Слайд 1Тема №3
Вооруженные Силы Российской Федерации, их состав, назначение и место
в структуре государственных институтов
Слайд 2Учебные вопросы
Задачи государства в области обеспечения военной безопасности.
Основные положения Федерального
закона «Об обороне». Полномочия органов государственной власти в области обороны
страны.
Предназначение, задачи, состав и структура Вооруженных Сил Российской Федерации, их место в системе государственных институтов.
Слайд 3Литература
Конституция Российской Федерации (12.12.1993г.).
Федеральный закон «Об обороне».
Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года (2009г.).
Военная доктрина Российской Федерации (2010г.).
Отечество.
Честь. Долг. Выпуск 7. 2005 г.
Учебное пособие «Вооруженные силы Российской Федерации: их состав, назначение и место в структуре государственных институтов», НИУ ВШЭ, 2011 г.
Слайд 4Первый учебный вопрос
Задачи государства в области обеспечения военной безопасности
Слайд 6Национальная безопасность
Национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства
от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права,
свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Слайд 7Военная безопасность
Военная безопасность Российской Федерации – состояние защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных
угроз, связанных с применением военной силы или угрозой её применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять. (Военная доктрина РФ, 2010г.)
Слайд 8Деление военной безопасности по масштабам
Международная военная безопасность;
Региональная военная безопасность;
Национальная военная
безопасность
Слайд 9Деление военной безопасности по масштабам
Национальная военная безопасность – такое состояние
государственных институтов, военной организации государства, при котором обеспечивается его надежная
обороноспособность, защищенность от военных опасностей и угроз, предупреждается или сдерживается вооруженная агрессия, а в случае возникновения непосредственной военной опасности интересам личности, общества, государства осуществляется их вооруженная защита.
Слайд 10Основные компоненты национальной военной безопасности
Военная безопасность личности – Степень защищенности
военными средствами и способами жизни, здоровья, конституционных прав и свобод,
достоинства и особенностей личности.
Слайд 11Основные компоненты национальной военной безопасности
Военная безопасность общества – защита военно-силовыми
и правовыми средствами общественного порядка, социальной стабильности, условий труда и
быта людей, деятельности общественно-политических организаций.
Слайд 12Основные компоненты национальной военной безопасности
Военная безопасность государства – защищенность существующего
режима политической власти, государственного суверенитета, государственной целостности страны и государственных
институтов, обеспеченная военно-силовыми средствами.
Слайд 13Пошаговый процесс эскалации напряженности
Слайд 14Пошаговый процесс эскалации напряженности
Слайд 15Процесс обеспечения безопасности
Слайд 16Задачи государства в области обеспечения военной безопасности
В мирное время:
Формирование и
реализация единой государственной политики в военной области, поддержание внутриполитической стабильности,
защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности РФ;
Развитие и укрепление союзнических отношений с другими государствами;
Создание и совершенствование системы обороны РФ;
Подготовка системы мероприятий по переводу ВС РФ и других войск на условия военного времени;
Совершенствование экономической, технологической и оборонно-промышленной базы;
Всестороннее обеспечение и совершенствование ВС РФ.
и др.
Слайд 17Задачи государства в области обеспечения военной безопасности
В угрожаемый период и
с началом войны:
Своевременное объявление состояния войны, введение военного положения, проведение
стратегического развертывания ВС РФ и других войск;
Координация деятельности федеральных органов государственной власти, общественных организаций и граждан в интересах отражения агрессии;
Организация и скоординированное ведение вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;
Принятие и реализация решений по подготовке и ведению военных действий;
Перевод экономики страны на работу в условиях военного времени
и др.
Слайд 18Второй учебный вопрос
Основные положения Федерального закона «Об обороне». Полномочия органов
государственной власти в области обороны страны
Слайд 19Федеральный закон «Об обороне»
Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая
1996 г. № 61-ФЗ
«Под обороной понимается система политических, экономических, военных,
социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории»
Слайд 20Структура ФЗ «Об обороне»
Раздел I. Основы и организация обороны.
Раздел II.
Полномочия органов государственной власти РФ в области обороны.
Раздел III. Функции
органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны.
Слайд 21Структура ФЗ «Об обороне»
Раздел IV. Вооруженные Силы РФ, другие войска
и воинские формирования и органы.
Раздел V. Состояние войны. Военное положение.
Мобилизация. Гражданская оборона. Территориальная оборона.
Раздел VI. Заключительные положения.
Слайд 22Организация обороны включает:
прогнозирование и оценку военных опасностей и угроз;
разработку основных
направлений военной политики и положений Военной доктрины РФ;
правовое регулирование в
области обороны;
строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
разработку, производство и совершенствование систем управления ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов;
планирование перевода органов государственной власти, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
Слайд 23Организация обороны включает:
мобилизационную подготовку органов государственной власти и организаций;
создание запасов
материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
планирование и осуществление мероприятий по
гражданской и территориальной обороне;
оперативное оборудование территории России в целях обороны;
обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;
развитие науки в интересах обороны;
координацию деятельности органов власти в области обороны;
финансирование расходов на оборону;
международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны.
Слайд 24Состояние войны
Объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на РФ
другого государства или группы государств, а также в случае необходимости
выполнения международных договоров РФ.
С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
Слайд 25Военное положение
Особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных
органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и
свобод. Вводится на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ.
В период военного положения ВС РФ и другие войска могут вести боевые действия, независимо от объявления состояния войны.
Слайд 26Мобилизация
(общая или частичная)
Комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, органов власти
и организаций на работу в условиях военного времени, переводу ВС
РФ и других войск на организацию и состав военного времени.
С объявлением общей или частичной мобилизации выполняются мобилизационные планы. Порядок мобилизационной подготовки и мобилизации определяется федеральным законом.
Слайд 27Гражданская оборона
Организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Слайд 28Территориальная оборона
Организуется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на
территории РФ от действий противника, диверсионных или террористических актов, а
также введения и поддержания режимов военного и чрезвычайного положения.
Слайд 29Полномочия президента РФ в области обороны
Президент Российской Федерации – Верховный
Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ
Определяет основные направления военной политики РФ;
Осуществляет
руководство ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
Объявляет мобилизацию, вводит военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.
Слайд 30Полномочия президента РФ в области обороны
Утверждает:
военную доктрину РФ;
концепции и планы
строительства и развития ВС РФ, другие планы;
федеральные государственные программы вооружения
и развития ОПК;
структуру и состав ВС РФ, их штатную численность;
единый перечень должностей, замещаемых высшими офицерами, присваивает высшие воинские звания, назначает и увольняет с военной службы высшее командование ВС РФ;
Слайд 31Полномочия президента РФ в области обороны
Издает указы:
о призыве граждан на
военную службу (военные сборы);
об увольнении граждан, проходящих военную службу по
призыву;
Ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ в области обороны;
Осуществляет иные полномочия в области обороны.
Слайд 32Полномочия Федерального Собрания в области обороны
Государственная Дума:
рассматривает расходы на оборону,
устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете;
принимает федеральные законы в области
обороны.
Слайд 33Полномочия Федерального Собрания в области обороны
Совет Федерации:
Рассматривает расходы на оборону,
принятые Государственной Думой;
Рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области
обороны;
Утверждает указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, о привлечении ВС РФ с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению;
Решает вопрос о возможности использования ВС РФ за пределами её территории.
Слайд 34Полномочия Правительства РФ в области обороны
Осуществляет:
меры по обеспечению обороны и
несет ответственность за состояние и обеспечение ВС РФ и других
войск;
руководство мобилизационной подготовкой органов власти;
контроль за подготовкой организаций к выполнению государственного оборонного заказа, развитием мобилизационных мощностей.
Слайд 35Полномочия Правительства РФ в области обороны
Организует:
оснащение ВС РФ и других
войск вооружением и техникой, обеспечение материальными средствами;
разработку и выполнение государственных
программ вооружения и развития ОПК;
разработку и выполнение мобилизационных планов;
контроль за экспортом вооружения и военной техники.
Слайд 36Полномочия Правительства РФ в области обороны
Устанавливает:
мобилизационные задания федеральным органам власти;
штатную
численность гражданского персонала ВС РФ;
порядок передачи, аренды, продажи и ликвидации
ВВТ.
Принимает решения:
о создании и ликвидации государственных организаций ОПК;
о создании, реорганизации и ликвидации ВВУЗов, военных кафедр при ГОУ ВПО.
Слайд 37Полномочия Правительства РФ в области обороны
Утверждает:
Положение о военных кафедрах при
ГОУ ВПО;
Положения о воинском учете, призыве на военную службу и
др.
Ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соглашения;
Разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в военном бюджете и др.
Слайд 38Третий учебный вопрос
Предназначение, задачи, состав и структура Вооруженных Сил Российской
Федерации, их место в системе государственных институтов
Слайд 39Система государственных институтов, осуществляющих деятельность в области обороны
Институт осуществления государственной
власти в РФ (3 ветви власти);
Вооруженные Силы РФ и другие
войска (ПВ ФСБ, ВВ МВД, ЖДВ РФ, Войска ФОССИ, ГО МЧС);
Военно-промышленный комплекс РФ.
Слайд 41Роль и место ВС РФ
Вооруженные Силы Российской Федерации являются центральным
элементом военной составляющей Системы государственных институтов, обеспечивающих военную безопасность России,
а также материальным гарантом суверенитета страны, ядром военной организации государства и основным фактором сдерживания агрессии.
Вооруженные Силы Российской Федерации играют главную роль и занимают ведущее место среди других государственных институтов в обеспечении обороны страны силовыми, военными методами.
Слайд 42Вооруженные Силы РФ
Российские Вооруженные Силы – это неотъемлемый элемент государственности.
Образованы
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 года №
466 на базе ВС СССР, дислоцирующихся на территории России и за ее пределами, находящимися под юрисдикцией РФ.
Слайд 43Вооруженные Силы РФ
Вооруженные Силы РФ представляют собой государственную военную организацию,
составляющую основу обороны страны.
Они предназначены для отражения агрессии, направленной
против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.
Слайд 44Состав ВС РФ
Вооруженные Силы РФ организационно состоят из:
центральных органов военного
управления;
объединений, соединений, воинских частей, учреждений и организаций;
военно-учебных заведений.
Слайд 45Руководство и управление ВС РФ
Руководство Вооруженными Силами РФ осуществляет Президент
РФ – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.
Управление Вооруженными Силами
РФ осуществляет Министр обороны РФ через Министерство обороны и Генеральный штаб ВС РФ.
Слайд 46Структура ВС РФ
Три вида Вооруженных Сил:
Сухопутные войска
Военно-воздушные силы
Военно-морской флот
Три рода
войск Вооруженных Сил РФ:
Ракетные войска стратегического назначения
Войска воздушно-космической обороны
Воздушно-десантные войска
Также:
Войска,
не входящие в виды Вооруженных Сил
Тыл Вооруженных Сил.
Слайд 47Вид ВС РФ
Вид Вооруженных Сил – это их составная часть,
отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как
правило, в какой-либо среде (на суше, в водной среде, в воздухе).
Каждый вид Вооруженных Сил состоит из родов войск (сил), специальных войск и тыла.
Слайд 48Род войск ВС РФ
Под родом войск понимается часть вида Вооруженных
Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения
и способностью к выполнению специфических боевых задач.
Слайд 49Объединения, соединения, воинские части
Объединения – это воинские формирования оперативного (стратегического)
масштаба и предназначения, объединяющие под общим руководством несколько соединений или
объединений меньшего масштаба, а также частей и учреждений. К объединениям относятся: военные округа (фронты) и армии.
Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и др.
Воинская часть – организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил РФ. К войсковым частям относятся все полки, корабли 1, 2 и 3 рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты.
Слайд 50Выводы
1.Военная безопасность, являющаяся составной частью национальной безопасности страны, показывает степень
защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних военных
угроз. В мирное время, угрожаемый период и с началом войны государство выполняет целый комплекс задач по обеспечению военной безопасности.
Слайд 51Выводы:
2. Федеральный закон «Об обороне» (1996г.) составляет основу законодательной базы
по организации обороны страны, устанавливает полномочия органов государственной власти в
области обороны, состав и структуру ВС РФ и других войск, определяет их задачи по обеспечению военной безопасности.
Слайд 52Выводы:
3. Вооруженные Силы РФ, образованные указом Президента РФ от 7
мая 1992г., представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны
страны. Они являются центральным элементом военной составляющей Системы государственных институтов, обеспечивающих военную безопасность России, материальным гарантом суверенитета страны, основным фактором сдерживания агрессии.
Слайд 53Выводы:
4. Структурно ВС РФ состоят из:
Трех видов ВС (СВ, ВВС,
ВМФ);
Трех родов войск (РВСН, войск ВКО, ВДВ);
Войск, не входящих в
виды ВС и рода войск;
Тыла ВС РФ.
Слайд 54Выводы:
5. В ходе проводимой с 2008 г. военной реформы совершенствуется
состав и структура ВС РФ, создаются новые группировки войск по
театрам военных действий, основу которых составляют соединения постоянной готовности, проводится комплекс мер по переоснащению армии и флота новыми системами вооружений.
Слайд 55План семинара:
Вооруженные Силы Российской Федерации в системе государственных институтов, их
назначение, состав и структура.
Система комплектования и дислокации ВС РФ.
Основы руководства
и управления Вооруженными Силами РФ.
Темы рефератов:
1) «Основные положения Федерального закона «Об обороне»».
2) Государственные расходы на оборону: анализ и основные тенденции.