Слайд 2 Вхутемас, Высшие государственные художественно-технические мастерские, учебное заведение
в Москве. Вхутемас создан в 1920 постановлением Советского правительства как
«... специальное художественное высшее техническо-промышленное учебное заведение, имеющее целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также конструкторов и руководителей для профессионально-технического образования» (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, 1920, 19 декабря, № 98, ст. 522, с. 540).
Образован путём слияния московских 1-х и 2-х Свободных художественных мастерских. Включал факультеты: художественные (живописный, скульптурный, архитектурный) и производственные (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий).
Слайд 3 Здесь размещалось Строгановское художественное училище, затем ВХУТЕМАС
Слайд 4 Практически Вхутемас готовил в основном художников-станковистов и архитекторов.
Одновременно перед производственным факультетами была поставлена задача подготовки художников нового
типа, способных работать не только в традиционных видах искусств пластических, но и в создании всей предметной среды, окружающей человека (предметы быта, орудия труда и пр.). Во Вхутемас (а также в
учебном заведении и архитектурно-художественном объединении «Баухауз» в Германии) впервые в мире были созданы основы сложившейся позднее системы подготовки художников-конструкторов
Слайд 5Траугот Георгий Николаевич (1903-1961) - художник -"круговец". Окончил ВХУТЕМАС
Слайд 6 Важной частью нового метода обучения был разработанный во Вхутемас
и обязательный для всех студентов, независимо от будущей специализации, пропедевтический
(предварительный) курс, основанный на сочетании научных и художественных дисциплин.
Пропедевтический курс должен был научить студентов языку пластических форм, законам формо- и цветообразования (включал рисование как основу пластического искусств, цветоведение, дисциплины, исследующие взаимоотношения между цветом и формой, изучение принципов построения пространственной композиции и др.). Эти законы авторы курса (Вхутемас А. Фаворский, П. Я. Павлинов, К. Н. Истомин, И. М. Чайков, Н. А. Ладовский и др.) считали универсальными для создания как произведений изобразительного искусства, так и для художественного конструирования предметов быта и техники.
Слайд 7
Пропедевтические курсы позже стали обязательными в мировой
практике подготовки художников-конструкторов. Разносторонняя подготовка на пропедевтическом курсе сочеталась
с последующей специализацией на выбранных студентами факультетах. На производственных факультетах разрабатывали проекты трансформирующейся мебели (кресла-кровати, шкафы-столы и т.д.), массовой посуды,светильников и др. Во Вхутемас преподавали как художники-станковисты, продолжавшие традиции русской художественной школы предреволюционных десятилетий (главным образом
Московского училища живописи, ваяния и зодчества — А. Е. Архипов, П. Вхутемас Кузнецов, И. И. Машков и другие, — а также Д. Н. Кардовский, преподававший в 1903—18 в Высшем художественном училище петербургской АХ), так и представители производственного искусства (А. М. Родченко, Вхутемас Е. Татлин и др.).
Слайд 8 На производственных факультетах практически претворялись теоретические взгляды «производственников»,
отождествлявших художественное творчество с производством социально и функционально целесообразных вещей,
которые, по их мнению, должны были определять характер всей бытовой среды в социалистическом обществе. Такое отождествление приводило ряд педагогов Вхутемас в их преподавательской практике на разных факультетах (а главным образом — в публицистических выступлениях) к отрицанию образной природы и познавательной роли искусства, к отрицанию его традиционных (и прежде всего станковых) форм.
Слайд 9 25 февраля 1921 Вхутемас И. Ленин посетил общежитие
Вхутемас, беседовал со студентами об учёбе и искусстве и
критически отозвался о футуристических увлечениях некоторых из них.
Слайд 10 В 1926 Вхутемас был преобразован во Вхутеин.
Слайд 11Кот (точнее кошка) «висит» у окна творческого центра «Митьки ВХУТЕМАС» (ул. Правды,
16) на уровне 6-го этажа. Одетую как известный герой мультфильма, ее сразу прозвали
кошкой Матроскина
Слайд 14Александр Шевченко.
Ученик и преподаватель Вхутемаса-Вхутеина
Слайд 16Шуховская башня в Москве Владимир Григорьевич Шухов
Слайд 18Дизайнерами становились не благодаря, а во многом вопреки существовавшим дизайнерским
учебным заведениям. Особенностями национального дизайн-образования, его базовыми знаниями, как всем
известно, были широкая (то есть никакая) общеобразовательная подготовка плюс академическое общехудожественное образование родом из XVIII века, переродившееся в школу социалистического реализма. Про то время можно было сказать, что дизайнерского образования у нас не было, а дизайнеры - были.
Слайд 20ВХУТЕМАС.1922год. Работа по дисциплине "ПРОСТРАНСТВО". "Элеватор" Автор: Владимиров В..
Слайд 21Родченко Александр Михайлович (1891-1956), российский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник
театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник нового вида
искусства - дизайна. В 1920-30 преподавал на деревоотделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхуемаса-Вхутеина (в 1928 факультеты были объединены в один ? Дерметфак). С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя. В 1930 году на базе полиграфического факультета ВХУТЕИНа (Высшего художественно-технического института - так к этому времени называлось учебное заведение) был создан Московский художественно-полиграфический институт (МХПИ), ныне - Московский государственный университет печати. Выпускники ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа-МГУПа, станковисты и иллюстраторы, во многом определили лицо российского искусства ХХ века.
Слайд 22Александр Родченко. Плакат Ленгиз