Слайд 1«Византийская Таврика»
или Крым
в истории и культуре Византийской империи
Науменко
В.Е.
Слайд 21. Средние века в Европе
Эпоху «средних веков» обычно делят на
три основных периода – раннего (конец V – середина XI
вв.), зрелого или классического (середина XI – 1453/1492 гг.) и позднего средневековья (1492-1648 гг.). В целом она характеризуются рядом важнейших для истории человечества процессов:
Окончательным упадком и исчезновением рабовладельческого строя, который лежал в основе античного общества и экономики.
Новой социально-экономической моделью – феодализмом, суть которой заключается в иерархической структуре общества (феодалы – рыцари – зависимое население), условном характере собственности и властных полномочий, приоритете частного права и личных связей над межгосударственными отношениями и международным правом, политической раздробленностью.
Формированием многих современных народов и государств на карте Европы – Франции, Германии, Англии, Шотландии, Испании, Португалии, Нидерландов, Швейцарии, Дании, Швеции и пр. Самоопределение европейцев складывалось в ходе крупных гражданских и общеевропейских военных конфликтов – «Столетней войны» (1337-1453 гг.), «Войны Алой и Белой розы» в Англии (1425-1455 г.), буржуазной революции в Нидерландах (1566-1609 гг.), «Тридцатилетней войны» (1618-1648 гг.).
Появлением новых форм государственного устройства – феодальной и абсолютной монархий, а также сословно-представительских органов власти – парламента в Англии, Генеральных штатов во Франции и кортесов в Испании.
Слайд 32. Средние века в Европе
Эпоху «средних веков» обычно делят на
три основных периода – раннего (конец V – середина XI
вв.), зрелого или классического (середина XI – 1453/1492 гг.) и позднего средневековья (1492-1648 гг.). В целом она характеризуются рядом важнейших для всемирной истории процессов:
Рождением большинства современных крупных и малых европейских городов, история и борьба которых за свои права подарили Европе понятия «частного права» и «личной свободы», выборность и демократическую сменяемость властных институтов, доступность высшего (университетского) образования независимо от происхождения и сословной принадлежности человека.
Рождением двух новых мировых религий – христианства и ислама. Догматика и организационная структура христианской церкви позволила ей, вплоть до эпохи Реформации (XVI в.), играть роль верховного арбитра в европейской политике. Следствием борьбы христианства и ислама за сферы влияния стали многочисленные «священные войны»: Реконкиста и Крестовые походы со стороны папского Рима в XI-XIII вв. и идея всемирного панисламского государства на протяжении VII-IX вв.
Появлением множества новых технических изобретений и технологий – ветряной мельницы и доменной печи, передаточных механизмов и домкрата, очков и книгопечатания, канализации и механических часов, вентиляции и парусного судна и пр.
Слайд 43. Карта средневековой Европы около 550-600 гг.
Слайд 54. Карта средневековой Европы около 1000 г.
Слайд 65. Европа в первой половине V в.
с указанием границ
Римской империи по разделу 395 г.
Слайд 76. О начале византийского периода в истории Крыма
Крым стал отдельной
административной единицей Византийской империи только в VI в., в правление
императоров Юстиниана I (527-565) и Юстина II (565-578), когда здесь, помимо гарнизонов в крупнейших центрах полуострова – Херсоне (античный Херсонес Таврический) и Боспоре (античный Пантикапей), появился византийский наместник с титулами дука и стратилат и верховными гражданскими и военными полномочиями. Таким образом, в Таврике было установлено прямое и постоянное имперское правление, и она приобрела статус отдельной византийской провинции – дуката.
Ранее, на протяжении длительного периода времени, с конца III до середины VI в., который в исторической науке называется позднеримским периодом, в Крыму существовали два крупных, союзных, но юридически независимых от Восточно-Римской (Византийской) империи политических образования – Херсонесская республика и Боспорское царство. Несмотря на тесные политические, экономические и культурные связи между ними и империей, на Боспоре в это время правит местная династия Тибериев Юлиев, а Херсонес управляется, как и в античное время, выборными органами самоуправления во главе с коллегией архонтов и «отцом города».
В Херсонесе на протяжении III-V вв. периодически размещались отдельные римские военные подразделения легионного типа (вексилляции, баллистарии), действовала имперская таможня (практион), пребывали в ссылке государственные преступники, шли ремонты оборонительной системы крепости под руководством византийских инженеров, действовали отдельные имперские законы, чеканились монеты по византийским образцам и пр., но не хватало главного – указаний на замену или хотя бы прямое подчинение местного самоуправления византийской администрации. Это произошло лишь в VI в., что означает начало нового (византийского) периода в истории Крыма.
Слайд 87. О начале византийского периода в истории Крыма. «Страна Дори»
Тогда
же, в VI в., византийская провинция в Таврике приобрела значительно
большие размеры, чем просто контроль за Херсоном (так в средневековую эпоху стали называть античный Херсонес) и Боспором. Власть ее дуки распространялась на Таманский полуостров, а внутри Крыма – на Южный берег Крыма, где были построены две новые крепости – Алустон (на месте современной Алушты) и Горзувиты (современный Гурзуф), и на горную часть Таврики, которую один из самых известных византийских историков этого времени, Прокопий Кесарийский, назвал «страной Дори». По его словам, здесь проживали союзники Византии – племена готов, для которых император Юстиниан I построил «длинные стены», под которыми современные историки понимают участки оборонительных стен в узких горных ущельях («клисурах»), преграждавших неприятелю движение к Херсону.
Слайд 98. Территория Византийской империи периода ее распада (1204-1261 гг.)
Крым перестал
быть византийской провинцией уже в результате событий IV Крестового похода
1202-1204 гг., завершившегося взятием столицы империи – Константинополя, и распадом Византии на ряд независимых государств – Латинской империи, Никейской империи, Трапезундской империи и Эпирского царства. В 1261 г. Византийская империя была восстановлена, но в значительно меньших границах и с ресурсами, которые уже не позволяли ей вести прежнюю внешнюю политику.
Слайд 109. О поздневизантийском (или поствизантийском) периоде в истории Крыма
Начиная с
XIII в. история средневековой Таврики развивается вне Византийского государства. В
первой половине XIII в. она находится в зависимости от Трапезундской империи, выплачивая ей регулярную дань, о чем сообщают два современных источника – «Синопсис чудес св. Евгения» и «Аланском послание» никейского епископа Феодора. К концу столетия Крым окажется частью огромной Монгольской империи; к середине XIV в. полуостров станет отдельным Крымским улусом Золотой Орды. Тогда же окончательно морское побережье Таврики перейдет во владения итальянских колоний Венеции и Генуи с укрепленными центрами в Воспоро (Керчь), Сугдее (Судак), Кафе (Феодосия), Алустоне (Алушта) и Чембало (Балаклава).
Поэтому период 1204-1475 гг. в истории Крыма можно называть как поздневизантийским, что традиционно по отношению к существующей периодизации истории Византии, так и поствизантийским периодом, что подразумевает реальное исключение областей полуострова из административной системы империи при сохранении традиционных торгово-экономических, культурных и церковно-политических связей его крупных городских центров с империей, если мы имеем ввиду церковно-административные контакты крымских епархий в составе Константинопольского патриархата. Наиболее важным проводником таких контактов был, безусловно, Херсон, хотя с XIV в. он также являлся одной из генуэзских факторий и центром католического миссионерства в регионе. С начала XV в. таким же центром византийской культуры, как говорят – «последним осколком Византии на полуострове», становится самостоятельное княжество Феодоро в горном Крыму, имевшее союзнические и династийные отношения с византийскими Палеологами и трапезундскими Комнинами. Однако, и здесь речь идет, прежде всего, о византийском характере материальной культуры и церковной ориентации местной Готской митрополии на Константинополь.
Слайд 1110. О географии византийской Таврики
Несомненно, для Византии на протяжении всего
периода владения Крымом наиболее важным являлся реальный контроль за приморской
и горной частями полуострова. Степь же всегда контролировалась различными кочевниками – гуннами в IV-V вв., булгарами в VI-VII вв., хазарами в конце VII-VIII вв., хазарами и мадьярами в IX в., печенегами в X в., половцами в XI-XII вв. Не случайно, что два имевших место проекта унификации системы административного управления Византии в Таврике охватывали исключительно горные и приморские области полуострова, не касаясь степи. Речь идет, прежде всего, о введения фемной модели территориально-административного управления в регионе около 841 г. В рамках этой реформы к концу X – началу XI вв. на территории Крыма фиксируются четыре фемы – Херсон, Сугдея, Боспор и отдельный турмархат Готия. Подобную же цель – покрыть византийской административной системой управления большую часть горных районов полуострова, преследовало и введение системы пяти христианских епархий – Херсона, Боспора, Сугдеи, Готии и Фулл, что произошло окончательно ближе к концу IX – началу X вв.
Таким образом, византийскую Таврику географически невозможно рассматривать как некую единую этнокультурную территорию с общим центром (в данном случае Херсоном). Скорее, это совокупность отдельных географических зон, каждая из которых имела значительную самостоятельность в силу отделенности друг от друга, отсутствия стабильных коммуникаций и сложившихся традиций.
Слайд 1211. Византийский Херсон. План и общие виды городища
Слайд 1312. Византийский Херсон. Наиболее известные базилики:
Западная, Восточная, «базилика 1935
г.»
Слайд 1413. Византийский Херсон. Уваровская базилика
Открыта в 1853 г. графом А.
С. Уваровым. Ее справедливо связывают с кафедральным храмом Херсона. Главным
сооружением этого сложного комплекса, занимавшего площадь городского квартала, являлась большая (52,25 х 20,45 м) трехнефная базилика с одной полукруглой абсидой, с нартексом и экзонартексом и крытой южной галерей, где во время службы находились неофиты. Кроме того, с храмом были связаны ряд специальных помещений – небольшая часовня со скальной криптой (склепом), место упокоения епископов города; диаконикон – хранилище для церковной одежды и утвари, необходимой при совершении богослужений; секретон – помещение для работы епископских служб. С востока от базилики был построен большой крестовидный баптистерий, предназначавшийся для крещения взрослых. Наконец, с юга располагались атриум с фиалом, то есть внутренний световой дворик с фонтаном, и двухэтажный дом епископа, на нижнем этаже которого, помимо нескольких хозяйственных помещений, был размещен триклинон, где проходили официальные приемы херсонского епископа и трапезы.
Слайд 1514. Архитектура византийского Херсона:
цитадель, фемный преторий, городское водохранилище
Слайд 1615. Византийский Херсон: жилая усадьба (реконструкция)
Слайд 1716. Византийский Херсон: рыбозасолочные цистерны
Слайд 1817. Ремесла византийского Херсона
Слайд 1918. Торговля византийского Херсона
Слайд 2019. Торговля византийского Херсона
Слайд 2120. Керчь (средневековый Боспор): рисунки начала XIX в. с изображением
крепости и общий план византийских памятников в районе пл. Ленина
Слайд 2221. Церковь Иоанна Предтечи в Керчи (перед началом реставрации)
Слайд 2322. Церковь Иоанна Предтечи в Керчи. Современное фото
Слайд 2423. Карта «страны Дори» в Юго-Западном Крыму
(по Айбабин, Хайрединова,
2017)
Слайд 2524. Византийский Мангуп: памятники VI-VIII вв.
Слайд 2625. Византийский Мангуп: памятники IX-X вв.
Слайд 2726. Эски-Кермен: византийские памятники
Слайд 2827. Некрополи типа Суук-Су / Лучистое. Основные категории
археологического материала
Слайд 2928. Крепость Алустон. План и современный вид
Слайд 3029. Партенитская базилика. План, реконструкция
Слайд 3130. Тепсеньское городище (Коктебель): византийская базилика