Слайд 1В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного
цвета.
В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в
виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и X-образные.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.
Слайд 2Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
Зеленый сигнал разрешает движение;
Зеленый мигающий сигнал разрешает
движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре
будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
Желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.
Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.
Слайд 3 Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного,
желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и
круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
Слайд 39Разрешенные направления движения при различных сигналах светофора с двумя дополнительными
секциями.
Слайд 72Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка
(стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора
и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.
Слайд 73Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то
его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый
сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).
Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.
Слайд 74Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми
сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером
200
x 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
Слайд 75Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в
частности по тем, направление движения по которым может изменяться на
противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным X-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.
Слайд 76При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной
с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.
На
дороге может выделяться полоса или несколько полос, направление движения по которым в зависимости от ситуации изменяется на противоположное с помощью реверсивных светофоров. Полосы, над которыми вывешивают такие светофоры, называют реверсивными и выделяют на проезжей части двойной прерывистой линией разметки 1.9. Реверсивные светофоры действуют только на те полосы, над которыми они расположены.
Слайд 77Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств,
движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной
сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т». Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних
Сигналы такого светофора регулируют движение трамваев и других маршрутных ТС. Трамваи при одновременном праве на движение с безрельсовыми ТС имеют преимущество. Поэтому, если такой светофор разрешает движение одновременно трамваю и безрельсовому ТС, водитель последнего уступает трамваю.
Слайд 79 Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном
переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих
бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).
Слайд 81Руки вытянуты в стороны или опущены:
- со стороны левого
и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам
прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
- со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.
Слайд 82Правая рука вытянута вперед:
- со стороны левого бока разрешено движение
трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;
- со стороны
груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
- со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;
пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
Слайд 83Рука поднята вверх:
движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во
всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.
Слайд 87Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.
Требование об
остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом
руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.
Слайд 88 При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или
регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком СТОП), а при
ее отсутствии:
на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью, не создавая помех пешеходам;
перед железнодорожным переездом ;
в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.
Слайд 89 Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии
регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному
торможению, разрешается дальнейшее движение.
Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков приоритета или разметки.
Светофоры, работающие в режиме (красный — желтый – зеленый), отменяют действие знаков приоритета. В таких ситуациях водители должны вести себя так, как будто знаков приоритета нет, т.е. подчиняться лишь сигналам светофора.
Знаки приоритета, установленные вместе со светофором, действуют только при неработающих (выключенных) светофорах или же в том случае, когда на них включен желтый мигающий сигнал.