Слайд 1
Водный налог
(введен Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ)
Водный
налог – это один из федеральных налогов, был введен с
1 января 2005 года вместо Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" утратившего силу 31 декабря 2004 года и регламентируется главой 25.2 НК РФ. Порядок исчисления и уплаты налога определен гл. 25.2 Налогового кодекса РФ в отношении специального водопользования. В Водном кодексе под специальным водопользованием понимается использование гражданами и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств. Указанная деятельность должна осуществляться только при наличии лицензии на водопользование
Слайд 2Налогоплательщики:
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или)
особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с
организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога являются и обычные граждане.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.
Слайд 3Объектами налогообложения признаются следующие виды пользования.
1.Забор воды из водных ресурсов.
2.
Удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде.
3. Использования акватории водных объектов для
лесосплава без применения судовой тяги, добыча полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения сооружений.
4. Сброс сточных вод в водные объекты.
Слайд 4Пользование водными объектами осуществляется на основе лицензий, выдаваемых в соответствии
с постановлением правительства Р.Ф.
В лицензии определяется цели использования (питьевой, хозяйственное
водоснабжение, выработка электроэнергии, лесосплавов и .т.д.) способы использования водного объекта или лимиты водопользования.
Слайд 5Не признаются объектами налогообложения
1. Если водные объекты используются в
целях забора воды для ликвидации стихийных бедствий, орошения земель сельскохозяйственного
назначения, рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов.
2. Размещения плавательных средств для осуществления природоохранной деятельности и защиты окружающей среды, спортивной охоты.
3. Строительство осушительных систем на участках болот, санитарных, экологических и судоходных попусков.
4. Проведения дноуглубительных работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.
Слайд 6 При получении лицензии необходимо установить предельно допустимый (лимит) объемы
водопользования в течение определенного времени. Лимиты могут устанавливается на год
или на месяц, в зависимости от характера налогоплательщиков.
Налоговая декларация по водопользованию заполняется ежемесячно. С отражением месячных показателей налоговой базы.
Слайд 7Налоговый период квартал.
Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого водного
объекта и рассчитывается по каждой налоговой ставке.
Налоговые ставки – установлены
в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования различаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам и дифференцируются по видам водопользования (глава 25.2, ст. 333.12 НК РФ).
Порядок исчисления -налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно в отношении всех видов водопользования. Сумма налога по итогам налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.
Слайд 8Налоговые ставки
Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей
и экономическим районам в следующих размерах:
при заборе воды из:
поверхностных водных
объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования и подземных водных объектов в пределах установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год):
Слайд 9Порядок и сроки уплаты налога
Общая сумма налога – результат сложения
сумм по каждому виду водопользования – уплачивается по месту нахождения
объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Поскольку налоговым периодом по водному налогу признан квартал, то предельной датой уплаты налога будет соответственно являться 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения. Из этого следует, что налогоплательщик должен встать на учет в налоговый орган как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения объекта налогообложения.
Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Иностранные лица – плательщики налога в те же сроки представляют копию декларации налоговому органу по местонахождению лицензирующего учреждения.
Слайд 10Водный налог уплачивается по местонахождению объекта налогообложения – соответствующего вида
пользования водным объектом.
В то же время глава 25.2 НК РФ
не оговаривает решение вопроса о порядке уплаты налога при нахождении водного объекта на территории нескольких субъектов РФ. В данном случае следует руководствоваться тем, что объектом обложения водным налогом является пользование водным объектом, поэтому уплата налога должна производиться по месту фактического водопользования.
Кроме того, договором пользования водным объектом, расположенным на территории нескольких субъектов РФ, могут быть определены параметры объекта налогообложения соответствующего субъекта РФ. Этот договор водопользователь заключает со всеми органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ либо с их согласия с одним из этих органов.
Слайд 11Глава 25.3 Государственная пошлина
ст.333.16-333.42
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц,
при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные
органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Фактически случаи оплаты пошлины можно разделить:
оплату юридически значимых действий – различного рода административные процедуры (регистрация юр.лиц или физ. Лиц в качестве индивидуального предпринимателя, получением дубликатов документов, нотариальные действия и т.д.);
оплату судебных издержек, когда плательщик выступал в судебном процессе стороной, не в интересах которой вынесено решение либо обжалующий соответствующее решение в суде вышестоящего уровня.
Слайд 12Статья 333.17. Плательщики государственной пошлины
1. Плательщиками государственной пошлины (далее в
настоящей главе - плательщики) признаются:
1) организации;
2) физические лица.
Слайд 13Размер Госпошлины
В зависимости от основания
уплаты государственной пошлины она может быть и фиксированной – определена
конкретная сумма в денежном выражении, либо рассчитывается в индивидуальном порядке, поскольку нормативно определен лишь процент от, например, требований материального характера, заявленного в иске.
Так, госпошлина в суд по искам носящим неимущественный характер, либо имущественный, но не требующий оценки, размер определен для физ.лица в размере 100 рублей, для юр.лица – 2000 рублей.
Для дел особого производства, заявлений о разводе, об оспаривании актов гос.органов и т.д. сумма также определена в твердом денежном выражении.
Пошлина по имущественным искам зависит от цены иска в процентном соотношении, предусмотренном ст.333.19 НК РФ.
Например, иск на сумму до 10 000 рублей облагается пошлиной в размере 4%, но не меньше 200 рублей.
В индивидуальном порядке при расчетах поможет калькулятор госпошлины, который учитывает не только размер и вид судебных требований, но и особенности инстанции (Верховный суд, Конституционный суд, арбитражный или общие суды) с учетом действующих положений Налогового кодекса РФ.
Кроме общего правила, которое предусматривает оплату сбора, на законодательном уровне определены случаи освобождения от нее для определенных категорий субъектов, либо случаи, которые вовсе не требуют оплаты пошлины.
Слайд 14С учетом того, что реквизиты для оплаты госпошлины индивидуальны для
каждого конкретного региона и органа, наделенного совершать в пользу плательщиков
значимые юридически действия, то получить желаемые реквизиты можно двумя способами:
пойти в соответствующий орган, суд в который намерены обращаться, и уточнить на месте необходимые реквизиты;
зайти на сайт соответствующего органа, суда, где в обязательном порядке размещается информация подобного рода.
Реквизиты для оплаты Госпошлины
Слайд 15Оплата производится в любом отделении банка в наличной или безналичной
форме.
По результатам оплаты на руках плательщика должна быть либо квитанция,
либо платежное поручение, в зависимости от выбранного способа оплаты.
Ряд органов может самостоятельно взимать оплату, в таком случае должностное лицо органа должно выдать плательщику на руки также квитанцию установленной формы.
Независимо от места оплаты и полученного документа, его необходимо будет приложить к пакету документов, необходимых для совершения оплачиваемых действий.
Если это сделано не будет, в совершении действий будет отказано, а пакет документов возвращен, что потребует повторного обращения.
Места оплаты Госпошлины
Слайд 16Статья 333.18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины
1. Плательщики уплачивают
государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие
сроки:
при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы;
при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;
при обращении за выдачей документов (их дубликатов) - до выдачи документов (их дубликатов);
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)
при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;
Слайд 17
Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом
Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями
при подаче искового заявления
имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:
до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;
от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;
от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;
свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;
Статья 333.20. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям
Статья 333.22. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды
Слайд 18
Статья 333.26. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского
состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов
гражданского состояния и иными уполномоченными органами
за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, - 350 рублей;
за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств:
при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, - 650 рублей с каждого из супругов;
при расторжении брака в судебном порядке - 650 рублей с каждого из супругов;
при расторжении брака по заявлению одного из супругов в случае, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, - 350 рублей;
Статья 333.33. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий
Слайд 19за государственную регистрацию установления отцовства, включая выдачу свидетельства об установлении
отцовства, - 350 рублей;
4) за государственную регистрацию перемены имени, включающего
в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, включая выдачу свидетельства о перемене имени, - 1 600 рублей;
5) за внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, включая выдачу свидетельств, - 650 рублей;
6) за выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния - 350 рублей;
7) за выдачу физическим лицам справок из архивов органов записи актов гражданского состояния и иных уполномоченных органов - 200 рублей.
Слайд 20Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций
бюджетные
учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до 1 июля 2012 года,
- за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных учреждений;
Центральный банк Российской Федерации - при обращении за совершением установленных настоящей главой юридически значимых действий в связи с выполнением им функций, возложенных на него законодательством Российской Федерации;
физические лица - Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы - по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, при обращении в органы
физические лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, - за выдачу документа взамен утраченного или пришедшего в негодность вследствие такой чрезвычайной ситуации;
Слайд 21Вопросы возврата госпошлины также урегулированы НК РФ, в частности ст.
333.40.
В ней предусмотрены основания возврата, к которым относятся:
1. Уплата соответствующего
платежа сверх установленных размеров. В таком случае возврат производится частичный и составляет разницу между уплаченной суммой и подлежащей уплате;
2. Отказ в принятии либо возврат заявления за совершение нотариальных действий. Однако, если имеет место такая ситуация, может производится взаимозачет уплаченной суммы в счет уплаты пошлины за повторное обращение в последующем, без возврата уже внесенной госпошлины. Единственное условие – с момента уплаты до момента повторного обращения не должно пройти больше 3 лет;
3. Заявление в суд, независимо от категории, оставлено без рассмотрения либо производство по делу прекращено;
4. Плательщик до обращения в соответствующий орган отказался от совершения оплаченных действий.
Возврат государственного сбора
Слайд 22Возврат государственного сбора
Подача заявления о возврате осуществляется в орган или
должностному лицу, уполномоченному совершать оплаченную процедуру.
Срок подачи соответствующего заявления ограничивается
также 3 годами с момента внесения денежных средств.
Таким образом, достаточно большое количество функций и действий органов госуправления всех уровней и судебных органов облагаются госпошлиной.
В зависимости от категории плательщика и совершаемого действия размер платежа варьируется.
Это обусловлено как спецификой совершаемых действий, так и самого субъекта, в отношении которого они должны быть осуществлены.
Поскольку пошлина взимается за совершение определенных действий в пользу плательщика, предусмотрены и случаи возвраты уплаченных платежей в случае не совершения интересуемых действий, как по инициативе плательщика, так и по инициативе органа власти.