Слайд 1
ВСЁ о
ТЬЮТОРСТВЕ
в школе
Автор-составитель: Стекольникова М.О.,
руководитель центра реализации, сопровождения и
экспертиз проектов, программ
ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области»
Слайд 2Приём «ВЕКТОР актуализации»
Основные понятия
Опыт реализации
(ассоциации)
Проблемы (из практики)
1
2
3
Слайд 4Из истории тьюторства
Тьютор (Tutor) - в переводе с английского значит
- "домашний учитель, опекун"
Слайд 5Тьюторство в Великобритании
Тьюторство оформилось в XIV веке в классических английских
университетах — Оксфорде и несколько позднее — в Кембридже. Тьюторство
изначально выполняло функции сопровождения процесса самообразования. Тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром.
В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.
Слайд 6Тьюторская система в университетах Великобритании
Традиционная структура тьюторской системы включает в
себя три элемента:
собственно тьюторство, осуществляющее обучение студента в течение триместра
или учебного года (культурный тренд);
руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу, в том числе, в каникулярное время (соединение культурного и индивидуального);
моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова (индивидуальный тренд).
Слайд 7Тьюторство в России
Германская модель университета, которую унаследовала Россия, не предполагала
института тьюторов.
Ко времени возникновения первого университета в России (1755
год - на 600 лет позже, чем в Европе), университет как институт образования оброс системой кафедр и программ изучения каждого курса.
Никаких условий для возникновения внутреннего и внешнего свободного и открытого образовательного пространства, а значит и сопровождения движения в нем не было.
Слайд 8Тьюторство в России
Наставничество складывалось скорее среди домашних учителей (но! индивидуальный
подход к подопечному).
Однако, прецеденты были:
Слайд 9Тьюторство в России
Императорский Царскосельский лицей
(с 1843 по 1917 годы
— Александровский лицей)
— привилегированное высшее учебное заведение для детей
дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год.
Слайд 10Тьюторство в России
Императорский Царскосельский лицей
При лицеистах было несколько дядек:
они заведовали чисткой платья, сапог и прибирали в комнатах. Среди
них был польский шляхтич Леонтий Кемерский. У него был уголок, где можно было найти конфеты, выпить чашку кофе и шоколаду (даже рюмку ликеру — разумеется, тайком).
Слайд 11Тьюторство в России
Императорский лицей цесаревича Николая
Катковский Лицей – Лицей Цесаревича
Николая, привилегированное мужское учебное заведение, основан в 1867 году известным
общественным деятелем и публицистом М.Н. Катковым и профессором Московского университета П.М. Леонтьевым на средства предпринимателей и открыт в 1868 году.
До 1872 года частный, позже – государственный лицей в ведении Министерства народного просвещения.
С 1893 года официальное название – Императорский лицей в память Цесаревича Николая (сын Александра II, скончавшийся в 1863 году).
Слайд 12Тьюторство в России
Императорский лицей цесаревича Николая
Лицей был задуман как образцовое
для других русских гимназий и вузов учебное заведение. Состоял из
классов: гимназических (8 лет обучения по системе классического образования с 2 древними языками) и лицейских (3 года), организованных по отделениям – историко-филологическое, физикоматематическое (до 1899 года) и юридическое, программы которых соответствовали университетским.
Такая система обучения, по мнению устроителей, формировала самостоятельность мышления, навыки административной и научной деятельности.
Слайд 13Тьюторство в России
Императорский лицей цесаревича Николая
Институт туторов – особенно выдающаяся
черта лицейского устава. Представляя собой до некоторой степени подражание английским
publicschools и французским лицеям, институт этот в то же время был с самого начала поставлен настолько своеобразно, что на нем необходимо остановиться подробнее.
Тутор Лицея всегда был и учителем и воспитателем, совмещая таким образом в себе те функции, о слиянии которых так заботились основатели Лицея. .
Слайд 14Тьюторство в России
Императорский лицей цесаревича Николая
Институт туторов
Как главный учитель своего
класса, он имел в нем наибольшее число уроков, притом по
главным предметам, обыкновенно по древним и отечественному языкам;
кроме того в промежуточные между уроками часы он являлся в классе в качестве репетитора-руководителя при приготовлении уроков. Здесь его задачей было индивидуальное наставничество: он занимался с теми, кто был слабее, подыскивал полезные занятия для приготовивших урок, вел разные практические упражнения.
Слайд 15Тьюторство в России
Императорский лицей цесаревича Николая
Институт туторов
Третьим видом деятельности тутора
нужно считать его руководство при приготовлении учениками уроков на репетициях
в пансионе – обязанность, которая еще ближе, еще непосредственнее, нежели все другие, должна была приводить тутора в тесное умственное и нравственное общение с его питомцами.
