Разделы презентаций


Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт

Содержание

Цель: познакомиться с некоторыми положениями нейролинвистики

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса
Институт международного образования
Кафедра русского языка

Актуальные

проблемы современной лингвистики

Тема 9.
Нейролингвистика: мозг и речь

Коновалова Юлия Олеговна

Владивостокский государственный университет экономики и сервисаИнститут международного образованияКафедра русского языкаАктуальные проблемы современной лингвистикиТема 9. Нейролингвистика: мозг и

Слайд 2Цель: познакомиться с некоторыми положениями нейролинвистики

Цель:   познакомиться с некоторыми положениями нейролинвистики

Слайд 3Задачи:
Объяснить понятие «нейролигвистика»

Определить связь между строением мозга человека и

структурой языка

Описать проявления функциональной асимметрии мозга

Задачи:Объяснить понятие «нейролигвистика» Определить связь между строением мозга человека и структурой языкаОписать проявления функциональной асимметрии мозга

Слайд 4Содержание:
Цель, задачи
Ключевые слова темы
Вопросы для повторения изученного материала
Понятие «нейролингвистика»
Функциональные

нарушения мозга и нарушения речи
Вопросы для самопроверки
Литература

Содержание: Цель, задачиКлючевые слова темыВопросы для повторения изученного материалаПонятие «нейролингвистика»Функциональные нарушения мозга и нарушения речи Вопросы для

Слайд 5Ключевые слова темы:
Нейролингвистика
Мозг
Афазия
Функциональное нарушение
Кора головного мозга
Подкорка
Полушарие
Извилина

Ключевые слова темы:НейролингвистикаМозгАфазияФункциональное нарушениеКора головного мозгаПодкорка ПолушариеИзвилина

Слайд 6Вопросы для повторения изученного материала
Ненастоящие слова, не имеющие значения, называются


а) квазисловами
б) окказионализмами

в) лексемами
Вопросы для повторения изученного материалаНенастоящие слова, не имеющие значения, называются …   а) квазисловами

Слайд 7Вопросы для повторения изученного материала
Люди придумывают окказиональные слова, если …

а) не хотят использовать обычные слова

б) не знают, как называть какой-либо предмет
в) хотят изменить лексический состав языка
Вопросы для повторения изученного материалаЛюди придумывают окказиональные слова, если …   а) не хотят использовать обычные

Слайд 8Вопросы для повторения изученного материала
3. Грамматическое значение слов …

а) имеет только общее, абстрактное значение
б)

может иметь какое-то образное значение
Вопросы для повторения изученного материала3. Грамматическое значение слов …   а) имеет только общее, абстрактное значение

Слайд 9Вопросы для повторения изученного материала
4. Текст, связанный с реальной жизненной

ситуацией, называется …
а) действительностью
б)

дискурсом
в) монологом
Вопросы для повторения изученного материала4. Текст, связанный с реальной жизненной ситуацией, называется …   а) действительностью

Слайд 10Вопросы для повторения изученного материала
5. Назовите 3 признака текста:

1……………………….
2……………………….
3……………………….


Вопросы для повторения изученного материала5. Назовите 3 признака текста:   1……………………….   2……………………….

Слайд 11Нейролингвистика
- наука, изучающая зоны и механизмы головного мозга, ответственные

за порождение и понимание речи.

Нейролингвистика - наука, изучающая зоны и механизмы головного мозга, ответственные за порождение и понимание речи.

Слайд 12Истоки нейролингвистики
Середина ХХ века

А.Р. Лурия

Неврология + психология + лингвистика =
НЕЙРОЛИНГВИСТИКА

Истоки нейролингвистикиСередина ХХ векаА.Р. ЛурияНеврология + психология + лингвистика =НЕЙРОЛИНГВИСТИКА

Слайд 13Истоки нейролинвистики
Нейролингвистика и психолингвистика:

Возникли в одно время
Имеют общие проблемы и

предмет изучения

Истоки нейролинвистикиНейролингвистика и психолингвистика:Возникли в одно времяИмеют общие проблемы и предмет изучения

Слайд 14Предпосылки нейролингвистики
1861 г.
Французский анатом П. Брока:
Поражение лобной извилины левого полушария


Человек

теряет способность говорить, но понимает речь.

Предпосылки нейролингвистики1861 г.Французский анатом П. Брока:Поражение лобной извилины левого полушарияЧеловек теряет способность говорить, но понимает речь.

Слайд 15Предпосылки нейролингвистики
1874 г.
Немецкий психиатр К.Вернике:
Поражение височной извилины левого полушария


Человек может

говорить, но не понимает чужую речь.

Предпосылки нейролингвистики1874 г.Немецкий психиатр К.Вернике:Поражение височной извилины левого полушарияЧеловек может говорить, но не понимает чужую речь.

Слайд 16Центры речи в головном мозге

Центры речи в головном мозге

Слайд 17Предпосылки нейролингвистики


Нарушение речи (говорения или понимания) – афазия.

