Слайд 1Византийская империя
в VI-XI вв.
Слайд 2527-565 гг. – правление императора Юстиниана
«Единое
государство, единый закон,
единая религия»:
Строил храмы и монастыри, жаловал церкви земли и подарки, устраивал гонения на язычников.
Создал «Свод гражданского права Юстиниана».
Пытался восстановить Римскую империю в прежних границах.
Слайд 3Завоевания Юстиниана:
Королевство вандалов в Северной Африке.
Королевство остготов в Италии.
Юго-западная часть
Испании.
Слайд 4VI-VII вв. - вторжение славян и арабов в Византию
VII век
- территория Византии сократилась
почти втрое.
VIII-IX вв. – новый
порядок набора в войско: вместо наемников в армию брали воинов из крестьян, получавших за службу участки земли.
VIII век – византийцы отвоевали у арабов часть Малой Азии, области в Сирии и Закавказье, острова Кипр и Крит.
Слайд 7l. Когда произошел распад Римской империи?
а)410 г. б)395 г. в)
476 г.
2. Какая часть Римской империи стала называться Византией?
а) Западная
б) Восточная в) Северная
3. Какие территории входили в состав Византии?
а) Балканский полуостров. Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, часть Закавказья
б) Балканский полуостров, Северная Африка, Испания
в) Северная и Южная Америка
4. Какой город был столицей Византии?
а) Константинополь б) Рим в) Иерусалим
Слайд 85. В каком веке правил император Юстиниан?
а) в V веке
б) в VI веке в) в VII веке
6. Как назывался
свод законов какой-либо страны?
а) право б) указы в) уложение
7. Как назывался документ, в который вошли все самые важные законы Византии?
а) Кодекс Юстиниана б) Салическая правда в) Указы императора
8. Какие народы нападали на территорию Византии в VI в.?
а) американцы и англичане б)турки и англичане в) арабы и славяне
Слайд 9Один из современников Юстиниана, знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский, в
своих произведениях создал противоречивый образ императора: с одной стороны, он
показывал его как жестокого тирана, а с другой-как мудрого политика и реформатора.
Какие деяния Юстиниана позволили ему так охарактеризовать императора?
Как сам Юстиниан понимал цели своего правления?
Какое мнение о Юстиниане сложилось у вас?
Слайд 11Развитие образование
Греческий язык – государственный язык империи.
Широкая сеть школ для
простых людей (церковные, государственные, частные).
IX век – открытие университета в
Константинополе при императорском дворе.
Ученики в школе
Византийский алфавит
Слайд 12Почему в Византийской империи было так много школ?
Слайд 13Научные знания.
Математика (Лев Математик – звуковая сигнализация для передачи сообщений).
Медицина
(первое в Европе медицинское училище).
Химия (изготовления стекла, красок, лекарств, «греческий
огонь»).
География (карты и планы городов).
История.
Слайд 14Какую пользу давали науки византийцам?
Почему в Византийской империи развивались науки,
а на территории варварских королевств они не развивались?
Слайд 15Архитектура
Предназначение христианского храма от отличие от античного (языческого)
Античный храм
Все праздники проходят снаружи, на площади
=>важен наружный вид храма
Христианский храм
Обряд совершается внутри храма =>
важно внутреннее убранство храма
Слайд 16
Виды христианских храмов
Базилика – это прямоугольное в плане и вытянутое
в длину здание, разделенное на три, пять и более продольных
нефов, средний неф обычно шире и выше боковых
Слайд 17Реконструкция церкви св.Петра
Рим. 400 г.
Слайд 18X-XI вв. крестово-купольные храмы
Слайд 19План-схема крестово-купольного храма
Крестово-купольный – это чаще всего квадратные в плане
здания; четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек,
обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод.
Слайд 20Архитектура
Христианский храм
неф
притвор
алтарь
апсиды
Христианский храм в плане разделялся на три части:
притвор
— помещение у западного, главного входа;
неф (по-французски корабль) —
вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы;
алтарь, куда могли входить только духовные лица. Своими
апсидами — полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой — местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре.
Слайд 22К храмам какого типа можно отнести храм Святой Софии?
Слайд 23Живопись
Мозаика -
Смальта -
Фрески -
Канон -
Апсиды-
Притвор-
Неф-
Алтарь -
Иконы
– дома самостоятельно.
Двенадцать апостолов. Византия.
Стр. 55-56 выписать значение этих
слов
Слайд 24Культурные связи Византии
стр. 58-59 докажите, что Византийская империя была самой
культурной страной Средневековой Европы.
Слайд 25д/задание
§ 6, 7; новые термины, даты, имена.
Стр. 53, вопросы 3,
5 устно
Задание 3 по желанию письменно на дополнительную оценку
стр.59 вопросы
3,5 устно.
Задание 1 устно
Вопрос 4 по желанию дополнительно на оценку на отдельном листе.
Задание на дополнительную оценку нужно выбрать только одно.