Слайд 1Визуальная социология:
теоретические перспективы
Слайд 2
Зачем нужны визуальные источники и методы социологам?
Что такое визуальная социология?
Кому
она нужна и зачем?
Слайд 3Что такое визуальная социология
Визуальная социология использует изображения и другие зрелищные
объекты, чтобы анализировать общество и культуру;
Три эпохи культуры:
Оральная (культура домодерна)
Вербальная
(культура модерна)
Визуальная (культура постмодерна)
Социологическое и визуальное воображение
Слайд 4Визуальный поворот
«Визуальный поворот» (иконический) в социальных науках в 70-х годах
XX века
Кардинальное расширение сферы визуального в современном обществе (например,
доминирование визуальных СМИ над текстовыми) – вытеснение текста образом;
Слайд 5Визуальный поворот
Распространение новых медиа;
В визуальном превалирует коммуникативная функция;
Восприятие современного
мира все более опосредовано изображениями – в крайних случаях образ
замещает реальность и представляется нам более реальным, чем мир, который он представляет (С. Зонтаг)
Увеличение научных работ о визуальной культуре
Слайд 6Задачи визуальной социологии
Фиксация момента, эпохи, материальных объектов;
Раскрытие значения изображения как
носится социальных значений и смыслов в обществе;
Анализ процесса производства и
воспроизводства и воспроизводства изображения и его значения
Слайд 7Контуры визуальной социологии
Исследовательская перспектива;
Методология;
Производство значения;
Представление результатов
Визуальное становится средством подтверждения теоретических
положений, объектом анализа, представления нетипичного опыта, формой обозначения социальных проблем.
Слайд 8Визуальные источники
Фотографии, видео, кино…;
Скульптура, архитектура, картины, наряды…;
Плакаты, реклама, фантики, открытки…;
Карты…;
Рисунки,
картинки, сообщения…;
Текст;
Все наблюдаемое
Слайд 9История визуальной социологии (1)
Конец XIX века – первые попытки американских
социологов обратиться к использованию нетекстовых материалов в своих исследованиях;
Влияние
социальной (культурной) антропологии:
«Балийский характер» (1942) – Г. Бейтсон и М. Мид – обоснование применения в этнографии видео- и фотоматериалов;
«Нанук с Севера» (1922) – Р. Флаерти – антропологический фильм о повседневности эскимосов
Слайд 10История визуальной социологии (2)
Влияние документальной фотографии:
Журналистские расследования – фотографии
с демонстраций и движений за права – попытка через фотографию
вскрыть проблемы общества;
Репортажи о «других» - фотографии о незнакомых для большинства членах общества – субкультуры, маргиналы
«Бродяга» (Н. Андерсон, 1923), «Банда» (Ф. Трэшер, 1927).
Слайд 11История визуальной социологии (3)
С 1916 г - усиление критических настроений
по отношению к визуальной социологии в США;
А. Смолл, редактор «Американский
журнал социологии»:
журнал - научный форум, а не место обсуждения социальных проблем;
Визуальный язык поддерживает образ делинтантизма, который социология должна отбросить, если хочет стать точной наукой, способной соответствовать биологии или физике;
С 1970 – х – возрождение интереса к визуальной социологии:
Общекультурный контекст – визуальное становится неотъемлемой частью культурного опыта человека;
Научный контекст – акцент на изучении повседневности.
Слайд 12Импульсы, стимулирующие появление визуальной социологии
Развитие интереса к визуальным репрезентациям и
интерпретации изображения:
Расширение горизонта эмпирических методов
Оформление теоретических концепций
Слайд 13Развитие интереса к визуальным репрезентациям и интерпретации изображения:
Появление интерпретативных методологий
для анализа культурно-значимых образов в рамках других наук;
Развитие СМИ и
усиление их влияния на общество;
Развитие критической теории и течения постмодернизма
Основы изучения визуальных явлений культуры: Беньямин, Уильямс, Холл, Барт
Слайд 14Расширение горизонта эмпирических методов
Попытки определения концептуальной структуры и дисциплинарных границ
визуальной социологии:
М. Эммисон и Ф. Смит – визуальные исследования должны
совершенствовать навыки наблюдения;
Д. Грейди – визуальная социология уделяет недостаточное внимание визуальной демонстрации количественной социологической информации (графики, диаграммы, схемы);
Л. Паульс – необходимо развивать «визуальную научную грамотность», развивать некоторые компетенции: знание того, как визуальные материалы были произведены, знание того, к чему эти материалы обращаются, знание эффектов коммуникации при помощи визуальных материалов.
Слайд 15Исследовательские ареалы визуальной социологии (М. Хилл)
Определение предмета:
Что определяет наш способ
видения и способ придания значения тому, что мы видим? Каков
характер, роль и институциональная организация визуальной символики в социальном конструировании реальности?
Социальные образы в СМИ:
Каковы образы в СМИ, какие группы интересов отвечают за их производство? Визуальные образы инициируют социальные изменения или просто их отражают?
Слайд 16Исследовательские ареалы визуальной социологии (М. Хилл)
Визуальные измерения социального взаимодействия:
Какими образами
одежда и мода проявляются как символы власти и статуса? Какие
имиджи тела используются в рамках формального/неформального и пр. взаимодействия?
Слайд 17Исследовательские ареалы визуальной социологии (М. Хилл)
Социология визуального искусства:
Кто приходит в
художественные музеи и почему?
Каковы отличительные характеристики символического языка в
искусстве?
Какие социальные значения накладываются как социальный багаж на символы в визуальном искусстве?
Слайд 18Исследовательские ареалы визуальной социологии (М. Хилл)
Визуальные технологии и социальная организация:
Какую
роль семейные фотографии имеют в структурировании личной истории? В какой
степени основные социальные институты управляют развитием и использованием визуальных технологий?
Слайд 19Оформление теоретических концепций
Слайд 20Изображение как копия
Изображение - носитель физических характеристик копируемых объектов, их
взаиморасположения и связи друг c другом;
Качество фотографии определяется по ее
референции к реальности.
Слайд 21Изображение как знак
Изображение - закодированные референции к значениям объекта.
Читаемость знака
возможна при условии соотнесения с коллективно разделяемой системой референций, являющейся
частью общего культурного капитала (общая религиозная парадигма, национальное стереотипное сознание, фольклор...)
Слайд 22Изображение как изображение
рассматривается на основе своей «изобразительности», экспрессивной формы(графикой, светотенью,
перспективой, планиметрией и т.д.), а также между их совокупностью и
фреймом
Слайд 23Изображение как средство коммуникации
Коммуникация опосредуется изобразительным объектом, его значения привносятся
в процесс коммуникации, усложняя и трансформируя его.
Слайд 24Изображение как гиперреальность
Изображение не является референтом реальности, а формирует ее.
Стирается грань между реальным и квази-реальным, приписывая статус реальности изображенному.
Социальная функция распознавания все более смещается к экспертам.
Слайд 25Базовые суждения об изображении в рамках визуальной социологии
Образы – это
конструкты: они созданы для репрезентации какого-либо значения, они созданы в
определенный исторический момент с определенной целью;
Изображения содержат как символическую, так и документальную информацию о действиях
Изображения – часть коммуникации: они создаются и используются с целью рассказать какую-то историю
Слайд 26Теоретические предпосылки появления визуальной социологии
Социальный номинализм – общество как эпифеномен;
акцент на человеческих действиях и интеракциях;
Социология повседневности;
Микросоциология;
Феноменология А. Шюца;
Этнометодология Г.
Гарфинкеля;
Драматургическая социология И. Гоффмана.
Слайд 27Феноменология А. Шюца
Социология – наука, способная объективно понять субъективный по
своей природе мир людей;
Центральная идея – жизненный мир (или мир
повседневной жизни) – область повседневного опыта, ориентации и действий, посредством которых личности решают свои дела и удовлетворяют интересы, пользуясь предметами, устанавливая контакты с другими людьми, составляя и реализуя планы;
Слайд 28Феноменология А. Шюца
Особенности жизненного мира:
Непосредственность его переживания;
Анонимность его переживания;
Целостность, нерасчлененность;
Жизненный
мир интерсубъективен, но воспринимается как объективный, как данность, как нечто
само собой разумеющееся.
Факторы, определяющие формы жизненного мира:
Ситуационные обстоятельства – внешние детерминанты, ограничивающие одну и стимулирующие другую деятельность;
Уникальный собственный опыт, определяющий цели, намерения и оценку ситуации;
«Запас подручных знаний» – схемы интерпретации
Слайд 29Феноменология А. Шюца
Большая часть составляющих жизненного мира – продукт культуры
– принятие готовых культурных схем индивидами (рецепты поведения). Нерефлексивность;
Процессы типологизации
– процессы упорядочения процессов, явлений, предметов, созданию определенных типов, а затем включение определенных рецептов в зависимости от ситуации и идентификации типов;
Конструкты первого порядка – идеальные типы, основанные на обыденных интерпретациях;
Конструкты второго порядка – идеальные типы научных понятий;
Межкультурный контекст – различия в рецептах определения ситуации.
Слайд 30Феноменология А. Шюца
Связь миров:
Заметки – частные субъективные напоминания о чем-либо;
Указатели
– предметы или явления, присутствие которых закономерно связано с другими
предметами или явлениями;
Знаки – предметы или способы поведения, специально созданные для передачи сообщения;
Жизненный мир обладает физической формой, наблюдаем, непосредственно доступен для исследования;
Три стратегии наблюдения:
Поставить себя в ситуацию наблюдаемого
Обратиться к знаниям о культуре, приписав мотивацию действий индивида, типичную за представителей той или иной культуры
Наблюдать эффекты от действий наблюдаемого
Слайд 31Феноменология А. Шюца: потенциал для визуальной социологии
Анализ телесной активности –
действия, предпринятые индивидами;
Предметы жизненного мира;
Ситуационные обстоятельства, в которые помещены индивиды;
Запас
подручных знаний;
Способы переноса значений (заметки, указатели, знаки, символы);
Акты коммуникации (жесты, поза, манеры…);
Культурные рецепты и типологизации;
Диссонанс культурных рецептов в ситуации свой-чужой.
Слайд 32Феноменология А. Шюца: потенциал для визуальной социологии
Слайд 33Этнометодология Г. Гарфинкеля
Критика социологии- подход «сверху вниз»: общество как хаос,
упорядоченный исключительно благодаря социологам, собранной ими информации об обществе, использовании
понятий и теорий; общественный мир как принципиально неупорядоченный;
Стратегия «снизу вверх»: общественный порядок создается в спонтанных и рутинных действиях индивидов, посредством которых они взаимно согласовывают смысл общественной реальности;
Слайд 34Этнометодология Г. Гарфинкеля
Исследование производства локального порядка, практических его методов, используемых
людьми в повседневности
Генерирование общественного порядка лежит как на макро-, так
и на микроуровне; но локальные практики позволяют понять макрообщественные;
Акцент на процедуры или практики создания порядка, которые во многом не рефлексированы;
Слайд 35Этнометодология Г. Гарфинкеля
Большинство подразумеваемых смыслов воспринимается индивидами как нечто само
собой разумеющееся, а задача исследователя – вскрыть эти невидимые правила
Фоновое ожидание – неосознанное ожидание того, каким образом должен быть нормальный социальный порядок
Случаи нарушения порядка имеют эвристический потенциал:
Порядок не является чем-то данным, а он постоянно воспроизводится членами общества;
Позволяют обнаружить практики конструирования порядка;
Практики первичны, участники вторичны: последние интересны ровно настолько, настолько они проявляют компетентность, необходимую для достижения распознаваемой продукции локального порядка;
Слайд 36Этнометодология Г. Гарфинкеля: потенциал для визуальной социологии
Общество непосредственно познаваемо и
доступно наблюдению как для участников практик, так и для исследователей;
Задача
исследователя – стать компетентным практиком тех явлений, которые он изучает;
Процесс коммуникации осуществляется большим кругом инструментов, чем теми, что выражены в словах
Слайд 37Этнометодология Г. Гарфинкеля: потенциал для визуальной социологии
Исследовательский потенциал:
Анализ того, как
индивиды поступают в определенной ситуации, придавая им порядок и когерентность;
Контекст
– в каких общественных ситуациях происходят действия;
Какими указателями пользуются индивиды при взаимном согласовании смысла ситуации;
Каким образом выглядят разные общественные сцены в момент нарушения порядка
Каким образом происходит репродукция практик в обществе
Слайд 38Видео в этнометодологии
Гарфинкель и Бёрнс (1977-1978) – исследование лекционной практики
Макхоул
(1978) – исследование формальной коммуникации в школьных классах
Маккей (1978) –
исследование работы преподавателя во время школьных уроков
Хит, Хиндмарш, Лафф (2010) – детали на видео – демонстрация понимания участниками сообщества окружающего мира и самих себя
Видео как способ доступа к скрытому социальному порядку
Слайд 39Драматургическая социология И. Гоффмана
Предмет социологии – порядок взаимодействия – ситуации
непосредственных взаимных контактов между индивидами;
Почему важны именно интеракции: повсеместность и
универсальность;
Аналогия с театром: индивиды играют спектакль, частично спонтанно и нерефлексивно, руководствуясь правилами поведения, усвоенными в ходе социализации и пытаясь произвести наилучшее впечатление;
Слайд 40Драматургическая социология И. Гоффмана
Презентация себя другим в повседневной жизни: принятие
роли
Слайд 41Драматургическая социология И. Гоффмана
Управление впечатлениями;
Фасад:
Сценические декорации
Личный фасад (одежда, речь…)
Социальный фасад
(ожидания, связанные с ролью)
Кулисы;
Ситуация потери лица;
Мистификация.
Слайд 42Герменевтический анализ
Понимание целей, намерений, установок создателей визуального образа:
Кто сделал образ?
В какой роли он/они выступал(и)? В какой ситуации?
Зачем этот визуальный
образ был создан? Кому этот образ адресован?
Каковы были мотивы выбора объекта?
Какие знания и представления (например, предубеждения) были использованы?
Какова позиция автора визуального образа, что он хотел донести?
Понимание мотивов людей, выступающих субъектами запечатленных действий:
Кто эти люди? Какое отношение они имеют к автору визуального образа?
Что они делают? Каковы их мотивы?
Ведут ли они себя естественно или позируют?
Слайд 43Герменевтический анализ
Понимание мотивации и жанра изображения;
Двойная герменевтика: герменевтика того, что
интерпретируется и герменевтика интерпретатора;
Комментарий к визуальному образу;
Слайд 46Семиотический анализ
Визуальный образ как система знаков, за которой скрывается культурные
значения;
Типология знаков – отношения между формой и содержанием (Ч. Пирс):
Знаки-иконы
– тождество или подобие формы и содержания знака.
Не нуждается в переводе; Форма знака берет на себя функцию значения
Пример: телевизионные образы мы воспринимаем не как цифровые сигнала, а как живых людей
Слайд 47Семиотический анализ
Знаки-индексы – смежность формы и содержания знака;
Форма знака и
денотат находятся в отношениях пространственной и временной смежности. Форма является
следствием значения, а значение – причиной формы.
Слайд 48Семиотический анализ
Знаки-символы – на конвенции: между формой и содержанием нет
видимой связи, она устанавливается по договоренности.
Установленные в данной культуре значения
определенных предметов и явлений.
Слайд 49Семиотический анализ (Р. Барт)
Studium – все, что в образе имеет
смысл и подлежит дешифровке:
Денотация – вопрос: что это такое? То,
к чему относится знак
Коннотация – глубокая интерпретация - более сложные ассоциации, которые вызывает образ (знак)/ Коннотация определена как индивидуальным опытом, так и правилами культуры
Punctum: вызывающее аффект, невыразимое и несказанное - способ передачи значения, которое навязывается зрителю напрямую без какого-либо предварительного анализа;
Код, кодирование и раскодирование в контексте разных культур.
Слайд 50Семиотический анализ (Д. Дайер)
Схема для семиотического анализа рекламы:
Репрезентация тела (возраст,
пол, раса, волосы, телосложение, внешний вид);
Репрезентация манер (мимика, поза,
зрительные контакты);
Репрезентация деятельности (позиционная коммуникация, движения тела);
Реквизит
Спецэффекты
Слайд 53Структурный анализ
Образ – внешний знак социальных структур, интерпретация образа направлена
на выявление этих структур;
Анализ того, что скрыто за денотациями и
коннотациями – продолжение семиотического анализа;
Виды структур:
Структура интеракции – совместная деятельность людей;
Нормативная структура – нормы, ценности, стили жизни…
Идеальная структура – идеи, идеалы, предубеждения
Структура жизненных возможностей – возможности доступа к значимым социальным благам
Слайд 57Дискурсивный анализ
Изображение как знаковое послание: общественные позиции тех, кто его
создает и использует;
Изображение как идеология;
Акцент на культурную и властную природу
знания, анализ языка;
Получатели образа не ограничиваются простым приемом значений, а участвуют в модификации образа;
Восприятие образа зависит от:
Автора;
Получателя;
Визуальной чувствительности;
Визуальной компетенции;
Режима восприятия;
Практики рассматривания;
Способа экспозиции.
Слайд 59Дискурсивный анализ: автор и получатель
Слайд 60Дискурсивный анализ: режим восприятия
Слайд 61Дискурсивный анализ: визуальная компетенция
Слайд 62Дискурсивный анализ: практики рассматривания
Слайд 63Две парадигмы в визуальных исследованиях
Нерепрезентативный подход:
Способность визуального образа конструировать социальную
реальность.
Интерпретативный подход
Образ –отражение повседневности
Социокультурная репрезентация,
Раскрываетя идеологию и
цель своих авторов
Допускает некоторую манипуляцию со зрителем
Слайд 64Визуальная социология:
теоретические перспективы