Предпосылки нейролингвистикиНарушение речи (говорения или понимания) – афазия.

Слайд 18Предпосылки нейролингвистики
Поражение правого полушария не влияет на речь (способность говорить

и понимать).

Вывод:
Левое полушарие отвечает за порождение и восприятие речи.

Предпосылки нейролингвистикиПоражение правого полушария не влияет на речь (способность говорить и понимать).Вывод:Левое полушарие отвечает за порождение и

Слайд 19Функциональная асимметрия мозга

Левое полушарие – логическое, рациональное мышление

Правое полушарие –

образное, эмоциональное мышление

Функциональная  асимметрия мозгаЛевое полушарие – логическое, рациональное мышлениеПравое полушарие – образное, эмоциональное мышление

Слайд 20Функциональная асимметрия мозга
Долгое время считалось, что левое полушарие – главное.
Современные

знания:
Речевая зона у разных людей может располагаться в разных полушариях:
Правши

– левое полушарие
Левши – правое полушарие
Функциональная  асимметрия мозгаДолгое время считалось, что левое полушарие – главное.Современные знания:Речевая зона у разных людей может

Слайд 21Функциональная асимметрия мозга
Эксперименты
(при лечении больных эпилепсией):

«выключать» полушария (по

очереди)

Функциональная  асимметрия мозгаЭксперименты (при лечении больных эпилепсией): «выключать» полушария (по очереди)

Слайд 22Функциональная асимметрия мозга
«Выключенное» левое полушарие:
Неразличение фонем, но хорошее восприятие интонации,

мелодии.
Уменьшается запас слов, непонимание абстрактных существительных.
Пересказ текста: краткий, но много

ключевых слов

Функциональная  асимметрия мозга«Выключенное» левое полушарие:Неразличение фонем, но хорошее восприятие интонации, мелодии.Уменьшается запас слов, непонимание абстрактных существительных.Пересказ

Слайд 23Функциональная асимметрия мозга
«Выключенное» правое полушарие:
Различение фонем, слов, но непонимание интонации,

мелодии, речи мужчин или женщин.
Запас слов резко увеличивается, появляется многословие.
Пересказ

текста: подробный, но ключевые слова не все.


Функциональная  асимметрия мозга«Выключенное» правое полушарие:Различение фонем, слов, но непонимание интонации, мелодии, речи мужчин или женщин.Запас слов

Слайд 24Функциональная асимметрия мозга
Вывод:
Правое полушарие отвечает за целостный смысл текста (общее

содержание).

Левое полушарие отвечает за словесную полноту текста.

Функциональная  асимметрия мозгаВывод:Правое полушарие отвечает за целостный смысл текста (общее содержание).Левое полушарие отвечает за словесную полноту

Слайд 25Функциональная асимметрия мозга

Л.В. Сахарный:
В мозгу есть как бы две грамматики

– левополушарная и правополушарная.

Функциональная  асимметрия мозгаЛ.В. Сахарный:В мозгу есть как бы две грамматики – левополушарная и правополушарная.

Слайд 26Функциональная асимметрия мозга
Обычные учебники по грамматике – левое полушарие:
Выделение слов,

предложений, выбор правильных названий предметов.

Правое полушарие – обработка информации с

опорой на подсознание.
Функциональная  асимметрия мозгаОбычные учебники по грамматике – левое полушарие:Выделение слов, предложений, выбор правильных названий предметов.Правое полушарие

Слайд 27Выводы
1. Порождение речи:
Бытовое общение (простые ситуации, простые слова и синтаксические

конструкции) – правое полушарие (левое - минимально).
Сложные, абстрактные темы –

активно левое полушарие.
Выводы1. Порождение речи:Бытовое общение (простые ситуации, простые слова и синтаксические конструкции) – правое полушарие (левое - минимально).Сложные,

Слайд 28Выводы
2. Восприятие речи:
Оба полушария работают от первого слова:
Левое: воспринимает языковые

знаки (слова и предложения).
Правое: воспринимает целостную картину и рисует образы.
Далее:

два полушария объединяют информацию и соотносят с действительностью.
Выводы2. Восприятие речи:Оба полушария работают от первого слова:Левое: воспринимает языковые знаки (слова и предложения).Правое: воспринимает целостную картину

Слайд 29Выводы
3. «Правый мозг» сам может оценить любую ситуацию и не

нуждается в словах, но без «левого мозга» «правый мозг» не

сможет выразить словами никакую точную мысль.
Выводы3. «Правый мозг» сам может оценить любую ситуацию и не нуждается в словах, но без «левого мозга»

Слайд 30Литература к теме:
Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: учебное пособие для

вузов. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - 4-е

изд., перераб. и доп. - М. : Лабиринт, 2004. – С.105 – 119.


Литература к теме: Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: учебное пособие для вузов. / И. Н. Горелов, К.

Слайд 31
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 32 Использование материалов презентации

Использование данной

презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ

об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.

Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Использование материалов презентации   Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика