Слайд 1Виды обучения, их характеристика
Слайд 2Метод сократической беседы
Исторически первым известным видом систематического обучения называют обучение
методом постановки наводящих вопросов в процессе поиска истины. Он широко применялся
древнегреческим философом Сократом (469 - 399 до н.э.) и его учениками и получил название метода сократической беседы - диалога.Беседы его были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика.
.На начальном этапе обучения системой вопросов Сократ побуждал учеников находить истину. Главное состояло в том, чтобы ученик осознал и увидел проблему там, где ранее для него все было понятно
Вторая часть беседы получила название «майевтики».
Ученик подводится посредством искусно поставленных вопросов к признанию тех положений, которые являются истинными
Слайд 3Догматическое обучение
Догматическое обучение является первым видом коллективной организации познавательной
деятельности обучающихся. Оно возникло и широко распространилось в средние века
Организация и осуществление его предполагали принятие учеником на веру сообщаемых учителем непреложных истин (догм) словесных формулировок, положений, понятий, теорий. Ученик, читая вопросы и ответы на латинском языке, должен был заучивать их наизусть. Беседа, широко применяемая в средневековой школе, в процессе которой заучивались вопросы и готовые на них ответы, получила название катехизической.
Деятельность учителя - комментирование текстов религиозных писаний, а учащихся - слушание, механическое заучивание. Основная позиция, которую занимал ученик в условиях догматического обучения, - позиция объекта педагогических замыслов учителя.
Результат догматического обучения - формальные знания.
Слайд 4
Объяснительно-иллюстративное обучение
Впервые научно-теоретическое обоснование нового вида обучения было дано Я.А.
Коменским (1598—1670), который по праву считается основоположником этого нового вида
обучения
Характеризуется стремлением преодолеть догматизм путем объяснения учителем, чтобы дети вначале поняли новый материал, а потом уже заучивали его(«объяснительный»)
В ходе обучения учитель дает не только готовые научные истины, но и их объяснение, комментарии, доказательства. Чтобы дети лучше понимали излагаемое, широко привлекается наглядность.
Деятельность ученика уже не сводится по сравнению с догматическим видом обучения к механическому заучиванию: школьники должны сначала хорошо понять, осмыслить изложенный материал, а потом его уже запомнить.
Изменения в воспроизведении знаний: наряду с дословным воспроизведением, которое было характерно для догматического обучения, теперь широко применялось воспроизведение знаний своими словами
Слайд 5Программированное обучение
Обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены
действия как учащихся, так и педагога
Основная цель программированного обучения
– улучшение управления учебным процессом
Характерными чертами программированного обучения явились уточнение учебных целей и последовательная, поэлементная процедура их достижения.
Слайд 6Сущность программированного обучения
учебный материал разделяется на небольшие логически завершенные
дозы (части), легко усваиваемые учащимися (эти дозы (части) получили название
«шаги», «порции», «фрагменты информации»);
учебный процесс состоит из последовательных тесно взаимосвязанных между собой шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);
при правильном выполнении контрольных заданий (выборе правильного ответа) ученик получает новую порцию информации;
при неправильном ответе ученик получает разъяснение и указание вновь выбрать правильный ответ;
каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в оптимальном для него темпе;
результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известны как самому ученику, так и учителю.
Педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом)
Слайд 7Алгоритмизированное обучение
Алгоритмизированное обучение строится на основе разработки соответствующих моделей мыслительных
процессов, последовательных умственных действий, обеспечивающих решение учебных задач.
Алгоритмизация обучения состоит
в разработке и реализации алгоритмов для учащихся или алгоритмов для обучающих лиц
Основная цель алгоритмизированного обучения — повышение эффективности управления процессом обучения.
Деятельность учителя по алгоритмизации деятельности учащихся:
выделение условий, необходимых для осуществления обучающих действии;
выделение самих обучающих действий;
определение способов связи обучающих и учебных действий
Слайд 8Дистанционное обучение
Дистанционное обучение - это (условно) обучение на расстоянии,
предоставляющее возможность получить образование по месту жительства или работы независимо
от месторасположения учебного заведения.
Характерные особенности дистанционного обучения:
мотивация как важнейший элемент курса;
детальное планирование деятельности обучаемого;
модульное структурирование курса;
обратная связь
Слайд 9Основные составляющие дистанционного обучения
1. Учебные пособия, разрабатываемые для самостоятельного
изучения студентами (учащимися) определенной учебной дисциплины.
2. Краткосрочные очные занятия
в консультационных пунктах (учебных центрах), летние выездные школы.
3. Консультации по телефону.
4. Письменные задания.
5. Промежуточные оценки знаний студентов (учащихся).
6. Итоговая аттестация.
Слайд 10Проблемное обучение
При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний,
а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются
в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание.
Слайд 12Развивающее обучение
Идеи развивающего обучения разработаны Л.В. Занковым, В.В. Давыдовым
и Д.Б. Элькониным. В разработке этой системы обучения Л.В. Занков
исходил из положения Л.С. Выготского: обучение должно вести за собой развитие.
Ученик рассматривается не как объект, а как самоизменяющийся субъект учения. Знания, умения и навыки − лишь средство развития ученика, а не самоцель.
Цель образования — это развитие ученика, воспитание субъекта собственной жизни, т.е. способного ставить перед собой задачи и находить способы их решения.
Слайд 13Принципы развивающего обучения
Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.
Принцип
обучения на высоком уровне трудности.
Принцип обучения быстрым темпом.
Принцип осознания школьниками
процесса учения.
Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.
Слайд 14Развивающее обучение
1.Предмет развития – одна из сфер психики ребенка
2.Ребенок субъект
одной из сфер развития психики (например интеллектуальной)
3.Ребенок должен усвоить и
достичь определенного уровня знаний, умений, навыков.
4.Субъектно-субъектные отношения
5.Закономерности развития ребенка основа построения образовательного процесса
Слайд 15Личностно-ориентированное обучение
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во
главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное
обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта .
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Слайд 16Позиция педагога:
оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление
педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально
стимулировать его развитие;
отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Слайд 17Основные особенности личностно-ориентированного занятия:
конструирование дидактического материала разного типа, вида
и формы, определение цели, места и времени его использования;
продумывание педагогом
возможностей для самопроявления детей;
проведение наблюдений за детьми, отслеживание их развития;
предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
поощрение высказанных детьми идей, организация обмена мыслями и мнениями;
стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний;
стремление к созданию ситуаций успеха для каждого ребенка;
привлечение детей к использованию различных путей поиска и добывания информации о мире;
использование личного опыта каждого ребенка;
создание по ходу занятия «трудных ситуаций» как возможностей применить новые знания;
продуманное чередование видов работ, типов деятельности для снижения утомляемости детей.