И это общение было тем действеннее, что под опекой тутора обыкновенно находилось не более 15 воспитанников
Слайд 16Сегодня, тьютор-
это наставник, посредник, человек, который создаёт условия для самостоятельного
решения проблем (перевод в задачи).
Слайд 17
тот, кого
сопровождает
тьютор
ТЬЮТОРАНТ
ТЬЮТОР
Слайд 18Нормативное обоснование введения должности «Тьютор»
2008 г. Приказ Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 05.05.2008 г. №№ 216н и 217н,
зарегистрированными в министерстве юстиции России 22.05.2008 г. за №№ 11731 и 11725 (ныне не действует)
2010 г. Квалификационные характеристики тьютора утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638.
2017 г. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», включая ОТФ «Тьюторское сопровождение»
Слайд 19Cхема тьюторского действия
(работа с ресурсами)
Антропологический
Помощь в понимании чего от меня хотят
и чего я достиг по результатам реализации ИОМ и хочу ли я на этом остановиться или развить новые качества
Культурно-
предметный
Работа с «предметным материалом»; . Границы самого предметного знания расширяются
помощь в освоении определенной культурной традиции
Социальный
Помощь в «увидении» и анализе инфраструктурной карты образовательных возможностей с точки зрения их ресурсности для конкретной ИОП
Слайд 20Этапы тьюторского действия:
1. Создание избыточной среды
-работа с культурой выбора;
-ситуации создания
выбора;
«поле пробных действий»
2. Навигация (навигирование)
-прокладывание и обсуждение маршрутов развития;
обсуждение зон
выбора и рисков «не выбора»
3. Масштабирование
-перевод интересов тьюторанта на другой масштаб;
-продвижение в культурных контекстах
Слайд 21Понятие сопровождения
«Сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-либо в
качестве спутника или провожатого» (толковый словарь русского языка под ред.
Ушакова)
Путник – это путешественник, странник, который находится на перепутье; человек, ищущий временного приюта. Сопровождающий – это человек, который лишь временно находится рядом с путником.
Путь – это не только дорога, но и процесс передвижения по ней, время, срок, нужный для прохода, способ или средство достижения цели, направление (Словарь В.Даля).
Сопровождение – «метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора» (Е.И.Казакова)
Слайд 22Этапы тьюторского сопровождения
Проявление и формирование образовательного запроса
Картирование ресурсов и проектирование
индивидуального образовательного маршрута, программы, плана и т.п.
Навигация в период реализации
индивидуального образовательного маршрута
Осознание и самооценка своих достижений, новых возможностей и перспективы.
Индивидуальный образовательный маршрут
(ИОМ) ?
Слайд 23Индивидуальные образовательные маршруты
(ИОМ)
ЗАЧЕМ?
Слайд 25«С чем это едят?..»
Индивидуальный образовательный маршрут?
Индивидуальный учебный план?
Индивидуальная образовательная программа?
Слайд 26Индивидуальный образовательный маршрут
-целенаправленно проектируемая дифференцированная
образовательная программа, обеспечивающая
человеку позиции субъекта выбора,
разработки и
реализации образовательной программы при
тьюторской поддержке его самоопределения и самореализации.
(С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.).
Индивидуальный образовательный маршрут определяется - образовательными потребностями,
- индивидуальными способностями и возможностями человека (уровень готовности к освоению программы),
- существующими стандартами содержания образования.
Слайд 27ИЛИ
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала
человека в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Индивидуальный образовательный маршрут -средство
становления личностных достижений человека на основе его самостоятельного продвижения, возможности «самоизменения субъекта образования, самостоятельно прокладывающего себе пути саморазвития.
Слайд 28Индивидуальный учебный план -
совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения
обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Федерального
базового учебного плана.
Слайд 29Индивидуальная образовательная программа -
программа субъекта образовательной деятельности, отражает индивидуальные
цели образования, шаги и способы их достижения, методы анализа и
оценки результатов, ожидаемые результаты.
Слайд 32Структура и этапы формирования
Компетентности общие и профессиональные
Ценности и личные
смыслы
Знания о характере деятельности
Опыт (проба) деятельности
Освоение норм деятельности
Применение для решения реальной задачи
Анализ, оценка и рефлексия сформированности компетенции, вариантов ее использования и развития
Компетентности построения и реализации ИОП
Ценности и личные смыслы
Знания о себе, о ресурсах
Опыт (проба) выбора и построения траектории
Вычленение алгоритма работы с ресурсами и построения следующего шага
Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы
Анализ, оценка и рефлексия результативности индивидуальной образовательной программы и способа ее проектирования
Слайд 33С чего начать проектирование ИОП?
