Слайд 1Владивостокский государственный университет 
экономики и сервиса
Институт международного образования
Кафедра русского языка
Актуальные
                                                            
                                    
проблемы современной лингвистики
Тема 9. 
Нейролингвистика: мозг и речь
Коновалова Юлия Олеговна
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Цель: 
познакомиться с некоторыми положениями нейролинвистики
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Задачи:
Объяснить понятие «нейролигвистика»
 Определить связь между строением мозга человека и
                                                            
                                    
структурой языка
Описать проявления функциональной асимметрии мозга
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Содержание: 
Цель, задачи
Ключевые слова темы
Вопросы для повторения изученного материала
Понятие «нейролингвистика»
Функциональные
                                                            
                                    
нарушения мозга и нарушения речи 
Вопросы для самопроверки
Литература
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Ключевые слова темы:
Нейролингвистика
Мозг
Афазия
Функциональное нарушение
Кора головного мозга
Подкорка 
Полушарие
Извилина 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Вопросы для повторения изученного материала
Ненастоящие слова, не имеющие значения, называются
                                                            
                                    
…
   а) квазисловами
   б) окказионализмами
 
                                     в) лексемами
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Вопросы для повторения изученного материала
Люди придумывают окказиональные слова, если …
                                                            
                                    
  а) не хотят использовать обычные слова
  
                                    б) не знают, как называть какой-либо предмет
   в) хотят изменить лексический состав языка
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Вопросы для повторения изученного материала
3. Грамматическое значение слов …
 
                                                            
                                    
 а) имеет только общее, абстрактное значение
   б)
                                    может иметь какое-то образное значение
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Вопросы для повторения изученного материала
4. Текст, связанный с реальной жизненной
                                                            
                                    
ситуацией, называется …
   а) действительностью
   б)
                                    дискурсом
   в) монологом
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Вопросы для повторения изученного материала
5. Назовите 3 признака текста:
 
                                                            
                                    
 1……………………….
   2……………………….
   3……………………….
  
                                    
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Нейролингвистика
 - наука, изучающая зоны и механизмы головного мозга, ответственные
                                                            
                                    
за порождение и понимание речи.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Истоки нейролингвистики
Середина ХХ века
А.Р. Лурия
Неврология + психология + лингвистика =
НЕЙРОЛИНГВИСТИКА
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Истоки нейролинвистики
Нейролингвистика и психолингвистика:
Возникли в одно время
Имеют общие проблемы и
                                                            
                                    
предмет изучения
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Предпосылки нейролингвистики
1861 г.
Французский анатом П. Брока:
Поражение лобной извилины левого полушария
Человек
                                                            
                                    
теряет способность говорить, но понимает речь. 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Предпосылки нейролингвистики
1874 г.
Немецкий психиатр К.Вернике:
Поражение височной извилины левого полушария
Человек может
                                                            
                                    
говорить, но не понимает чужую речь.
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 17Предпосылки нейролингвистики
Нарушение речи (говорения или понимания) – афазия.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Предпосылки нейролингвистики
Поражение правого полушария не влияет на речь (способность говорить
                                                            
                                    
и понимать).
Вывод:
Левое полушарие отвечает за порождение и восприятие речи.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Функциональная 
асимметрия мозга
Левое полушарие – логическое, рациональное мышление
Правое полушарие –
                                                            
                                    
образное, эмоциональное мышление
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Функциональная 
асимметрия мозга
Долгое время считалось, что левое полушарие – главное.
Современные
                                                            
                                    
знания:
Речевая зона у разных людей может располагаться в разных полушариях:
Правши
                                    – левое полушарие
Левши – правое полушарие
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Функциональная 
асимметрия мозга
Эксперименты 
(при лечении больных эпилепсией): 
«выключать» полушария (по
                                                            
                                    
очереди)
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Функциональная 
асимметрия мозга
«Выключенное» левое полушарие:
Неразличение фонем, но хорошее восприятие интонации,
                                                            
                                    
мелодии.
Уменьшается запас слов, непонимание абстрактных существительных.
Пересказ текста: краткий, но много
                                    ключевых слов
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Функциональная 
асимметрия мозга
«Выключенное» правое полушарие:
Различение фонем, слов, но непонимание интонации,
                                                            
                                    
мелодии, речи мужчин или женщин.
Запас слов резко увеличивается, появляется многословие.
Пересказ
                                    текста: подробный, но ключевые слова не все.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Функциональная 
асимметрия мозга
Вывод:
Правое полушарие отвечает за целостный смысл текста (общее
                                                            
                                    
содержание).
Левое полушарие отвечает за словесную полноту текста.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Функциональная 
асимметрия мозга
Л.В. Сахарный:
В мозгу есть как бы две грамматики
                                                            
                                    
– левополушарная и правополушарная.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Функциональная 
асимметрия мозга
Обычные учебники по грамматике – левое полушарие:
Выделение слов,
                                                            
                                    
предложений, выбор правильных названий предметов.
Правое полушарие – обработка информации с
                                    опорой на подсознание.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Выводы
1. Порождение речи:
Бытовое общение (простые ситуации, простые слова и синтаксические
                                                            
                                    
конструкции) – правое полушарие (левое - минимально).
Сложные, абстрактные темы –
                                    активно левое полушарие.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Выводы
2. Восприятие речи:
Оба полушария работают от первого слова:
Левое: воспринимает языковые
                                                            
                                    
знаки (слова и предложения).
Правое: воспринимает целостную картину и рисует образы.
Далее:
                                    два полушария объединяют информацию и соотносят с действительностью.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Выводы
3. «Правый мозг» сам может оценить любую ситуацию и не
                                                            
                                    
нуждается в словах, но без «левого мозга» «правый мозг» не
                                    сможет выразить словами никакую точную мысль. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Литература к теме:
Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: учебное пособие для
                                                            
                                    
вузов. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - 4-е
                                    изд., перераб. и доп. - М. : Лабиринт, 2004. – С.105 – 119.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 32   Использование материалов презентации
   Использование данной
                                                            
                                    
презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ
                                    об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
  Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.