Слайд 2СИМФОНИЯ № 40
Точное количество написанных Моцартом симфоний установить нельзя, многие
из них, написанные в юношеские годы, утеряны навсегда (приблизительное число
около 50). Но в миноре звучит только Сороковая.
Слайд 3«Какая глубина! Какая смелость
и какая стройность!» (А. Пушкин)
Слайд 4Великая триада симфоний:
Симфония №40 была написана в числе
трёх больших симфоний летом 1788 года. В 1791, незадолго до
своей смерти, композитор создал её вторую редакцию. В симфонии 4 части:
1. Molto allegro
2. Andante
3. Menuetto — Trio
4. Allegro assai
Слайд 5Кадр из фильма «Амадей»
В этой симфонии Вольфганг впервые
позволяет себе общаться со слушателем, он искренне повествует «без лишних
слов» и даже где-то интимно исповедуется.
Слайд 6ГП 1 части:
Симфония (традиционно после Гайдна) состоит из четырёх частей,
однако
у нее отсутствует вступление,
1 часть начинается сразу с главной
партии.
Мелодия главной партии – наиболее популярный мотив во всем мире, своего рода «визитная карточка» композитора.
Слайд 7Можно читать или пропевать
на мотив ГП - одна нота
= одному слогу:
Отзовись! Отзовись!
Отзовись же!
Я к Тебе свой полёт
направляю.
Это жизнь. Это жизнь!
Ближе. Ближе! Прорываюсь меж адом и раем.
…Жизнь зовёт. Перелёт
через все преграды смерти
Музыка пройдёт.
(Юнона Таранова)
Слайд 8ПП 1 части:
Побочная партия не выступает
резким контрастом, но звучит более томно, загадочно и светло (благодаря
мажору).
Слайд 9«Окрылён Твоим знаменьем,
Боже!» (Ю. Таранова)
Полная тревожной смены настроений и
тем, контрастов и слияний, симфония рассказывает о глубоких личных переживаниях
человека, поэтому неизменно находит отклик в душе каждого слушателя. При этом остается общий деликатный и галантный стиль, соответствующий тому веку.
Слайд 10ГП и ПП 2 части:
Вторая часть исполняется в неторопливом темпе
(andante), спокойно-созерцательного характера. Наступает умиротворение, мелодия становится напевной, контрастов уже
нет. Звучание символизирует свет и разум.
Форма: сонатная без разработки.
Слайд 11Тема 3 части:
Несмотря на название третьей части – Menuetto
(«Менуэт»), это совсем не танец. Трехдольный размер, скорее, подчеркивает суровость
звучания. Жесткое настойчивое повторение ритмической фигуры внушает тревогу.
Слайд 12Тема трио 3 части:
И только ТРИО третьей части
звучит в характере менуэта –
изящного галантного
придворного танца.
Слайд 13ГП финала:
Финальная 4-я часть («Allegro assai») написана в сонатной
форме. Абсолютное преобладание главной темы, исполняемой в быстром темпе, словно
сметает на своем пути возникающие мелодии и фразы связующей, побочной тем.
Энергичный характер музыки стремится к кульминации всего произведения.
Слайд 14«…Отчего же мой восторг отзывается болью?
В бесконечных пространствах Вселенной я
пленён красотою
земной.»
Гений Моцарта в этой симфонии воплотился и в то
же время стал бессмертным. Поистине не найдется другой симфонии, которая могла бы сравниться в популярности с этой. Подобно улыбке Джоконды, простота ее скрывает слишком много тайн, разгадывать которые человечество может веками.
Слайд 15«…И сладостных ладов полёт
Влечёт меня всегда вперёд…»
Слайд 16«…Проложен путь моей судьбе
По дерзновенной колее.»
Слайд 17«Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь;
Я знаю,
я.» (А. Пушкин)