Слайд 2Объектом исследования моей работы стал самовар .
В качестве предмета
исследования я выбрал историю появления самовара
Слайд 3Цель работы: узнать историю возникновения самовара на Руси.
Слайд 4Гипотеза Я предположил, что самовар стал популярен в России потому,
что был необходим для русской церемонии чаепития долгими зимними вечерами.
Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Это непременный атрибут семейного покоя.
Слайд 5Своим появлением самовар обязан чаю.
Слайд 6Русской "чайной машиной" называли самовар в Западной Европе.
Слайд 7.
В разных местностях России этот предмет называли по-разному: в Туле
- самовар или водогрей, в Ярославле - самогар, в Курске
- самокипец, в Вятке - самогрей
Слайд 8Как обязательный атрибут повседневной жизни, самовар присутствует на многих живописных
полотнах известных мастеров:
Слайд 10История русского самовара не такая уж древняя, она насчитывает немногим
более 250 лет.
Слайд 11 В «Толковом словаре» В.И. Даля я прочитал: «Самовар, самоварчик
— водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою
и жаровнею внутри».
Слайд 12В конце XVIII столетия конструкция «водогрейного сосуда» приобрела окончательный вид.
Она состояла из вертикальной трубы-жаровни, в которую закладывали топливо —
шишки, щепки или ветки.
Слайд 13В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев,
когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле
было семь основных специальностей:
1. Наводильщик - сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.
2. Лудильщик - вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.
3. Токарь - точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.
4. Слесарь - делал ручки, краны и т. п. (ручки - к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.
5. Сборщик - из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.
6. Чистильщик - очищал самовар (до 10 штук в день),получал за штуку 7-10 копеек.
Токарь по дереву - изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день - до 400--600 штук) и получал 10 копеек за сотню.
С развитием самоварного производства происходило и техническое усовершенствование: ручной труд постепенно заменяется механическими двигателями
Слайд 14Очень скоро центром выпуска русских самоваров, утвердившихся в национальном быту
и завоевавших невиданную популярность, стал город Тула, известный еще в
XVII веке своими богатыми традициями в области обработки металлов.
Тула. Воздвиженская улица и Кремль. Фото с открытки начала XX в.
Слайд 15О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее.
В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями
Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении.
Слайд 16Три фирмы Баташевых, самовары с клеймами которых пользовались огромной популярностью.
Слайд 17Самовары второй половины XIX - начала XX века имели самые
различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза»,
«яйцо», «желудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пламя».
Слайд 18. В 50-х годах произошло объединение всех самоварных предприятий Тулы
в одно. Завод «Штамп» единственный в городе стал выпускать самовары.
В
1956 г. тульский завод «Штамп» освоил выпуск электрических самоваров, с 1964-1987 гг. - самовары-сувениры «Ясная Поляна». Это в 56 раз уменьшенная копия самовара, находящегося в музее-усадьбе Л. Н. Толстого.
С 1977 г. на заводе «Штамп» изготовляются комбинированные самовары, совмещающие принцип действия как жарового, так и электрического самовара.
Слайд 19Музей, в котором собрана интереснейшая коллекция старинных и интересных самоваров,
которая насчитывает более 400 образцов. Возраст музея достаточно молодой. Целенаправленная
собирательская работа началась на заводе в конце 60-х годов XX века.
Слайд 21Целью исследования является определение степени осведомленности учащихся 3-4 классов о
самоваре, истории его появления в России
База исследования – учащиеся 3-4
классов КОГООКУ Кирово-Чепецкой школы-интерната, п.Перекоп.
Задачами исследования являются: составить вопросы анкеты; провести анкетирование учащихся; проанализировать результаты анкетирования; сделать выводы о проведенном исследовании; создать буклеты .
Для того чтобы провести свое исследование и выполнить поставленные задачи, я использовал следующие методы:
Опрос
Анкетирование с целью выяснить, что знают учащиеся о самоварах в России
Мысленное моделирование буклетов, посвященных самоварам
Анкетирование – метод опроса посредством самостоятельного заполнения опросного листа (т.е. анкеты) респондентом (т.е. опрашиваемым) по указанным в нем правилам.
Слайд 2275% опрошенных детей сказали, что у них есть традиция собираться
вечером пить чай. Они делятся новостями, говорят о своих делах,
о планах на следующий день. Но вот самоваров у них нет.
Слайд 23Результаты анкетирования среди учащихся 3-4 классов
Общее количество неправильных ответов составило
68 %, в то время как количество правильных ответов –
32%. Так, более половины учащихся дали неправильные ответы на предложенные им вопросы
Слайд 24Продолжая свое исследование я выяснил, что большинство учащихся (81%) являются
любителями чая, пьют его часто и с удовольствием.
Слайд 25
На основе проведенного исследования был создан буклет «Все о самоварах».
Цель
создания буклета – повысить уровень осведомленности учащихся начальной школы о
самоварах
Буклет состоит из нескольких разделов:
«немного истории» - важные даты в истории формирования самовара
«что такое самовар» информация об основных особенностях самовара
«тоже интересно» - некоторые интересные факты о русском самоваре
Слайд 26В ходе работы я пришел к выводу, что гипотеза подтвердилась.
Самовар на столе был необходим для русской церемонии чаепития.
Он вошел в каждый дом и стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства как непременный атрибут семейного покоя. Он сам стал объектом художественного интереса, и многие мастера декоративно-прикладного искусства принимали участие в создании его декоративного убранства.