Разделы презентаций


Византийская иконография

Содержание

Иконографический канон - совокупность правил и норм, регламентирующих написание икон, в своей основе содержит концепцию образа и символа (символ выступает в роли связующего звена между миром сверхбытия и действительностью, Богом и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Византийская иконография
План:
Каноны иконографии.
Каноны изображения Богоматери.
Мавзолей Галлы Плацидии.
Равенна.
Каноны Иоанна Дамаскина .
Иконография

Иисуса Христа.
Жизнь и творчество Феофана Грека.




Византийская иконографияПлан:Каноны иконографии.Каноны изображения Богоматери.Мавзолей Галлы Плацидии.Равенна.Каноны Иоанна Дамаскина .Иконография Иисуса Христа.Жизнь и творчество Феофана Грека.

Слайд 2Иконографический канон
- совокупность правил и норм, регламентирующих написание икон,

в своей основе содержит концепцию образа и символа (символ выступает

в роли связующего звена между миром сверхбытия и действительностью, Богом и человеком), сформировался в Византии к XI-XII вв. и был принят русской православной церковью. Церковный иконографический канон фиксировал и закреплял те особенности иконогафических изображений, которые отделяли божественный мир от мира земного.
Иконографический канон - совокупность правил и норм, регламентирующих написание икон, в своей основе содержит концепцию образа и

Слайд 3Иконографический канон реализовывался на Руси в так называемых подлинниках: лицевые

подлинникипредставляли собой схемы - рисунки, в которых фиксировалась основная композиция

иконы и использовавшиеся при этом цветовые характеристики.
По мере обогащения искусства новым содержанием иконографические схемы постепенно менялись и усложнялись. Обмирщение иконографического искусства, творческая индивидуальность художника обусловили свободу истолкования традиционных иконографических сцен, что привело к появлению новых, менее строго регламентированных по сюжету и исполнению икон.

Иконографический канон реализовывался на Руси в так называемых подлинниках: лицевые подлинникипредставляли собой схемы - рисунки, в которых

Слайд 4Иконографический каноны:
круг композиций и сюжетов священного писания
изображение пропорций фигур
общий тип и

общее выражение лица святых
тип внешности отдельных святых и их позы
палитру

цветов
технику живописи
Иконографический каноны: круг композиций и сюжетов священного писанияизображение пропорций фигуробщий тип и общее выражение лица святыхтип внешности отдельных

Слайд 5Техника иконописи
В монументальной живописи господствовала мозаика, позднее, во времена заката империи,

вытесненная фреской.  Техника станковой живописи была такова: На доску (в Византии - кипарисовую,

на Руси - сосновую или липовую) или холст ("поволока") наносили слой белого шлифованного грунта из гипса и мела ("левкас"), в XIII-XIV веках часто покрываемый золотом. Затем наносили контуры рисунка и  красочный слой (энкаустика, темпера). Поверх красочного слоя наносили защитный слой (закрепитель) - олифу, лак. Обрамление иконы - Оклад - выполняли из дерева, золота, серебра, украшали драгоценными камнями.

Техника иконописи В монументальной живописи господствовала мозаика, позднее, во времена заката империи, вытесненная фреской.  Техника станковой живописи была такова:

Слайд 6Пропорции фигур
Известные с античных времен пропорции

человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше,

плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.

Пропорции фигур     Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются

Слайд 7Тип лица и выражение
Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос

и рот - мелкими (нос - с горбинкой), глаза -

большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.

Тип лица и выражение Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими (нос -

Слайд 8Внешность и поза
Внешность всех святых, одежда, в которой их следует

писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола

Иоанна Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия - темноволосым с длинной заостренной бородой. См. также Иконография Богоматери, Иконография Христа.

Внешность и поза Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать,

Слайд 9Изображение Богоматери с воздетыми вверх руками и открытыми ладонями (жест

покровительства и защиты, обращение к Богу за милостью для людей).

Этот чин имеет две разновидности:
Изображение Богоматери с воздетыми вверх руками и открытыми ладонями (жест покровительства и защиты, обращение к Богу за

Слайд 10Богоматерь Елеус    ("Умиление") поясное изображение Богородицы с прильнувшей к ее щеке Христом.

Богоматерь Елеус     (

Слайд 11Богоматерь Одигитрия    ("Путеводительница") поясное изображение с Иисусом, сидящем на левой руке, правая

его благословляет. В руке Христа - как правило - свиток.

Богоматерь Одигитрия     (

Слайд 12Богоматерь Владимирская (предположительно конец XI - начало XII в.)
Эпоха "комниновского ренессанса"-

самая почитаемая икона на Руси, с которой связаны многие страницы

русской истории. 
Неизвестно, как и когда именно икона попала на Русь, но известно, что с 1161 г. она была установлена в Успенском соборе Владимира (столицы князя Андрея Боголюбского), а позднее перенесена в Успенский собор Москвы. В настоящее время икона находится в Третьяковской Галерее.
Редкая тонкость исполнения, богатство колорита (все оттенки коричневого, золотого и красного) говорят о руке выдающегося мастера константинопольской школы. Но больше всего поражает необычайная выразительность скорбного лика и та трогательная материнская нежность, с которой Мария приникла к младенцу. Лицо Богоматери с чистым овалом, тонким носом и большими миндалевидными глазами проникнуто подлинным человеческим страданием.
Богоматерь Владимирская (предположительно конец XI - начало XII в.) Эпоха

Слайд 13Мавзолей Галлы Плацидии и церковь СанАполинаре де Нуово  в Равенне

(V-VI века)

Церковь Сан-Аполинаре - большая трехнефная базилика. 24 колонны двумя

стройными рядами ограждают центральный неф. Все поле стен над их неклассическими "расплющенными" капителями занято мозаикой: слева - процессия мучениц, справа - мучеников (крупные надписи сообщают их имена).. Все они идут к алтарю, держа в руках свои мученические венцы.

http://yandex.ru/video/search?filmId=aHQaanOLUXI&where=all&text=%D0%9C%D0%B0%D0%B2%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9%20%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1%8B%20%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%B8

Мавзолей Галлы Плацидии и церковь  СанАполинаре де Нуово  в Равенне (V-VI века) Церковь Сан-Аполинаре - большая

Слайд 14Внутри мавзолея стены на половину высоты облицованы полированным мрамором. Остальные

поверхности стен, купол и люнеты арок сплошь покрыты великолепной мозаикой,

в которой еще очень сильны античные мотивы. Под куполом в ярко-синем небе сияют звезды, голуби пьют из чаши, олени пасутся у озера, золоченые виноградные лозы вьются по аркам.

Внутри мавзолея стены на половину высоты облицованы полированным мрамором. Остальные поверхности стен, купол и люнеты арок сплошь

Слайд 15Это центрическое здание, крестообразное в плане, является типичным примером внутренней

архитектуры, столь характерной для ранних христианских храмов: ее аскетичный, неприхотливый

внешний вид резко контрастирует с богатством внутреннего интерьера. Внешнюю кирпичную поверхность стен "украшают" только плоские вертикальные выступы - лопатки, соединенные со столь же плоскими арками ("глухая аркада").

Это центрическое здание, крестообразное в плане, является типичным примером внутренней архитектуры, столь характерной для ранних христианских храмов:

Слайд 16
Все, что минутно, все, что бренно, Похоронила ты в веках.  Ты, как

младенец, спишь, Равенна, У сонной вечности в руках.Рабы сквозь римские ворота  Уже

не ввозят мозаик.  И догорает позолота  В стенах прохладных базилик.
Далеко отступило море, И розы оцепили вал,  Чтоб спящий в гробе Теодорих О буре жизни не мечтал.Безмолвны гробовые залы, Тенист и хладен их порог, Чтоб черный взор блаженной Галлы,  Проснувшись,  камня не прожег...

А. Блок "Равенна".

http://www.youtube.com/watch?v=NDl_1IyM_go

Все, что минутно, все, что бренно, Похоронила ты в веках.  Ты, как младенец, спишь, Равенна, У сонной

Слайд 17Жизнь и творчество Феофана Грека (около 1340-1410)

Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в

истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца. Этому гениальному "византийцу", или "гречину", суждено было сыграть решающую роль в пробуждении русского художественного гения.
Воспитанный на строгих канонах, он уже в молодости во многом превзошел их. Его искусство оказалось последним цветком на иссохшей почве византийской культуры. Если бы он остался работать в Константинополе, он превратился бы в одного из безликих византийских иконописцев, от работ которых веет холодом и скукой. Но он не остался. Чем дальше он удалялся от столицы, тем более широким делался его кругозор, тем независимее убеждения.

http://video.yandex.ru/users/dianaadyrkhaeva/view/346/

Жизнь и творчество Феофана Грека (около 1340-1410)      Это один из немногих византийских

Слайд 18 В Галате (генуэзской колонии)

он соприкоснулся с западной культурой. Он видел ее палаццо и

церкви, наблюдал необычные для византийца свободные западные нравы. Деловитость жителей Галаты резко отличалась от уклада византийского общества, которое никуда не спешило, жило по старинке, погрязло в теологических спорах. Он мог бы эмигрировать в Италию, как это делали многие его даровитые соплеменники. Но, видимо, расстаться с православной верой оказалось не под силу. Он направил свои стопы не на запад, а на восток.
Зрелым, сложившимся мастером Феофан Грек приехал на Русь. Благодаря ему русские живописцы получили возможность познакомиться с византийским искусством в исполнении не рядового мастера-ремесленника, а гения.

В Галате (генуэзской колонии) он соприкоснулся с западной культурой. Он видел

Слайд 19 Его творческая миссия началась в

1370-х годах в Новгороде, где он расписал церковь Спаса Преображения

на Ильине улице (1378 г.). Князь Дмитрий Донской переманил его в Москву. Здесь Феофан руководил росписями Благовещенского собора в Кремле (1405 г.). Его кистью написан ряд замечательных икон, среди которых (предположительно) знаменитая Богоматерь Донская, ставшая национальной святыней России (Первоначально "Богоматерь Донская" находилась в Успенском соборе города Коломны, возведенного в память победы русского воинства на Куликовом поле. Перед нею молился Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Казань).
Русских поражали его глубокий ум и образованность, снискавшие ему славу мудреца и философа. "Преславный мудрец, философ зело хитрый... и среди живописцев - первый живописец", - писал о нем Епифаний. Поражало и то, что работая, он никогда не сверялся с образцами ("прописями"). Феофан дал русичам пример необыкновенного творческого дерзания. Творил непринужденно, свободно, не заглядывая в подлинники. Писал не в монашеском уединении, а на публике, как блестящий артист-импровизатор. Он собирал вокруг себя толпы поклонников, с восхищением взиравших на его скоропись.
Одновременно с этим он занимал зрителей затейливыми рассказами о чудесах Константинополя. Так определялся в сознании русичей новый идеал художника - изографа, творца новых канонов.


Его творческая миссия началась в 1370-х годах в Новгороде, где он расписал

Слайд 20 Иоанн (Иоанн-Мансур), прозванный

Дамаскиным - великий поэт, крупнейший богослов и борец за православие.

Он родился в Дамаске, в богатой и знатной христианской семье, получил разностороннее и глубокое образование. Отец позаботился, чтобы преподавателем даровитого и впечатлительного мальчика был христианин. С этой целью он выкупил раба-монаха, под руководством которого Иоанн изучил философию, математику, астрономию и музыку.  Сначала Иоанн служил при дворе Омейядов, затем удалился в монастырь Св.Саввы (близ Иерусалима), где и прожил до самой смерти. 
Иоанн Дамскин был разносторонне одаренным человеком, интересным во многих отношениях. Его духовное наследие огромно, оно составляет бесценное сокровище Церкви.  Предание называет Иоанна автором замечательных церковных песнопений, в которых христианский мир до сих пор черпает мудрость, силу и утешение. Считается, что именно он составил пасхальный канон, могучий гимн "Воскресение Христово видевше", замечательные надгробные молитвы. Лаконичность и живость языка, трогательный лиризм и глубина мысли - все это делает Дамаскина величайшим поэтом Византии и всего христианского мира. Не случайно его прозвали "златоструйным". Одним из первых он составил календарь дней памяти христианских святых и подвижников. 

