Слайд 1Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса
Институт международного образования
Кафедра русского языка
Актуальные
проблемы современной лингвистики
Тема 9.
Нейролингвистика: мозг и речь
Коновалова Юлия Олеговна
Слайд 2Цель:
познакомиться с некоторыми положениями нейролинвистики
Слайд 3Задачи:
Объяснить понятие «нейролигвистика»
Определить связь между строением мозга человека и
структурой языка
Описать проявления функциональной асимметрии мозга
Слайд 4Содержание:
Цель, задачи
Ключевые слова темы
Вопросы для повторения изученного материала
Понятие «нейролингвистика»
Функциональные
нарушения мозга и нарушения речи
Вопросы для самопроверки
Литература
Слайд 5Ключевые слова темы:
Нейролингвистика
Мозг
Афазия
Функциональное нарушение
Кора головного мозга
Подкорка
Полушарие
Извилина
Слайд 6Вопросы для повторения изученного материала
Ненастоящие слова, не имеющие значения, называются
…
а) квазисловами
б) окказионализмами
в) лексемами
Слайд 7Вопросы для повторения изученного материала
Люди придумывают окказиональные слова, если …
а) не хотят использовать обычные слова
б) не знают, как называть какой-либо предмет
в) хотят изменить лексический состав языка
Слайд 8Вопросы для повторения изученного материала
3. Грамматическое значение слов …
а) имеет только общее, абстрактное значение
б)
может иметь какое-то образное значение
Слайд 9Вопросы для повторения изученного материала
4. Текст, связанный с реальной жизненной
ситуацией, называется …
а) действительностью
б)
дискурсом
в) монологом
Слайд 10Вопросы для повторения изученного материала
5. Назовите 3 признака текста:
1……………………….
2……………………….
3……………………….
Слайд 11Нейролингвистика
- наука, изучающая зоны и механизмы головного мозга, ответственные
за порождение и понимание речи.
Слайд 12Истоки нейролингвистики
Середина ХХ века
А.Р. Лурия
Неврология + психология + лингвистика =
НЕЙРОЛИНГВИСТИКА
Слайд 13Истоки нейролинвистики
Нейролингвистика и психолингвистика:
Возникли в одно время
Имеют общие проблемы и
предмет изучения
Слайд 14Предпосылки нейролингвистики
1861 г.
Французский анатом П. Брока:
Поражение лобной извилины левого полушария
Человек
теряет способность говорить, но понимает речь.
Слайд 15Предпосылки нейролингвистики
1874 г.
Немецкий психиатр К.Вернике:
Поражение височной извилины левого полушария
Человек может
говорить, но не понимает чужую речь.
Слайд 17Предпосылки нейролингвистики
Нарушение речи (говорения или понимания) – афазия.
Слайд 18Предпосылки нейролингвистики
Поражение правого полушария не влияет на речь (способность говорить
и понимать).
Вывод:
Левое полушарие отвечает за порождение и восприятие речи.
Слайд 19Функциональная
асимметрия мозга
Левое полушарие – логическое, рациональное мышление
Правое полушарие –
образное, эмоциональное мышление
Слайд 20Функциональная
асимметрия мозга
Долгое время считалось, что левое полушарие – главное.
Современные
знания:
Речевая зона у разных людей может располагаться в разных полушариях:
Правши
– левое полушарие
Левши – правое полушарие
Слайд 21Функциональная
асимметрия мозга
Эксперименты
(при лечении больных эпилепсией):
«выключать» полушария (по
очереди)
Слайд 22Функциональная
асимметрия мозга
«Выключенное» левое полушарие:
Неразличение фонем, но хорошее восприятие интонации,
мелодии.
Уменьшается запас слов, непонимание абстрактных существительных.
Пересказ текста: краткий, но много
ключевых слов
Слайд 23Функциональная
асимметрия мозга
«Выключенное» правое полушарие:
Различение фонем, слов, но непонимание интонации,
мелодии, речи мужчин или женщин.
Запас слов резко увеличивается, появляется многословие.
Пересказ
текста: подробный, но ключевые слова не все.
Слайд 24Функциональная
асимметрия мозга
Вывод:
Правое полушарие отвечает за целостный смысл текста (общее
содержание).
Левое полушарие отвечает за словесную полноту текста.
Слайд 25Функциональная
асимметрия мозга
Л.В. Сахарный:
В мозгу есть как бы две грамматики
– левополушарная и правополушарная.
Слайд 26Функциональная
асимметрия мозга
Обычные учебники по грамматике – левое полушарие:
Выделение слов,
предложений, выбор правильных названий предметов.
Правое полушарие – обработка информации с
опорой на подсознание.
Слайд 27Выводы
1. Порождение речи:
Бытовое общение (простые ситуации, простые слова и синтаксические
конструкции) – правое полушарие (левое - минимально).
Сложные, абстрактные темы –
активно левое полушарие.
Слайд 28Выводы
2. Восприятие речи:
Оба полушария работают от первого слова:
Левое: воспринимает языковые
знаки (слова и предложения).
Правое: воспринимает целостную картину и рисует образы.
Далее:
два полушария объединяют информацию и соотносят с действительностью.
Слайд 29Выводы
3. «Правый мозг» сам может оценить любую ситуацию и не
нуждается в словах, но без «левого мозга» «правый мозг» не
сможет выразить словами никакую точную мысль.
Слайд 30Литература к теме:
Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: учебное пособие для
вузов. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - 4-е
изд., перераб. и доп. - М. : Лабиринт, 2004. – С.105 – 119.
Слайд 32 Использование материалов презентации
Использование данной
презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ
об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.