ЗАКАЗ
РЕСУРСЫ
РЕФЛЕКСИЯ
ЗАКАЗ
СРЕДА
Слайд 34Индивидуализация в образовательной среде
Обеспечивает Время, место и средства для:
самоопределения
самоподготовки своего
варианта
пробы и реализации своего варианта.
самоанализа и самооценки своего достижения
Слайд 36Тьютор сопровождает:
Интерес
Запрос
Вопрос
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
Индивидуальную образовательную программу (ИОП)
Индивидуальный учебный
план (ИУП) …
Слайд 37Открытые образовательные технологии -
образовательные технологии, которые позволяют тьютору реализовывать сопровождение
ИОП учащихся и при этом обладают, как минимум, тремя важными
характеристиками:
быть «открытыми» возрасту, т.е. работать с любыми возрастными категориями тьюторантов,
быть «открытыми» учебному предмету, т.е. работать с любым предметным содержанием,
быть организационно «открытыми», т.е. работать в любых организационных условиях как на уроке, семинаре лекции, так и во внеурочной деятельности
Слайд 38Закрепление практики тьюторства в существующем институте образования 2017
Тьюторская позиция
педагога: включение в образовательный процесс, ориентация на проявление интереса, формирование
заказа на образование, рефлексия.
Предметное тьюторство: работа по построению и реализации индивидуального образовательного маршрута в предметной (научной ) области.
Тьюторское сопровождение формирования образовательных и профессиональных компетенций – организация ситуации пробного действия, рефлексии способа и результата освоения, организация ситуации применения
Тьютор – навигатор: помощь в ориентации в разных видах ресурсов для профессионального и образовательного самоопределения, получения ресурсов для реализации своей цели
Слайд 39Тьюторское сопровождение образовательного движения в образовательных событиях: построение ситуации пробы
себя, преодоления себя, действия в условиях неопределенности, построения социального «эха»,
«зеркал», «экранов»
Тьюторское сопровождение формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, учебного плана – консультации при составлении, предоставление необходимых ресурсов (методических, информационных) для реализации, организация анализа и рефлексии (результативность, самоорганизация, перспективы)
Тьюторское сопровождение разработки и реализации индивидуальной образовательной программы – проявление запроса, построение цели своего образования, анализ внутренних и внешних ресурсов, проектирование маршрута в ОУ и во вне, координация при реализации, анализ результативности, проектирование следующего шага.
Слайд 40Педагогика индивидуализации
и
индивидуальный подход
(с учётом реализации ФГОС общего образования)
19.08.2014
Слайд 4125.03.2014
1 модуль, Подготовка экспертов МТА, г.Чебоксары
Слайд 43По толковым словарям Индивидуализация -
Слайд 45Наименование С-ЛО-ГЪ, Слагать правильно
Индивид (Корень – первичный образ, источник образования
смыслов )
Индивиду-АЛЪ (Часть АЛЪ – линию мерности собой сотворяша)
Часть ЗА
– выход за границу, преодоление ограничений (замысел)
Часть СИЯ=ЦИЯ=tion – распространяющая свою сущность
Часть НЫЙ – имеющий его признак
Индивидуал-ИЗАЦИЯ расширение области своих возможностей индивидом
Индивидуаль-НЫЙ имеющий или учитывающий признаки движения, развития этого индивида
Слайд 46Различение индивидуального подхода и индивидуализации в образовании
Индивидуальный подход
Есть
нормы
Ищем индивидуальный «ключик»
Результат- достижение каждым нормы
Индивидуализация
Проявляем интерес, вопрос, намерения, запрос
Среда
для Его реализации своего образовательного запроса
Результат - расширение границ своих возможностей
Умение самоопределяться, брать ответственность за свою жизнь, действовать самостоятельно и инициативно.
Если, например, ребенок участвует в командной работе, он должен понимать, как правильнее лично он должен вложиться для достижения результата, в чем он силен и уникален.
Слайд 48ФГОС начальной школ
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность
(от постановки цели до получения и оценки результата).
1. Познавательная
деятельность
самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
Участие в проектной деятельности,
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений,
Слайд 493. Рефлексивная деятельность
Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей
личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и
самооценке.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров, объективное определение своего вклада.
выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. …
ФГОС начальной школы
Слайд 50Стр 6 Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего
образования должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
ФГОС основной школы
Слайд 513. Рефлексивная деятельность
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
ФГОС старшей школы
Слайд 52Стр 4 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«метапредметным …… построение
индивидуальной образовательной траектории.
стр 24, «11. Индивидуальный проект представляет собой особую
форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
ФГОС старшей школы
Слайд 53Стр 4 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Результаты выполнения индивидуального
проекта должны отражать:
Стр 25 (И) «Индивидуальный проект выполняется обучающимся в
течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного»
Стр 29, «создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов;»
ФГОС старшей школы