Разделы презентаций


Вопрос 4. Тенденции и противоречия развития партийно-политической системы

Содержание

Точкой отсчета российского плюрализма принято считать 15 марта 1990 г., когда внеочередной III Съезд народных депутатов провозгласил в СССР многопартийность.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Вопрос 4. Тенденции и противоречия развития партийно-политической системы современной России

Вопрос 4.   Тенденции и противоречия развития партийно-политической системы современной России

Слайд 2Точкой отсчета российского плюрализма принято считать 15 марта 1990 г.,

когда внеочередной III Съезд народных депутатов провозгласил в СССР многопартийность.


Точкой отсчета российского плюрализма принято считать 15 марта 1990 г., когда внеочередной III Съезд народных депутатов провозгласил

Слайд 3Современная партийная система выдержала семь избирательных кампаний, трансформируясь каждый раз

в определенный формат, демонстрирующий место и статус каждой партии, а

также соотношение партийно-политических сил.
Современная партийная система выдержала семь избирательных кампаний, трансформируясь каждый раз в определенный формат, демонстрирующий место и статус

Слайд 4Понятие партийной системы
Партийная система представляет собой не просто совокупность всех

партий в стране, а только парламентских партий «с их взаимосвязями

и взаимоотношениями с учетом политического веса каждой партии» Теория политики: учеб. пособие / Под ред. Б.А. Исаева. СПб., 2008. С. 224.
Понятие партийной системыПартийная система представляет собой не просто совокупность всех партий в стране, а только парламентских партий

Слайд 5Как справедливо отмечает Я.А. Пляйс, от того, дополняют друг друга

или соперничают партийная и политическая системы, «зависит не только общественно-политический

климат в стране, но и как нация сможет решать стоящие перед ней разнообразные задачи». /Пляйс Я.А. Трансформация партийных и политических систем и диалектика взаимодействия их основных типов // Политические системы современной России и послевоенной Германии: сб. материалов российско-германского «круглого стола». Волгоград, 2005. С. 27.
Как справедливо отмечает Я.А. Пляйс, от того, дополняют друг друга или соперничают партийная и политическая системы, «зависит

Слайд 6Диалектика взаимодействия партийных и политических систем определяется «избирательной формулой, активностью

членов партий и избирателей, общим состоянием социума». /Исаев Б.А. Современное состояние

теории партий и партийных систем // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 2. С. 129.
Диалектика взаимодействия партийных и политических систем определяется «избирательной формулой, активностью членов партий и избирателей, общим состоянием социума».

Слайд 7Многопартийность – неотъемлемый элемент демократической системы, поэтому процесс зарождения, становления

и развития политических партий рассматривается в контексте демократизации.

Многопартийность – неотъемлемый элемент демократической системы, поэтому процесс зарождения, становления и развития политических партий рассматривается в контексте

Слайд 8Б.А. Исаев выделяет 4 этапа формирования современной партийной системы России:
1.

период зарождения протопартий (1987–1989);
2. распад КПСС и формирование политических партий

(1990–1991);
3. становление партийной системы (1991–1993);
4. период функционирования партийной системы (после 1993). /Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб., 2008. С. 262–280.
Б.А. Исаев выделяет 4 этапа формирования современной партийной системы России:1. период зарождения протопартий (1987–1989);2. распад КПСС и

Слайд 9Последний период ознаменован участием партий в выборах: семь раз в

Государственную думу (1993, 1995, 1999, 2003, 2007, 2011, 2016) и

пять - в президентских (1996, 2000, 2004, 2008, 2012), а также естественной (в зависимости от воли избирателей) реструктуризацией партийной системы.
Последний период ознаменован участием партий в выборах: семь раз в Государственную думу (1993, 1995, 1999, 2003, 2007,

Слайд 10По справедливому замечанию Г.Л. Кертмана, легитимизация многопартийности обеспечивается в современной

России частично признанием со стороны общества принципа народного суверенитета и

политического плюрализма, «частично – механизмом традиционалистской реинтерпретации, позволяющим уподоблять нынешние партии “руководящей и направляющей силе” советского общества». /Кертман Г.Л. Статус партии в российской политической культуре // Демократия, управление, культура: проблемные измерения современной политики / Политическая наука: Ежегодник 2006. М., 2007. С. 434–435.
По справедливому замечанию Г.Л. Кертмана, легитимизация многопартийности обеспечивается в современной России частично признанием со стороны общества принципа

Слайд 11Таким образом, налицо противоречие: с одной стороны, сохраняется политическое отчуждение и

критическое отношение большинства россиян ко всем партиям, с другой –партии

считаются в принципе полезным для страны институтом.
Таким образом, налицо противоречие: с одной стороны, сохраняется политическое отчуждение и критическое отношение большинства россиян ко всем

Слайд 12Закономерность - влияние радикалов – крайне левых и крайне правых

сил – возрастает с ухудшением экономического положения, снижением уровня жизни,

увеличением безработицы. И наоборот, подъем экономики, сокращение числа безработных, рост жизненного уровня большинства населения ослабляют позиции радикальных сил.
Закономерность - влияние радикалов – крайне левых и крайне правых сил – возрастает с ухудшением экономического положения,

Слайд 13Левые силы России имели наибольшее влияние во II Думе (1995–1999),

правые наибольших успехов добились на выборах в I (1993) и

II (1995) думы, когда трудные и непопулярные реформы совпали с экономическим спадом и снижением уровня жизни.
Левые силы России имели наибольшее влияние во II Думе (1995–1999), правые наибольших успехов добились на выборах в

Слайд 14Центристские силы и, в первую очередь, реформаторские партии имели успех

в начале реформ, на выборах в I Думу, когда ожидания

избирателей были связаны именно с успешными реформами. На выборах во II Думу они лишились поддержки избирателей.
Центристские силы и, в первую очередь, реформаторские партии имели успех в начале реформ, на выборах в I

Слайд 15С началом экономического роста в 1999 г., центристские партии увеличили

свое представительство в российском парламенте и сумели объединиться в единую

думскую фракцию и предложить обществу путь не конфронтации, а интеграции.
С началом экономического роста в 1999 г., центристские партии увеличили свое представительство в российском парламенте и сумели

Слайд 16Используя административный ресурс в собственных политических интересах, органы государственной власти

стали оказывать определяющее влияние на формирование партийной системы для укрепления

своего господствующего положения.
Используя административный ресурс в собственных политических интересах, органы государственной власти стали оказывать определяющее влияние на формирование партийной

Слайд 17Для этого, как правило в предвыборный период, начали формироваться политические

объединения, ставящие перед собой в качестве главной цели поддержку проводимой

государственной политики.
Для этого, как правило в предвыборный период, начали формироваться политические объединения, ставящие перед собой в качестве главной

Слайд 18Такие объединения именуются «партией власти». Наиболее известные из них «Демократический

выбор России», «Наш дом – Россия», «Единство», «Отечество – вся

Россия», «Единая Россия».
Такие объединения именуются «партией власти». Наиболее известные из них «Демократический выбор России», «Наш дом – Россия», «Единство»,

Слайд 19Мировая практика свидетельствует, что все примеры быстрой модернизации страны после

какой-либо крупной катастрофы происходили при наличии партии, лидирующей в политической

жизни страны в течение достаточно долгого времени.
Мировая практика свидетельствует, что все примеры быстрой модернизации страны после какой-либо крупной катастрофы происходили при наличии партии,

Слайд 20В 2004 г. произошло ужесточение партийного законодательства, имевшее целью уменьшение

количества политических партий, большинство из которых были малочисленными и неизвестными.


В 2004 г. произошло ужесточение партийного законодательства, имевшее целью уменьшение количества политических партий, большинство из которых были

Слайд 21В результате минимальная численность партий возросла до 50 тысяч человек,

не менее чем в половине субъектов федерации минимальная численность региональных

отделений партий достигла 500 человек, в остальных – не менее 250. /Федеральный закон Российской Федерации от 20 декабря 2004 г. N 168-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О политических партиях».
В результате минимальная численность партий возросла до 50 тысяч человек, не менее чем в половине субъектов федерации

Слайд 22В результате принятия и внесения этих и ряда других поправок

в федеральный закон «О политических партиях» количество партий, отвечающих требованиям

закона, уменьшилось с 46 на конец 2005 г. до 15 на 5 сентября 2007 г.
В результате принятия и внесения этих и ряда других поправок в федеральный закон «О политических партиях» количество

Слайд 23Среди политических партий, успешно прошедших государственную регистрацию, в конце 2006

г. начались объединительные процессы.

Среди политических партий, успешно прошедших государственную регистрацию, в конце 2006 г. начались объединительные процессы.

Слайд 24При поддержке властных структур партия «Родина», Российская партия пенсионеров и

Российская партия Жизни образовали новую политическую партию «Справедливая Россия: Родина,

Пенсионеры, Жизнь», которая успешно преодолела заградительный барьер на выборах в Государственную думу пятого созыва, сформировав в ней свою фракцию.
При поддержке властных структур партия «Родина», Российская партия пенсионеров и Российская партия Жизни образовали новую политическую партию

Слайд 25В результате объединительных процедур с не прошедшими регистрацию партиями возникла

политическая партия «Патриоты России», активно участвовавшая в региональных выборных кампаниях

и добившаяся определенных успехов.
В результате объединительных процедур с не прошедшими регистрацию партиями возникла политическая партия «Патриоты России», активно участвовавшая в

Слайд 26С позиции политико-идеологической стратификации современные политические партии объединены в четыре

основные группы.

С позиции политико-идеологической стратификации современные политические партии объединены в четыре основные группы.

Слайд 27Первую группу составляют политические партии, придерживающиеся коммунистических и социалистических доктрин

в их советской интерпретации, которые в плане риторики адаптированы к

современным условиям. Характерная особенность этих политических объединений – патерналистское отношение государства к обществу и гражданину, антимодернизаторские и антиреформаторские позиции.
Первую группу составляют политические партии, придерживающиеся коммунистических и социалистических доктрин в их советской интерпретации, которые в плане

Слайд 28Доминирует в этой группе Коммунистическая партия Российской Федерации, ставшая российским

наследником КПСС и представляющая собой классическую массовую идеологическую партию, которая

является естественной оппозицией правящей власти и представлена депутатской фракцией в течение всех шести созывов Государственной думы.
Доминирует в этой группе Коммунистическая партия Российской Федерации, ставшая российским наследником КПСС и представляющая собой классическую массовую

Слайд 29Вторую группу можно назвать реформаторско-демократической. Партии этой группы объединяют заявления

о приверженности идеям модернизации, современного государства и признании демократии в

качестве предпочтительной формы организации общества.
Вторую группу можно назвать реформаторско-демократической. Партии этой группы объединяют заявления о приверженности идеям модернизации, современного государства и

Слайд 30Однако представления о модернизации и о современной демократии у них

разные, что предполагает наличие спектра идеологических направлений от социал-демократической и

социально-либеральной направленности до неолиберальных и неоконсервативных сил. К первому направлению можно отнести политическую партию «Яблоко», ко второму – избирательный блок «Выбор России» (1993), политическую партию «Союз правых сил» (1999 -2008).
Однако представления о модернизации и о современной демократии у них разные, что предполагает наличие спектра идеологических направлений

Слайд 31К данной группе можно отнести также Демократическую партию России –

одну из старейших в постсоветской истории, а также партию «Гражданская

сила». Неразрешимой проблемой для перечисленных партий является создание блока демократических сил, так как по отдельности каждая из них не набирает на протяжении трех последних выборных кампаний необходимого процента голосов для прохождения в Государственную думу, оставаясь за рамками большой политики.
К данной группе можно отнести также Демократическую партию России – одну из старейших в постсоветской истории, а

Слайд 32Третью группу политических сил можно определить как державно-националистическую. Она стала формироваться

еще в конце 1980-х гг. и объединила партии и движения,

исходящие из идеологии «России как великой державы» и признающие ее «особый путь развития», суть которого заключается в обосновании возможности модернизации с опорой на традиционалистские подходы (великодержавные и национал-патриотические) к развитию российской государственности.
Третью группу политических сил можно определить как державно-националистическую. Она стала формироваться еще в конце 1980-х гг. и

Слайд 33Наиболее успешная политическая партия в этой группе – Либерально-демократическая партия

России, имеющая свою фракцию во всех шести созывах Государственной думы,

а также избирательный блок «Родина», который успешно провел выборы в четвертую Гос. думу (49 мест в нижней палате из 450). В ГД шестого созыва у «Родины» – было лишь одно место (предс. партии - А. Журавлев) .
Наиболее успешная политическая партия в этой группе – Либерально-демократическая партия России, имеющая свою фракцию во всех шести

Слайд 34На парламентских выборах 2016 г. ЛДПР имела успех при голосовании

по партийным спискам и впервые по популярности сравнялась с КПРФ.,

уступив им лишь четверть процента голосов избирателей (в 2011 году отрыв составлял – 5, 95 %, а в 2007 – 3,43 %).
На парламентских выборах 2016 г. ЛДПР имела успех при голосовании по партийным спискам и впервые по популярности

Слайд 35На парламентских выборах 2016 ни одна из либеральных непарламентских партий

не смогла преодолеть 5% барьер. «Яблоко» набрало лишь 1,91 %

голосов, «Парнас» - меньше процента. Одномандатники, поддержанные этими партиями и «Открытой Россией» М. Ходорковского не получили в ГД ни одного места.
На парламентских выборах 2016 ни одна из либеральных непарламентских партий не смогла преодолеть 5% барьер. «Яблоко» набрало

Слайд 36Четвертую группу представляют политические партии консервативной направленности, понимая под консерватизмом

не советское прошлое, а поддержку государственной власти и стремление к

ее консервации.
Четвертую группу представляют политические партии консервативной направленности, понимая под консерватизмом не советское прошлое, а поддержку государственной власти

Слайд 37В качестве доминирующей политической силы здесь следует назвать политическую партию

«Единая Россия», а также ее условного оппонента «Справедливую Россию», которая,

несмотря на свою социалистическую риторику, не противоречит власти, так как поддерживает курс политического руководства страны.
В качестве доминирующей политической силы здесь следует назвать политическую партию «Единая Россия», а также ее условного оппонента

Слайд 38В 1990-е гг. в России сформировалась партийная система, основанная на

конкуренции. Политические реформы 2000-х гг. могли привести к дальнейшей трансформации

политического пространства в России, но для этого, по убеждению Ричарда Саквы, «режим должен был отказаться от управления политическим процессом и позволить политическим партиям свободно конкурировать между собой» /Саква Р. Путин: выбор России. М., 2005. С. 211.
В 1990-е гг. в России сформировалась партийная система, основанная на конкуренции.  Политические реформы 2000-х гг. могли

Слайд 39В России правящая партия консенсуса не ищет, так как имеет

слабую, не поддерживаемую обществом оппозицию, которая, в свою очередь, не

может убедить избирателей в необходимости такой поддержки.
В России правящая партия консенсуса не ищет, так как имеет слабую, не поддерживаемую обществом оппозицию, которая, в

Слайд 40На выборах 2016 г. Единая Россия имела ошеломительный результат. Кандидаты

от ЕР победили в 90 % округов, получив 203 мандата.

По парт. спискам ЕР получила чуть больше половины голосов – 54,21 %.
На выборах 2016 г. Единая Россия имела ошеломительный результат. Кандидаты от ЕР победили в 90 % округов,

Слайд 41Всего у партии «Единая Россия» в Гос. Думе седьмого созыва

– 343 места из 450 ( в 2008г. – 238,

а в 2007- 315 мест.)
Всего у партии «Единая Россия» в Гос. Думе седьмого созыва – 343 места из 450 ( в

Слайд 42Это создает значительное преимущество политической партии, которая является политическим гарантом

преемственности курса президента под названием «План Путина», который направлен на

превращение России «в один из мировых центров политического и экономического влияния, культурного и нравственного притяжения, обеспечивает утверждение нового качества жизни всех граждан страны». /Официальный сайт партии «Единая Россия». URL: http://www.edin-ros.ru/news.html?rid=3144.
Это создает значительное преимущество политической партии, которая является политическим гарантом преемственности курса президента под названием «План Путина»,

Слайд 43На IX съезде партии «Единая Россия», состоявшемся 14–15 апреля 2008

г., была утверждена должность председателя партии, предложенная тогдашнему Председателю правительства

Владимиру Путину, который согласился занять этот пост, не вступая в партию.
На IX съезде партии «Единая Россия», состоявшемся  14–15 апреля 2008 г., была утверждена должность председателя партии,

Слайд 44Таким образом, в политической практике современной России создан прецедент, связанный

с непосредственным участием одного из лидеров государства – председателя правительства

– в работе победившей на выборах политической партии.
Таким образом, в политической практике современной России создан прецедент, связанный с непосредственным участием одного из лидеров государства

Слайд 45Как отмечает Марат Баглай, президент в России стоит как бы

вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, «это

своеобразный правозащитник и “лобби” всего народа». /Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Роль, порядок выборов, полномочия. М., 2008. С. 21.
Как отмечает Марат Баглай, президент в России стоит как бы вне интересов отдельных политических партий или каких-либо

Слайд 46Как показывает политическая практика, в условиях политических кризисов, противостояния в

обществе выборы служат важнейшим инструментом восстановления гражданского мира. Только они

позволяют установить истинную расстановку политических сил, их фактическое, а не декларируемое влияние на общественные процессы. Отступление от этой демократической формулы, пренебрежение ею порождает кризисные процессы.
Как показывает политическая практика, в условиях политических кризисов, противостояния в обществе выборы служат важнейшим инструментом восстановления гражданского

Слайд 47В условиях драматических событий октября 1993 года выборы парламента и

всенародное голосование по проекту новой Конституции стали единственным средством выхода

из кризиса, еще раз доказав действенность демократических инструментов разрешения кризисных ситуаций. Новая российская Конституция 1993 г. определила правовой фундамент для формирования органов государственной власти, для выстраивания избирательной системы.
В условиях драматических событий октября 1993 года выборы парламента и всенародное голосование по проекту новой Конституции стали

Слайд 48Для периода с 2004 -2012 года были характерны тенденции, связанные

с повышением контроля государства за деятельностью политических партий, общественных объединений

и проведением выборов.
Для периода с 2004 -2012 года были характерны тенденции, связанные с повышением контроля государства за деятельностью политических

Слайд 49Наиболее заметные из них: ужесточение требований к политическим партиям; отмена

прямых выборов глав субъектов федерации; отмена института избирательных блоков; переход

полностью на пропорциональную систему на выборах депутатов Государственной думы в сочетании с повышением заградительного барьера; отмена независимого общественного наблюдения на выборах; отмена графы «против всех» в избирательном бюллетене.
Наиболее заметные из них: ужесточение требований к политическим партиям; отмена прямых выборов глав субъектов федерации; отмена института

Слайд 50К началу 2012 года в России было всего 7 партий, и каждая

новая попытка зарегистрировать новую партию не удавалась, но после событий

на Болотной  законодательство было либерализовано, что привело к резкому увеличению числа партий. В 2012 году было зарегистрировано 46 новых партий и ещё 1 партия (РПР -ПАРНАС) была восстановлена. По состоянию на сентябрь 2016 года в РФ официально зарегистрированы 75 политических партий.
К началу 2012 года в России было всего 7 партий, и каждая новая попытка зарегистрировать новую партию не удавалась,

Слайд 51Либеральные реформы 2012г.
Снижение барьера для прохождения п.п. в Гос.

Думу до 5%.
Введение одномандатных округов.
3. Выборы губернаторов.
4. Упрощение процедуры регистрации

полит. партий.
Либеральные реформы 2012г. Снижение барьера для прохождения п.п. в Гос. Думу до 5%.Введение одномандатных округов.3. Выборы губернаторов.4.

Слайд 52По действующему законодательству, политическая партия есть «общественное объединение, созданное в

целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством

формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.» 
По действующему законодательству, политическая партия есть «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической

Слайд 53Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 2) определяет, среди

прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем

в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года — сорока)  тысяч (с 2 апреля 2012 года — 500) членов, её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.
Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 2) определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные

Слайд 54С момента возникновения партийной системы современной России возник бизнес создания

партий «под ключ». Политтехнолога Андрея Богданова ряд СМИ называли своеобразным рекордсменом в

деле партстроительства, поскольку он выступил создателем более чем десятка федеральных партий. Он сообщал, что «работал» с Демократической партией России, Объединенной российской партией «Русь», «Единой Россией», Российской партией пенсионеров, Союзом акционеров АО «МММ», Партией народного капитала С. Мавроди, а также занимался созданием «Сильной России» и «Народно-патриотического движения».
С момента возникновения партийной системы современной России возник бизнес создания партий «под ключ». Политтехнолога Андрея Богданова ряд СМИ называли

Слайд 55Богданов утверждал: «Мне все равно, какую партию делать, ориентация зависит

от заказчика», а если человек просто говорит, что ему нужна

партия, то Богданов говорил, что он сам предлагает спектр — левый, правый, центристский. Отмечалось также, что создание партий «под ключ» — очень выгодный бизнес, особенно когда заказ поступает из администрации президента РФ, как это было в 2000 году в связи с созданием «Единой России».  Богданов отрицал свои связи с Кремлём и заявлял, что «„Под ключ“ ни одной партии не создавал. Консультировать — да, консультировал по многим партиям».
Богданов утверждал: «Мне все равно, какую партию делать, ориентация зависит от заказчика», а если человек просто говорит,

Слайд 56Политическая реформа 2012 года дала побочный эффект и в стране

возродился бизнес по созданию партий для последующей перепродажи. Как и ожидалось, после упрощения порядка

регистрации новых политических партий Минюст буквально завалили заявками. В мае 2012 года Богданов говорил, что сейчас «мы помогаем примерно 30 партиям».
Политическая реформа 2012 года дала побочный эффект и в стране возродился бизнес по созданию партий для последующей перепродажи. Как и ожидалось,

Слайд 57В выборах депутатов Госдумы как по партийным спискам, так и

по одномандатным округам без сбора подписей могут участвовать партии, получившие

на предыдущих выборах в Госдуму не менее 3% голосов избирателей, а также партии, представленные хотя бы одним депутатом хотя бы в одном региональном парламенте РФ.
В выборах депутатов Госдумы как по партийным спискам, так и по одномандатным округам без сбора подписей могут

Слайд 58На сегодняшний день к таким относятся: "Единая Россия", КПРФ, "Справедливая

Россия", ЛДПР, Яблоко, "Патриоты России", "Правое дело", РПР-ПАРНАС, "Гражданская платформа",

Коммунисты России, Российская партия пенсионеров за справедливость, "Родина", Гражданская сила и Зеленые.
На сегодняшний день к таким относятся:

Слайд 59Другим партиям для выдвижения на выборы в Госдуму партийного списка

необходимо собрать подписи 200 тысяч избирателей, а их кандидатам (как

и самовыдвиженцам) в одномандатных округах - подписи 3% избирателей, зарегистрированных в округе. Причем в случае, если в округе проживает менее 100 тысяч избирателей, число подписей становится 3000 (то есть более 3%).
Другим партиям для выдвижения на выборы в Госдуму партийного списка необходимо собрать подписи 200 тысяч избирателей, а

Слайд 60В целом, можно сделать вывод, что выборная практика постсоветской

России в целом свидетельствует об успешном становлении этого демократического института,

несмотря на имеющиеся негативные моменты.
В целом, можно сделать вывод, что  выборная практика постсоветской России в целом свидетельствует об успешном становлении

Слайд 61В современной России процесс создания и регистрации партии -- один

из самых либеральных в мире. По состоянию на 28 мая 2017

г.  в РФ официально зарегистрировано 76 политических партий
В современной России процесс создания и регистрации партии -- один из самых либеральных в мире. По состоянию

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика