Слайд 1"Чем дальше
в будущее входим,
тем больше
старым дорожим..."
«Устное народное
творчество
Донского края»
Слайд 2
Вклад донского казачества в культуру России не менее значителен, чем
его боевые заслуги перед Родиной.
Богата культура Донского края казачьими
песнями, сказками, преданиями, легендами, загадками и пословицами, особыми играми и обычаями. Издавна живут на Донской земле прекрасные мастера и рукодельницы, поэты и писатели, ученые и деятели искусства.
Культура донского казачества пережила за столетия своего развития немало взлётов и падений. В настоящее время возрождается казачество, его культура, традиции, быт, история.
Слайд 3Устное народное творчество
Донского края - кладезь народной
мудрости.
Литература донского края
интересна и своеобразна, она перекликается идеями, сюжетами, образами, художественными приемами
со всей литературой огромной многонациональной России. Ведь безвестные создатели национального фольклора не мыслили себя, свой край вне большой Родины, ее проблем.
Слайд 4 Без углов курень не строится, без пословицы речь не
молвится.
Пословицы и поговорки Дона - зеркало жизни, населяющих его людей,
отражение жизненных укладов, установок, опыта, особенностей психологии и языка представителей различных национальных групп, проживающих на этой обширной территории. «На Дону пословица недаром молвится», - говорят казаки – донцы.
Слайд 5О родине:
1.Земля донская – мать родная.
2.Казаку честь – за
Родину лечь.
3.Пусть знает ворог, что казаку Дон дорог.
4.Дон тихий, а
слава о нем громкая.
Отвага:
1.Казаки в бою не робеют – любого врага
одолеют.
2.Где тревога, туда казаку и дорога.
3.Кто пули боится, тот в казаки не
годится.
4.Лучше голову сложить, да казачьей
чести не уронить.
Казак и конь:
1.Казаку конь себя дороже.
2.Казак без коня, что солдат без ружья.
3.Казак дружбу соблюдает: коня в беде не бросает.
Казачья дружба:
1.Казак без друзей, что дуб без корней.
2.Невесело на свете жить, коли не с кем дружить.
3.Не плетень городи, а с соседом дружбу веди.
Законы и обычаи казачьей вольницы:
1.Атаманом артель крепка.
2.Терпи казак, атаманом будешь.
3.Каков казак–отец, таков и сын-молодец.
Слайд 6Загадки казаков.
А сколько интересных загадок у донцов- казаков. Их тоже
можно разделить по разным темам: о различных явлениях природы, о
животных, о растениях, об овощах, о небесных светилах, о человеке и его жизни:
1. В небе родился, в земле схоронился.
2. Песни играет, всяк его знает.
3. В зимнюю стужу раздето, а в жару одето.
4. Мелкие людишки, красные штанишки.
5. Летала пташка промеж рта и чашки.
6. Посреди двора - золотая голова.
7. Голубая простыня весь мир покрывает.
8. Ложка краски, а весь мир красит.
9. Сидит белка в ложке, свесив многие ножки.
10. Кривой двух братцев понес к Дону купаться,
Пока братцы купаются, кривой без дела валяется.
Слайд 7
Сказка – складка, да дело гутарит.
Около пятисот лет тому назад
приютил батюшка Дон выходцев из разных земель, большинство из которых
были русские.
Именно они принесли сюда веру и обычаи, песни и сказки. Под влиянием новых условий жизни изменились характер пришельцев, взгляды на жизнь.
Даже сказки стали рассказываться по–иному. Если сравнить русские и казачьи народные сказки, легко убедиться, что героя, надеющегося на чудо, вытеснил герой, рассчитывающий больше на свою смекалку, ловкость и удаль.
Слайд 8
Соответственно жизненная мотивация событий почти совсем вытеснила элемент волшебной фантастики.
Например, казачья сказка «Танюшка и мачеха» очень похожа на русскую
народную сказку «Василиса прекрасная». Много у донских казаков сказок о животных: «Глупец и жеребец», «Казак и лиса», «Лиса и рак», «Две козы». Можно выделить калмыцкие сказки, сказки донских армян, сказки казаков-некрасовцев и другие.
Сказки Донских казаков высмеивают глупость и лень, жадность и трусость, лживость и несправедливость. А прославляют мужество и смелость, трудолюбие и честность, смекалку и ум.
Недаром казачья же пословица гласит: «Сказка – складка, а уму учит».
Слайд 9
Предания, былички и былины, легенды Донского края.
Среди прозаических жанров донского
казачьего народнопоэтического творчества представлены предания, былички и былины, легенды.
К преданиям
относятся сюжетные устно–поэтические повествования, в которых с известной дозой вымысла, смешанного с фактическими сведениями, рассказывается о делах давно минувших дней, исторических лицах. Некоторые фольклористы относят к преданиям рассказы о происхождении гор, рек, озёр и других географических объектов, некоторые же считают их топонимическими сказками.
Слайд 10Былички – это народные произведения суеверного содержания, повествующие о встречах
со сверхъестественными существами, о событиях, которым придается (несмотря на присутствие
нечистой силы) значение подлинных фактов.
Сотрудница Ростовского госуниверситета Н. А. Архипенко выделила целый ряд жанровых особенностей, присущих быличкам: подчёркнутую истинность сообщений («с соседом случилось», «сама видела», «старики рассказывали»), указание на исключительность изображаемого («тут вдруг», «а он тут как тут»);
простоту действий фантастических персонажей (навалился, захохотал, душил, стал топить).
Она выделяет ряд мифических персонажей донских быличек: домового (наваливается и душит, мучает и опекает), ужа (покровительствует дому и семье, сосёт молоко коров, его убийство влечёт болезнь и смерть домочадцев), огненного змея (посещает родственников покойника, часто в облике умершего), сома (утаскивает под воду детей и животных), колдуна (чаще вредит брачующимся, если его недостаточно приветили и угостили), ведьма (умеет принимать обличья животных, клубка, колеса, наводит порчу).
Очень часто у донских и запорожских казаков такая женщина-ведьма превращалась в кошку.
Слайд 11Былины на Дону известны как «стародавние», «прадедовские» песни. Да и
по содержанию, форме, манере исполнения они на протяжении ряда веков
приобрели сходство с казачьими строевыми и походными песнями. Таковыми их делают краткость сюжета, сводимого до одного эпизода, соотнесенность с реалиями казачьей боевой и походной жизни, неповторимость донского пейзажа, сведение к минимуму гиперболизации и фантастического элемента, своеобразие языка, его эмоциональная окрашенность, многообразие и мелодическое богатство хорового исполнения.
Наиболее популярны у казаков были богатыри «старый казак» Илья Муромец, Добрыня-Дончак, Алеша Попович, Дюк Степанович. Они наделяются типичными чертами казаков – донских рыцарей, защитников дальних рубежей нашей Родины. Живут и действуют они в соответствии с реалиями быта боевой и походной жизни, обычаями донской казачьей республики.
В песнях-былинах отражены просторы степей, ширь и величавость тихого Дона, память о конных и морских походах, об особенностях стародавнего военно-бытового уклада жизни казачества.
Учеными-фольклористами записано более сотни вариантов таких былин: «Илья Муромец», «Илья Муромец выезжает в поле», «Добрыня - Дончак гуляет по полю Куликовскому», «Возращение Дончака-Добрыни из туретчины», «Дюк Степанович и три разбойника», «Садко выходит на корабле во сине море».
Слайд 12
Легенды в содержательном плане очень близки к преданиям (очень часто
даже специалисты не могут провести между ними четкой грани).
Легендам, как
правило, присущ нравоучительный подспудный смысл.
В них представлены фантастические (в том числе христианские и языческие) мотивы, они рассказывают о происхождении мироздания, стран и народов, животных и растений, в них говорится о вознаграждении и наказании, об исторических событиях и лицах. В основу сюжета положено чудо. Наряду с людьми в произведениях этого жанра выступают святые, черти, лешие, и другая большая сила. В этом легенды близки к сказкам, но их текст не содержит традиционных сказочных присказок, зачинов и концовок.
Слайд 13
Записано из слов Марковой Анны Евгеньевны и Осиповой Ольги Евгеньевны,
старожилов
хутора Араканцева. (1995 год).
«Старики говорили, что хутор Дымков образовался позже,
чем хутор Араканцев. Как это произошло?
На Дону была станица Курмоярская (когда в 1957 году было построено Цимлянское водохранилище, эта станица оказалась под водой). Вот из этой станицы и пришел в наши края казак, которого звали Дёмка или Димка. Занялся он овцеводством. Много их у него было. Ему понравились наши края. По его приглашению пришли сюда из Курмоярской другие люди и стали здесь жить.
По имени казака, который пришёл в наши края из станицы Курмоярской, хутор, образованный им, и получил название Демков».
Слайд 14Народный театр – любимое зрелище донских казаков.
К числу любимых зрелищ
донских казаков относился народный театр. В Х I Х веке
редко какая ярмарка, свадьба или другие общенародные гуляния обходились без показа народной драмы, фарса или кукольного представления.
Создание самого народного театра начинается, как считают исследователи, начинается с того момента, когда по Дону и его притокам начинают селиться беглые крестьяне, которые приносили на донские земли устное творчество: песни, былины, сказы, торжественные обряды, праздники скоморошины, потехи. Отличие народного театра от профессионального заключалось в том, что представления народного театра шли прямо под открытым небом, на улицах и площадях, среди шумных толп зрителей. Очень часто и сами зрители становились участниками спектаклей.
Слайд 15
Колыбелью донского народного театра являются верховые старейшие станицы: Правоторская, Михайловская,
Урюпинская, Дурновская, Преображенская. Видимо, отсюда бродячие актерские группы разносили народные
драмы по всей Области Войска Донского.
Народный театр был театром героическим. Героями драм выступали наиболее любимые казачьи персонажи: Ермак Тимофеевич, Степан Разин, Кондратий Булавин. Народные исполнители присваивали своим героям самые благородные черты: храбрость, бескорыстие, любовь к Родине, великодушие.
Драма «Ермак» была, например, одной из любимых постановок. В течение всего ХIХ столетия она разыгрывалась на Крещенской ярмарке в станице Михайловской.
Слайд 16
Фарсы.
Кроме народных драм, казачий театр располагал большим количеством фарсов, комических
сцен. К ним можно отнести фарсы «Как холопы из господ
жир вытряхивают» и «Ванька малый, да барин удалый». В них звучала социальная сатира на помещиков, купцов и бояр. Фарс «Ванька малый» заканчивается призывом:
Барина – на рели,
Голубчика – на качели,
А за барином господ,
И всех царских воевод!
В фарсах более позднего происхождения уже нельзя найти призыв «подвесить барина на рели» (виселицу). Призывы громить и уничтожать помещиков, заменены мечтой о чудесных кнутах, которые бы наказывали тех, кто живет обманом и неправдой. Персонажи, подвергающиеся осмеянию народа – уже не гордые и чванливые бояре, а глупый бездельник – барин, окружной атаман, писарь, пройдоха-коновал.
Фарсы разыгрывались на общих гуляниях и на частных гуляниях и свадьбах.
Слайд 17Кукольный театр.
Ни одна ярмарка на Дону не обходилась без кукольного
театра. На Хопре, среди верховых казаков, наибольшей популярностью пользовались кукольные
театры К.И. Кондакова и Т.П. Куроплина. Репертуар их был почти одинаков, но техника постановки разная. Т.П. Куроплин имел обычные куклы размером 80-90 сантиметров. Они наряжались в казачьи костюмы и приводились в движение при помощи тонких шнурков, управляемых руками «водителя» скрытого за ширмой. Одним из любимых героев кукольных представлений являлся никогда не унывающий казак Чигуша – собирательный тип в казачьем фольклоре. В постоянных столкновениях с людьми богатыми и влиятельными, он умел найти выход, посмеяться над противником и потешить народ.
Много места в репертуаре кукольного театра занимает бытовой жанр, сцены из жизни. К таким фарсам относились «Старый муж и молодая жена», «Служивый Ваня и жалмерка Дуня», «Милые любуются» и другие.
Представления сопровождались музыкальным оформлением. Оно состояло из двух гармоней, двух-трех бубнов, литавров и нескольких трензелей. Музыканты по ходу действия исполняли и песни, а иногда принимали участие в представлении, вступая в спор с куклами. Таким был донской народный театр, который просуществовал на земле донских казаков в течение двухсот лет.
Слайд 18Заключение.
Богата, своеобразна, интересна культура Донского края, его народное творчество.
Знание того, что было до нас не только желательно, но
и необходимо.
В древности говорили: «Каждое древо сильно своими кореньями, отруби их и древо погибнет». Так и народ, и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще.
культура казачества - это побочная река,
впадающая в большую реку
русской культуры.