Слайд 1Распределение часов дисциплины
Слайд 2Лекция 1. Сущность, предмет и задачи экономического анализа
1.1Сущность экономического анализа
1.2
Классификация видов экономического анализа
1.3 Методология экономического анализа
1.4Информационное обеспечение экономического анализа
Слайд 3 1.1 Сущность экономического анализа
Термин «анализ» происходит
от греческого слова «analyzis», что в переводе означает «разделяю», «расчленяю».
Анализ
представляет собой процедуру разделение объекта или явления на части и изучение их взаимосвязи и взаимозависимости.
Синтез (от греч. – sinthesis) – соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.
Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием «синтез». Диалектический тандем анализ – синтез понимается как синоним всякого научного исследования.
Слайд 4Экономический анализ представляет собой систематизированную совокупность аналитических процедур, имеющих целью
получение заключений, выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого
объекта.
Объектом изучения в экономическом анализе являются хозяйствующие субъекты экономики.
Такими субъектами, системами могут быть предприятия и организации, фирмы, акционерные компании и общества, другие формы бизнеса и хозяйственной деятельности.
Предметом изучения являются причинно-следственные связи и зависимости экономических явлений и процессов, формирующих результаты деятельности субъекта хозяйствования.
Слайд 5Задачи экономического анализа
1. Повышение научно-экономической обоснованности планов и нормативов.
2. Объективное
и всестороннее исследование выполнения планов и соблюдения нормативов по количеству,
качеству и ассортименту продукции, работ, услуг.
3. Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
4. Контроль за осуществлением требований коммерческого расчета и оценка конечных финансовых результатов.
5. Выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса.
6. Обоснование оптимальности управленческих.
Слайд 6Основные принципы экономического анализа
Слайд 8Рис. 1 Фрагмент классификации экономического анализа
Слайд 10Особенности финансового анализа
множественность субъектов анализа (пользователей информации);
разнообразие целей и интересов
субъектов анализа;
наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
ориентация анализа только
на публичную отчетность организации;
максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности организации.
Слайд 11
Особенности управленческого анализа
ориентация результатов анализа на руководство организации;
отсутствие регламентации анализа
со стороны;
комплексность анализа, изучение деятельности предприятия с экономической, финансовой и
технической сторон;
интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;
закрытость результатов анализа с целью сохранения коммерческой тайны.
Слайд 12Основные особенности внутреннего и внешнего анализа
Слайд 131.3 Методология экономического анализа
Методология экономического анализа - это совокупность методов,
применяемых в данной науке.
Различают метод и методику анализа.
Метод -
наиболее общие способы и приемы научного исследования.
Методика - совокупность способов, приемов и правил рационального выполнения конкретной хозяйственной задачи, поставленной перед экономическим анализом.
Слайд 14Под методом экономического анализа понимается системный комплексный подход к изучению
результатов деятельности хозяйствующих субъектов, выявлению и измерению противоречивого влияния на
них отдельных факторов, обобщению материалов анализа в виде выводов и рекомендаций на основе обработки специальными приемами всей имеющейся информации о результатах этой деятельности.
Характерными особенностями метода экономического анализа являются:
• использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность;
• изучение причин изменения этих показателей;
• выявление и измерение взаимосвязи и взаимообусловленности между ними в целях улучшения работы организации.
Слайд 15
Изучение и измерение внутренних связей в анализе осуществляют с помощью
методов логической индукции и дедукции.
Индуктивный метод позволяет перейти от изучения
отдельных факторов к обобщениям (от изучения выполнения плана по отдельным показателям к общей оценке деятельности предприятия).
Дедукцией называется метод исследования при котором анализ осуществляется от общего к частному (затраты на выпуск продукции).
Слайд 16Существуют общие и частные методики.
Общие методики включают в себя
системы исследования, одинаково используемые при изучении различных объектов экономического анализа,
в разных отраслях экономики, различных типах производства и т.д.
Частные методики конкретизируют общую методику применительно к определенным отраслям экономики, к определенным типам производства или другим объектам исследования.
Слайд 17Любая методика анализа содержит методологические рекомендации по исполнению аналитического исследования:
−
задачи и формулировки целей анализа;
− объекты анализа;
− системы показателей, с
помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;
− советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;
− описание способов исследования изучаемых объектов;
− источники данных, на основании которых производится анализ;
− указания по организации анализа (какие службы и конкретно лица будут проводить отдельные части исследования);
− технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации;
− характеристику документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа;
− потребители результатов анализа.
Слайд 18Информационная база экономического анализа включает в себя нормативно -законодательные документы
плановые оперативные статистические сведения данные первичной бухгалтерской документации аналитическую информацию
различных информационных агентств.
1.Официальные документы и нормативно -плановые
государственные законы
указы Президента
Постановления правительства и местных органов власти
приказы вышестоящих организаций
хозяйственно -правовые документы
решения собрания акционеров
прейскуранты
справочники
Слайд 192.Учетные источники информации
финансовая отчетность
данные управленческого учета и отчетности
данные синтетического и
аналитического учета
налоговая отчетность.
3.Внеучетные источники информации
материалы акты заключения внутреннего и внешнего
аудита ревизий проверок деятельности налоговыми органами врачебно -санитарного контроля профессиональных консалтинговых фирм региональных отделений статистики и т.д.
техническая и технологическая документация
данные специальных обследований
переписка с контрагентами
информация СМИ интернета рейтинговые оценки специальных служб и т.д..
Слайд 20Лекция 2. Приемы экономического анализа
1.1 Системный подход в экономическом анализе
1.2
Классификация способов экономического анализа
1.3 Сравнительный экономический анализ
Слайд 211.1 Системный подход в экономическом анализе
Системный подход - это
направление в методологии исследования. Он базируется на изучении объектов как
сложных систем, которые состоят из отдельных элементов с многочисленными внутренними и внешними связями.
Системный подход позволяет:
получить более полное представление об объекте;
выявить причинно-следственные связи между отдельными частями этого объекта;
разработать научно обоснованные варианты решения хозяйственных задач;
определить эффективность этих вариантов;
выбрать наиболее целесообразных управленческих решений.
Слайд 22Этапы системного подхода
I. Объект анализа представляется как определенная система:
выделяют отдельные
части объекта, которые могут рассматриваться как элементы системы;
формулируется цель развития
системы;
задачи, которые она решает,
связь с другими системами,
взаимосвязи между отдельными элементами,
функционирование каждого элемента и системы в целом.
Слайд 23II. Подбор показателей, способных дать наиболее полную и качественную оценку
всем без исключения элементам, взаимосвязям (внутренним и внешним), а также
условиям, в которых существует система.
III. Разрабатывается общая схема изучаемой системы. Графически она обычно представляется в виде блочного рисунка.
IV. Построение в общем виде экономико-математической модели системы.
V. Работа с моделью.
Слайд 24Система аналитических показателей
1. По содержанию:
Количественные (объем изготовленной продукции, количество
работников);
Качественные (производительность труда, себестоимость, рентабельность).
2. В зависимости от
использования в деятельности отраслей национальной экономики или отдельных отраслей:
Общие (показатели валовой продукции, производительности труда, прибыли, себестоимости и др.);
Специфические (содержание углерода в стали, содержание действующих веществ в удобрениях, полезный объем доменной печи).
