Слайд 2План работы по теме:
Всего 6 уроков (3 недели).
Разберем темы:
Личность
Петра I;
Внешняя политика;
Политические реформы;
Экономические реформы (2 урока);
Народные движения (ДЗ –
рабочий лист);
Реформы в культуре и быте (4 проекта-презентации: «Образование», «Наука», «Художественная культура», «Изменения в быте» (подготовить к началу 3 недели).
3. Зачет и контрольная работа.
Слайд 3Проверь себя:
Какое направление внешней политики в первой четверти XVIII в.
было главным?
Борьба за господство на «Великим шёлковым путём»;
Борьба за выход
к незамерзающим морям: Чёрному и Балтийскому;
Борьба за господство над Волжским торговым путём;
Активное участие в Великих географических открытиях.
Азовские походы Петра I привели к
Присоединению Крыма к России;
Освобождению Греции от османского гнёта;
Завоеванию Азова и части побережья Азовского моря;
Установлению контроля над черноморскими проливами.
Слайд 4Проверь себя:
Причиной поездки Петра I за границу в составе Великого
посольства было стремление
Познакомить мир с достижениями русской науки и техники;
Найти
союзников для войны с Турцией;
Найти союзников для борьбы с Речью Посполитой;
Заключить династический брак.
Полтавская битва произошла
8 января 1654 г.;
27 июля 1714 г.;
27 июня 1709 г.;
28 января 1725 г.
Слайд 5Проверь себя:
Название «Морская Полтава» получило сражение при
Гангуте;
Нотебурге;
Лесной;
Нарве.
Северная война закончилась подписанием
«Вечного
мира»;
Столбовского мира;
Ништадтского мира;
Андрусовского перемирия.
Слайд 6Проверь себя:
Что стало результатом победы России в Северной войне?
Завоевание побережья
Балтики;
Завоевание Россией титула «владычицы морей»;
Присоединение земель по берегам Северного моря;
Потеря
Швецией независимости.
Установите верную хронологию событий:
Полтавское сражение;
Битва при Нарве;
Битва у д. Лесной;
Гангутское сражение.
2314
Слайд 7Глава 3. Россия при Петре I
Тема: «Политические реформы Петра I»
Слайд 8Домашнее задание:
Параграф 15, читать;
Заполнить таблицу «Коллегии и их функции».
Слайд 9План:
Реформа центрального управления;
Табель о рангах;
Областная реформа;
Реформа городского управления.
Слайд 10Россия отстает в своем развитии потому, что в ней плохое
управление, чтобы исправить это, необходимо ввести государственное регулирование торговли, ремесел
и художеств, контролировать соблюдение законности вплоть до регламентирования одежды и поведения людей. Административные реформы Петра были направлены на то, чтобы создать для регулярного государства идеальный исполнительский аппарат,
действующий строго по
регламентам и инструкциям.
И.Т. Посошков из книги
«Книга о скудности и богатстве.»
Слайд 11Напишите подзаголовок:
Реформа центрального управления.
Слайд 12Давайте, вспомним схему органов власти в XVII в. при первых
Романовых.
Царь
Земский собор
Боярская дума
Приказы
Патриарх
XVII век – укрепление самодержавной власти, ослабление роли
Земского собора, усиление прав и привилегий дворянства.
Слайд 13
Составим схему органов власти при Петре I.
Прочитайте пункт «Реформа центрального
управления» и ответьте на вопросы:
Кто являлся главой государства?
Существовала ли Боярская
дума при Петре I?
Какой орган власти был создан в 1711 г?
Какие у него были функции?
Царь, с 1721 г. император
1711 г. Сенат
Функции:
Законодательные;
Распорядительные;
Судебные.
Слайд 14
В этом же пункте «Реформа центрального управления» и найдите ответ
на вопросы:
Какие органы власти появились вместо приказов?
Назовите какие были коллегии
и чем они занимались?
Царь, с 1721 г. император
Сенат (1711 г.)
Функции:
Законодательные;
Распорядительные;
Судебные.
Коллегии
(1718-1720 гг.)
Исполнительный орган
Слайд 15
Прочитайте пункт «Церковная реформа» и ответьте на вопросы:
Что произошло в
1700 г.?
Какова была судьба патриаршества после завершения Северной войны?
Кто возглавлял
новый орган государственной власти?
Царь, с 1721 г. император
Сенат (1711 г.)
Функции:
Законодательные;
Распорядительные;
Судебные.
Коллегии
(1718-1720 гг.)
Святейший Синод
(1721 г.)
во главе с обер-прокурором;
Ведает церковными делами.
Слайд 16
Кроме того появляются новые органы власти. Прочитайте пункт «Реформа центрального
управления» и ответьте на вопросы:
Какие еще были органы государственной власти,
кроме Сената и Коллегий?
Чем занимались эти органы?
Царь, с 1721 г. император
Сенат (1711 г.)
