Слайд 1Урок технологии во 2 классе
Происхождение натуральных тканей.
Их свойства
Слайд 2Задачи урока:
Дать представление о происхождении натуральных тканей, их видах и
свойствах.
Учить работать с информацией; расширять личный опыт учащихся.
Развивать исследовательские качества,
умения классифицировать результаты наблюдений.
Развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать, анализировать, рассуждать.
Развивать конструкторско-технологические способности и интересы.
Слайд 3ОДЕЖДА
Почему мы носим одежду?
Из чего (из каких материалов) сделана
ваша одежда?
Кто разработал модель и конструкцию одежды?
(Модельер, закройщик.)
Кто сшил?
(Портной.)
Эти профессии современные или древние?
Слайд 4Первобытные люди
Во что одевались первобытные люди?
Чем они питались?
Почему у
них возникла потребность
в другой одежде?
Слайд 5Но стремление к удобству, красоте, практичности побуждало людей искать новые
материалы и конструкции одежды. Они стали думать: чем заменить шкуры?
Из чего можно сделать одежду разного назначения — чтобы согревала в холод и давала прохладу в жару, чтобы была удобной мужчинам для охоты, женщинам для домашней работы, детям для игр?
Слайд 6Когда – то давно древние люди одомашнили диких животных. Ухаживая
за скотом, что пух и шерсть овец, коз, кроликов хорошо
сохраняет тепло и согревает от холода. Так люди догадались, что пух и шерсть можно использовать для получения тёплых тканей.
Слайд 8Наблюдая за растениями, люди обнаружили, что лён, хлопок и другие
волокнистые растения могут стать сырьём для прохладных, впитывающих влагу тканей
и ваты.
Слайд 10Одежда из хлопчатобумажных тканей
Слайд 11Наблюдая за насекомыми, люди заметили, что гусеница шелкопряда вырабатывает очень
тонкие и прочные нити, и стали делать из этих нитей
шёлковые ткани.
Слайд 13Это интересно
История разведения бабочки тутового шелкопряда связана с древним Китаем,
– страной, долгие годы хранившей тайну изготовления изумительной ткани –
шелка. В древних китайских рукописях шелковичный червь впервые упоминается в 2600 г. до н.э.. Китайцы умели хранить свои тайны – любая попытка вывезти бабочек, гусениц или яйца шелкопряда каралась смертью.
Но все тайны когда-нибудь раскрываются. Так произошло и с производством шелка. Сначала некая самоотверженная китайская принцесса в IV в. н.э., выйдя замуж за короля малой Бухары, принесла ему в дар яйца шелковичного червя, спрятав их в своей прическе. Спустя примерно 200 лет, в 552 г., к императору Византии Юстиниану явились два монаха, которые предложили за хорошее вознаграждение доставить из далекого Китая яйца шелкопряда. Юстиниан согласился. Монахи отправились в опасное путешествие и в том же году вернулись, принеся яйца шелкопряда в своих полых посохах. Юстиниан вполне осознавал важность своей покупки и специальным указом велел разводить шелкопрядов в восточных районах империи.
Слайд 14Ткани, получаемые из шерсти и пуха животных, волокон растений, нитей
шелкопряда, называют натуральными.
Слайд 15Исследование свойств и строения натуральных тканей
Рассмотрите кусочки тканей, находящихся на
вашем рабочем месте.
Выбери четыре лоскутка разных натуральных тканей. Сравни их
свойства.
Возьми в руки, погладь, помни, согни, переверни. Расскажи о своих ощущениях.
Попробуй разорвать лоскутки, разрезать. Опусти образцы по очереди в воду. Вынь. Расскажите о полученных результатах.
Чем похожи и чем различаются ткани? Сравните свойства ткани со свойствами бумаги.
Какие похожие свойства есть у ткани и бумаги?
Перечислите все свойства бумаги и ткани.
Слайд 16Исследование и определение строения ткани
Рассмотрите кусочек ткани с утолщёнными
нитями полотняного переплетения.
Из чего состоит лоскуток? Как устроена ткань?
А бумага
имеет такое же строение, как ткань?
Попробуй вытянуть ниточку с одной стороны, с другой.
Потяните кусочек ткани в разные стороны. Как тянется ткань, вдоль или поперёк?
Слайд 17Направления нитей ткани
продольное
поперечное
основа
уток
Слайд 18Лицевая и изнаночная сторона
Рассмотрите ткань с обеих сторон и сравните
окраску.
Та сторона одежды, которую мы видим снаружи (более яркая
но окраске), называется лицевой . Обратная сторона ткани (в изделиях она внутренняя) — изнаночная.
Слайд 19Цвет сторон в хлопчатобумажных тканях различается потому, что при их
окрашивании краска накатывается с лицевой стороны. То есть краска поступает
на барабан с рисунком, а ткань прокатывается по барабану. Но есть и такие ткани, у которых рисунок чёткий с двух сторон. Эти ткани сотканы из разноцветных нитей.
Не у всех тканей лицевая и изнаночная стороны ярко выражены, особенно это характерно для шерстяных тканей и льняного полотна.
Слайд 20Практическая работа 1
Разделите имеющиеся у вас лоскутки тканей по цветовому
сочетанию.
Определите лицевую и изнаночную сторону.
Разметьте с помощью шаблона лепестки
цветов.
Наклейте их на плотную основу клеем ПВА, создайте собственную коллекцию.