Слайд 253. По степени синтеза:
Обобщающие (среднегодовая, среднедневная, часовая выработка продукции одним
работником);
Частные (затраты рабочего времени на производство единицы продукции определенного вида);
Вспомогательные
(косвенные) - количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ.
4. По способу расчета:
Абсолютные:
а) натуральные;
б) стоимостные.
Относительные (показывают соотношение каких-либо двух абсолютных показателей. Определяются они в процентах, коэффициентах или индексах).
Слайд 265. По роли в причинно-следственных связях:
Результативные;
Факторные (определяют поведение результативного показателя).
6.По
способу формирования:
Нормативные (нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, нормы амортизации,
цены и др.);
Плановые;
Учетные (данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета);
Отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности);
Аналитические (оценочные) - исчисляются в ходе самого анализа.
Слайд 281.2 Классификация способов экономического анализа
Слайд 29Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса,
объема, протяженности, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других
явлений.
Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).
Группировка – используется для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)
Балансовый способ служит, главным образом, для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.
Слайд 301.3 Сравнительный экономический анализ
Сравнение – это научный метод познания,
в процессе которого изучаемое явление, предмет сопоставляются с уже известными,
изученными ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.
С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.
Слайд 31Виды сравнительного анализа
Горизонтальный используется для определения абсолютных и относительных отклонений
фактического уровня исследуемых показателей от базового уровня.
Вертикальный – изучается структура
экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом, соотношения частей целого между собой.
Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.
Слайд 33Таблица 1
Анализ прибыли предприятия
Слайд 34Таблица 1
Анализ прибыли предприятия
Слайд 35Таблица 1
Анализ фондоотдачи и фондоемкости
Слайд 36
Анализ фондоотдачи и фондоемкости
Слайд 37Таблица 3
Динамика показателей использования основных фондов
Слайд 38Таблица 3
Динамика показателей использования основных фондов
Слайд 39 Таблица 3
Анализ структуры себестоимости продукции
Слайд 40 Таблица 3
Анализ структуры себестоимости продукции
Слайд 41Способы приведения показателей в сопоставимый вид
Важное условие, которое нужно соблюдать
при анализе, — необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно
только качественно однородные величины.
При этом должны быть учтены следующие требования:
- единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов;
- единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели;
- сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, климатических и т.д.);
- единство методики исчисления показателей и их состава.
Слайд 42Если сравнить фактическую сумму затрат с плановой , то разность
этих показателей обусловлена не только изменением себестоимости отдельных видов продукции,
но и изменениями в объеме производства продукции.
Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для этого плановую сумму затрат надо пересчитать на фактический объем производства продукции и затем сравнить с фактической суммой затрат.
Слайд 46Лекция 3 Сущность и виды факторного анализа
1.1 Понятие и виды
факторного анализа
1.2 Классификация факторов
1.3 Детерминированное моделирование и преобразование факторных систем
1.4
Методы измерения влияния факторов
Факторный анализ – это методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Слайд 47Виды факторного анализа:
детерминированный (функциональный) и стохастический (корреляционный);
прямой (дедуктивный) и обратный
(индуктивный);
одноступенчатый и многоступенчатый;
статический и динамический;
ретроспективный (исторический) и перспективный (прогнозный).
Слайд 48Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь
которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель
может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем является неполной, вероятностной (корреляционной).
При корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель.
Слайд 49Основные задачи факторного анализа
1. Отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные
показатели.
2. Классификация и систематизация их с целью обеспечения возможностей системного
подхода.
3. Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.
4. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.
5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
6. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).
Слайд 50
Классификация и систематизация факторов
Слайд 511.3 Детерминированное моделирование и преобразование факторных систем
Кратные модели - это
модели деления. Например, производительность труда:
ПТ= ВП/Ч
где ПТ- производительность труда;
ВП-
объем производства и реализации продукции;
Ч - численность работников на предприятии.
Аддитивные модели – это модели сложения. Например, себестоимость:
С = A + M + З/п
где С - себестоимость;
A, M и З/п - амортизация, материалы и зарплата с начислениями соответственно.
Слайд 52Мультипликативные модели – это модели умножения. Например, выпуск продукция:
ВП =
Коб*Фоб
где Коб - оборачиваемость оборотного капитала, объем реализации, приходящейся
на рубль, вложенный в оборотные средства предприятия;
Фоб - средняя величина оборотного капитала.
Смешанные модели – это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей.
Слайд 53Методы «преобразования» моделей
Капиталоемкость продукции может определяться как:
КЕ= К/В,
где В
– выручка от реализации продукции
K - капитал предприятия, который может
быть подсчитан как:
K = F + О,
где О - оборотный капитал предприятия.
F – основной капитал
Величина капиталоемкости может быть определена следующим образом:
КЕ = F/В +О/В = КЕF +КЕо
Слайд 54Методы «расширения» факторной модели.
Фондоемкость продукции по основному капиталу можно определить
выражением:
ФЕ = F/В
Введем в это выражение амортизацию, обозначив ее
буквой А; получим расширенную модель:
ФЕ = (F/А)*(А/В)
где (F / A) - количество лет службы основных средств;
(A / В) - амортизациемкость продукции, т.е. доля амортизации в выручке от реализации продукции.
Слайд 551.4 Методы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе
Способ цепной
подстановки
Индексный способ
Способ абсолютных разниц
Способ относительных разниц
Интегральный способ
Первых четыре способа основываются
на методе элиминирования.
Метод элиминирования заключается в том, что последовательно меняя один фактор (при неизменных остальных), определяют его влияние на результат.
Элиминировать — это значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя кроме одного.
Слайд 56Способ цепной подстановки состоит в последовательной постепенной замене базисной величины
каждого факторного показателя на фактическую. С этой целью определяют ряд
условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и т.д. факторов, допуская, что остальные не меняются.
После каждой замены из полученного результата вычитают предшествующий итог. Полученная разность показывает величину влияния изменения факторов на результативный показатель.
Слайд 57Порядок расчета.
У = а*в*с
а, в, с – факторы;
У – результативный
показатель.
Последовательная замена факторов:
У0 =а0*в0*с0
Уусл 1 =а1*в0*с0
Уусл2 =а1*в1*с0
У1 =а1*в1*с1
Расчет влияния факторов:
∆Уа=Уусл
1 – У0
∆Ув=Уусл 2 – Уусл1
∆Ус=У1 – Уусл2
Баланс отклонений
∆У=∆Уа +∆Ув + ∆Ус=У1 – У0
Слайд 58Способ абсолютных разниц является одной из модификаций элиминирования. Он применяется
только в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях: Y=(a-b)c и Y=a(b-c). Особенно
эффективно применяется этот способ в том случае, если исходные данные уже содержат абсолютные отклонения по факторным показателям.
Порядок расчета:
∆Уа= (а1 – а0)*в0*с0
∆Ув= а1*(в1 – в0 )* с0
∆Ус= а1*в1*(с1 – с0)
Баланс отклонений
∆У=∆Уа +∆Ув + ∆Ус=У1 – У0
Слайд 59Способ относительных разниц. Преимущество этого способа состоит в том, что
при его применении не обязательно рассчитывать уровень факторных показателей. Заключается
в нахождении относительного отклонения каждого факторного показателя и определении направления и размера влияния факторов в % путем последовательного вычитания (из первого – всегда 100 %).
