Слайд 1Русский сувенир
МАТРЕШКА
Автор презентации:
Дорожевец Ольга Александровна, учитель начальных классов,
МАОУ «СОШ №15», г. Губаха
Слайд 2Загадочная русская душа
Матрёшка - главный сувенир и кукла России! Возможно,
в ней таится загадочная русская душа, познать которую не удалось.
Задуманная как детская игрушка, матрёшка воплотила в себе черты русского национального характера, стала одним из символов русского народного искусства, традиционным русским сувениром.
Слайд 3Матрёшка —
русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего
размера.
Слайд 4История
Традиция изготовления матрёшки пришла к нам из Японии в 90-х
годах XIX века. Прообразом русской матрешки послужила разъемная японская игрушка,
фигурка буддийского мудреца Фукуруму, в которой находилось несколько вложенных одна в другую фигурок.
Фукуруму
Слайд 5Первая русская матрешка
Первая русская матрёшка была выточена токарем Василием Звёздочкиным
и расписана художником Сергеем Малютиным. Матрёшка состояла из 8 фигурок,
а венчал это семейство спелёнутый младенец.
Слайд 6Матрёна-Матрешка
Русскую деревянную куклу, походившую на крестьянскую девушку, одетую в цветной
сарафан и передник, назвали по имени Матрёна, а позже ласково
— Матрёшка. В дореволюционной провинции распространенное женское имя Матрёна, Матрёша ассоциировалось с матерью многочисленного семейства. Художественный образ матрёшки выражает обобщённый образ русской красавицы, воспетой в русских сказках и песнях. Образ женщины-матери большого семейства является символом материнства. Плодородие, продолжение рода, бесконечность жизни — в этом глубокий символический смысл игрушки.
Слайд 7Процесс изготовления матрешки
Процесс изготовления матрёшки сложен и требует немалого мастерства.
Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают
липу, реже берёзу, ольху или осину. Деревья обычно срубают зимой или ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте. К обработке древесины приступают тогда, когда она не сухая, но и не сырая.
Слайд 8Процесс изготовления матрешки
Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую
куклу — неразборную — делают первой. Когда «малышка» готова, приступают
к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д.
Слайд 9Роспись матрешки
Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи лакируют. В девятнадцатом
веке для росписи этих игрушек использовали гуашь. В наши дни
яркие образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, акварели, темперы. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом сарафан и косынка.
Слайд 10Центры по изготовлению матрешек
Огромная популярность матрёшки в России и за
рубежом способствовала возникновению новых центров по её изготовлению и росписи.
Среди них известные художественные промыслы Подмосковья — город Сергиев Посад, переименованный в Загорск; Нижегородского края — города Семёнов и Городец, село Полховский Майдан; Вятского края — город Нолинск и деревня Луговая. Известны расписные в национальных традициях башкирские, марийские, мордовские матрёшки. Искусство росписи матрёшки шагнуло за пределы России, центры по её изготовлению появились на Украине и Белоруссии. Деревянные красочные разъёмные игрушки отражают региональные особенности жизни и быта, отличаются выразительностью и мастерством исполнения.
Слайд 11Сергиево-Посадская матрёшка
Сергиев Посад (Загорск) — крупнейший в России центр кустарного
производства игрушек, своеобразная «игрушечная столица» и родина матрёшки. Сергиево-Посадская (или
загорская) матрёшка отличается округлыми, устойчивыми формами, яркой росписью гуашью с чёрной контурной обводкой и орнаментацией условными растительными мотивами, выполненными живым мазком. Изображение круглолицей русской девушки в завязанном узлом платке и прикрытом передником сарафане оформляется простым цветочным узором, расписывается сочно и ярко цветами, листьями и точками. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, тремя точками выполняют губы бантиком. Лаконичность и простота оформления создают ясный и радостный образ русской деревенской куклы.
Слайд 12Семёновская матрёшка
Знаменитая семёновская матрёшка остается самой популярной и востребованной русской матрёшкой.
Черной тушью мастерицы делают «наводку»: вырисовывают овал лица, глаза, нос,
губки, очерчивают платок и отделяют кайму на платке. Роспись матрёшки выполняется анилиновыми прозрачными красками. Семёновская матрёшка отличается от других своей «вместительностью», легко узнаётся по пышному букету цветов на фартучке, завязанному узлом платку с каймой. Цветочные бутоны на кайме платка также являются характерным признаком семеновской матрешки.
Слайд 13Полхов-майданская матрёшка
Матрёшки из села Полховский Майдан знамениты своими «розанными» рисунками.
Многолепестковый цветок шиповника — основной элемент орнамента. Предварительное нанесение чёрных
контуров рисунка выполняется тушью и пером. Расписывают матрёшку яркими анилиновыми красками путём наложения одного цвета на другой. Используют только три цвета: алый, жёлтый, синий, а вот фиолетовый и зелёный получается путём наложения. У матрёшки нет таких деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для других кукол. Лицо обрамляют «кудри», подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы — под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали «кудри»: чёрные завитые пёрышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки.
Слайд 14Вятская матрёшка
Вятская матрешка наиболее сложная по технологии изготовления. Вятская расписная
деревянная кукла приобрела уникальность и особое своеобразие, когда матрешку стали
не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать специально выращенной ржаной соломкой. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка, в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала применяться ещё в конце прошлого века как новый способ художественного оформления матрёшки. Вятская матрешка из деревенской барышни в платочке преобразилась в загадочную северную красавицу.
Слайд 15http://www.nestingdolls.ru/pic/tech/tech01.JPG
http://matrioshka.ucoz.ru/news/izgotovlenie_matrjoshek/2013-01-10-7
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F2%F0%B8%F8%EA%E0
http://delik.ru/russkaya-matr-shka.html