Слайд 1Византийская иконография
План:
Каноны иконографии.
Каноны изображения Богоматери.
Мавзолей Галлы Плацидии.
Равенна.
Каноны Иоанна Дамаскина .
Иконография
Иисуса Христа.
Жизнь и творчество Феофана Грека.
Слайд 2Иконографический канон
- совокупность правил и норм, регламентирующих написание икон,
в своей основе содержит концепцию образа и символа (символ выступает
в роли связующего звена между миром сверхбытия и действительностью, Богом и человеком), сформировался в Византии к XI-XII вв. и был принят русской православной церковью. Церковный иконографический канон фиксировал и закреплял те особенности иконогафических изображений, которые отделяли божественный мир от мира земного.
Слайд 3Иконографический канон реализовывался на Руси в так называемых подлинниках: лицевые
подлинникипредставляли собой схемы - рисунки, в которых фиксировалась основная композиция
иконы и использовавшиеся при этом цветовые характеристики.
По мере обогащения искусства новым содержанием иконографические схемы постепенно менялись и усложнялись. Обмирщение иконографического искусства, творческая индивидуальность художника обусловили свободу истолкования традиционных иконографических сцен, что привело к появлению новых, менее строго регламентированных по сюжету и исполнению икон.
Слайд 4Иконографический каноны:
круг композиций и сюжетов священного писания
изображение пропорций фигур
общий тип и
общее выражение лица святых
тип внешности отдельных святых и их позы
палитру
цветов
технику живописи
Слайд 5Техника иконописи
В монументальной живописи господствовала мозаика, позднее, во времена заката империи,
вытесненная фреской.
Техника станковой живописи была такова:
На доску (в Византии - кипарисовую,
на Руси - сосновую или липовую) или холст ("поволока") наносили слой белого шлифованного грунта из гипса и мела ("левкас"), в XIII-XIV веках часто покрываемый золотом. Затем наносили контуры рисунка и красочный слой (энкаустика, темпера). Поверх красочного слоя наносили защитный слой (закрепитель) - олифу, лак. Обрамление иконы - Оклад - выполняли из дерева, золота, серебра, украшали драгоценными камнями.
Слайд 6Пропорции фигур
Известные с античных времен пропорции
человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше,
плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.
Слайд 7Тип лица и выражение
Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос
и рот - мелкими (нос - с горбинкой), глаза -
большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.
Слайд 8Внешность и поза
Внешность всех святых, одежда, в которой их следует
писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола
Иоанна Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия - темноволосым с длинной заостренной бородой. См. также Иконография Богоматери, Иконография Христа.
Слайд 9Изображение Богоматери с воздетыми вверх руками и открытыми ладонями (жест
покровительства и защиты, обращение к Богу за милостью для людей).
Этот чин имеет две разновидности:
Слайд 10Богоматерь Елеус
("Умиление")
поясное изображение Богородицы с прильнувшей к ее щеке Христом.
Слайд 11Богоматерь Одигитрия
("Путеводительница")
поясное изображение с Иисусом, сидящем на левой руке, правая
его благословляет. В руке Христа - как правило - свиток.
Слайд 12Богоматерь Владимирская
(предположительно конец XI - начало XII в.)
Эпоха "комниновского ренессанса"-
самая почитаемая икона на Руси, с которой связаны многие страницы
русской истории.
Неизвестно, как и когда именно икона попала на Русь, но известно, что с 1161 г. она была установлена в Успенском соборе Владимира (столицы князя Андрея Боголюбского), а позднее перенесена в Успенский собор Москвы. В настоящее время икона находится в Третьяковской Галерее.
Редкая тонкость исполнения, богатство колорита (все оттенки коричневого, золотого и красного) говорят о руке выдающегося мастера константинопольской школы.
Но больше всего поражает необычайная выразительность скорбного лика и та трогательная материнская нежность, с которой Мария приникла к младенцу. Лицо Богоматери с чистым овалом, тонким носом и большими миндалевидными глазами проникнуто подлинным человеческим страданием.