Порядок расчета:
∆Уа=У0*∆а%/ 100
∆Ув=(У0 + ∆Уа)*∆в%/ 100
∆Ус=(У0 + ∆Уа+∆Ув)*∆с%/ 100
Баланс отклонений
∆У=∆Уа +∆Ув + ∆Ус=У1– У0
Слайд 60Индексный способ основан на относительных показателях динамики, выражающих отношение фактического
уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в
базисном периоде (или к плановому, или по другому объекту).
Индексы – это относительные величины характеризующие соотношение величин во времени. Индекс рассчитывается как отношение фактического показателя к базовому.
Индексы применяются для характеристики динамики показателей а также оценки влияния отдельных факторов на результативный показатель. Индексный метод применяется при наличии двух факторов и мультипликативной связи между ними.
Слайд 61
ВП = Пт * Ч
In = (Ч1 * ПТ1) /
(Ч0 * ПТ0)
Iч = Ч1 / Ч0
Iпт = ПТ1 /
ПТ0
где:
Iвп – индекс изменения объема продукции
Iч – индекс изменения численности работающих
Iпт – индекс изменения производительности труда.
Взаимосвязь показателей можно представить индексной системой:
Iвп = Iпт * Iч
Слайд 62Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам
и носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным и
смешанным моделям.
1. Модель вида У=а*в
2.Модель вида У=а*в*с
Слайд 63Задача.
Всеми возможными способами определить влияние производственной программы и нормы
расхода сырья на расход сырья.
Решение:
Факторная модель:
P=Z * N,
где P
– расход сырья, тонн
Z - норма расхода, кг.
N – производственная программа, тыс. шт.
тип модели: двухфакторная мультипликативная.
Слайд 64
Таблица 4
Исходные данные для факторного анализа
Слайд 65 Таблица 5
Анализ изменения показателей расхода сырья
Слайд 66Применение способа цепной подстановки:
а) базисный период:
P0 = N0 * Z0=
195 * 0,12 = 23,4 (т)
б) условный показатель:
Pусл1 = N1
* Z0=205 * 0,12 =24,6(т)
в) отчетный период:
Р1 = N1 * Z1 = 205 * 0,11 = 22,55(т)
г)изменение расхода сырья за счет производственной программы:
P(N) = Pусл1 – P0 = 24,6 – 23,4 = +1,2(т)
д) изменение расхода сырья за счет норм расхода:
P(Z) = Р1 – Pусл1 = 22,55 – 24,6 = – 2,05 (т)
е) проверка: P = P (N) + P(Z) = 1,2 – 2,05 = -0,85 (т)
Слайд 67Применение способа абсолютных разниц:
а) изменение расхода сырья за счет производственной
программы:
P(N) = N * Z0 = +10 * 0,12
= 1,2(т)
б) изменение расхода сырья за счет норм расхода:
P( Z) = Z * N1 = - 0,01* 205 = - 2,05(т)
в) общее влияние факторов:
P = P(N) + P( Z) = 1,2 – 2,05 = - 0,85(т)
Слайд 68Применение способа относительных разниц:
а) изменение расхода сырья за счет нормы
расхода:
б) изменение расхода сырья за счет производственной программы:
в) общее
влияние факторов:
P(Z) + P(N) = -1,94+ 1,09= – 0,85 (т)
Слайд 69Применение интегрального способа:
а) Неразложимый остаток:
N * Z =
-0,01 10 = -0,1 (т)
б)изменения за счет производственной программы
P1 (N) = N * Z0 + 1/2 N * Z =
=10*1,2 + 1/2 * (-0,1) = 1,15 (т)
в)изменения за счет расхода сырья
P(Z) = Z * N1 – 1/2 N * Z =
-2,05*195 – 1/2* (-0,1) = – 2 (т)
г) общее влияние факторов
P= P (N) + P(Z) = – 0,85 (т)
Слайд 70
Таблица 4
Исходные данные для факторного анализа
Слайд 71
Таблица 4
Исходные данные для факторного анализа
Слайд 721 расчет: все показатели плановые
V0 = ЧР0 * Д0 *
П0 * ЧВ0
V0 = 450*300*6,9*200 = 186 300 000 руб.
2 расчет
Vусл1 = ЧР1 * Д0 * П0 * ЧВ0
Vусл1 = 442*300*6,9*200 = 182 988 000 руб.
3 расчет
Vусл2 = ЧР1 * Д1 * П0 * ЧВ0
Vусл2 = 442*295*6,9*200 = 179 938 200 руб.
4 расчет
Vусл3 = ЧР1 * Д1 * П1 * ЧВ0
Vусл3 = 442*295*6,8*200 = 177 330 400 руб.
5 расчет: все показатели фактические
V1 = ЧР1 * Д1 * П1 * ЧВ1
V1 = 442*295*6,8*245 = 217 229 740 руб.
Слайд 73Отклонение фактического объема продукции от планового произошло за счет изменения:
а)
количества рабочих:
ΔVЧР = Vусл1- V0 = 182 988 000 -
186 300 000= - 3 312 000 руб.
б) количества отработанных дней одним рабочим за год
ΔVД = Vусл2- Vусл1 = 179 938 200 - 182 988 000 = - 3 049 800 руб.
в) средней продолжительности рабочего дня
ΔVП = Vусл3- Vусл2 = 177 330 400 - 179 938 200= - 2 607 800 руб.
г) среднечасовой выработки
ΔVЧВ = V1- Vусл3 = 217 229 740 - 177 330 400 = + 39 899 340 руб.
Всего: 30 929 740 руб.
Слайд 74Способ абсолютных разниц
1. Влияние численности на выпуск продукции:
ΔVЧР = (ЧР1-ЧР0)
* Д0 * П0 * ЧВ0
ΔVЧР = (-8)*300*6,9*200 = -3
312 000 руб.
2.Влияние количества отработанных дней:
ΔVД = ЧР1 * (Д1-Д0) * П0 * ЧВ0
ΔVД = 442*(-5)*6,9* 200 = -3 049 800 руб.
3. Влияние продолжительности рабочего дня на выпуск продукции:
ΔVП = ЧР1 * Д1 * (П1-П0) * ЧВ0
ΔVП = 442*295*(-0,1)* 200 = -2 607 800 руб.
4.Влияние выработки на выпуск продукции:
ΔVЧВ = ЧР1 * Д1 * П1 * (ЧВ1-ЧВ0)
ΔVЧВ = 442*295*6,8*45 = +39 899 340 руб.
Всего: 30 929 740 руб.
Слайд 75Способ относительных разниц
1.Относительное отклонение по численности:
∆ЧР% = 442-450/450 *100%
= -1,778%
Влияние численности рабочих на выпуск продукции:
ΔVЧР = V0
* ∆ЧР% = 186 300 000* -1,778% = -3 312 000 руб.
2. Относительное отклонение по количеству дней:
∆Д% = 295 - 300/300 *100% = -1,667%
Влияние количества дней отработанных одним рабочим на выпуск продукции:
ΔVД = (V0 + ΔVЧР)* ∆Д% = (186 300 000 – 3 312 000)* -1,667% = -3 049 800 руб.
Слайд 763.Относительное отклонение по продолжительности рабочего дня:
∆П% = 6,8 – 6,9/6,9
*100% = -1,449%
Влияние продолжительности рабочего дня на выпуск продукции:
ΔVП =
(V0 + ΔVЧР + ΔVД)* ∆П% =
= (186 300 000 – 3 312 000 -3 049 800)* -1,449% = - 2 607 800 руб.
4.Относительное отклонение по выработке:
∆ЧВ% = 245 - 200/ 200*100% = 22,5 %
Влияние выработки на выпуск продукции:
ΔVЧВ = (V0 + ΔVЧР + ΔVД + ΔVП)* ∆ЧВ% =
(186 300 000 – 3 312 000 – 3 049 800 – 2 607 800)* 22,5% = +39 899 340 руб.
5. Всего влияние факторов:
30 929 740 руб.
Таблица 5
Исходные данные для факторного анализа производительности труда
Слайд 78Факторная модель: ГВ = УД*Д*П*ЧВ
1.Все показатели за 2006 год ГВ
= 0,80*240*8,0*31,25 тыс. руб.
2. Удельный вес рабочих за 2007 год
остальные показатели за 2006 год
ГВ усл1= 0,82*240*8,0*31,25 = 49,2 тыс. руб.
3. Удельный вес рабочих и количество дней за 2007 год, остальные показатели за 2006 год:
ГВ усл 2= 0,82*230*8,0*31,25 = 47,15 тыс. руб.
4. Удельный вес рабочих, количество дней и продолжительность дня за 2007 год, остальные показатели за 2006 год:
ГВ усл 2= 0,82*230*7,8*31,25 = 46,0 тыс. руб.
5. Все показатели за 2007 год:
ГВ= 0,82*230*8,0*33,90 = 50,0 тыс. руб.
Слайд 79Влияние удельного веса рабочего:
49,2 – 48,0 = 1,2 тыс.
руб.
Влияние количества отработанных дней:
47,15- 49,20 = -2,05 тыс. руб.
Влияние
продолжительности рабочего дня:
46,0-47,15 = -1,15 тыс. руб.
Влияние среднечасовой выработки:
50,0-46,0 = 4,0 тыс. руб.
Общее влияние факторов: 1,2- 2,05 -1,15 +4,0 = 2 тыс. руб.
Слайд 80
Лекция 4
Анализ производства и реализации продукции
Направления, этапы и показатели анализа
Анализ
структуры и ассортимента производства и реализации продукции
Анализ качества продукции
Анализ ритмичности
производства
Слайд 811. Направления, этапы и показатели анализа
Направления анализа производства и реализации
продукции:
оценка динамики производства и реализации продукции;
анализ производства продукции по номенклатуре
и ассортименту;
анализ влияния факторов на объем продукции;
анализ влияния структурных сдвигов на объем продукции;
анализ ритмичности работы предприятия;
оценка и анализ конкурентоспособности продукции;
анализ обновления продукции;
анализ качества продукции.
Слайд 82Этапы анализа производства и реализации продукции
Оценка выполнения плана по производству
и реализации продукции.
Анализ качества продукции
Оценка структуры и ассортимента продукции
Анализ ритмичности
производства и реализации продукции.
Источники информации для проведения анализа производства и реализации продукции:
1.бизнес-план, оперативные планы-графики,
2. унифицированная статистическая форма отчетности № 1-П (годовая) «Отчет по продукции»,
3.форма № 1-П «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте»,
4. форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»,
5. ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация».
Слайд 83Показатели анализа производства и реализации продукции
Валовая продукция – это стоимость
всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается
в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет и внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.
Условно-натуральные показатели применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на ремонтных предприятиях используется такой показатель, как количество условных ремонтов.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
Таблица 1
Анализ динамики производства
Слайд 85Оценка среднегодового темпа роста Тр =
Слайд 86Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции за 2007
год
Слайд 872. Анализ структуры и ассортимента производства и реализации продукции
Система формирования
ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
- определение текущих и
перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Слайд 88Анализ структуры производства продукции
Слайд 90Таблица 3
Анализ ритмичности выпуска продукции
Слайд 923. Анализ качества продукции
Важнейшим направлением повышения эффективности промышленного производства является
улучшение качества производимой продукции.
Качество промышленной продукции может характеризоваться следующими показателями:
-сортностью, -
величиной потерь от брака, наличием рекламаций и суммой убытков от рекламаций,
-величиной доплат и скидок за качество продукции.
Первая задача анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения.
Слайд 93Средний коэффициент сортности может быть рассчитан следующим способом продукция
отдельных сортов в натуральном измерении оценивается по соответствующим оптовым ценам;
общая сумма ее стоимости сопоставляется с возможной стоимостью той же продукции по цене первого сорта:
Ксорт =
Слайд 94Таблица 5
Анализ качества продукции в отчетном месяце
Слайд 964. Анализ ритмичности производства
Под ритмичностью производства понимается равномерность выпуска продукции
в соответствии с оперативным планом-графиком.
Для оценки выполнения плана по ритмичности
используются прямые и косвенные показатели.
Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности
Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
Слайд 97Таблица 5
Ритмичность выпуска холоднокатаного листа по кварталам
Слайд 99Коэффициент ритмичности:
Критм = 368048/368184 = 0,9996
Коэффициент аритмичности
Каритм.=0,067+0,045+0,0015+0,0002=0,1137
Коэффициент вариации:
Квар.=
Слайд 100Задание. Оцените ритмичность выпуска изделий на основании данных представленных в
таблице
Таблица 6
Ритмичность выпуска продукции цеха по кварталам
Слайд 101 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
1.Если
выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс
товарной продукции будет иметь вид:
РП = ГПн + ТП - ГПк.
2.Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:
РП = ГПн + ТП + ОТн – ОТк - ГПк.
где ГПн, ГПк, – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП – стоимость выпуска продукции;
РП – объем реализации продукции за отчетный период;
ОТн, ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Слайд 102Лекция 5. Анализ использования основных средств предприятия
Задачи анализа использования основных
средств:
определение обеспеченность предприятия и его структурных подразделений основными средствами;
оценка
уровня использования основных средств по обобщающим и частным показателям;
анализ влияния использования основных средств на объем производства продукции и другие показатели работы предприятия;
изучение степени использования производственной мощности предприятия и оборудования;
выявление резерва повышения эффективности использования основных средств.
Слайд 103коэффициент обновления Кобн =
срок обновления основных фондов Тобн =
коэффициент выбытия Кв =
коэффициент прироста Кпр =
коэффициент износа
Кизн =
коэффициент годности Кг =
Слайд 104Показатели эффективности использования основных фондов
Фондоотдача:
Фо = ВП / Фср.,
где Фо.
- фондоотдача, руб.;
ВП - объем выпуска продукции, тыс. руб.;
Фср. -
среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.
Фондоемкость:
Фе = Фср / ВП,
где Фе - фондоемкость, руб.;
Фср – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.;
Фондовооруженность труда:
Фв. = Фср /Ч,
где Ч - среднесписочная численность работающих, чел.
Рентабельность основных производственных фондов:
Рф = (П/ Фср)*100% ,
где П - годовая сумма прибыли, тыс.руб.;
Фср – среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб.
Слайд 105
Фондоотдача основных производственных фондов
Фондоотдача активной части фондов
Изменение доли активной части
фондов
Изменение структуры оборудования
Изменение времени работы оборудования
Изменение выработки оборудования
Слайд 106Таблица 1
Структура амортизируемых основных средств
Слайд 108 Факторами первого уровня, влияющими на фондоотдачу основных средств, являются
изменения доли активной части и изменение уровня фондоотдачи активной части:
ФО
= УДа * ФОа,
где УДа – удельный вес активной части основных средств;
ФОа – фондоотдача активной части основных средств, руб.
Слайд 109Резервы увеличения выпуска продукции за счет ввода в действие нового
оборудования определяются умножением дополнительного их количества на фактическую величину среднегодовой
выработки или на фактическую величину всех факторов, которые формируют ее уровень:
Р↑ВПк = Р↑К x ГВф = Р↑К x Дф x КСМф x Пф x ЧВф
Слайд 110Резерв увеличения выпуска продукции за счет повышения коэффициента сменности в
результате лучшей организации производства, необходимо возможный прирост последнего умножить на
возможное количество дней работы всего парка оборудования и на фактическую сменную выработку (СВ):
Р↑ВПКсм = Кв x Дв x Р↑КСМ x СВф
Слайд 111Для определения резерва увеличения выпуска продукции за счет повышения среднечасовой
выработки оборудования необходимо сначала выявить возможности роста последней путем его
модернизации, более интенсивного использования, внедрения мероприятий НТП и т.д. Затем выявленный резерв повышения среднечасовой выработки нужно умножить на возможное количество часов работы оборудования Тв:
Р↑ВПчв = Тв * Р↑ЧВ = Кв * Дв * КСМв * Пв * Р↑ЧВ
Слайд 112Таблица 4
Факторный анализ фондоотдачи
Слайд 114Изменения фондоотдачи за счет снижения доли активной части основных средств:
∆ ФО уд =- 0,56*1,53 =- 0,86 руб.
Изменение фондоотдачи за
счет роста фондоотдачи активной части:
∆ ФО фо а = 0,28*3,32 = 0,93руб.
В результате анализа можно сделать вывод, что прирост фондоотдачи в на 0,07 руб. обусловлен ростом фондоотдачи активной части основных средств, данный фактор увеличил фондоотдачу на 0,93 руб.
За счет снижения доли активной части общая фондоотдача уменьшилась на 0,86 руб.
Слайд 115Под производственной мощностью предприятия понимается максимально возможный выпуск продукции в
определенной номенклатуре, ассортименте, соответствующего качества в плановом периоде при наиболее
полном использовании оборудования и производственных площадей с учетом применения передовой технологии.
Производственная мощность определяется по номенклатуре выпускаемой продукции, учитывающей профиль предприятия. В условиях, когда деятельность предприятия ориентирована на удовлетворение спроса потребителей, производственную мощность определяют исходя из портфеля заказов. Производственная мощность измеряется, как правило, в натуральном выражении или в условных единицах измерения, принятых в плане.
Слайд 116ПОКАЗАТЕЛИ ЗАГРУЗКИ ОБОРУДОВАНИЯ
Коэффициент экстенсивной загрузки оборудования характеризует использование по времени:
К
экст = Тф/ Тэф,
где: Тф — фактическое время работы в
течение года, ч.;
Тэф – эффективное время работы в течение года, ч.
Слайд 117Коэффициент интенсивной загрузки оборудования характеризует использование по выработке за
определенный период:
Кинт = Вф/Вн
где: Вф — фактический объем выработки, натур.
ед. измерения;
Вн -нормативная (плановая) выработка, натур, ед. измерения.
Слайд 118
Обобщающим частным показателем можно является коэффициент интегральной загрузки машин и
оборудования, который характеризует соотношение фактически выполненных и плановых объемов работ
для оборудования за определенный период времени и определяется по формуле:
Кинтегр = Кэкст * Кинт
Слайд 119Лекция 6 Анализ использования трудовых ресурсов предприятия
Работники производственного персонала в
соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных
разрядов (ОКПДТР), введенным в действие становлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. с 1 января 19961 подразделяются на две основные группы: рабочие и служащие.
Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных.
В группе служащих выделяют такие категории работающих, как руководители, специалисты и собственно служащие.
К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий, их структурных подразделений и их заместители: директора, начальники, управляющие, менеджеры, главные специалисты (главный бухгалтер, главный механик и т.д.).
К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими работами, в частности инженеры, нормировщики, экономисты, бухгалтеры, юрисконсульты и т.д. (код категории 2).
Служащие — работники, составляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание: делопроизводители, кассиры, табельщики, учетчики и т.д.
Слайд 120Задачи анализа использования трудовых ресурсов:
1. изучение и оценка обеспеченности предприятия
и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также
по категориям и профессиям;
2. определение и изучение показателей текучести кадров;
3. оценка социальной защищенности членов трудового коллектива;
4.оценка использования фонда рабочего времени, установление факторов и причин его непроизводительного использования;
5.измерение и изучение динамики производительности труда, определение влияния технико-экономических факторов на изменение величины этого показателя;
6.определение влияния изменения численности работающих и их производительности труда на экономический результат;
7.оценка эффективности использования средств, направленных на оплату труда;
8. выработка предложений по мобилизации выявленных резервов.
Слайд 121Источники информации для анализа:
-план по труду,
-данные отчетности по
труду (форма № П-4 «Сведения о численности, зарплате и движении
работников»,
-форма .№ 1-т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности»,
данные табельного учета и отдела кадров,
материалы наблюдений – хронометражи и фотографии рабочего дня.
Слайд 122Этапы анализа использования трудовых ресурсов
1.Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.
2.
Анализ движения трудовых ресурсов.
3. Анализ использования фонда рабочего времени.
4. Анализ
производительности труда.
5. Анализ трудоемкости продукции.
6. Анализ фонда заработной платы.
Слайд 123Для характеристики движения рабочей силы
рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:
Коэффициент оборота по
приему рабочих:
Knp = Чпр/Чср.сп,
коэффициент оборота по выбытию:
Kв = Чу/Чср.сп
коэффициент текучести кадров:
Kt = Чув/Чср.сп,
коэффициент постоянства персонала предприятия:
Kп = Чп /Чср.сп
где Чпр - количество принятого на работу персонала;
Чу - количество уволившихся работников;
Чув - количество уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины;
Чп - количество работников, проработавших весь год;
Чср.сп- среднесписочная численность персонала.
Слайд 124Таблица 1
Квалификационный состав рабочих
Таблица 2
Анализ фонда рабочего времени
Факторная модель: ФРВ =Ч*Д*П
Слайд 1261.Влияние численности = 10*249,6*8,0 = 19968 час.
2. Влияние дней =
255*-21,8 *8,0 = - 44472 час.
3.Влияние продолжительности рабочего дня =
255*227,8* -0,181 = -10514 час.
Слайд 127 Структурно-логическая модель факторной системы
среднегодовой выработки продукции работником предприятия
Слайд 128Факторные модели анализа производительности труда
1.Факторный анализ среднегодовой выработки можно
провести по формуле:
ГВ = УД*Д*П*СВ.
2. Факторный анализ
среднегодовой выработки одного рабочего проводится по формуле:
ГВр = Д*П*СВ
3. Влияние выработки на выпуск продукции:
ВП = Чппп *УД*Д*П*СВ
4.Резерв увеличения выпуска продукции за счет создания дополнительных рабочих мест определяется по формуле:
Р↑ВП = Р↑КР x ГВф,
где Р↑ВП – резерв увеличения выпуска продукции;
Р↑КР – резерв увеличения количества рабочих мест;
ГВф – фактическая среднегодовая выработка рабочего.
Слайд 129Анализ фонда заработной платы
Относительное отклонение по фонду заработной платы:
ФЗПотн =
ФЗП ф – ФЗП ск = ФЗП ф - (ФЗП
пл.пер* К вп + ФЗП пл.пост),
где ФЗПотн - относительное отклонение по фонду зарплаты;
ФЗП ф - фонд зарплаты фактический;
ФЗПск - фонд зарплаты плановый, скорректированный на коэффициент выполнения плана по выпуску продукции;
ФЗПпл.пер. и ФЗПпл.пост. - соответственно переменная и постоянная сумма планового фонда зарплаты;
Квп -коэффициент выполнения плана по производству
продукции.
Слайд 130Постоянная часть ФЗП зависит от численности работников, количества отработанных дней
одним работником в среднем за год, средней продолжительности рабочего дня
и среднечасовой заработной платы.
1.ФЗП = ЧР*ГЗП,
2. ФЗП = ЧР*Д*ДЗП,
3.ФЗП = ЧР*Д*П *ЧЗП,
где ЧР - среднегодовая численность работников;
Д - количество отработанных дней одним работником за год;
П - средняя продолжительность рабочего дня;
ГЗП - среднегодовая зарплата одного работника;
ДЗП -среднедневная зарплата одного работника;
ЧЗП -среднечасовая зарплата одного работника.
Слайд 131Изменение среднего заработка работающих за тот или иной отрезок времени
(год, месяц, день, час) характеризуется его индексом (Iзп), которой определяется
отношением средней зарплаты за отчетный период (ЗПф) к средней зарплате в базисном периоде (ЗПпл).
Аналогичным образом рассчитывается индекс производительности труда (Iгв):
Iгв = ГВ ф / ГВ пл,
Iзп = ГЗПф / ГЗП пл.
Для определения суммы экономии (-Э) или перерасхода (+Э) фонда зарплаты в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты можно использовать следующую формулу:
±Эфзп = ФЗПф х [(Iзп – Iгв) / Iзп]
Слайд 132Для факторного анализа производства продукции на рубль заработной платы можно
использовать следующую модель:
ВП/ФЗП = ВП / Т * Т
/ ΣД * ΣД/ ЧР * ЧР / ППП : ФЗП / ППП =
= ЧР * П * Д * Уд /ГЗП
где ВП - выпуск продукции в текущих ценах,
ФЗП - фонд заработной платы персонала,
Т - количество часов, затраченных на производство продукции,
ΣД и Д - количество отработанных дней соответственно всеми рабочим за анализируемый период,
ЧР - среднесписочная численность рабочих,
ППП - среднесписочная численность производственного персонала,
ЧВ - среднечасовая выработка продукции одни рабочим,
П - средняя продолжительность рабочего дня,
Уд - удельный вес рабочих в общей численности производственного персонала,
ГЗП - среднегодовая зарплата одного работника.
Таблица 3
Анализ фонда заработной платы работников предприятия
Слайд 134Лекция 6 Анализ себестоимости продукции
Задачи анализа себестоимости продукции:
1.определение влияния факторов
на прирост себестоимости продукции;
2.выявление резервов снижения затрат на производство и
реализацию
продукции;
3.объективная оценка степени выполнения плана по уровню себестоимости продукции,
4.содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные виды продукции.
Объекты анализа себестоимости продукции:
- полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
- затраты на рубль товарной продукции;
- себестоимость сравнимой товарной продукции;
- себестоимости отдельных изделий;
- отдельные элементы и статьи затрат
Слайд 135Общая классификация затрат на производство
Классификация затрат
Слайд 137Этапы анализа себестоимости
1. Анализ общей суммы затрат
Общая сумма затрат может
измениться из-за объема выпуска продукции в целом по предприятию (VВПобщ),
ее структуры (УДi), уровня переменных затрат на единицу продукции (вi) и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А):
Зобщ = Σ (VВПобщ*УДi*вi) + Аобщ
2. Анализ динамики и структуры затрат по статьям затрат и по элементам затрат.
3. Анализ уровня затрат на 1 рубль товарной продукции
4. Анализ отдельных элементов и статей затрат
Слайд 138Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек
Слайд 139Анализ прямых материальных затрат
Общая сумма прямых материальных затрат зависит от
объема производства продукции (VВПобщ), ее структуры (УДj) и изменения удельного
веса затрат на отдельные изделия (УМЗi).
Последние в свою очередь зависят от количества расходованных материалов на единицу продукции (УРi) и средней цены единицы материалов (Цi).
Сумма материальных затрат определяется по формуле:
МЗ = Σ(VВПобщ*Удj*УРi*Цi)
Слайд 140Об эффективности использования материальных ресурсов в отраслях материального производства судят
по следующим показателям:
динамике материальных затрат (без амортизации) на 1 руб.
продукции (работ, услуг);
относительной экономии материальных затрат (без амортизации);
расходу важнейших видов материальных ресурсов в натуральном выражении на стоимостную сумму продукции;
отношению темпов прироста материальных затрат (без амортизации) к темпам прироста продукции.
Слайд 141Прибыль на рубль материальных затрат является наиболее обобщающим показателем эффективности
использования материальных ресурсов. Определяется делением суммы полученной прибыли от основной
деятельности на сумму материальных затрат.
Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат.
Материалоемкость отношение суммы материальных затрат к стоимости производственной продукции.
Коэффициент материальных затрат отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции.
Слайд 1421. Общая материалоемкость зависит от следующих факторов:
2. Частная материалоемкость зависит
от удельной материалоемкости (УМЕ) и уровня отпускных цен на продукцию
(ЦП).
МЕ i =УМЕ i /ЦП
3. Удельная материалоемкость в свою очередь зависит от количества (массы) израсходованных материальных ресурсов на выпуск изделия (УР) и их стоимости (ЦМ):
УМЕi = УРi * ЦМi
Слайд 143Частные показатели материалоемкости применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов
материальных ресурсов (сырьеемкость, металлоемкость, топливоемкость, энергоемкость и др.).
Удельная материалоемкость может
быть исчислена как в стоимостном выражении, так и в натуральном или условно- натуральном выражении (стоимость израсходованных материалов на единицу продукции).
Влияние материальных ресурсов на объем производства продукции рассчитывается на основе следующей зависимости:
ВП = МЗ * МО или ВП = МЗ/МЕ .
Слайд 144Анализ прямых трудовых затрат
Общая сумма прямой заработной платы зависит от
объема производства товарной продукции (VВП), ее структуры (УДj) и уровня
затрат на отдельные виды продукции (УЗП).
Последний в свою очередь определяется трудоемкостью (УТЕ) и уровнем оплаты труда за 1 чел.-ч (ОТ).
Факторная модель общей суммы прямой заработной платы выглядит следующим образом:
ЗПобщ = Σ(VВПобщ*УДj * УТЕij * ОТij)
Слайд 145Анализ косвенных затрат
Косвенные затраты в себестоимости продукции представлены следующими комплексными
статьями:
расходы на содержание и эксплуатацию оборудования,
общепроизводственные и общехозяйственные расходы,
коммерческие расходы.
Анализ
этих расходов производится путем сравнения фактической их величины на рубль произведенной продукции в динамике за 5-10 лет, а также с плановым уровнем отчетного периода.
В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение косвенных затрат.
По своему составу это комплексные статьи. Они состоят, как правило, из нескольких элементов затрат.
Слайд 146Главные факторы, от которых зависит снижение себестоимости продукции (работ, услуг),
следующие:
Рост производительности труда. Чем производительность труда выше, тем больше выпускается
продукции в единицу времени и тем ниже ее себестоимость.
Снижение материало- и энергоемкости продукции. Чем меньше материальных и энергетических затрат на единицу продукции, тем ниже ее себестоимость.
Увеличение отдачи основных средств (увеличение фондоотдачи). Чем меньше доля амортизационных отчислений, приходящаяся на единицу продукции, тем ниже ее себестоимость.
Повышение уровня маркетинговой политики.
Слайд 147Лекция 8 Анализ финансовых результатов
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности
предприятия являются:
оценка уровня и динамики показателей прибыли и рентабельности;
выявление влияния
различных факторов на прибыль и рентабельность;
анализ финансовых результатов от прочей реализации и внереализационной деятельности;
анализ взаимосвязи объема реализации продукции, затрат и прибыли;
выявление и подсчет резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности;
разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Слайд 148Основная информация для анализа представлена в форме № 2 годовой
и квартальной бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках».
В процессе
анализа используются следующие показатели прибыли:
Валовая прибыль – это разность между выручкой и всеми производственными затратами по выпущенной продукции.
Прибыль от продаж – разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими затратами.
Маржинальная прибыль – это разность между выручкой (нетто) и всеми переменными затратами по реализованной продукции.
Балансовая прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ, услуг, сальдо доходов/расходов от финансовой и инвестиционной деятельности, сальдо внереализационных доходов/расходов.
Чистая прибыль – прибыль, после уплаты налогов и обязательных платежей.
Слайд 149Что нужно оценить в исследовании
прибыли от продаж?
1.Структуру прибыли (абсолютные значения
и доли).
2.Степень перевыполнения (недовыполнения) плана.
3.Темп прироста в сопоставимых ценах (прибыль
фактическая в ценах прошлого периода).
4.Факторный анализ влияния на прибыль отдельных факторов:
Факторы первого уровня
Объем продаж
Структура
продаж
Цена реализации
Себестоимость
Слайд 150Последовательность факторного анализа выполнения плана по прибыли от продаж
Слайд 152Анализ рентабельности
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты
хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными
или использованными ресурсами.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Слайд 153Пятифакторная модель рентабельности капитала может быть представлена в следующем виде:
где Пр – прибыль от реализации, т.р.
U/B - зарплатоемкость продукции,
М/В – материалоемкость продукции,
А/В – амортизациоемкость продукции,
Е/В – коэффициент закрепления средств в обороте,
F/B – фондоемкость продукции,
F/B + Е/В – капиталоемкость продукции,
Пр/ В – рентабельность продукции.
Слайд 155Один из эффективных показателей факторного анализа является так называемая модель
DuPont. Данная модель была предложена специалистами компании DuPont (The DuPont
System of Analysis) в 1919 году.
В модели DuPont впервые несколько показателей были увязаны вместе и приведены в виде треугольной структуры, в вершине которой находится коэффициент рентабельности совокупного капитала ROA (return on assets), как основной показатель, характеризующий отдачу, получаемую от средств, вложенных в деятельность компании, и в основании два факторных показателя:
рентабельность продаж.
оборачиваемость активов.
Слайд 158
Анализ порога рентабельности
Порог рентабельности — это такая выручка от реализации,
при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не
имеет и прибылей.
Точка безубыточности – это объем производства продукции при котором предприятие покрывает все затраты, т.е. прибыль равна нулю.
Валовая маржа (маржинальная прибыль) представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами.
Запас финансовой прочности – это разница между выручкой от реализации и порогом рентабельности.
Слайд 160
Точка безубыточности – это объем производства продукции при котором прибыль
предприятия равно нулю.
Формула безубыточности имеет следующий вид:
Т б.у.= З пост.
/ (Ц - Зср.пер.)
где Ц – цена;
З пост. – общие постоянные издержки;
Зср.пер. – средние переменные издержки.
Слайд 161ПРИБЫЛЬ =
ВЫРУЧКА – ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ – ПОСТОЯННЫЕ
ЗАТРАТЫ
2. МАРЖИНАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ =
ВЫРУЧКА – ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ
3. ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
=
ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ / КОЭФФИЦИЕНТ ВАЛОВОЙ МАРЖИ
4. КОЭФФИЦИЕНТ ВАЛОВОЙ МАРЖИ =
ВАЛОВАЯ МАРЖА / ВЫРУЧКУ
5. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАЖ =
ПРИБЫЛЬ/СЕБЕСТОИМОСТЬ
6. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДУКЦИИ =
ПРИБЫЛЬ/ВЫРУЧКА
Слайд 162На основе нижеприведенных данных предприятия необходимо определить:
Прибыль от продаж,
Точку
безубыточности
Порог рентабельности
Слайд 163Прибыль от продаж = 1450*1200-1450*620-502500 = 338 500 руб.
Выручка = 1450*1200
= 1740000 руб.
Маржинальная прибыль = (1200- 620)*1450 =841 000
Коэффициент маржинальной прибыли
= 841 000/ 1740000= 0,48
Порог рентабельности =502500/0,48 = 1046875руб.
Безубыточный объем продаж (количество туров) 502500/ (1200-620) =866 шт.
Слайд 168Лекция 12 Анализ финансового состояния предприятия
Под финансовым состоянием понимается способность
предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется:
обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для
нормального функционирования предприятия,
целесообразностью их размещения
эффективностью использования финансовых ресурсов,
финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами,
платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Слайд 169Основная цель анализа - выявление наиболее сложных проблем управления предприятием
в целом и его финансовыми ресурсами в частности.
Главными задачами анализа
финансового состояния предприятия являются:
идентификации финансово - экономического положения;
выявления изменений финансово - экономического состояния в пространственно - временном разрезе;
определения основных факторов, вызвавших изменения в финансово - экономическом состоянии;
выявлении внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения.
Слайд 170
Источники информации для проведения анализа:
бухгалтерская отчетность, включающая:
-бухгалтерский баланс ( форма
№ 1);
-отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
-отчет об
изменениях капитала (форма № 3);
-отчет о движении денежных средств (форма № 4);
- приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
Бухгалтерский баланс - это информация о финансовом положении хозяйствующей единицы на определенный момент времени, отражающая стоимость имущества предприятия и стоимость источников финансирования.
Слайд 171
К основным этапам анализа финансового состояния предприятия относятся:
оценка динамики, структуры
и состава активов, их состояния и движения;
оценка динамики, структуры и
состава источников собственного и заемного капитала;
оценка платежеспособности предприятия и оценка ликвидности баланса;
анализ относительных и абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия;
оценка эффективности использования средств и ресурсов предприятия.
Слайд 1721.Анализ имущественного потенциала предприятия
Анализ актива предприятия позволяет получить представление о
размерах предприятия, величине средств, находящихся под его контролем и структуре
активов.
Под активами обычно понимают имущество (ресурсы предприятия), в которое инвестированы деньги. Статьи актива располагают в зависимости от степени ликвидности (подвижности) имущества, т.е. от того, насколько быстро данный вид актива может приобрести денежную форму.
Слайд 173Анализ пассива баланса дает характеристику об источниках формирования имущества соотношении
собственных и заемных средствах предприятия.
Пассив бухгалтерского баланса отражает источники финансирования
средств предприятия, сгруппированные на определенную дату по их принадлежности и назначению.
Вертикальный анализ баланса позволяет определить удельный вес каждой статьи баланса в общем его итоге.
Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста.
Слайд 174Признаки удовлетворительной структуры баланса:
Валюта баланса на конец отчетного периода увеличивается
по сравнению с началом периода;
Темп прироста оборотных активов выше, чем
темп прироста внеоборотных активов;
Собственного капитала больше 50%, и темп его прироста выше темпа прироста заемного капитала;
Темп прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковы;
Отсутствие убытков.
Слайд 1752. Анализ финансовой устойчивости
Финансовая устойчивость базируется на оптимальном соотношении между
отдельными видами активов предприятия и источниками их формирования.
Финансовая устойчивость предприятия
– это такое состояние его денежных ресурсов, которое обеспечивает развитие предприятия преимущественно за счет собственных средств при сохранении платежеспособности и кредитоспособности при минимальном уровне предпринимательского риска.
Анализ финансовой устойчивости на определенную дату позволяет установить, насколько рационально предприятие управляет собственными и заемными средствами в течение периода, предшествующего этой дате.
Слайд 176
Характеристика абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия
Слайд 177Модель финансовой устойчивости:
М =
( ΔСОС; ΔСДИ; ∆ОИЗ).
1.Абсолютная финансовая устойчивость:
М1 = (1,
1, 1)
2. Нормальная финансовая устойчивость:
М2 = (0, 1, 1),
3.Неустойчивое финансовое состояние:
М3 = (0, 0, 1)
4. Кризисное финансовое положение:
М4 = (0, 0, 0)
Слайд 178Финансовые коэффициенты, применяемые для оценки финансовой устойчивости предприятия
Слайд 1833. Анализ ликвидности баланса
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств
предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку
погашения обязательств.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
Слайд 184 В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в
денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы:
А1
– наиболее ликвидные активы. К ним относятся все денежные средства предприятия (наличные и на счетах) и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги),
А 2 – быстро реализуемые активы. Они включают дебиторскую задолженность,
А3 – медленно реализуемые активы. Сюда входят статьи раздела II актива «Запасы и затраты», НДС, прочие активы,
А4 – трудно реализуемые активы. Это внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, оборудование к установке)
Слайд 185Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:
П1
– наиболее срочные пассивы. К ним относятся кредиторская задолженность,
П2 – краткосрочные пассивы. Они охватывают краткосрочные кредиты и заемные средства,
П3- долгосрочные пассивы. Они включают долгосрочные кредиты и заемные средства,
П4 – постоянные пассивы. К ним относятся статьи раздела пассива баланса «Капитал и резервы».
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если:
А1≥П1,
А2≥П2,
А3≥П3,
А4≤П4.
Слайд 186
Для качественной оценки платежеспособности и ликвидности предприятия кроме анализа ликвидности
баланса необходим расчет коэффициентов ликвидности.
Цель расчета - оценить соотношение
имеющихся активов, как предназначенных для непосредственной реализации, так и задействованных в технологическом процессе, с целью их последующей реализации и возмещения вложенных средств и существующих обязательств, которые должны быть погашены предприятием в предстоящем периоде.
Слайд 187 Характеристика показателей ликвидности
Слайд 1884. Анализ деловой активности
Деловую активность предприятия можно представить как систему
качественных и количественных критериев.
Качественные критерии - это широта рынков сбыта,
репутация предприятия, конкурентоспособность, наличие стабильных поставщиков и потребителей, и т.п.
Количественные критерии деловой активности определяются абсолютными и относительными показателями.
Среди абсолютных показателей следует выделить объем реализации произведенной продукции (работ, услуг), прибыль, величину авансированного капитала.
Слайд 189Целесообразно учитывать сравнительную динамику этих показателей. Оптимальное соотношение:
ТП >
ТВ > ТАК > 100%,
где ТП - темп изменения прибыли;
ТВ - темп изменения выручки;
ТАК - темп изменения активов предприятия.
Приведенное соотношение получило название «золотое правило экономики предприятия»: прибыль должна возрастать более высокими темпами, чем объемы реализации продукции и имущества предприятия. Это означает следующее: издержки производства и обращения должны снижаться, а ресурсы предприятия использоваться более эффективно.
Слайд 190Относительные показатели деловой активности характеризуют уровень эффективности использования ресурсов -
материальных, трудовых и финансовых.
Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется
в скорости оборота его средств.
Оборачиваемость средств характеризуется коэффициентом оборачиваемости и оборачиваемостью в днях.
Коэффициент оборачиваемости характеризует, сколько раз в среднем за отчетный период оборачивались финансовые ресурсы.
Оборачиваемость в днях указывает продолжительность одного оборота средств. Оборачиваемость можно исчислять по всем средствам предприятия или по отдельным их видам.
Слайд 191Система показателей деловой активности предприятия.
Слайд 1955 Анализ финансовых результатов
1. Анализ уровня и динамики финансовых результатов
по данным отчета о прибылях и убытках
2. Факторный анализ прибыли
от продаж и его влияние на управление прибылью
3. Система показателей рентабельности активов и собственного капитала
Слайд 1961. Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчета
о прибылях и убытках
В форме №2 «Отчет о прибылях и
убытках» приводятся данные о составе бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) в разрезе слагаемых за два аналогичных периода времени.
При анализе эти данные сопоставляются и
можно рассчитать, как повлияло каждое слагаемое на изменение бухгалтерской прибыли в сумме и в процентах.
Слайд 1981.2. Факторный анализ прибыли от продаж и его влияние на
управление
прибылью
Прибыль от продаж – это важнейшая составная часть прибыли до
налогообложения.
Прибыль от продаж зависит от трех основных факторов:
1) от количества реализованной продукции по каждой позиции
номенклатуры;
2) от уровня себестоимости единицы продукции по каждой позиции номенклатуры. В современных условиях себестоимость в течение отчетного периода изменяется в связи с инфляцией, поэтому при планировании и анализе в расчет принимаются средние показатели себестоимости единицы продукции;
3) от уровня цен, по которым реализуются конкретные виды продукции.
Слайд 199Существуют два основных подхода к факторному анализу прибыли
1) при небольшой
номенклатуре продукции возможны прямые расчеты влияния названных факторов по каждой
позиции номенклатуры;
2) анализ основывается на обобщенных данных, содержащихся в форме №2, – это так называемый «экспресс-анализ».
Для целей управления организацией предпочтителен первый подход, поскольку он позволяет принимать обоснованные управленческие решения,однако, для этого информация необходима по каждому виду номенклатуры.
Слайд 2003. Система показателей рентабельности