Коллегии
(1718-1720 гг.)
Святейший Синод
(1721 гг.)
Преображенский приказ
(дела о государственных преступлениях)
Тайная канцелярия
(орган политического сыска)
Слайд 171722 г. Указ о престолонаследии (царь сам назначает себе преемника)
Итоги
реформы:
Вся власть находилась в руках императора, утвердился абсолютизм;
Укрепилось Российское государство;
Церковь
стала одним из государственных инструментов.
Слайд 18Табель о рангах 1722 г.
(старая и новая аристократия уравнивались
в службе, 14 рангов, возможность служебного роста не зависимо от
происхождения)
Слайд 21Давайте, вспомним, в XVII в.
На какие части делилась страна?
Кто
их возглавлял?
Слайд 22Местное управление в XVII в.
Россия
уезд
уезд
уезд
станы
станы
станы
волость
волость
волость
воевода
волость
станы
волость
Слайд 23Областная реформа 1708 г.
Губернаторы назначались царём, имели административную, военную, судебную
власть. Губернии делились на уезды (провинции) во главе с воеводами.
Россия
Московская
губерния
Ингерманландская
губерния
Смоленская
губерния
губернатор
Киевская
Азовская
Казанская
Сибирская
Архангелогородская
Слайд 24Реформа городского управления 1720 г.
Городское население
Слайд 25Главный магистрат
Магистрат магистрат
магистрат
Магистраты возглавляли бурмистры и ратманы, которых
выбирали из горожан.
Слайд 26Итоги реформы:
Способствовала эк. ;
Обеспечила поддержку самодержавия «регулярных» горожан.
Слайд 28Проверь себя:
В XVIII в. документ, посвященный порядку продвижения по государственной
службе, называется
«Кондиции»;
«Табель о рангах»;
«Военно-морской устав»;
«Жалованная грамота».
В результате проведения областной реформы
1708 г. Россия была поделена на
Области;
Республики;
Волости;
Губернии.
Слайд 29Проверь себя:
Установите соответствие между органами власти и их функциями.
2431
Слайд 30Глава 3. Россия при Петре I
1 урок по теме: «Экономические
реформы Петра I»
Слайд 31Домашнее задание:
Параграф 16, читать;
Учить записи в тетради.
Слайд 32План урок 1:
Экономические проблемы в России в XVIII в.;
Цели преобразований;
Преобразования
в сельском хозяйстве;
Реформы в сфере мануфактурного производства.
Слайд 33Экономические проблемы России в начале XVIII века
Состояние экономики России на
рубеже XVII-XVIII в.
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
РОССИЯ
Процесс разложения
феодального строя
Процесс разложения
феодального
строя
ОТСТАВАНИЕ
Нехватка металла.
Не налажено производство
промышленных изделий.
3. Слабое мануфактурное
производство.
4. Низкий уровень развития с\х
Слайд 34Российская экономика при Петре I
Цели экономических преобразований
Обеспечение армии и флота
оружием,
обмундированием,
снаряжением
Развитие промышленности и преодоление экономической отсталости
Развитие внутренней и
внешней торговли
России
Слайд 35Направления экономики
Протекционизм Меркантилизм
усиление
госуд-го
вмешат-ва
Слайд 36Найдите и прочитайте после параграфа 16 определение понятий:
«Протекционизм»
«Меркантилизм»
Слайд 37Напишите подзаголовок
Сельское хозяйство.
Слайд 38Прочитайте пункт «Сельское хозяйство» и ответьте на вопросы:
Что означает выражение:
«Россия – аграрная страна»?
Какие появляются новые инструменты?
К чему привело использование
новых инструментов?
Слайд 39Запишем:
К XVIII в. большинство населения занималось С/Х
1. Новые инструменты:
Литовская коса;
Грабли.
экономия времени, выше производительность труда.
Слайд 43Продолжим читать пункт «Сельское хозяйство», ответьте на вопросы:
Что еще нового
появилось в сельском хозяйстве?
Для чего нужно было разведение овец, а
также конные заводы?
Запишем.
2. Новые породы овец производство сукна;
3. Первые конные заводы большая кавалерия;
Слайд 46Продолжим читать пункт «Сельское хозяйство», ответьте на вопросы:
Для каких целей
разводили шелковичных червей?
Для каких целей расширяли посевы льна и конопли?
Запишем.
4.
Разводили шелковичных червей производство шёлка;
5. Расширились посевы льна и конопли
для одежды солдат;
6. Вырубка леса для строительства флота.
Слайд 49Запрещено рубить лес рядом с реками.
Слайд 50Закончим читать пункт «Сельское хозяйство», ответьте на вопросы:
Но не смотря
на все нововведения, что тормозило развитие с/х?
Какие были итоги реформ?
Запишем.
НО!
Развитие с/х тормозили:
Крепостной труд;
Низкий уровень с/х техники
Невысокая неустойчивая урожайность.
