Слайд 1Веселый человек с грустными глазами.
Михаил Зощенко
(1894 - 1958)
Слайд 2Зощенко Михаил Михайлович – классик русской литературы, писатель-сатирик, переводчик, драматург
и сценарист.
В своих сатирических произведениях высмеивал жестокость, мещанство, самолюбие,
невежество и другие пороки человека.
Слайд 3Родился русский прозаик 9 августа 1894 года в Санкт-Петербурге в
семье дворян Михаила Зощенко и Елены Суриной. Глава семьи –
художник-передвижник, чья мозаика и сегодня украшает фасад музея Александра Суворова в Санкт-Петербурге. Творческим человеком была и мама писателя: до замужества Елена Иосифовна выходила на театральные подмостки как актриса. А после, когда один за другим родились восемь детей, успевала писать рассказы, которые брала в печать газета «Копейка».
Родители Михаила Зощенко
Слайд 4Михаил был третьим ребёнком. Семья жила на Петроградской стороне в
доме на несколько квартир по Большой Разночинной улице.
В 1903
году мальчика определили в Петербургскую гимназию № 8. Учился он плохо, особенно по русскому языку, что было крайне удивительно, ведь уже тогда Михаил начал сочинять свои первые рассказы и собирался стать писателем.
Получив на выпускном экзамене за сочинение «единицу» с припиской «чушь», Зощенко пришёл в бешенство.
Слайд 5Окончив гимназию, Михаил поступил в университет,
но проучился всего год.
Слайд 6
Началась Первая мировая война.
В 1914 году юноша окончил
военные курсы и присоединился к боевым действиям.
Он с достоинством
прошел тяжелые испытания, был отмечен четырьмя боевыми наградами.
Михаил Зощенко в звании прапорщика в 1915 году
Слайд 7Годы лихолетья подорвали его здоровье. Газовая атака, примененная противником, навсегда
оставила след в виде сердечной патологии.
Слайд 8Когда медики не позволили ему вернуться к военной службе, Михаил
нашел себе применение в других ответственных местах.
Ему довелось поработать
на почте и телеграфе, послужить на границе и в уголовном розыске. В течение жизни писатель поменял много профессий, был даже сапожником и делопроизводителем.
Слайд 9Написанию небольших рассказов Зощенко посвящал свое свободное время. Однако он
никогда не заявлял о себе как о писателе, скромно отмалчиваясь
в уголке на литературных вечерах.
Занимая должность в уголовном розыске, однажды он решился озвучить одно из своих произведений в студии, организованной при издательстве «Всемирная литература».
Слайд 10Особое внимание на него обратил Корней Чуковский, который возглавлял в
это время литературную студию.
Вспоминая о рассказах и пародиях Зощенко,
написанных в период студийных занятий, Чуковский писал:
«Странно было видеть, что этой дивной способностью властно заставлять своих ближних смеяться наделен такой печальный человек».
Слайд 11В студии Зощенко знакомится с Вениамином Кавериным, Всеволодом Ивановым, Львом
Лунцем, Константином Фединым, Елизаветой Полонской.
В 1921 году они объединились
в литературную группу «Серапионовы братья», выступавшую за свободу творчества от политической опеки.
Михаил Зощенко
и «Серапионовы братья»
Слайд 12В 1920–1921 гг. Зощенко начинает печататься.
Цикл «Рассказы Назара Ильича,
господина Синебрюхова» вышел отдельной книгой; это ознаменовало переход М. Зощенко
к профессиональной литературной деятельности. И первая же публикация сделала его знаменитым.
Фразы из рассказов Зощенко становятся крылатыми.
Слайд 13Писатель создает новый для русской литературы тип героя – человека,
не получившего образования, не имеющего навыков духовной работы, не обладающего
культурным багажом, но стремящегося стать полноправным участником жизни. При этом Зощенко показал те особенности «маленького человека», которые оборачиваются низостью чувств, недостойным поведением, умственной ограниченностью, склонностью к диким куражам, приспособленчеством.
К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Рассказы «Баня», «Аристократка», «История болезни» и другие, которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества.
Слайд 14То, что рассказ велся от лица сильно индивидуализированного повествователя, дало
основание литературоведам определить творческую манеру Зощенко как «сказовую».
Чуковский заметил,
что
М. Зощенко ввел в литературу «новую, еще не вполне сформированную, но победительно разлившуюся по стране внелитературную речь и стал свободно пользоваться ею как своей собственной речью».
Высокую оценку творчеству Зощенко давали многие его выдающиеся современники –
А. Н. Толстой, Ю. К. Олеша,
С. Я. Маршак, Ю. Н. Тынянов.
Слайд 15Михаил Зощенко много ездил по стране с выступлениями, его произведения
переиздавались большими тиражами, вышло собрание сочинений в шести томах.
Слайд 16В 1939 году за свои творческие достижения писатель был удостоен
Ордена Трудового Красного Знамени.
Слайд 17Много сочинял автор и для детей.
Первые рассказы публиковались в
детских журналах «Чиж» и «Ёж» – «Бабушкин подарок», «Ёлка», «Умные
животные».
Потом вышли целые сборники произведений для маленьких читателей – «Лёля и Минька», «Самое главное».
В 1940 году была издана его детская книга «Рассказы о Ленине».
Слайд 18
В начале Великой Отечественной войны М. Зощенко пишет заявление с
просьбой о зачислении в Красную Армию, но получает отказ как
негодный к военной службе по состоянию здоровья. Он остался в Ленинграде, вместе с сыном становится членом противопожарной обороны, занимается антифашистской деятельностью вне поля боя: он пишет антивоенные фельетоны для газет и Радиокомитета. Зощенко совместно с Шварц становятся авторами пьесы «Под липами Берлина». Эта постановка шла в то время, когда немцы держали блокаду Ленинграда.
Слайд 19
В октябре 1941 года писателя эвакуируют в Алма-Ату, а в
ноябре зачисляют сотрудником сценарного отдела киностудии "Мосфильм".
Зощенко пишет сценарии
к картинам «Опавшие листья» и «Солдатское счастье».
В свободное время сочиняет главное произведение своей жизни – повесть «Перед заходом солнца».
Слайд 20В 1943 году журнал «Октябрь» опубликовал первые главы романа. Но
эта публикация обернулась для писателя катастрофой. В журнале «Большевик» вышла
разгромная статья о том, как Зощенко занимается «психологическим ковырянием», когда весь народ сражается против немецких захватчиков. В статье также говорилось, что советским людям не свойственны недуги, в которых тонул автор романа.
Над М. Зощенко сгустились тучи, публиковать продолжение романа запретили, начались гонения и травля. Его произведение критиковали Сталин и Жданов, назвав «омерзительным», а самого автора «подонком литературы» и «трусом».
Слайд 21
В 1944 — 1946 годах М. Зощенко много работал для
театров. Две его комедии были поставлены в Ленинградском драматическом театре,
одна из которых — "Парусиновый портфель"— выдержала 200 представлений за год.
Но в 1946 году М. Зощенко исключили из Союза писателей. Чтобы не умереть с голода, он стал подрабатывать переводчиком. Михаил стойко переносил все тяготы. В период 1946 — 1953 годах писатель главным образом занимался переводческой деятельностью.
Слайд 22В июле 1953 года Михаил Зощенко был вновь принят в
Союз писателей.
В последние годы жизни печатался в журналах "Крокодил"
и "Огонек".
Но в 1954 году Зощенко сломался. Как раз после того, как умер Сталин и Константин Симонов выхлопотал, чтобы Зощенко вновь вернули в Союз писателей. После многолетнего затворничества у Михаила началась депрессия, ухудшалось здоровье.
Слайд 23Он жил в Сестрорецке на даче. Весной 1958 года сильно
отравился никотином, после чего из-за спазма сосудов мозга не узнавал
родных, начались проблемы с речью.
За день до смерти к нему вернулась способность говорить. Впервые за много лет Михаил крепко прижался к жене и сказал: «Как странно, Верочка…Как я нелепо жил». Этой же ночью сердце писателя остановилось.
Один из самых ярких русских писателей XX века умер 22 июля 1958 года в 0 часов 45 минут.
Слайд 24 Но даже после смерти тело его подверглось опале: разрешения
на захоронение на Литераторских мостках Волковского кладбища в Ленинграде дано
не было.
Его могила находится в Сестрорецке, рядом покоятся жена, сын и внук.
Памятник на могиле М.М. Зощенко сооружен по проекту скульптора Виктора Онежко и открыт в 1995 году.