Слайд 1Влияние Первой мировой войны на российскую
государственность
Слайд 2Ставка
Верховного главного командования
Штаб Ставки
Начальник штаба
Управление
генерал-
квартирмейстера
Управление
дежурного
генерала
Управление
начальника
военных
сообщений
Военно-морское
управление
Управление
авиации и
воздухоплавания
Дипломатическая
канцелярия
Военно-
политическое
управление
Гражданское
управление
Слайд 3Всероссийский Земский союз
(земства 41 губернии)
Съезд уполномоченных земств
(по 1 от губернского
земского собрания,
1 губернской земской управы)
Главный комитет
(10 членов)
во главе с Главноуполномоченным
Губернские
земские управы
санитарный
эвакуационный
заготовительный
продовольственный
врачебно-
питательных пунктов
отделы
Слайд 4Всероссийский Городской союз
Съезд уполномоченных городов
(по 1 от губернских городских дум,
1
губернских городских управ)
Главный комитет
(10 членов)
во главе с Главноуполномоченным
Губернские городские управы
санитарный
эвакуационный
заготовительный
продовольственный
врачебно-
питательных
пунктов
отделы
Слайд 5Земгор
Заказы для армии, переданные Земгору на 74 млн. руб., были
выполнены на 60%
Высшее достижение Земгора – поставка 100% заказанной рогожи
Слайд 6Мобилизация
промышленности
Май 1915 г. – IX съезд представителей торговли и
промышленности выдвинул лозунг мобилизации промышленности
Началось создание военно-промышленных комитетов (ВПК)
Всего было
создано 220 ВПК
Таким образом, в общую структуру были объединены все заводы и фабрики, работавшие на оборону.
А. И. Гучков,
лидер партии октябристов,
председатель
Центрального ВПК
Слайд 7Военно-промышленные комитеты
Мобилизованные ВПК около 1300 предприятий средней и мелкой промышленности
за время войны выполнили только половину заказов, что составило 2-3%
от общей стоимости заказов военного ведомства
ВПК нужны были буржуазии не для налаживания военной экономики, а как форум для вторжения в политику
Слайд 8Центральный
военно-промышленный комитет
10 представителей от Совета торговли и
промышленности
По 3 –
от Всероссийского земского
и городского союзов
По – 2 от городских дум
Петрограда и Москвы
2 от Всероссийской сельскохозяйственной палаты
5 – от Комитета военно-технической помощи
механический
взрывчатых веществ
металлургический
Бюро
рабочий
отделы
Слайд 9Центральный
военно-промышленный комитет
Центральный ВПК образовал в своём составе ряд секций
по отраслям, число которых всё время увеличивалось.
Были созданы секции:
механическая, химическая, по снабжению армии, вещевая, продовольственная, санитарная, по изобретениям, автомобильная, авиационная, перевозок, угольная, нефтяная, торфяная и лесная, мобилизационная, крупных снарядов, станков и пр.
Слайд 10Центральный
военно-промышленный комитет
Небольшой первоначальный капитал в 160 000 рублей ВПК
получили как взнос от совета съездов представителей промышленности и торговли.
Из казны военно-промышленным комитетам было ассигновано 300 000 рублей.
Основной задачей ВПК стало централизованное получение правительственных заказов на поставку военного снаряжения и размещение их на промышленных предприятиях.
ВПК стали посредником между государством и частной промышленностью. Правительством ВПК было предоставлено отчисление в 1 % от всех казённых заказов, размещённых при участии военно-промышленных комитетов, что составило значительные суммы.
Слайд 11Центральный
военно-промышленный комитет
До Февральской революции 1917 г. ВПК получили от
казны заказы на сумму около 400 000 000 руб., но
выполнили менее половины.
ВПК также участвовали в улаживании конфликтов между рабочими и предпринимателями (примирительные камеры).
По решению большевистского руководства 26 октября 1917 г. все члены рабочей группы Центрального ВПК были арестованы.
После 4-го съезда ВПК (17—29.3.1918 г.) их предприятия и часть аппарата преобразованы в Народно-промышленные комитеты, которые были окончательно упразднены в октябре 1918 г..
Слайд 12Особые совещания
по обороне
по топливу
по перевозкам
по продовольствию
по устройству беженцев
Слайд 13Особые совещания
высший надзор за деятельностью всех правительственных и частных предприятий
содействие
созданию новых предприятий и переустройство старых
распределение правительственных военных заказов и
надзор за их исполнением
Слайд 14Особые совещания. Государственный аппарат оказался неспособным решать поставленные войной задачи.
Возникла необходимость в создании чрезвычайных органов. В 1915 г. Были
образованы межведомственные органы - особые совещания. Эти органы состояли из представителей различных учреждений, ведомств и организаций. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позднее было преобразовано в четыре особых совещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов. 30 августа было создано Особое совещание по устройству беженцев.
Местными органами особых совещаний были их комиссий и уполномоченные. Комиссии особых совещаний были созданы в губернских городах, уполномоченные действовали как в губернских городах, так и в уездных.
Слайд 15 Наиболее важное значение имело Особое совещание для обсуждения и
объединения мероприятий по обороне, которое относилось к числу высших государственных
учреждений и не было подведомственно какому-либо другому органу управления. Оно было наделено широкими полномочиями. Председателем его являлся военный министр, в состав входили: председатели Государственного совета, Думы, по девять членов от этих же органов, по одному представителю по назначению от министерств - морского, финансов, путей сообщения, торговли и промышленности и государственного контроля, пять представителей от военного министерства, по одному представителю от Всероссийского земского и городского союза и четыре представителя от Центрального военно-промышленного комитета.
Слайд 16
В компетенцию Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий
по обороне государства входили высший надзор за деятельность всех правительственных
заводов, арсеналов и мастерских, а также частных заводов и предприятий, изготовляющих предметы боевого и прочего материального снаряжения армии и флота, содействие образованию новых заводов и предприятий такого назначения, распределение законов между заводами.
Если последнюю функцию - распределение заказов выполняло Особое совещание, то все остальные должны были реализовать фактически его уполномоченные.
Слайд 17
В соответствии с Правилами о порядке действия местных уполномоченных
1915 г., уполномоченные Особого совещания и их заместители были назначены
не только в губернские города, но и в крупные промышленные центры с организацией при них заводских совещаний.
Особое совещания явились формой вовлечения представителей буржуазии во все звенья учетно-регистрационнго аппарата царизма, сращивания финансового капитала с правительственным аппаратом.