Слайд 51Напишите подзаголовок
Мануфактуры
Слайд 52Используя карту и пункт «Мануфактуры», ответьте на вопросы:
Какие мануфактуры и
где были открыты при Петре I?
Какими были заводы: Невьянский, Уктусский,
Алапаевский, Демидовский?
Составьте схему: «Мануфактуры».
Слайд 53Проверка:
Мануфактуры
Горно-заводские
Химические
Металлур-гические
Верфи
Оружейные
Слайд 55Россия вышла на 3 место в Европе по производству металла
Слайд 56Химические мануфактуры
Производили (делали):
серу;
купорос;
красители;
скипидар.
Слайд 57Крупные верфи в Архангельске, Воронеже, Москве, Петербурге.
Слайд 58Используя пункт «Мануфактуры», ответьте на вопросы:
Что было главным тормозом в
развитии мануфактур? Почему?
Кто работал на мануфактурах?
Запишем.
НО! Главный тормоз в развитии
– приписные крестьяне.
Слайд 59Каковы были итоги реформ в сфере мануфактурного производства?
Рост кол-ва мануфактур
(к 1725г. с 30 до 200);
Россия вышла на III место
в Европе (после Англии и Швеции) по производству металла.
Слайд 60Проверь себя:
Основным направлением экономической политики Петра I являлось
Сокращение частного предпринимательства;
Сокращение
числа военных предприятий;
Использование машинной техники в сельском хозяйстве;
Усиление государственного вмешательства
в экономику.
В чём состояло отличие российских мануфактур XVIII в. от западноевропейских?
На российских мануфактурах использовали ручной труд;
На российских мануфактурах использовали вольнонаёмный труд;
Российские мануфактуры основывали свою деятельность на подневольном труде;
Российские мануфактуры находились только в частных руках.
Слайд 61Глава 3. Россия при Петре I
2 урок по теме: «Экономические
реформы Петра I»
Слайд 62Домашнее задание:
Параграф 16, читать;
Заполнить рабочий лист, параграф 17 «Народные движения
в I четверти XVIII в.».
Слайд 63План урок 2:
Развитие ремесленного производства;
Реформы в области торговли;
Денежная и налоговая
реформы;
Общие итоги экономического развития при Петре I.
Слайд 64Работа в группах:
1 группа «Ремесленное производство»
2 группа «Торговля»
3 группа «Денежная
и налоговая реформы»
4 группа «Итоги экономической политики»
Слайд 65Задание 1 группе «Ремесленное производство»:
Какие города были крупнейшими ремесленными центрами?
Выделите
2 крупных направления в ремесленном производстве? Составьте схему «Ремесленное производство»
В
каждом направлении укажите ЧТО и ГДЕ производили. Занесите в схему.
Как ремесленники помечали свои изделия?
Что было создано в 1722 г.?
Слайд 66Ремесленное производство
Предметы домашнего обихода:
Замки, ножи (Павлов, Ворсма);
Оловянная посуда (Ярославль);
Холсты (Кострома);
Украшения
из золота и серебра (Москва);
Финифть (Ростов Великий).
Выделка кожи и меха:
Кожаные
сапоги, ремни;
Шили шапки и шубы
Товар продавали в Европе.
Мастера ставили своё клеймо на изделии.
В 1722 г. созданы ремесленные цеха.
Слайд 67Задание 2 группе «Торговля»:
Что успешно развивалось в XVIII в.?
Что способствовало
развитию торговли? Выделите 5 пунктов.
Какие страны были основными торговыми партнёрами?
Составьте схему «Основные торговые партнёры».
Заполните таблицу.
Слайд 68Торговля
Успешно развивался всероссийский рынок.
Развитию торговли способствовало:
Строительство каналов: (1703 – 1709)
Вышневолоцкий, (1718 – 1731) – Ладожский и Волго-Донский.
Рост численности городов;
Рост
мануфактурного производства;
Создание регулярной и многочисленной армии;
Защита отечественного производителя (1722 г. – Таможенный тариф – 75% пошлина, если такой же производили в России).
Слайд 69Основные торговые партнёры
Западные -Англия и Голландия
Южные – через Астрахань с
Персией и Закавказьем
Восточные - Китай
Слайд 71Задание 3 группе «Денежная и налоговая реформы»:
Какова была цель Петра
I при проведении денежной и налоговой реформы?
Заполните таблицу.
Каковы были итоги
этих реформ?
Слайд 72Денежная и налоговая реформы.
Цель реформ – пополнить казну государства.
Итог
реформ: бюджет государства увеличился в 3 раза.
Слайд 73Задание 4 группе «Итоги экономического развития»:
Заполните таблицу.
Слайд 75Глава 3. Россия при Петре I
Тема: «Изменения в культуре и
быте в первой четверти XVIII в.»
Слайд 76Домашнее задание:
Параграфы 13 - 19, подготовка к КР и зачёту.