Слайд 2План работы по теме:
Всего 6 уроков (3 недели).
Разберем темы:
Личность
Петра I;
Внешняя политика;
Экономические реформы;
Народные движения (ДЗ – рабочий лист);
Реформы в
культуре и быте (4 проекта-презентации: «Образование», «Наука», «Художественная культура», «Изменения в быте» (подготовить к началу 3 недели).
3. Зачет и контрольная работа.
Слайд 3Глава 3. Россия при Петре I
Тема: «Личность Петра I и
начало его царствования»
Слайд 4Домашнее задание:
Параграф 13, читать.
Пересказ пункта
«Азовские походы»
или
«Великое посольство»
Слайд 5План:
Россия в конце XVII в.
Характеристика личности Петра I.
Детство Петра.
Двоецарствие. Царевна
Софья.
Начало царствования Петра.
Слайд 6Россия в конце XVII в.
К концу XVII в. Россия, по
сравнению с Западными странами, была отсталой страной:
На Западе развивались
крупные предприятия, формировалась рыночная система, российская промышленность значительно уступала.
Господство подневольного труда.
Русское войско, в значительной своей части, состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, которые были плохо обучены и вооружены.
В России был сложный государственный аппарат.
Россия нуждалась в выходе в Балтийское море, чтобы развивать торговлю с Европой.
К началу XVIII в. все сферы жизни общества: и политическая, и экономическая, и культурная нуждались в реформах. Это было необходимо, чтобы преодолеть разрыв в развитии с Западными странами.
Реформы было суждено провести царю, будущему императору России – Петру I, который вошёл в историю, как Великий.
Слайд 7«Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение…
Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…»
С.М. Соловьев
Какой главный смысл эпохи
Петра заключен в словах историка?
Слайд 8Характеристика личности Петра I
Он был очень высокого роста (2 м
5 см) и на целую голову возвышался над любой толпой.
Пётр был очень сильным от природы и развивал свою силу постоянной физической работой и в результате мог без особых усилий скатать в трубку серебряную тарелку.
Он в совершенстве знал 14 ремёсел. Сохранилось множество вещей, которые он сделал собственноручно: лодки, стулья, табакерки и пр.
Он считал себя хорошим хирургом и опытным зубным врачом. После него остался целый мешок с выдернутыми зубами.
Он был неприхотлив в быту, скромно одевался, жил всегда в небольших комнатах с низкими потолками.
С одной стороны, он был простым в обхождении, весёлый и очень подвижный, но с другой стороны, был очень вспыльчив и гневлив, а его шутки и забавы имели грубый и жёсткий характер.
Слайд 9Петр I как государственный деятель
Определите к какой сфере жизни общества
относятся преобразования.
Именно при Петре I были проведены реформы всех сторон
государственной и общественной жизни:
Армия стала регулярной;
Расширены и построены металлургические, оружейные, полотняные и другие мануфактуры;
Создан морской флот;
Вместо приказов созданы коллегии;
Учреждён Сенат;
Реформирован быт высших слоёв общества;
Принято новое летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, год стал начинаться не с 1 сентября, а с 1 января;
Россия стала морской державой в результате победоносной Северной войны 1700-1721 гг.
В 1703 г. был заложен Санкт-Петербург, который стал затем новой столицей;
Были основаны Морская Академия (1715), Инженерная школа (1719), Академия наук (1724).
Россия стала империей, а Петр императором. Страна вышла в ранг Великих держав.
Слайд 11
Давайте, вспомним:
Кто были родители Петра I?
В каком году (во сколько
лет) Петр был провозглашён царём? Совместно с кем его провозгласили
царём?
Управлял ли он действительно тогда страной?
Кому принадлежала реальная власть?
