Слайд 1Внеклассная работа
и досуговая деятельность
как фактор социализации
и социокультурной
реабилитации
в современном обществе учащихся
с интеллектуальной недостаточностью
Подготовила:
С.Н. Набокина
Слайд 2«Прежде всего ребёнка надо готовить к тому, чтобы он присоединился
к людям»
Р. Штайнер
Слайд 3Досуг - совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное
время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются
его духовные, физические и другие социально значимые потребности
Слайд 4«Целью воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах
общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты»
В. Бехтерев
Слайд 5Важнейшими воспитательными задачами являются:
- развитие интеллекта обучающихся, воспитанников в различных
видах деятельности, в различных ситуациях;
- развитие познавательного интереса
детей через создание блока дополнительного образования, внедрение новых педагогических технологий в образовательно-воспитательный процесс, разнообразных форм внеурочной работы;
- рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности;
- формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков;
- формирование четкой жизненной позиции;
- формирование социального интеллекта – способности уживаться с другими людьми;
- способности иметь дело с другими, иметь знания о людях, умения входить в их положение, ставить себя на их место;
-способность правильно и критически оценивать настроение, мотивацию поступков других людей.
- создание условий для творческого проявления личности учащихся, реализации их личностного «Я»;
- привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширение внешних связей школы для решения проблем воспитания
Слайд 6Результатом воспитательной работы должна быть ЛИЧНОСТЬ:
- уважающая себя,
признающая ценность другой личности, способная сделать выбор в ситуациях морального
выбора и нести ответственность перед собой и обществом;
- гражданин общества, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей других национальностей;
- человек, адекватный современным требованиям общества, интегрированный в культуру;
- семьянин, умный, любящий и уважающий супруг, родитель, сын или дочь;
- человек, признающий моральные и юридические законы страны, общества, уважающий свободу выбора и права других людей;
- личность с достаточным уровнем физической культуры, стремящаяся осознанно вести здоровый образ жизни, обладающая культурой труда, эмоций и чувств, и культурой отношений
Слайд 7Для успешной реализации поставленных задач необходимо выполнение ряда условий:
-
конкретное планирование деятельности;
- кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение;
- педагогические условия.
Слайд 8Обязательные принципы:
1.Побуждение к обучению и самообучению различным видам досуговой деятельности
является основой для социальной адаптации человека с ограниченностью в обществе;
2. Как зеркало возможностей личности, как воспроизведение ее совершенно индивидуального самоощущения, творческая досуговая деятельность может быть только полезной, правильной, так как с этой точки зрения творческая деятельность не подлежит оценке по интеллектуальным критериям (правильно-неправильно). Она несет в себе самоутверждение творящего, укрепляя его чувство собственного достоинства. Тем самым создается основа для развития самосознания и уверенности в себе, что способствует дальнейшему становлению личности;
3. Для этого необходима поддержка и инициатива со стороны педагогического коллектива, со стороны родителей, со стороны одноклассников. Наша поддержка и инициатива заключаются в том, чтобы чутко улавливать и признавать индивидуальные формы самовыражения учащихся, допускать их, способствовать им;
4. Важным аспектом для повышения мотивации у детей к занятиям является серьезное восприятие их произведений, творений, окружающими людьми;
5. Для ограниченных детей характерна потребность в поддержке, поощрении, что помогает им полнее осознать свою значимость, ощутить радость, удовольствие от похвалы;
Слайд 96. Путем ненавязчивых корректировок действий учащихся в процессе создания какого-либо
произведения (поделки, рисунка и т.п.), педагоги могут способствовать созданию у
ребенка с ОВЗ представления о собственной самостоятельности в деятельности, тем самым помогая детям приобрести чувство свободы в творчестве,уверенности в своих способностях;
7.Формы обучения детей с ОВЗ досуговой деятельности предоставляют хорошую возможность взаимодействия детей с ограничениями и нормально развивающихся сверстников;
8. Однако совместным действиям должна предшествовать пропедевтическая работа, которая подготовила бы детей к восприятию друг друга;
9. Одним из результатов интеграции детейс ОВЗ в подобные деятельностные группы является повышение мотивации к занятиям дополнительного образования –обучению досуговой деятельности, так как учащиеся на деле осознают свои возможности быть на равных с ребятами из массовых школ.
Слайд 10
«Произведение вытекает не из здоровья, не из болезни, а из
изобразительной силы творящего,которая коренится в личности,независимо от того, здорова она
или больна»
Ханс Принцхорн
Слайд 11
10. Нет никаких оснований думать, что среди детей с
ограничениями (даже умственными) нет художественно одаренных личностей;
11. Необходимость создания условий
для организации благотворительных выставок –продаж творческих работ учащихся с ограничениями.Общественности нужно указать на их произведения;
12. Удавшиеся и положительно принятые общественностью презентации творческих работ учащихся с ОВЗ легче всего могут убедить окружающих способствовать дальнейшей художественной активности детей, чьи работы они увидели, оказывать помощь в созданииблагоприятных условий, материальной базы для их досуговой деятельности вобразовательном учреждении.
Слайд 12Основы социализации
Классные часы , воспитательные беседы по основам социализацции;
Встречи с
представителями ОВД, ИПДН;
Работа школьного совета профилактики;
Школьная служба социальной поддержки обучающихся,
воспитанников.
Слайд 13Спортивно – оздоровительное направление
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр,
«Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;
Проведение бесед по охране здоровья;
Применение на
уроках и внеклассных мероприятиях игровых моментов, физминуток;
Участие в городских и областных спортивных соревнованиях;
Здоровое питание.
Слайд 14Художественно – эстетическое направление
Проведение тематических классных часов и воспитательных бесед
по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
Работа кружков
«Волшебный клубочек»;
Организация и участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, области.
Слайд 15Научно – познавательное направление
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Конкурсы, викторины, экскурсии и др.
Клуб
интеллектуалов «Что? Где? Когда?».
Факультативные занятия по информатике
Слайд 16Гражданско – патриотическое направление
Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн,
тружениками тыла, «Уроки мужества», конкурсы инсценированной военно – патриотической песни;
Выставки
рисунков;
Выпуск школьных стенгазет;
Тематические классные часы и воспитательные беседы;
Оказание помощи ветеранам ВОВ и труженикам тыла;
Конкурсы чтецов..
Слайд 17Общественно – полезный труд
Проведение субботников по благоустройству и озеленению школьной
территории.
Работа на пришкольном участке.
Разведение комнатных цветов.
Дежурство по школе, общежитию,по
школьной столовой.
Мелкий ремонт школьного имущества (мебель, здания и сооружения
Слайд 18Игровая деятельность
Подвижные игры на свежем воздухе ;
Настольные игры;
Сюжетно – ролевые
игры;
Слайд 19Социальное партнерство
Школа-интернат
г.Гуково
Правоохранительные
органы:
ОВД г.Гуково
ИПДН
Учреждения
культуры:
ДК « Гуковский»
ДС «Шахтёр»
библиотеки
Базовые
предприятия:
швейная
фабрика
угольные шахты
Другие
учреждения
образования
Органы власти
Медицинские
учреждения
Туристические
бюро
Культовые
учреждения
Структуры
дополнительного
образования:
СЮТ
Школа искусств
Родители,
общественность
Слайд 21Информационное обеспечение внеклассной работы и досуговой деятельности школы – интерната
Разработка
положений, рекомендаций воспитателям, классным руководителям по оформлению планов, отчетной документации
и проведению занятий и мероприятий в системе досуговой деятельности с детьми разновозрастных групп.
Разработка и реализация диагностического материала для оценки сформированности жизненно важных компетентностей обучающихся, воспитанников с учетом требований нового образовательного стандарта в досуговой деятельности.
Пополнение фонда методической литературы, учебно-методических и наглядных пособий в системе организации досуга детей.
Мониторинг сформированности ключевых компетентностей, уровня воспитанности обучающихся разновозрастных групп в рамках досуговой деятельности.
Слайд 22Интернет-ресурсы
http://i005.radikal.ru/1109/fb/755ad610193c.png
http://www.surguchev.ru/assets/images/Svitok/DSC07710-conv-ok-sq-s-web.jpg
http://img810.imageshack.us/img810/250/paperscrolls4.jpg
Слайд 23
Источник шаблона:
Волкова Виолетта Евгеньевна,
учитель начальных классов
МАОУ лицей
№21, г. Иваново
Сайт: http://pedsovet.su/
Обязательные принципы: