автор (в частности как переводчик собственной поэзии). В этом качестве он удостоился премии муниципалитета Нью-Йорка за вклад в культурную жизнь города.
Слайд 31Путь к мировой славе
Сорокалетие
поэт ощущает как важную веху; в итоговом «Я входил вместо
дикого зверя в клетку...» он подтверждает стоическое, мужественное приятие всего опыта прожитой жизни, с ее утратами, ударами. В 1980 Иосиф Бродский получает американское гражданство. С начала 1980-х годов он становится не только значительной фигурой русского поэтического зарубежья, но все больше, благодаря англоязычной прозе, всемирно известным литератором. Убежденный в великой очищающей, созидательной силе поэзии, Бродский борется за то, чтобы «сборники стихов лежали у кровати рядом с аспирином и библией».
Слайд 32Из личной жизни
Мать и отец
Бродского, в течение многих лет хлопотавшие о разрешении на выезд
за границу, не получив его, умирают в Ленинграде, так и не увидев сына. Бродскому было отказано во въезде в страну, им в выезде из страны к сыну. Смерть родителей для поэта — это удар по детству и основам бытия, удар по главному орудию поэта, родной речи, русскому языку. Трагический образ искаженного реальностью языка — как метафора испорченного зеркала — становится одним из важнейших в позднем творчестве поэта.
Слайд 33Бродский был прекрасным сыном
своих родителей. И после смерти они
продолжали
жить в его душе.
«Вот две вороны приземлились у
моего
крыльца и расхаживают вблизи
старой поленницы. Одна поменьше
другой. Вроде того, как мать
приходилась отцу по плечо. И хотя я
не в состоянии определить их образ,
они мне кажутся старой супружеской четой. На прогулке.
У меня не хватает духа прогнать
их прочь, и я не умею хоть как-то
наладить с ними общение. Если у
истоков мифологии стоят страх и
одиночество, то я еще как одинок.
И представляю, сколь многое будет мне еще напоминать о родителях
впредь.» Он посвятил им
изумительное, полное сыновней
благодарности эссе «Полторы комнаты».
С матерью - Марией Моисеевной Вольперт. 1959 год.
С отцом Александром Ивановичем Бродским. 1959 год.
Слайд 35 22 октября 1987 года
Шведская академия объявила имя очередного Нобелевского лауреата по литературе. Им
стал Иосиф Бродский. Он пятый русский писатель после И.Бунина (1933), Б.Пастернака (1958), М.Шолохова (1965) и А.Солженицина (1970), удостоившийся этой высокой награды. Бродский стал одним из самых молодых нобелевских лауреатов по литературе.
Слайд 36 После присуждения ему Нобелевской премии
его
стихи и поэмы стали широко распространяться и в
России. Были изданы
даже несколько собраний его
сочинений. С середины 1980-х годов творчество Бродского
становится предметом увлекательного изучения: выходят
работы о его поэтике.
В эти же годы Иосиф Бродский собирает обильный
урожай многочисленных
премий, но, в первую очередь,
как англоязычный автор.
Он удостаивается звания
«Поэт-лауреат США» 1991 год.
Слайд 38 Поэт Иосиф Бродский скоропостижно скончался
в Нью-Йорке 28 января 1996 года, не дожив до 56
лет. Смерть Бродского, несмотря на то, что было известно о его ухудшающемся состоянии здоровья, потрясла людей по обе стороны океана. Похоронен в Венеции. В США у него осталась дочь, которая родилась в 1992 году, в Петербурге — сын (родился в 1967 году). Одной из последних инициатив поэта было создание Русской Академии в Риме, куда на несколько месяцев могли бы приезжать русские поэты.
Слайд 39Венеция Иосифа Бродского
Венеция - город, которому читающий мир обязан одним
из самых
Поэтичных произведений, написанных в прозе,- эссе "Набережная
неисцелимых", в котором
Иосиф Бродский признался в любви в городу.
С тех пор образ Венеции стал неразрывно связан с образом самого поэта.
Во всяком случае, для почитателей его творчества. Бродский приезжал в
Венецию на Рождество в течение 18 лет. Останавливался в разных
гостиницах, у знакомых и друзей. Он исходил ни один десяток километров
по узким венецианским улочкам и оставил нам в дар лучшее, что было написано об этом городе.
Слайд 40Красота в кристалле редком
О Венеции – ЭССЕ.
Сын Земли – свободный,
бедный,
И бессмертие в конце.
Слайд 41Место для захоронения Иосифа
выбрала Мария. Это не только
кладбище на острове
Сан Микеле,
но и саму географическую точку –
Венецию. Это как раз
на полпути
между Россией, Родиной (Бродский
всегда говорил "Отечество"), и
Америкой, давшей ему приют,
Когда Родина прогнала. Ну и
потом, он действительно любил
этот город. Больше всех городов на
земле. Может быть, этот город
напоминал ему родной Ленинград.
Слайд 42Иосиф прекрасный с прекрасной Марией
Венчались Венецией ультрамариновой,
Чтоб после вернуться,
скреплёнными браком:
Марии – с ребёнком, Иосифу – прахом.
Васильевский остров, Васильевский
остров
Его не дождётся, всё было так просто:
Балтийская прорва, холодная просинь,
Увенчанный славой изгнанник Иосиф.
Осталось: в пустыне своей человечьей
Он нервен и весел, красив и сердечен.
Останется: в мире навечном, незримы
Поют его песни ему серафимы.
О.Кучкина.
Слайд 43 Иосифа Бродского нередко называют последним поэтом Серебряного
века, хотя, возможно, он вообще последний большой русский поэт ушедшего
столетия. Понятие Серебряный век относится не столько ко времени, сколько к уровню культуры. Бродский был человеком высочайшей культуры, в совершенстве овладел несколькими языками,
великолепно знал мировую поэзию,
был знаком с лучшими поэтами
своего времени. Следуя своим
предшественникам, великим
поэтам века Золотого, он сумел
создать свою поэзию, идущую из
самой глубины сознания, свой
образный язык. Он любил свою
Родину и свой народ, гордился его
силой и восхищался мужеством.
Слайд 44«Я верю, что вернусь,
Ведь писатели всегда
возвращаются — если
не лично, то
на
бумаге, и если мой
народ не нуждается
В моей плоти,
то,
может быть, моя душа
ему пригодится».