Слайд 1Урок русского языка в 6 классе
Слайд 2ВПР
Объясните значение фразеологизма за тридевять земель, запишите. Используя не
менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление
этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
В данном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину такого несовпадения.
А бывает, заспорит о чём-то море с ветром
Слайд 3Правописание отрицательных местоимений
6 класс
Слайд 4Формулировка целей и задач урока:
научиться находить отрицательные местоимения по лексико-грамматическим
признакам;
сформулировать правила правописания отрицательных местоимений;
научиться применять эти правила на письме.
Слайд 5Задание
Дайте определение отрицательным местоимениям. Выпишите из текста только отрицательные местоимения.
О чём нужно помнить, чтобы не допустить ошибки в определении
части речи? Обоснуйте свой выбор.
СКАЗКА НИ О ЧЁМ
Жил-был Никто. Он был никем. И очень занят был ничем. И жил совсем нигде. Вот так - Никто нигде не жил никак.
Однажды ранним никогда Никто собрался никуда. Пришёл ни с кем, ни в чём, зато большое взял с собой ничто…
Слайд 6Проверяем!
Дайте определение отрицательным местоимениям. Выпишите из текста только отрицательные местоимения.
О чём нужно помнить, чтобы не допустить ошибки в определении
части речи?
СКАЗКА НИ О ЧЁМ
Жил-был Никто. Он был никем. И очень занят был ничем. И жил совсем нигде. Вот так - Никто нигде не жил никак.
Однажды ранним никогда Никто собрался никуда. Пришёл ни с кем, ни в чём, зато большое взял с собой ничто…
Слайд 7Задание
Проанализируйте данные примеры. Определите, по какому принципу сгруппированы словосочетания, найдите
закономерность и сформулируйте правило «НЕ – НИ в отрицательных местоимениях».
Дополните каждый ряд своими примерами.
НИКОГО не пригласили НЕКОГО пригласить
НИЧЕГО не прочитали НЕЧЕГО почитать
НИКОМУ не доверяет НЕКОМУ доверять
НИ С КЕМ не дружит НЕ С КЕМ дружить
… …
Слайд 8Проверь
Проанализируйте данные примеры. Определите, по какому принципу сгруппированы словосочетания, найдите
закономерность и сформулируйте правило «НЕ – НИ в отрицательных местоимениях».
Дополните каждый ряд своими примерами.
НИКОГО не пригласили НЕКОГО пригласить
НИЧЕГО не прочитали НЕЧЕГО почитать
НИКОМУ не доверяет НЕКОМУ доверять
НИ С КЕМ не дружит НЕ С КЕМ дружить
… …
Слайд 9Запомни!
НЕ- под ударением
НИ- без ударения
Слайд 10Слитно? Раздельно?
Посмотри видеоролик
https://www.youtube.com/watch?v=J6X5Jm_CTh0
Слайд 11Запомни! Заипиши
Вот это выучи старательно:
В местоименьях отрицательных,
Когда предлог стоит внутри, Слов пишем не одно, а три. Два слова – помни! – никогда. Никем – ни с кем. - Запомнил? - Да!
Слайд 12Обобщим результаты исследования
Что узнали об отрицательных местоимениях?
Какие орфографические правила сформулировали?
Слайд 13Алгоритм выполнения.
(Н )
Е
И
1. Поставь ударение
Под ударением
(НЕ)
В безударном положении
(НИ)
2.Есть
предлог?
ДА
НЕТ
Пиши в три слова!
Пиши слитно!
НИКОГО
НЕКОГО
НИ У КОГО
НЕ У КОГО
Слайд 14Изготовим наглядное пособие
сделаете после уроков
Сложите лист А4 с выполненной на
нём записью так, чтобы мы наглядно увидели условия слитного/раздельного написания
отрицательных местоимений, добавьте фломастером необходимый штрих, который бы определил условия выбора Е или И в отрицательных местоимениях.
Н У КОГО
Е
И
Слайд 16Джонни
Жил на свете Джонни,
Знаете его?
Не было у Джонни
Ровно (н...)чего!
(Н...)чего
покушать,
(Н...)чего надеть,
(Н...)(к) чему стремиться,
(Н...)(о) чем жалеть.
(Н...)чего бояться,
(Н...)чего терять…
Весело живётся,
(Н...)чего
сказать!
Выполните задания: 1. Прочитайте текст.
2. Выпишите словосочетания с отрицательными местоимениями. Объясните их написание, графически обозначьте орфограмму.
Слайд 17Внимательно прочитайте словосочетания и сочетания слов. О ком идёт речь?
Назовите героя, произведение, автора. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, графически
обозначьте выбор написания.
Ассоль
(Н…)кто (не)дружил, (н…)кто (не)верил, (н…)кому (не)доверяла, (н…)(с)кем (не)общалась, (н…)(в)чём (не)виновата, (н…)(от)кого (не)ждала, (н…)какого внимания, (н…)(в)ком (не)встречала участия
А.Грин «Алые паруса»
Слайд 18Проверьте себя!
Ассоль
Никто не дружил, никто не верил, никому
не доверяла, ни с кем не общалась, ни в чём
не виновата, ни от кого не ждала, никакого внимания, ни в ком не встречала участия
А.Грин «Алые паруса»
Слайд 19Выполнить дома
(Н…)(у)кого (н…)чего (не)спросит, (н…)кому сообщить о приезде, (н…)чего (не)испугался,
(н…)чего пугаться, (не)догадался(н…)(о)чём, (н…)чему радоваться, (н…)кому (н…)чего (не)сказал, (не)встречался (н…)(с)кем,
встречаться было (н..)(с)кем.
Слайд 20Закрепление пройденного
Спишите пословицы. О чём они говорят? Вставьте пропущенные буквы,
раскройте скобки, обозначьте орфограммы графически.
Не стыдно молчать, коли (н…)чего сказать.
Всяк
хочет взять, а (н…)кто не хочет дать.
(Н…)какое худо до добра не доводит.
Скучен день до вечера, коли делать (н…)чего.
Бился, колотился и (н…)(до)чего не добился.
Не ошибается тот, кто (н…)чего3 не делает.4
Если не можешь сказать (н…)чего хорошего, лучше (н…)чего не говори.
Завистливый (н…)(о)ком хорошего слова не скажет.
Слайд 21Проверьте себя!
Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
Всяк хочет взять, а
никто не хочет дать.
Никакое худо до добра не доводит.
Скучен день
до вечера, коли делать нечего.
Бился, колотился и ни до чего не добился.
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Если не можешь сказать ничего хорошего, лучше ничего не говори.
Завистливый ни о ком хорошего слова не скажет.
Слайд 22Игра «Третий лишний»
Выпишите лишнее словосочетание, объясните свой выбор:
(Н…)какого впечатления, (н…)кого
пригласить, (н…)кто не знает;
(н…)(к)кому обратиться, (н…)(у)кого узнать, (н…)(о)чём не вспомнил;
(н…)чего
сказать, (н…)(о)чем спросить, (н…)чему удивляться.