Слайд 12Детство Петра. Семья Алексея Михайловича
Алексей
Михайлович
Романов
(1645 – 1676)
2 жена
Наталья
Нарышкина
1 жена
Мария
Милославская
Фёдор
Алексеевич
(1676 – 1682)
Иван
Алексеевич
(1682 – 1696)
Софья
Алексеевна
(1682 – 1689)
регентство
Пётр
Алексеевич
(1682 – 1725)
Слайд 13Алексей Михайлович
(1645-1676)
Под утро 30 января 1676 года царь Алексей
Михайлович скончался тихо, словно подтвердив свое прозвание Тишайший.
Слайд 14В хоромы царевича Федора пришли ближние бояре, думные люди и
объявили:
« Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя
России самодержец, оставя царство земное, переселился в вечные обители». Царевич хворал, у него опухли ноги, да тут еще такое потрясение. Но его подхватили под руки, повели в Грановитую палату и усадили на трон.
Федор Алексеевич
Федор Алексеевич (1676-1682)
Слайд 16В 1682 г. царь Федор умер. Остро встал вопрос о
престолонаследии. Предстояло решить , кто из его братьев станет царем:
Иван или Петр, сын Милославской или сын Нарышкиной?
Иван Алексеевич
Петр Алексеевич
?
Кто должен был стать царем по существовавшим порядкам престолонаследия?
Слайд 17Формально им должен был стать старший 16-летний Иван, но выбор
бояр пал на Петра.
« К слабости физической присоединял и неразвитость
умственную»
Почему?
Слайд 18В этих условиях родственники Ивана Милославские подняли против Нарышкиных стрелецкое
войско.
«Вы дождетесь от Нарышкиных такого зла, какого еще и не
видывали; Петр посажен на царство не по закону, и идти против него- святое дело!»
Царевна Софья
Слайд 20Царями были провозглашены оба брата- Иван и Петр. До их
совершеннолетия Несколько дней спустя по требованию стрельцов Софья Алексеевна стала
правительницей при несовершеннолетних братьях.
Царевна Софья
Регентство царевны Софьи (1682-1689)
Слайд 21Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры- он
был разделен на две части (для двух царей), а сзади
располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно следует говорить во время приемов.
С победой Софьи в 1682 г. царица Наталья Кирилловна вынуждена была вместе с сыном удалиться в подмосковное село Преображенское.
Слайд 22Преображенское
Немецкая слобода
Семеновское
Измайлово
Слайд 23Увлечения Петра. Прочитайте пункт «Двоецарствие» и ответьте на вопросы.
Где, у
кого и чему обучался Пётр после смерти Фёдора?
Как развивалось увлечение
Петра военным делом?
Что, по вашему мнению, не учла царевна Софья, позволив юному Петру военную потеху?
Слайд 24Увлечения Петра
О каком увлечении царя Петра говорит автор?
Слайд 26В 1689 г. царица Наталья женила 16-летнего сына на Евдокии
Лопухиной. Правление Софьи должно было прекратиться.
Почему?
Евдокия Лопухина
Слайд 27В ночь с 7 на 8 августа 1689 г. в
Кремле пустили слух, что потешные войска идут на Москву. Поднялась
тревога. Кто-то из тайных сторонников Петра среди стрельцов, решив, что затевается нападение на Преображенское, кинулся предупредить царя. Разбуженный Петр, вспомнив ужасы стрелецкого бунта 1682 г. бежал в Троице-Сергиеву лавру.
Стрелецкий бунт 1689 г.
Однако окружение правительницы таяло с каждым днем. Один за другим уезжали к Петру бояре, уходили стрелецкие и солдатские полки.
Почему так случилось?
Слайд 28Софья была лишена власти и заточена в Новодевичий монастырь, где
провела 15 лет и умерла в 1704 г.
Царь Иван, никогда
не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1698 г.
Новодевичий монастырь
Слайд 29Проверь себя:
Необходимость реформ в России в конце XVII – начале
XVIII вв. была вызвана
Началом иностранного вторжения;
Оформлением сословно-представительной монархии;
Превращением России в
крупнейшую колониальную империю;
Экономическим, политическим и культурным отставанием России от стран Европы.
Самостоятельное правление Петра I началось в
1682 г.;
1689 г.;
1700 г.;
1703 г.
Слайд 30Проверь себя:
Как называется временное осуществление полномочий главы государства в связи
с малолетством или болезнью монарха (в монархических государствах)?
Регентство
Слайд 31Проверь себя:
Установите соответствие между датами правления и правителями
3124
Слайд 32Глава 3. Россия при Петре I
Тема: «Внешняя политика Петра I»
Слайд 33Домашнее задание:
Параграф 13, 14, читать;
Заполнить контурную карту «Северная война», выписать
условия Ништадтского мира 1721 г.
Слайд 34План:
Направления внешней политики Петра I;
Хронология Северной войны;
Ништадтский мирный договор 1721
г. и итоги войны.
Слайд 35Направления внешней политики Петра I
Слайд 36Начнем заполнять схему, запишите:
Направления внешней политики Петра I
Слайд 37Вы дома изучали пункт «Азовские походы», ответьте на вопросы:
На каком
направлении находится крепость Азов?
Почему Пётр решил организовать походы на Азов?
Какова была его цель?
Когда состоялись Азовские походы?
Слайд 38Продолжаем заполнять схему, запишите:
Направления внешней политики Петра I
Южное
Цель –
завоевать выход в Азовское и Чёрное моря.
Азовские походы:
1695 г. –
неудачный;
1696 г. – захватили Азов.
Слайд 39Вы дома изучали пункт «Великое посольство», ответьте на вопросы:
Куда отправилось
Великое посольство? Какое это направление?
В какие годы состоялось Великое посольство?
Какова
была цель Великого посольства?
Каковы итоги этой поездки?
Слайд 40Продолжаем заполнять схему, запишите:
Направления внешней политики Петра I
Западное
Великое посольство
(1697 – 1698)
Цель – найти союзников против Турции и посмотреть
как живут в Европе.
Итог: Петр решил бороться со Швецией за выход в Балтийское море, чтобы преодолеть отставание от Запада.
Южное
Цель – завоевать выход в Азовское и Чёрное моря.
Азовские походы:
1695 г. – неудачный;
1696 г. – захватили Азов.
Слайд 41Опираясь на знания и работая с учебником, ответьте на вопросы:
В
какие годы состоялась Северная война?
С какой страной воевала Россия? Какое
это направление?
Какова главная причина, главная цель войны?
Слайд 42Продолжаем заполнять схему, запишите:
Направления внешней политики Петра I
Западное
Великое посольство
(1697 – 1698)
Цель – найти союзников против Турции и посмотреть
как живут в Европе.
Итог: Петр решил бороться со Швецией за выход в Балтийское море, чтобы преодолеть отставание от Запада.
Южное
Цель – завоевать выход в Азовское и Чёрное моря.
Азовские походы:
1695 г. – неудачный;
1696 г. – захватили Азов.
Северо-западное
Цель – завоевать выход в Балтийское море.
Северная война (1700 – 1721)
Россия X Швеция
Итог:
Слайд 43Запишите подзаголовок
Северная война (1700 – 1721)
В пункте «Начало войны»
найдите
Как назывался союз России, Дании и Саксонии?
Северный союз (Россия+Дания+Саксония)
воевал против Швеции.
Слайд 44К 1700 г. Швеция была господствующей державой на Балтийском море
и одной из ведущих европейских держав. Территория страны включала значительную
часть побережья Балтики: всё побережье Финского залива, современную Прибалтику, часть южного побережья Балтийского моря.
Слайд 45Хронология событий.
(Читаем пункт «Начало войны» и заполняем таблицу)
Слайд 46Хронология событий.
(Читаем пункт «Начало войны» и заполняем таблицу)
Слайд 47Реорганизация армии
Основа армии – бывшие «потешные полки»
Указ 1705 г. Создание
регулярной армии - постоянной, хорошо обученной - профессиональной армии на
основе рекрутских наборов.
Рекрутская повинность – каждое податное сословие выставляло от своей общины определенное количество рекрутов.
Слайд 48Создание военной экономики
Пока металла не хватало Петр повелел переплавлять колокола
на пушки;
Строительство металлургических заводов.
Мануфактуры по выпуску пороха, оружия, обмундирования.
Навигацкая, артиллерийская
и др. школы.
1716г. – «Устав воинский».
Строительство военно-морского флота. (около 900 кораблей)
Сухарева башня в Москве,
где размещалась
Навигацкая школа.
Слайд 49Хронология событий.
(Читаем пункт «Полтавская битва» и продолжаем заполнять таблицу)
Слайд 50Хронология событий.
(Читаем пункт «Полтавская битва» и продолжаем заполнять таблицу)
Слайд 51Прутский поход
Казалось, что под Полтавой Россия может завершить Северную войну.
Но ход войны затянул Прутский поход.
Карл XII, король Швеции бежал
в Турцию.
В 1711 г. Турция объявила войну России.
Русская армия вместе с Петром, его женой и двором была окружена турецкими войсками.
России пришлось подписать перемирие с Турцией.
Условия:
Россия возвращала Турции Азов;
Карл XII вернулся в Швецию.
Слайд 52Хронология событий.
(Читаем пункт «Морские сражения» и продолжаем заполнять таблицу)
Слайд 53Хронология событий.
(Читаем пункт «Морские сражения» и продолжаем заполнять таблицу)
Слайд 54Ништадтский мирный договор 1721 г.
Условия договора выпишите дома.
Слайд 55Проверь себя:
Какое направление внешней политики в первой четверти XVIII в.
было главным?
Борьба за господство на «Великим шёлковым путём»;
Борьба за выход
к незамерзающим морям: Чёрному и Балтийскому;
Борьба за господство над Волжским торговым путём;
Активное участие в Великих географических открытиях.
Азовские походы Петра I привели к
Присоединению Крыма к России;
Освобождению Греции от османского гнёта;
Завоеванию Азова и части побережья Азовского моря;
Установлению контроля над черноморскими проливами.
Слайд 56Проверь себя:
Причиной поездки Петра I за границу в составе Великого
посольства было стремление
Познакомить мир с достижениями русской науки и техники;
Найти
союзников для войны с Турцией;
Найти союзников для борьбы с Речью Посполитой;
Заключить династический брак.
Полтавская битва произошла
8 января 1654 г.;
27 июля 1714 г.;
27 июня 1709 г.;
28 января 1725 г.
Слайд 57Проверь себя:
Название «Морская Полтава» получило сражение при
Гангуте;
Нотебурге;
Лесной;
Нарве.
Северная война закончилась подписанием
«Вечного
мира»;
Столбовского мира;
Ништадтского мира;
Андрусовского перемирия.
Слайд 58Проверь себя:
Что стало результатом победы России в Северной войне?
Завоевание побережья
Балтики;
Завоевание Россией титула «владычицы морей»;
Присоединение земель по берегам Северного моря;
Потеря
Швецией независимости.
Установите верную хронологию событий:
Полтавское сражение;
Битва при Нарве;
Битва у д. Лесной;
Гангутское сражение.
2314
Слайд 59Глава 3. Россия при Петре I
Тема: «Политические реформы Петра I»
Слайд 60Домашнее задание:
Параграф 15, читать;
Заполнить таблицу «Коллегии и их функции».
Слайд 61Глава 3. Россия при Петре I
Тема: «Экономические реформы Петра I»
Слайд 62Домашнее задание:
Параграф 16, читать;
Заполнить рабочий лист «Народные движения в I
четверти XVIII в.».
Слайд 63Домашнее задание:
Параграф 15, читать;
Заполнить таблицу «Коллегии и их функции».
Слайд 64Глава 3. Россия при Петре I
Тема: «Изменения в культуре и
быте в первой четверти XVIII в.»
Слайд 65Домашнее задание:
Параграфы 13 - 19, подготовка к КР и зачёту.