Слайд 1
«В детский сад без слёз»
Старший воспитатель: Асташенко Г.В.
Педагог-психолог: Самодурова О.А.
Prezentacii.com
(адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ)
Слайд 2«Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к
будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от
того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из
знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия,
что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита. На эти перемены малыши отвечают, как говорил И.П. Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными.
Слайд 4Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов.
От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат
- спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение
Слайд 5 Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад.
В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся
жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
четкий режим дня;
отсутствие родных рядом;
длительный контакт со сверстниками;
необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
особенности нового пространственно-предметного окружения.
Слайд 6Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими
изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает:
преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
нежелание вступать
в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
утрата навыков самообслуживания;
нарушение сна;
снижение аппетита;
регрессия речи;
изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).
Слайд 7 Родители отдают своего ребенка в детский сад
по разным причинам. Но даже если это решение не связано
с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:
в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);
Слайд 8
обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только
к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть
и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);
в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитатель» (Вот пойдешь в детский сад... Что скажет воспитатель, если увидит такое...).
ВАЖНО!
В присутствии малыша воздержитесь от своих опасений по поводу того, сможет ли он спокойно расстаться с домом, чем его будут кормить, и т. Д
Расскажите малышу, что ему будет хорошо в детском саду, что его ждут добрые воспитатели, весёлые дети, много игрушек.
Слайд 9И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации
к новым условиям жизни. Адаптирующегося родителя отличает:
повышенная тревожность;
обостренное чувство жалости
к ребенку и к себе;
преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
Слайд 10ВАЖНО!
Ежедневно общайтесь с воспитателем, с целью выяснить, как
вам
скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и
быстрее привыкал к новым условиям жизни:
Забирая ребёнка из детского сада задавайте вопросы воспитателям:
Как спал малыш.
Какой аппетит у ребёнка.
Как общался со сверстниками и взрослыми в течении дня.
Какое настроение было у малыша.
Помните что спокойный длительный сон, хороший аппетит, спокойное,
бодрое эмоциональное состояние,
полное восстановление имеющихся навыков,
активное поведение – это показатели адаптированности ребёнка к детскому саду.
Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
Слайд 11Стадии адаптационного периода
Срочная (острая ) адаптация
Подострый период или собственно
адаптация
Период компенсации или адаптированности
Слайд 12В остром периоде, который иначе называется ориентировочным этапом адаптации, отмечаются
ярко выраженные изменения поведения ребенка. Первые 2-3 недели все системы
органов максимально напряжены, в организме бушует «физиологическая буря». Малыш становится капризным, возбудимым. Появляются отрицательные эмоции в общении с взрослыми и детьми, ухудшается аппетит, становится тревожным сон.
Слайд 13В срочной адаптации участвую системы организма ребёнка:
Системы управления: ЦНС (центральная
нервная система), эндокринная, иммунная.
На фоне стресса наблюдается
повышенная возбудимость или вялость, беспокойный сон, эндокринной системой вырабатывается адреналин, снижается сопротивляемость имунной системы.
Системы жизнеобеспечения: ССС (сердечно-сосудистая), дыхательная, пищеварительная, выделительная, вегетативная
На фоне стресса учащается сердцебиение, пульс, затрудняется дыхание, может быть расстройство стула, плохой аппетит, слабость.
Слайд 14Клинические проявления срочной адаптации:
Изменение поведенческих реакций (дети могут быть излишне
активны, агрессивны или застенчивы, плаксивы)
Важно!
Создать благоприятный
микроклимот в группе и дома, быть внимательным и терпимым к ребёнку. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь.
Вегетативные нарушения:
Бледность кожи, похолодание конечностей, жажда, сухость слизистых, учащение мочеиспускания
Важно!
Соблюдать питьевой режим, одеть на ребёнка колготки, тёплую одежду (толстовку, кофту).
Слайд 15
Нарушение речевой активности;
Важно знать, что:
После прохождения периода адаптации
речевая функция восстанавливается
Нарушение иммунитета: микрофлора глотки, увеличение шейных лимфоузлов, появление
острых респираторных заболеваний
Важно знать, что:
На фоне стресса ребёнок часто болеет, становится активной собственная микрофлора носоглотки. После прохождения периода адаптации иммунитет восстанавливается.
Соматические нарушения
Слайд 16 Подострый период, или фаза неустойчивого приспособления, характеризуется
постепенной нормализацией поведенческих и физиологических реакций.
Быстрее всего
восстанавливается аппетит – как правило, в течение 10-15 дней. Медленнее идет нормализация речи, на это может потребоваться около 2 месяцев. Восстановление сна и эмоционального состояния ребенка происходит обычно за 1 месяц.
Слайд 17 Период компенсации, адаптированности к новым условиям характеризуется
тем, что физиологические и нервно-психические реакции детского организма достигают исходного
уровня или превышают его.
Слайд 18
Дать возможность ребёнку быть адаптированнее –
научиться правильно
кормить ребёнка !
Питание ребёнка в период адаптации
В меню ребёнка
включаются продукты богатые
Витамином С (овощи и фрукты)
Провитамином А (каротин) (оранжевые овощи и фркуты)
Минералами: йод, цинк, железо (мясо,рыба)
Полиненасыщенными жирными кислотами «Омега- 3» (рыба)
Пробиотиками и пребиотиками
(кисломолочные продукты)
Слайд 19Важно знать, что
В период адаптации у ребёнка на фоне
стресса снижается аппетит, возможна небольшая потеря в весе. Поэтому родителям
необходимо дома включать в меню продукты , богатые микро и макро элементами (см. предыдущий слайд).
Максимально приблизить режим питания и меню дома к режиму и меню в детском саду.
Слайд 20Факторы, определяющие успешность адаптации:
состояние здоровья и уровень развития ребенка.
У здоровых
детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у
соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями. Тяжелее всего адаптация к условиям ДОУ проходит у детей со слабым здоровьем: у данных детей наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют.
возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение.
Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик, по мнению психологов, 3 - 3,5 года. Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух- и четырехлеток. Ребенок двух лет сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обстановке. Четырехлетним детям сложно привыкнуть к ДОУ из-за того, что они привыкли к домашним условиям.
степень сформированности у ребенка общения с окружающими.
Если ребенок имеет опыт общения только с членами семьи, с узким кругом людей, то при расставании он глубоко переживает расставание с близкими, т.к. опыта общения с посторонними не имеет, не готов вступать с ними в контакт. Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Слайд 22При ознакомлении с окружающим легко включаются в предметную, самостоятельную деятельность
или игру.
В игре могут играть как самостоятельно, так и
со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми.
Могут занять себя содержательной игрой, не чувствуя себя беспомощным, так как самостоятельны, навыки самообслуживания сформированы. В течение дня смеются, ликуют, поют, радостно бегут навстречу сверстникам, воспитателям.
Первый уровень:
Легкий
(10-15 дней)
Слайд 23Дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением:
наблюдают за действиями взрослых и сверстников, сторонятся их, впоследствии подражают
им, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми. У таких детей сформированы навыки самообслуживания, они ищут контакты со сверстниками, спокойны, активно играют.
Второй уровень:
Средний
(20-40 дней)
Слайд 24
В период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу,
беспокойство.
Дома у них выраженное отрицательное, негативное отношение к воспитателю
и сверстникам.
Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников, уровень игровых умений не высок, низкий уровень сформированности самостоятельности.
В течение дня практически не меняется эмоциональное состояние (бездеятельность, плач, требуют утешения, безучастно сидят, с детьми в контакт не вступают).
Третий уровень:
Тяжелый
(от 2 до 6 месяцев)
Слайд 25Что такое дезадаптация?
Процесс адаптации к детскому саду все дети переживают
по-разному, но в большинстве случаев малышам все же удается адаптироваться
к новой обстановке за 3-6 месяцев. Однако случается, что адаптация ребенка к детсадовским условиям затягивается, а то и вовсе терпит крах, что называется дезадаптацией.
Полная дезадаптация встречается довольно редко (примерно в 1 случае из 100).
В этих случаях психолог работает с ребенком и с его семьей индивидуально.
Признаки дезадаптации:
- Нарушение ночного сна, когда малыш просыпается среди ночи и плачет, что свидетельствует о сильном стрессе, пережитом в течение дня
- Проблемы со стулом в виде запоров (ребенок может стеснятся какать в детском саду) или, наоборот, расстройства желудка на нервной почве перед походом в детское учреждение.
- Постоянное нервное напряжение приводит к частым простудным заболеваниям и обострениям хронических болезней. Так что если ребенок ходит в детский сад неделю, а потом 3 недели болеет, это тоже, с большой вероятностью, результат дезадаптации.
Слайд 26Объективными показателями окончания адаптационного периода являются:
- глубокий спокойный сон;
- хороший
аппетит;
- бодрое эмоциональное состояние;
-полное восстановление имеющихся навыков;
-активное поведение и соответствующая
прибавка в весе по возрасту.
Слайд 27Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы
верите, что детский сад самое лучшее место на земле для
вашего ребенка.
Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом - возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу .
Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации.
Рекомендации родителям по адаптации ребенка к ДОУ
Слайд 28Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе,
желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе
играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.
Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка.
Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
Слайд 29Максимально приблизьте режим ребёнка дома к распорядку дня в детском
саду, при этом важно упорядочить часы сна, питания, бодорствования, а
при проведении режимных процедур поощрять и развивать детскую самостоятельность.
Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т.е. сами получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.
Слайд 30Желательно, чтобы вы познакомились с меню детского сада и приучили
детей к блюдам, включённым в него. Приучайте детей есть разнообразную
пищу, тщательно жевать, после еды пользоваться салфеткой.
Ежедневно общайтесь с воспитателем, с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь.
Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период. В адаптационный период разрушение любых привычек, в том числе и таких, как – сосёт палец, не засыпает без соски, сосёт грудь и других – нежелательно, т.к. это осложнит приспособление к новым условиям. Об этом необходимо предупредить воспитателя. Берегите нервную систему ребенка!
Слайд 31Расскажите малышу, что ему будет хорошо в детском саду, что
его ждут добрые воспитатели, весёлые дети, много игрушек.
В присутствии
малыша воздержитесь от своих опасений по поводу того, сможет ли он спокойно расстаться с домом, чем его будут кормить, и т. д.
Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
Не уходите, не попрощавшись. Нужно честно рассказать ребенку, что сейчас вы уйдете, а потом обязательно за ним вернетесь. Говоря «Поиграй, а я тут за дверкой постою» получается, что вы ребенка обманули и ушли, а это подрывает важнейшее ощущение в жизни ребенка раннего возраста – базовое доверие к миру.
Слайд 32Книги, которые помогут вашему ребенку адаптироваться
Дети часто
просят почитать им одну и ту же книгу, сказку, потому
что для них это очень важно: каждый раз при прочтении ребенок вместе с героем книги проживает какую-то значимую для него в данный момент историю, учится находить пути решения, а затем этот «книжный» опыт он переносит в свою реальную жизнь.
Читайте ребенку книги о детском саде, разговаривайте с ним об этом.
Слайд 33 В заключении следует отметить, что выработка единых требований
к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в
детском саду – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Если вами учтены все предыдущие рекомендации, то уже 90% самого сложного позади.
Слайд 34В нашем детском саду четко организована система работы с детьми
в период адаптации.
В работе по организации адаптационного периода принимают
участие заведующий ДОУ, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, педагог-психолог, воспитатели группы.
Слайд 35Педагог-психолог детского сада регулярно проводит занятия с детьми в период
адаптации.
Ранее, в прошлых учебных годах, мы организовывали совместные детско-родительские занятия
с психологом, которые позволяют всем познакомиться, установить доверительные отношения, рассказать родителям как мы работаем с детьми.
В этом году мы предлагаем вам принять участие в занятии в дистанционном режиме (На основании письма департамента образования мэрии г. Ярославля от 28.08.2020 №01-18/3995 «О работе МДОУ в условиях рисков распространения COVID-19»).
Для этого открывайте прикрепленный видео-файл и занимайтесь вместе с нами дома!
Будем очень рады вашему участию!
Слайд 36 Каждому родителю интересно знать, чем занимается его ребенок
в детском саду.
Для вас, уважаемые родители, наш фотоальбом
(смотрите далее на слайдах)
Слайд 44Уважаемые родители!
Мы, педагоги «Детский сад № 246», всегда открыты для
Вас и готовы общаться на интересующие Вас темы!
Если Вам требуется
консультация педагога-психолога, Вы можете записаться по телефону 48-72-81 или написать в нашу группу Вконтакте https://vk.com/public192126357
Призываем Вас к сотрудничеству, ведь только вместе мы сможем сделать процесс адаптации вашего ребенка более комфортным.