Слайд 13Мавзолей Галлы Плацидии и церковь
СанАполинаре де Нуово в Равенне
(V-VI века)
Церковь Сан-Аполинаре - большая трехнефная базилика. 24 колонны двумя
стройными рядами ограждают центральный неф. Все поле стен над их неклассическими "расплющенными" капителями занято мозаикой: слева - процессия мучениц, справа - мучеников (крупные надписи сообщают их имена).. Все они идут к алтарю, держа в руках свои мученические венцы.
http://yandex.ru/video/search?filmId=aHQaanOLUXI&where=all&text=%D0%9C%D0%B0%D0%B2%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9%20%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1%8B%20%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%B8
Слайд 14Внутри мавзолея стены на половину высоты облицованы полированным мрамором. Остальные
поверхности стен, купол и люнеты арок сплошь покрыты великолепной мозаикой,
в которой еще очень сильны античные мотивы. Под куполом в ярко-синем небе сияют звезды, голуби пьют из чаши, олени пасутся у озера, золоченые виноградные лозы вьются по аркам.
Слайд 15Это центрическое здание, крестообразное в плане, является типичным примером внутренней
архитектуры, столь характерной для ранних христианских храмов: ее аскетичный, неприхотливый
внешний вид резко контрастирует с богатством внутреннего интерьера. Внешнюю кирпичную поверхность стен "украшают" только плоские вертикальные выступы - лопатки, соединенные со столь же плоскими арками ("глухая аркада").
Слайд 16
Все, что минутно, все, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как
младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.Рабы сквозь римские ворота
Уже
не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.
Далеко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал.Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег...
А. Блок "Равенна".
http://www.youtube.com/watch?v=NDl_1IyM_go
Слайд 17Жизнь и творчество Феофана Грека
(около 1340-1410)
Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в
истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца. Этому гениальному "византийцу", или "гречину", суждено было сыграть решающую роль в пробуждении русского художественного гения.
Воспитанный на строгих канонах, он уже в молодости во многом превзошел их. Его искусство оказалось последним цветком на иссохшей почве византийской культуры. Если бы он остался работать в Константинополе, он превратился бы в одного из безликих византийских иконописцев, от работ которых веет холодом и скукой. Но он не остался. Чем дальше он удалялся от столицы, тем более широким делался его кругозор, тем независимее убеждения.
http://video.yandex.ru/users/dianaadyrkhaeva/view/346/
Слайд 18 В Галате (генуэзской колонии)
он соприкоснулся с западной культурой. Он видел ее палаццо и
церкви, наблюдал необычные для византийца свободные западные нравы. Деловитость жителей Галаты резко отличалась от уклада византийского общества, которое никуда не спешило, жило по старинке, погрязло в теологических спорах. Он мог бы эмигрировать в Италию, как это делали многие его даровитые соплеменники. Но, видимо, расстаться с православной верой оказалось не под силу. Он направил свои стопы не на запад, а на восток.
Зрелым, сложившимся мастером Феофан Грек приехал на Русь. Благодаря ему русские живописцы получили возможность познакомиться с византийским искусством в исполнении не рядового мастера-ремесленника, а гения.
Слайд 19 Его творческая миссия началась в
1370-х годах в Новгороде, где он расписал церковь Спаса Преображения
на Ильине улице (1378 г.). Князь Дмитрий Донской переманил его в Москву. Здесь Феофан руководил росписями Благовещенского собора в Кремле (1405 г.). Его кистью написан ряд замечательных икон, среди которых (предположительно) знаменитая Богоматерь Донская, ставшая национальной святыней России (Первоначально "Богоматерь Донская" находилась в Успенском соборе города Коломны, возведенного в память победы русского воинства на Куликовом поле. Перед нею молился Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Казань).
Русских поражали его глубокий ум и образованность, снискавшие ему славу мудреца и философа. "Преславный мудрец, философ зело хитрый... и среди живописцев - первый живописец", - писал о нем Епифаний. Поражало и то, что работая, он никогда не сверялся с образцами ("прописями"). Феофан дал русичам пример необыкновенного творческого дерзания. Творил непринужденно, свободно, не заглядывая в подлинники. Писал не в монашеском уединении, а на публике, как блестящий артист-импровизатор. Он собирал вокруг себя толпы поклонников, с восхищением взиравших на его скоропись.
Одновременно с этим он занимал зрителей затейливыми рассказами о чудесах Константинополя. Так определялся в сознании русичей новый идеал художника - изографа, творца новых канонов.
Слайд 20 Иоанн (Иоанн-Мансур), прозванный
Дамаскиным - великий поэт, крупнейший богослов и борец за православие.
Он родился в Дамаске, в богатой и знатной христианской семье, получил разностороннее и глубокое образование. Отец позаботился, чтобы преподавателем даровитого и впечатлительного мальчика был христианин. С этой целью он выкупил раба-монаха, под руководством которого Иоанн изучил философию, математику, астрономию и музыку.
Сначала Иоанн служил при дворе Омейядов, затем удалился в монастырь Св.Саввы (близ Иерусалима), где и прожил до самой смерти.
Иоанн Дамскин был разносторонне одаренным человеком, интересным во многих отношениях. Его духовное наследие огромно, оно составляет бесценное сокровище Церкви.
Предание называет Иоанна автором замечательных церковных песнопений, в которых христианский мир до сих пор черпает мудрость, силу и утешение. Считается, что именно он составил пасхальный канон, могучий гимн "Воскресение Христово видевше", замечательные надгробные молитвы. Лаконичность и живость языка, трогательный лиризм и глубина мысли - все это делает Дамаскина величайшим поэтом Византии и всего христианского мира. Не случайно его прозвали "златоструйным". Одним из первых он составил календарь дней памяти христианских святых и подвижников.
Слайд 21 С поэзией Дамаскина тесно
сливается и его музыкальная деятельность. Ему принадлежат первая церковная система
нот и оформление большинства христианских песнопений в сборники "Типикон" и "Октоих".
Еще более Иоанн Дамаскин известен как богослов. Он создал фундаментальный труд "Источник знания", состоящий из трех частей: в первой, "Диалектике", излагаются философские идеи Аристотеля, во второй, "Книге о ересях", перечисляются и анализируются учения, противоречащие христианству, а в третьей, "Точном изложении православной веры", систематизируется православное вероучение.
Это была система идей о боге, сотворении мира и человеке, определяющая его место в этом и в потустороннем мирах. Он рассмотрел и обобщил как естественнонаучные представления древних, так и догматы своих предшественников-богословов, и тщательно отобрал те из них, которые ни в коей мере не противоречили канонам вселенских соборов.
Основным методом работы Дамаскина была компиляция на основе аристотелевской логики. С этой точки зрения богословие Дамаскина даже по средневековым меркам было лишено оригинальности. Однако он сделал то, что неодходимо было сделать: благодаря устранению из церковных догматов противоречий православное вероучение было приведено в более-менее стройную систему.
Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения не только православных, но и католических
богословов (Фомы Аквинского). Для православной Церкви сочинение Иоанна Дамаскина до сих пор является основным источником основ христианского вероучения.
Однако с точки зрения художественной культуры Иоанн Дамаскин интересен нам прежде всего как яростный противник "иконоборчества" и создатель теории Священного образа, положившей начало канонизации иконописи.
Слайд 22Каноны Иоанна Дамаскина
Изображать святых можно, но в символическом и
аллегорическом виде.
Можно и нужно изображать то, что было в действительности
(сцены из Священного писания, Жития Святых).
Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца.
Изображения святых необходимы - они украшают храмы, заменяют книги неграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона - не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено ("первообразу"), а не мастерству художника - иконы должны быть анонимны.
Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.
http://my.mail.ru/video/mail/skdomna/435/302.html#video=/mail/skdomna/435/302
Слайд 23Иконография Иисуса Христа
Спас Нерукотворный
Все Спасы Нерукотворные пишутся с "подлинного оригинала".
Христос изображается с длинными темными волосами, разделенными прямым пробором, и
с короткой бородой. Вообще говоря, и волосы Христа и бороду принято писать волнистыми, но на русских иконах иногда встречаются изображения с прямыми, будто мокрыми волосами - спас "Мокрая борода", "омоченные власы" (Лесков, "Запечатленный ангел")
Слайд 24Добрый Пастырь
Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись
(первые изображения Доброго Пастыря датируются III веком). "Аз есмь пастырь
добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Евангелие от Иоанна).
Слайд 25Христос-Эммануил
Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчеркивает,
что пришел именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки. На
первой иллюстрации, однако, Спас-Эммануил изображен на Престоле с открытым Евангелием в руке - как Судия на Страшном Суде.
Слайд 26Христос-Пантократор
Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона.
Серьезный, суровый Пантократор ("Вседержатель"), Создатель и властитель мира, будто обозревает
землю с небес, говоря: "Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий." Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая вас смотреть через его глаза в небеса.