Иоанн (Иоанн-Мансур), прозванный Дамаскиным - великий поэт, крупнейший богослов и

Слайд 21 С поэзией Дамаскина тесно

сливается и его музыкальная деятельность. Ему принадлежат первая церковная система

нот и оформление большинства христианских песнопений в сборники "Типикон" и "Октоих". 
Еще более Иоанн Дамаскин известен как богослов. Он создал фундаментальный труд "Источник знания", состоящий из трех частей: в первой, "Диалектике", излагаются философские идеи Аристотеля, во второй, "Книге о ересях", перечисляются и анализируются учения, противоречащие христианству, а в третьей, "Точном изложении православной веры", систематизируется православное вероучение.  Это была система идей о боге, сотворении мира и человеке, определяющая его место в этом и в потустороннем мирах. Он рассмотрел и обобщил как естественнонаучные представления древних, так и догматы своих предшественников-богословов, и тщательно отобрал те из них, которые ни в коей мере не противоречили канонам вселенских соборов.  Основным методом работы Дамаскина была компиляция на основе аристотелевской логики. С этой точки зрения богословие Дамаскина даже по средневековым меркам было лишено оригинальности. Однако он сделал то, что неодходимо было сделать: благодаря устранению из церковных догматов противоречий православное вероучение было приведено в более-менее стройную систему.
Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения не только православных, но и католических  богословов (Фомы Аквинского). Для православной Церкви сочинение Иоанна Дамаскина до сих пор является основным источником основ христианского вероучения. 
Однако с точки зрения художественной культуры Иоанн Дамаскин интересен нам прежде всего как яростный противник "иконоборчества" и создатель теории Священного образа, положившей начало канонизации иконописи.


С поэзией Дамаскина тесно сливается и его музыкальная деятельность. Ему принадлежат

Слайд 22Каноны Иоанна Дамаскина
Изображать святых можно, но в символическом и

аллегорическом виде.
Можно и нужно изображать то, что было в действительности

(сцены из Священного писания, Жития Святых).
Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца.
Изображения святых необходимы - они украшают храмы, заменяют книги неграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона - не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено ("первообразу"), а не мастерству художника - иконы должны быть анонимны.
Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.

http://my.mail.ru/video/mail/skdomna/435/302.html#video=/mail/skdomna/435/302

Каноны Иоанна Дамаскина Изображать святых можно, но в символическом и аллегорическом виде.Можно и нужно изображать то, что

Слайд 23Иконография Иисуса Христа
Спас Нерукотворный
Все Спасы Нерукотворные пишутся с "подлинного оригинала".

Христос изображается с длинными темными волосами, разделенными прямым пробором, и

с короткой бородой. Вообще говоря, и волосы Христа и бороду принято писать волнистыми, но на русских иконах иногда встречаются изображения с прямыми, будто мокрыми волосами - спас "Мокрая борода", "омоченные власы" (Лесков, "Запечатленный ангел")
Иконография Иисуса Христа Спас НерукотворныйВсе Спасы Нерукотворные пишутся с

Слайд 24Добрый Пастырь
Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись

(первые изображения Доброго Пастыря датируются III веком). "Аз есмь пастырь

добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Евангелие от Иоанна).
Добрый ПастырьВторой древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись (первые изображения Доброго Пастыря датируются III веком).

Слайд 25Христос-Эммануил
Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчеркивает,

что пришел именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки. На

первой иллюстрации, однако, Спас-Эммануил изображен на Престоле с открытым Евангелием в руке - как Судия на Страшном Суде.
Христос-ЭммануилМаленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчеркивает, что пришел именно тот, о ком говорили

Слайд 26Христос-Пантократор
Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона.

Серьезный, суровый Пантократор ("Вседержатель"), Создатель и властитель мира, будто обозревает

землю с небес, говоря: "Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий." Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая вас смотреть через его глаза в небеса.
Христос-ПантократорНаибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьезный, суровый Пантократор (

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика