Слайд 1
Водный кодекс Республики Беларусь
15 июля 1998 г. № 191-З (
Главы 1-9 )
Работу выполнила студентка
3-го курса группы 01033-2
Чернышова Светлана Вадимовна
Министерство
Образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Международный государственный экологический университет
имени А.Д. Сахарова
Минск 2013
Слайд 2
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
и их определения
В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия и
их определения:
болото – избыточно увлажненный участок земли, покрытый слоем торфа;
вода дренажная – подземная вода, собираемая и отводимая сетью дренажных сооружений;
вода карьерная (шахтная, рудничная) – вода, откачиваемая в процессе добычи полезных ископаемых в целях предотвращения затопления карьера (шахты, рудника);
вода минеральная лечебная – природная подземная вода, обладающая биологически активными свойствами и оказывающая физиологическое воздействие на человеческий организм вследствие повышенного содержания химических компонентов (в том числе радиоактивных), органических веществ, газов или вследствие повышенной температуры;
вода подсланевая (льяльная) – вода загрязненная (преимущественно нефтепродуктами) и собираемая в колодцах (льялах) машинных отделений судов;
вода сточная – вода, отводимая после использования ее в хозяйственно-бытовой и производственной деятельности (кроме дренажной, карьерной, шахтной, рудничной), а также отводимая с застроенной территории, на которой она образовалась в результате выпадения атмосферных осадков;
.
Слайд 3водные животные – дикие животные (рыбы и водные беспозвоночные), обитающие
в воде и имеющие для этого характерные приспособления;
водные отношения –
общественные отношения, связанные с возникновением, ограничением и прекращением прав на водные объекты, а также с рациональным использованием и охраной вод в водных объектах (далее, если не указано иное, – рациональное использование и охрана вод);
водные пути – участки водоемов и водотоков, используемые для судоходства и лесосплава;
водные ресурсы – запасы поверхностных и подземных вод данной территории;
водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в которых имеет характерные формы, а также признаки водного режима;
водный режим – изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах и почвогрунтах;
водоем – водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием (озеро, водохранилище, пруд, пруд-копань);
водоем искусственный – специально созданное скопление воды в искусственных или естественных углублениях земной поверхности с замедленным движением воды или полным его отсутствием (водохранилище, пруд, пруд-копань);
водоем технологический – пруд-охладитель, рыбоводный пруд;
водозаборные сооружения – гидротехнические сооружения, предназначенные для забора воды из водных объектов (водоема, водотока, подземного источника);
Слайд 4водоносный горизонт – водопроницаемый пласт горной породы, насыщенный водой;
водоохранная зона
– территория, прилегающая к водным объектам, на которой устанавливается специальный
режим хозяйственной и иной деятельности для предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, а также для сохранения среды обитания объектов животного мира и произрастания объектов растительного мира;
водопользование – использование водных объектов для удовлетворения нужд населения, хозяйственной и иной деятельности;
водопользование обособленное – водопользование одного юридического лица или гражданина Республики Беларусь, в том числе индивидуального предпринимателя;
водопользование общее – водопользование без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод. К общему водопользованию относится также водопользование с применением шахтных колодцев;
водопользование совместное – водопользование с участием нескольких юридических лиц и (или) граждан Республики Беларусь, в том числе индивидуальных предпринимателей;
водопользование специальное – водопользование (забор воды из водных объектов и отведение в окружающую природную среду сточных вод) с применением сооружений и технических устройств. Водопользование не является специальным, если оно связано с забором воды из поверхностных водных объектов передвижными техническими устройствами для увлажнения территорий населенных мест, пропуском воды через гидроузлы, плотины и другие водоподпорные сооружения, судоходством, подачей (перекачкой) воды водопользователям в маловодные регионы, устранением вредного действия вод (подтопления, заболачивания), извлечением воды из недр попутно с добычей полезных ископаемых;
Слайд 5водопользователь – юридическое лицо и (или) гражданин Республики Беларусь, в
том числе индивидуальный предприниматель, которые используют водные объекты для осуществления
хозяйственной и иной деятельности и (или) оказывают воздействие на воды;
водопотребитель – юридическое лицо или гражданин Республики Беларусь, в том числе индивидуальный предприниматель, получающие в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд;
водосбор – территория и (или) водоносные горизонты, откуда вода поступает или может поступать в водный объект;
водоснабжение – деятельность, направленная на обеспечение потребностей в воде водопотребителей;
водоснабжение нецентрализованное – деятельность, направленная на обеспечение потребностей в воде отдельных групп или одиночных водопотребителей;
водоснабжение централизованное – деятельность, направленная на обеспечение потребностей в воде всей совокупности водопотребителей населенного пункта или его части;
водоток искусственный – водный объект, характеризующийся движением воды в направлении уклона в искусственно созданном углублении земной поверхности (канал);
водоток – водный объект, характеризующийся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности (река, ручей, родник, канал);
водохозяйственная система – комплекс взаимосвязанных водных объектов и гидротехнических сооружений, предназначенных для обеспечения использования и охраны вод;
Слайд 6водохозяйственные сооружения и устройства – сооружения и устройства, предназначенные для
воздействия на водные потоки, забора, транспортировки, обработки и перераспределения вод,
сброса сточных вод (плотины, каналы, насосные станции, скважины и иные подобные сооружения и устройства);
водохранилище – искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением в целях хранения воды и регулирования стока;
воды – вся вода, находящаяся в водных объектах и в недрах;
воды поверхностные – воды, расположенные на поверхности суши в виде различных водных объектов;
воды подземные – воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности в толщах горных пород земной коры во всех физических состояниях (пресные воды, лечебные минеральные воды, минерализованные промышленные воды, воды месторождений полезных ископаемых);
восстановление водных объектов – комплекс мероприятий, направленных на улучшение гидрологического режима и оздоровление экологических систем непосредственно в водных объектах и на прилегающей экологически связанной с ними территории в целях воссоздания условий, близких к существовавшим до их нарушения деятельностью человека;
вредное воздействие вод – затопление, подтопление и другое вредное влияние поверхностных и подземных вод на определенные территории и объекты;
загрязнение вод (водных объектов) – поступление в водный объект загрязняющих веществ, микроорганизмов, тепла, нарушающих состав и свойства воды;
засорение вод (водных объектов) – накопление в водных объектах посторонних предметов;
Слайд 7истощение вод (водных объектов) – устойчивое уменьшение минимально допустимого стока
поверхностных вод или сокращение запасов подземных вод;
околоводные животные – дикие
животные, использующие для обитания водный объект и (или) прилегающую к нему сушу;
охрана водных объектов – система мер, направленных на предотвращение или ликвидацию загрязнения, засорения и истощения вод, сохранение и восстановление водных объектов;
предельно допустимая концентрация вещества в воде – концентрация вещества в воде, выше которой вода непригодна для установленного вида пользования;
прибрежная полоса – часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к водному объекту, на которой устанавливается более строгий режим хозяйственной и иной деятельности по отношению к режиму хозяйственной и иной деятельности, установленному на территории всей водоохранной зоны;
пруд – искусственный водоем площадью водного зеркала до одного квадратного километра (за исключением технологических прудов рыбоводных хозяйств), созданный путем перегораживания плотиной малых рек, ручьев, временных водотоков или обвалования территории вне русла (в понижениях рельефа, на равнинных участках местности, в искусственных выемках);
пруд-копань – небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей;
режим сработки водохранилищ – суточное, сезонное или многолетнее изменение уровней воды в водохранилищах, связанное с перераспределением стока и водопотреблением;
рыбозащитные устройства – сооружение или комплекс сооружений, предназначенных для обеспечения охраны рыбы, предотвращения ее гибели или повреждения, а также направления ее движения в безопасную зону;
рыбохозяйственный водный объект – водный объект, который используется либо может быть использован для рыбохозяйственной деятельности.
Слайд 8Статья 2. Законодательство Республики Беларусь об охране и использовании вод
Законодательство
Республики Беларусь об охране и использовании вод основывается на Конституции
Республики Беларусь и состоит из настоящего Кодекса, международных договоров Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Задачами законодательства Республики Беларусь об охране и использовании вод являются регулирование отношений в области использования и охраны вод в целях удовлетворения потребностей в водных ресурсах юридических лиц и граждан Республики Беларусь, в том числе индивидуальных предпринимателей, охрана вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод, восстановление и улучшение состояния водных объектов.
Отношения, возникающие в области питьевого водоснабжения, регулируются законодательством Республики Беларусь о коммунальном хозяйстве.
Отношения, связанные с использованием и охраной водных объектов на особо охраняемых природных территориях, регулируются законодательством Республики Беларусь об охране и использовании вод, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях.
Отношения, связанные с обращением с отходами, возникающие при пользовании водными объектами, регулируются законодательством Республики Беларусь об обращении с отходами.
.
Слайд 9Отношения, связанные с использованием и охраной земель, лесов, растительного и
животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при водопользовании, регулируются законодательством Республики
Беларусь об охране и использовании земель, об использовании, охране и защите лесов, об охране и использовании растительного мира, об охране и использовании животного мира, об охране атмосферного воздуха.
Отношения, связанные с охраной и использованием подземных вод, не урегулированные законодательством Республики Беларусь о недрах, регулируются настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь об охране и использовании вод.
Отношения, связанные с использованием водных объектов для нужд водного транспорта, регулируются настоящим Кодексом и законодательством Республики Беларусь о внутреннем водном транспорте.
Отношения, связанные с использованием и охраной водных объектов на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются законодательством Республики Беларусь об охране и использовании вод, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь о правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Слайд 10Статья 3. Государственный водный фонд Республики Беларусь
Все воды (водные объекты),
находящиеся на территории Республики Беларусь, составляют государственный водный фонд Республики
Беларусь (далее – водный фонд).
К водному фонду относятся:
поверхностные воды (водные объекты) – реки, ручьи, родники, озера, пруды, водохранилища, каналы и т.п.;
подземные воды.
Слайд 11Статья 31. Основные принципы в области использования и охраны вод
Использование
и охрана вод основываются на принципах:
сохранения стабильного состояния водных ресурсов;
комплексного
использования водных ресурсов;
приоритета использования подземных вод для питьевых нужд населения по отношению к их использованию для других нужд;
предупреждения загрязнения, засорения и истощения водных объектов;
нормирования в области использования и охраны вод;
платности специального водопользования;
возмещения вреда, причиненного водным объектам;
сочетания рационального использования вод и их охраны в границах административно-территориальных единиц Республики Беларусь и водосборов (бассейнов водных объектов);
разграничения функций государственного регулирования, управления и контроля в области использования и охраны вод и функций водопользования.
Слайд 12ГЛАВА 2. Право собственности на воды (водные объекты) Республики Беларусь.
Субъекты и объекты водных отношений
Статья 4. Право собственности на воды
(водные объекты) Республики Беларусь
Все воды (водные объекты), находящиеся на территории Беларуси, составляют исключительную собственность Республики Беларусь.
Статья 5. Субъекты водных отношений
Субъектами водных отношений могут выступать Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы (организации) и иные юридические лица, граждане Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные государства, а также иностранные и международные организации независимо от наличия у них статуса юридического лица, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.
Слайд 13
Статья 6. Объекты водных отношений
Объектами водных отношений являются водные объекты
(их части) в установленных границах, указанные в статье 3 настоящего
Кодекса.Правовой режим объектов водных отношений определяется настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Слайд 14РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД
ГЛАВА
3. Государственное управление в области использования и охраны вод
Статья 7.
Органы государственного управления в области использования и охраны вод
Государственное управление в области использования и охраны вод осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, республиканский орган государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, а также его территориальные органы и иные специально уполномоченные на то органы государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 71. Компетенция Президента Республики Беларусь в области охраны и использования вод
Президент Республики Беларусь в области охраны и использования вод:
определяет единую государственную политику;
утверждает государственные программы в области охраны и использования вод;
принимает решения о необходимости концессии в отношении водных объектов;
осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами Республики Беларусь.
Слайд 15Статья 8. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь в области использования
и охраны вод
Совет Министров Республики Беларусь в области использования и
охраны вод:
обеспечивает проведение единой государственной политики в данной области;
принимает меры по реализации государственных программ в области охраны и использования вод;
утверждает лимиты водопользования по областям и городу Минску;
руководит деятельностью органов государственного управления в области использования и охраны вод;
определяет порядок ведения государственного водного кадастра, выдачи разрешений на специальное водопользование, предоставления водных объектов (их частей) в обособленное водопользование, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режима ведения в них хозяйственной и иной деятельности, передачи водных объектов (их частей) в аренду для рыбоводства и других целей, проведения мониторинга поверхностных вод и мониторинга подземных вод;
осуществляет межправительственное сотрудничество в данной области в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, иными законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.
Слайд 16Статья 9. Компетенция местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов
в области использования и охраны вод
Местные Советы депутатов, исполнительные и
распорядительные органы в области использования и охраны вод:
разрабатывают и утверждают в пределах своих полномочий территориальные программы и мероприятия в области использования и охраны вод и принимают меры по их реализации;
обеспечивают потребность населения в питьевой воде;
принимают решения о предоставлении водных объектов (их частей) в обособленное водопользование и аренду;
принимают решения об утверждении проектов и границ водоохранных зон, а также прибрежных полос водных объектов в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;
утверждают лимиты водопользования в пределах своих полномочий;
утверждают ставки арендной платы за аренду водных объектов;
организовывают пропаганду экологических знаний;
изучают предложения общественных объединений, иных юридических лиц, граждан Республики Беларусь, в том числе индивидуальных предпринимателей, в данной области и принимают по ним соответствующие решения;
принимают решения по удовлетворению прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в данной области;
принимают меры по проведению противопаводковых мероприятий;
осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Слайд 17Статья 10. Компетенция республиканского органа государственного управления по природным ресурсам
и охране окружающей среды в области использования и охраны вод
Республиканский
орган государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды в области использования и охраны вод:
осуществляет меры по реализации единой государственной, в том числе экономической и научно-технической, политики в области использования и охраны вод;
осуществляет государственное управление в области использования и охраны вод;
осуществляет контроль (надзор) за использованием и охраной вод;
организует проведение мониторинга поверхностных вод и мониторинга подземных вод;
ведет государственный водный кадастр совместно с иными уполномоченными на то республиканскими органами государственного управления;
утверждает и вводит в действие совместно с органами государственного санитарного надзора нормативы качества воды рыбохозяйственных водных объектов;
разрабатывает проекты нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области использования и охраны вод;
согласовывает отраслевые программы и мероприятия по рациональному использованию и охране вод;
выдает, приостанавливает или аннулирует в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, разрешения на специальное водопользование;
Слайд 18принимает в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь о
контрольной (надзорной) деятельности, об охране и использовании вод, об охране
окружающей среды, решения о полном или частичном приостановлении до устранения выявленного нарушения хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и (или) граждан Республики Беларусь, в том числе индивидуальных предпринимателей, оказывающей вредное воздействие на воды;
рассматривает дела об административных правонарушениях в области использования и охраны вод в соответствии с процессуально-исполнительным законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях;
предъявляет претензии юридическим лицам и (или) гражданам Республики Беларусь, в том числе индивидуальным предпринимателям, причинившим вред водам, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного водам;
предъявляет иски в суд о прекращении юридическими лицами и (или) гражданами Республики Беларусь, в том числе индивидуальными предпринимателями, хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на воды, в случае нарушения законодательства Республики Беларусь об охране и использовании вод, а также в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды;
получает безвозмездно от республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций и граждан Республики Беларусь информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач;
обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Беларусь, по вопросам использования и охраны вод;
осуществляет международное сотрудничество;
осуществляет иные полномочия в области использования и охраны вод в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Слайд 19Статья 11. Права и обязанности граждан и общественных объединений в
области использования и охраны вод
Граждане и общественные объединения в области
использования и охраны вод в установленном порядке имеют право:
принимать участие в рассмотрении местными Советами депутатов, органами государственного управления вопросов, связанных с использованием и охраной вод;
принимать участие в проведении мероприятий по рациональному использованию и охране водных ресурсов;
инициировать проведение в установленном порядке общественной экологической экспертизы, информировать о ее результатах органы, уполномоченные принимать решения о размещении, проектировании и возведении новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов, связанных с использованием вод;
получать в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь экологическую информацию в области использования и охраны вод;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного нарушением прав граждан вследствие загрязнения и (или) засорения вод.
Граждане и общественные объединения в области использования и охраны вод могут иметь и иные права в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды.
Граждане Республики Беларусь и общественные объединения обязаны соблюдать санитарные и другие нормы и правила в области использования и охраны вод, а также выполнять установленные настоящим Кодексом требования должностных лиц, осуществляющих контроль (надзор) в этой области.
Слайд 20РАЗДЕЛ III. НОРМИРОВАНИЕ, ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ ВОД. РАЗМЕЩЕНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ВОЗВЕДЕНИЕ И ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
ОБЪЕКТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ВОД
ГЛАВА 4. Нормирование, техническое нормирование и стандартизация в области использования и охраны вод
Статья 12. Цели нормирования, технического нормирования и стандартизации в области использования и охраны вод
Нормирование, техническое нормирование и стандартизация в области использования и охраны вод осуществляются в целях обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемического благополучия населения путем установления единой системы требований по использованию и охране вод.
Статья 13. Техническое нормирование и стандартизация в области охраны и использования вод
Техническое нормирование и стандартизация в области охраны и использования вод осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, об охране и использовании вод и о техническом нормировании и стандартизации.
Слайд 21Статья 14. Нормативы качества воды водных объектов
Для оценки качества воды
водных объектов, возможности их использования в хозяйственной и иной деятельности,
осуществления контроля (надзора) в области использования и охраны вод устанавливаются нормативы качества воды, включающие в себя общефизические, биологические, химические показатели качества и предельно допустимые концентрации веществ в воде водных объектов для различных целей водопользования.
Нормативы качества воды водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового использования утверждаются и вводятся в действие республиканским органом государственного управления по здравоохранению по согласованию с республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Нормативы качества воды рыбохозяйственных водных объектов утверждаются и вводятся в действие республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и органом государственного санитарного надзора.
Слайд 22Статья 141. Нормативы допустимых сбросов химических и иных веществ в
водные объекты
Нормативы допустимых сбросов химических и иных веществ в водные
объекты устанавливаются республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальными органами исходя из нормативов качества воды водного объекта и технологических нормативов водопотребления и водоотведения.
Порядок установления нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в водные объекты определяется республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ на период проведения мероприятий по охране вод, внедрения технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны вод, и (или) проведения других водоохранных мероприятий в разрешениях на специальное водопользование, выдаваемых республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальными органами, могут устанавливаться временные нормативы на такие сбросы с учетом поэтапного достижения нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ.
Слайд 23Статья 15. Технологические нормативы водопотребления и водоотведения
Для обеспечения рационального использования
и охраны вод, определения лимитов водопользования водопользователям, осуществляющим забор воды
из водных объектов и (или) иных источников водоснабжения, устанавливаются отраслевые и индивидуальные технологические нормативы водопотребления и водоотведения.
Отраслевые технологические нормативы водопотребления и водоотведения предназначены для планирования и прогнозирования использования вод отраслью экономики и представляют собой отнесенное к единице основной производимой продукции данной отрасли или используемого для ее производства сырья научно обоснованное количество воды с учетом ее качества и соответствующее ему количество образуемых сточных вод установленного качества.
Отраслевые технологические нормативы водопотребления и водоотведения разрабатываются и утверждаются соответствующими республиканскими органами государственного управления по согласованию с республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.
Индивидуальные технологические нормативы водопотребления и водоотведения предназначены для планирования использования вод юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и представляют собой отнесенное к единице основной производимой продукции или используемого для ее производства сырья научно обоснованное количество воды с учетом ее качества, необходимое для производственного процесса, и соответствующее ему количество образуемых сточных вод установленного качества.
Слайд 24
Индивидуальные технологические нормативы водопотребления и водоотведения разрабатываются и утверждаются водопользователями
по согласованию с территориальными органами республиканского органа государственного управления по
природным ресурсам и охране окружающей среды.
Порядок разработки технологических нормативов водопотребления и водоотведения определяется республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. Порядок согласования указанных нормативов определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Слайд 25ГЛАВА 5. Размещение, проектирование, возведение и ввод в эксплуатацию объектов,
влияющих на состояние вод
Статья 16. Условия размещения, проектирования, возведения, реконструкции
и ввода в эксплуатацию объектов, влияющих на состояние вод
При размещении, проектировании, возведении новых и реконструкции существующих предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние вод, должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие рациональное использование вод, учет и контроль количества и качества забираемых и отводимых вод, охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение их вредного воздействия.
На рыбохозяйственных водных объектах необходимо дополнительно предусматривать мероприятия по охране водных и околоводных животных и растений.
Размещение и проектная документация на возведение и реконструкцию, а также ввод в эксплуатацию предприятий и других объектов, влияющих на состояние вод, согласовываются с местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, территориальными органами республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, органами государственного санитарного надзора, органами государственного управления по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике и другими уполномоченными на то органами государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Слайд 26Статья 17. Условия запрещения ввода в эксплуатацию предприятий и других
объектов, влияющих на состояние вод
Проектная документация на возведение и реконструкцию
объектов, влияющих на состояние вод, подлежит государственным экспертизам в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.
Возведение и реконструкция объектов по проектной документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Запрещается ввод в эксплуатацию:
новых и реконструированных предприятий и других объектов, не обеспеченных приборами учета забора и отведения воды, сооружениями и устройствами, предотвращающими вредное воздействие на водные объекты;
эксплуатационных скважин на воду без оборудования их водорегулирующими и контрольно-измерительными устройствами и установления зон санитарной охраны;
водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств;
водохранилищ и прудов до проведения предусмотренных проектной документацией мероприятий в интересах рыбного хозяйства;
осушительных, оросительных и обводнительных систем, прудов, прудов-копаней, водохранилищ и каналов до проведения предусмотренных проектной документацией мероприятий, предотвращающих затопление, подтопление, заболачивание, засоление земель, эрозию почв, загрязнение и истощение водных объектов;
судов без устройств для сбора подсланевых (льяльных) и других загрязненных вод, образующихся на судах.
Слайд 27Статья 18. Требования при производстве работ на водных объектах
Строительные, дноуглубительные,
взрывные, буровые, сельскохозяйственные и другие работы, добыча полезных ископаемых, водных
растений, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, очистка дна водных объектов от затонувшей древесины, удаление объектов растительного мира на водных объектах (за исключением производства работ, осуществления деятельности на водных объектах, для проведения которых требуется разработка проектной документации, подлежащей государственной экологической экспертизе) производятся по согласованию с территориальными органами республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, местными исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Производство работ, осуществление деятельности на водных объектах, для проведения которых требуется разработка проектной документации, подлежащей в соответствии с законодательством Республики Беларусь государственным экспертизам, осуществляются при наличии положительных заключений этих экспертиз, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Проведение неотложных дноуглубительных и выправительных работ на водных объектах, отнесенных к внутренним водным путям, выполняется в соответствии с законодательством Республики Беларусь о внутреннем водном транспорте.
Слайд 28РАЗДЕЛ IV. ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
ГЛАВА 6. Цели, виды и сроки водопользования
Статья 19.
Предоставление водных объектов в пользование
Водные объекты (их части) могут предоставляться
в пользование в порядке, определенном настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 20. Цели водопользования
Водные объекты предоставляются в пользование в целях удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд населения, а также сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей. Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей.
Использование водных объектов для отведения сточных и других вод допускается лишь при соблюдении специальных требований и условий, предусмотренных статьями 61–64 настоящего Кодекса и иным законодательством Республики Беларусь.
Слайд 29Статья 21. Виды водопользования
Водопользование имеет следующие виды:
общее и специальное;
обособленное и
совместное;
первичное и вторичное.
Статья 22. Основания возникновения права водопользования
Основаниями для возникновения
права водопользования являются решения Президента Республики Беларусь о предоставлении водных объектов в безвозмездное пользование, разрешения на специальное водопользование, решения местных исполнительных и распорядительных органов о предоставлении водных объектов (их частей) в обособленное водопользование или договор аренды таких объектов.
Слайд 30Статья 23. Общее водопользование
Общее водопользование осуществляется юридическими лицами и гражданами
Республики Беларусь, в том числе индивидуальными предпринимателями, без разрешений. При
общем водопользовании обязательно соблюдение требований и условий общего водопользования на водных объектах, определяемых соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органами государственного санитарного надзора, территориальными органами республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и органами государственного управления в области внутреннего водного транспорта.
В целях охраны жизни и здоровья граждан в необходимых случаях местные исполнительные и распорядительные органы устанавливают места, где запрещены купание, катание на лодках и других плавучих средствах, забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территории соответствующего местного Совета депутатов.
Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны довести до сведения заинтересованных юридических лиц и граждан Республики Беларусь, в том числе индивидуальных предпринимателей, условия общего водопользования на отдельных водных объектах.
Слайд 31Статья 24. Специальное водопользование
Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых
республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей
среды или его территориальными органами на основании ходатайства водопользователя. В случае забора воды для питьевых нужд республиканский орган государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальный орган выдают разрешение по согласованию с органами государственного санитарного надзора.
Порядок выдачи разрешений на специальное водопользование определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 25. Обособленное и совместное водопользование
Водные объекты (их части) могут находиться в обособленном или совместном водопользовании.
В обособленное водопользование юридическим лицам могут быть переданы водные объекты (их части) для целей питьевого водоснабжения, нужд энергетики, обеспечения обороны Республики Беларусь.
В обособленное водопользование гражданам Республики Беларусь для хозяйственно-бытовых целей могут быть переданы непроточные пруды площадью до 0,2 гектара (их части), расположенные на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду.
В совместном водопользовании находятся водные объекты (их части), не предоставленные в обособленное водопользование.
Слайд 32Решение о предоставлении в обособленное водопользование водных объектов (их частей)
принимают:
районные и городские исполнительные и распорядительные органы в случаях предоставления
в обособленное водопользование водных объектов (их частей), находящихся на территории соответствующего местного Совета депутатов;
областные исполнительные и распорядительные органы в случаях предоставления в обособленное водопользование водных объектов (их частей), находящихся на территории нескольких районных или городских Советов депутатов, но в пределах территории областного Совета депутатов.
В решениях о предоставлении водных объектов (их частей) в обособленное водопользование указываются цели и основные условия пользования водными объектами.
Порядок предоставления водных объектов (их частей) в обособленное водопользование устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Право обособленного водопользования удостоверяется государственными актами на право обособленного водопользования, выдаваемыми местными исполнительными и распорядительными органами, принявшими решения о предоставлении водных объектов (их частей) в обособленное водопользование. Местные исполнительные и распорядительные органы, выдавшие государственный акт на право обособленного водопользования, направляют его копию в республиканский орган государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.\
Формы государственных актов на право обособленного водопользования устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Слайд 33Статья 26. Первичное и вторичное водопользование
Водопользователи, осуществляющие право обособленного водопользования
водными объектами (первичные водопользователи), вправе разрешать другим юридическим лицам и
гражданам Республики Беларусь, в том числе индивидуальным предпринимателям, вторичное водопользование по согласованию с органами, предоставившими водный объект в обособленное водопользование, и территориальными органами республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. В разрешениях на вторичное водопользование указываются цели и основные условия пользования соответствующими водными объектами.
Статья 27. Общее водопользование на водных объектах, предоставленных в обособленное водопользование
На водных объектах, предоставленных в обособленное водопользование, общее водопользование осуществляется на условиях, установленных первичными водопользователями по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, органами государственного санитарного надзора и территориальными органами республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.
Водопользователи, которым водный объект предоставлен в обособленное водопользование, обязаны известить заинтересованных юридических лиц и граждан Республики Беларусь, в том числе индивидуальных предпринимателей, об условиях или о запрете общего водопользования.
При несоблюдении водопользователями, получившими право обособленного водопользования, требования части второй настоящей статьи общее водопользование юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь, в том числе индивидуальными предпринимателями, осуществляется в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса.
Слайд 34Статья 28. Аренда водных объектов (их частей), безвозмездное пользование ими
Водные
объекты (их части), включенные в фонд рыболовных угодий и фонд
охотничьих угодий, могут быть предоставлены для ведения рыболовного или охотничьего хозяйства юридическим лицам в аренду в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, либо в безвозмездное пользование по решению Президента Республики Беларусь. Водные объекты (их части), не включенные в фонд рыболовных угодий, могут быть предоставлены в аренду для рыбоводства и других целей в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь, за исключением целей, указанных в части второй статьи 25 настоящего Кодекса.
Арендодателями водных объектов (их частей) являются соответствующие местные Советы депутатов, предоставляющие в аренду водные объекты (их части) по согласованию с территориальными органами республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и другими уполномоченными на то органами государственного управления.
Арендатор не вправе сдавать в субаренду переданные ему по договору аренды водные объекты (их части).
Передача водных объектов (их частей) в аренду должна осуществляться с учетом интересов населения, проживающего на прилегающей к передаваемому водному объекту (его части) территории.
Порядок передачи водных объектов (их частей) в аренду регулируется настоящим Кодексом, Законом Республики Беларусь «Об аренде» и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Слайд 35Статья 29. Сроки водопользования
Водные объекты предоставляются только во временное водопользование.
Временное водопользование может быть краткосрочным – до пяти лет и
долгосрочным – от пяти до двадцати пяти лет.
Срок водопользования устанавливается органом, выдавшим разрешение на специальное водопользование либо предоставившим водный объект в обособленное водопользование, аренду или безвозмездное пользование.
Статья 30. Порядок продления срока временного водопользования
Срок временного водопользования может быть продлен на период, не превышающий соответственно срока краткосрочного либо долгосрочного водопользования.
Продление срока временного водопользования производится по ходатайствам водопользователей органами государственного управления, выдавшими разрешение на специальное водопользование или вынесшими решение о предоставлении водного объекта в обособленное водопользование.
Слайд 36ГЛАВА 7. Права и обязанности водопользователей
Статья 31. Основные права водопользователей
Водопользователи
имеют право:
осуществлять общее, специальное, обособленное, совместное или на условиях аренды,
безвозмездного пользования водопользование водными объектами для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, сельскохозяйственных, промышленных и иных потребностей в соответствии с условиями их предоставления;
возводить в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, водохозяйственные сооружения и устройства, осуществлять их реконструкцию;
передавать для использования добытую воду другим водопользователям (водопотребителям) на условиях, согласованных с республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальными органами, предоставившими право специального водопользования, и местными исполнительными и распорядительными органами;
получать в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь экологическую информацию в области использования и охраны вод;
осуществлять другие предусмотренные законодательством Республики Беларусь действия, связанные с пользованием водными объектами.
Слайд 37Статья 32. Обязанности водопользователей
Водопользователи обязаны:
использовать водные объекты в целях, для
которых они предоставлены, и соблюдать установленные условия водопользования;
рационально использовать водные
ресурсы, проводить необходимые работы по сохранению и улучшению качества вод, восстановлению водных объектов;
вести учет количества забираемых, используемых вод и отводимых сточных вод, осуществлять контроль за качеством забираемой воды и отводимых в водные объекты сточных вод, а также представлять в установленном порядке отчеты соответствующим органам;
не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда хозяйственным объектам и окружающей среде;
соблюдать установленный режим содержания зон санитарной охраны источников питьевого, хозяйственно-бытового и лечебного водоснабжения, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;
содержать в надлежащем состоянии очистные и другие водохозяйственные сооружения и устройства и соблюдать установленные правила их эксплуатации;
проводить согласованные с территориальными органами республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, органами государственного санитарного надзора и иными заинтересованными государственными органами мероприятия, обеспечивающие охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, улучшение состояния и режима вод;
своевременно информировать местные исполнительные и распорядительные органы, территориальные органы республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, органы государственного санитарного надзора о возникновении аварий и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов, и осуществлять неотложные работы по ликвидации их последствий;
предоставлять экологическую информацию в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь об охране окружающей среды;
своевременно вносить плату за водопользование в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
выполнять другие обязанности по использованию и охране вод в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Слайд 38своевременно информировать местные исполнительные и распорядительные органы, территориальные органы республиканского
органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды,
органы государственного санитарного надзора о возникновении аварий и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов, и осуществлять неотложные работы по ликвидации их последствий;
предоставлять экологическую информацию в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь об охране окружающей среды;
своевременно вносить плату за водопользование в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
выполнять другие обязанности по использованию и охране вод в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Слайд 39ГЛАВА 8. Основания и порядок ограничения или прекращения права водопользования
Статья
33. Ограничение или прекращение прав водопользователей
Права водопользователей могут быть ограничены
или прекращены Президентом Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами при возникновении или угрозе возникновения эпидемий и эпизоотий, аварийных ситуаций и в иных случаях, определенных законодательством Республики Беларусь, в целях охраны здоровья населения, а также в иных государственных интересах или интересах других водопользователей. При этом преимущество в использовании вод отдается обеспечению населения водой для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд.
Прекращение права водопользования при осуществлении неотложных мер по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий производится в порядке, предусмотренном статьей 35 настоящего Кодекса.
Права водопользователей могут быть ограничены на:
безвозмездное пользование водным объектом – Президентом Республики Беларусь;
аренду водного объекта – местным исполнительным и распорядительным органом, предоставившим водный объект в аренду;
обособленное водопользование водным объектом – органом государственного управления, предоставившим водный объект в обособленное водопользование;
специальное водопользование – органом государственного управления, выдавшим разрешение на специальное водопользование;
вторичное водопользование – первичным водопользователем по согласованию с соответствующим территориальным органом республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.
Право общего водопользования может быть прекращено или ограничено в соответствии с частью второй статьи 23 настоящего Кодекса.
Слайд 40Статья 34. Основания прекращения права водопользования
Право водопользования юридических лиц и
граждан Республики Беларусь, в том числе индивидуальных предпринимателей, подлежит прекращению
в случаях:
минования надобности в водопользовании или отказа от него;
истечения срока водопользования;
ликвидации юридического лица или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, которым было предоставлено право водопользования;
передачи водохозяйственных сооружений и устройств другим водопользователям;
возникновения государственной необходимости изъятия водных объектов из обособленного водопользования.
Право водопользования юридических лиц и граждан Республики Беларусь, в том числе индивидуальных предпринимателей, кроме права пользования водами для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения, может быть прекращено также в случаях нарушения правил и условий пользования и охраны водных объектов либо нецелевого их использования.
Законодательством Республики Беларусь могут быть предусмотрены и другие основания для прекращения права водопользования юридических лиц и граждан Республики Беларусь, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Слайд 41Статья 35. Порядок прекращения права водопользования
Право водопользования прекращается путем:
аннулирования разрешения
на специальное или вторичное водопользование;
изъятия водных объектов, предоставленных в обособленное
водопользование или аренду.
Прекращение права на специальное водопользование осуществляется по решению органа государственного управления, выдавшего разрешение на него.
Право на вторичное водопользование может быть прекращено по решению первичного водопользователя, согласованному с органом государственного управления, выдавшим разрешение на специальное водопользование или предоставившим водоем в обособленное водопользование.
Изъятие водных объектов, предоставленных в обособленное водопользование, может быть произведено по решению органов государственного управления, предоставивших их в обособленное водопользование.
Слайд 42ГЛАВА 9. Пользование водными объектами для питьевых, хозяйственно-бытовых и иных
нужд населения
Статья 36. Водные объекты, предоставляемые для питьевых, хозяйственно-бытовых и
иных нужд населения
Для питьевых, хозяйственно-бытовых и иных нужд населения предоставляются водные объекты, качество воды которых соответствует действующим санитарным нормам и правилам.
Статья 37. Вода, используемая для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения
Вода, используемая для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения, должна соответствовать нормативам качества, предусмотренным действующими санитарными нормами и правилами.
В случае несоответствия качества воды действующим санитарным нормам и правилам ее использование прекращается по решению органов государственного санитарного надзора.
Слайд 43Статья 38. Централизованное водоснабжение населения
Юридические лица при пользовании водными объектами
для обеспечения населения водой для питьевых, хозяйственно-бытовых и иных нужд
в порядке централизованного водоснабжения вправе забирать воду из источников водоснабжения в соответствии с разрешениями на специальное водопользование для получения воды питьевого качества и подачи ее потребителям.
Юридические лица при пользовании водными объектами обязаны вести постоянные наблюдения за качеством воды и ее количеством в источниках и системах водоснабжения и сообщать местным исполнительным и распорядительным органам, органам государственного санитарного надзора и территориальным органам республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды об отклонении показателей качества воды от действующих санитарных норм и правил.
Государственный надзор за качеством воды, используемой для централизованного водоснабжения населения, осуществляется органами государственного санитарного надзора.
Слайд 44Статья 39. Нецентрализованное водоснабжение населения
Юридические лица и граждане Республики Беларусь,
в том числе индивидуальные предприниматели, при пользовании водными объектами для
обеспечения питьевых, хозяйственно-бытовых и иных нужд населения в порядке нецентрализованного водоснабжения вправе забирать воду из поверхностных или подземных источников в порядке общего или специального водопользования.
Государственный надзор за качеством воды, используемой для нецентрализованного водоснабжения населения, осуществляется органами государственного санитарного надзора.
Статья 40. Использование подземных вод питьевого качества для целей, не связанных с удовлетворением питьевых, хозяйственно-бытовых и иных нужд населения
Использование подземных вод питьевого качества для целей, не связанных с удовлетворением питьевых, хозяйственно-бытовых и иных нужд населения, а также удовлетворением потребностей пищевой промышленности и животноводства, как правило, не допускается.
В районах, где отсутствуют необходимые поверхностные водные источники и имеются достаточные запасы подземных вод питьевого качества, республиканский орган государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальные органы могут разрешать использование этих вод для целей, не связанных с питьевым или хозяйственно-бытовым водоснабжением населения, удовлетворением потребностей пищевой промышленности и животноводства.