Слайд 1Восемь ступеней йоги
Малышева Катя
Слайд 28 постулатов хатха йоги
1. Яма
2. Нияма
3. Асаны
4. Пранаяма
5. Пратьяхара
6. Дхарана
7. Дхьяна
8. Самадхи
Слайд 31.Яма
Яма - нормы поведения — самоограничение
Согласно Йога-сутр Патанджали «яма»
включает пять основных принципов.:
ахимса — ненасилие (в том числе вегетарианство);
сатья
— правдивость;
астея — неприсвоение чужого (неворовство);
брахмачарья — воздержание; контроль похоти и сохранение целомудрия до вступления в брак; внутренняя собранность, нераспущенность;
апариграха — нестяжательство (неприятие даров), ненакопительство, непривязанность.
Слайд 42. Нияма
Нияма - следование религиозным правилам и предписаниям — полное
посвящение себя духовным практикам
В «Йога-сутрах» Патанджали приводит пять ниям:
Шауча —
чистота, как внешняя (чистоплотность), так и внутренняя (чистота ума).
Сантоша — скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм.
Тапас — самодисциплина, усердие в достижении духовной цели.
Свадхьяя — познание, изучение духовной и научной литературы, формирование культуры мышления.
Ишвара-пранидхана — принятие Ишвары (Бога) в качестве своей цели, единственного идеала в жизни.
Слайд 53. Асана
Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности.
Асаны
– это своеобразный инструмент для гармоничного духовного развития, а не
самоцель йоги. Однако эта система особых физических упражнений, позволяет управлять не только энергией, но и физиологическими процессами в теле. При правильном выполнении асан на опорно-двигательный аппарат и внутренние органы оказывается тренирующее и тонизирующее воздействие.
Слайд 64.Пранаяма
Пранаяма - техника отвлечения чувств от объектов на которые они
направлены. Пратьяхара даёт внутреннюю духовную силу. Она позволяет достичь умственного
сосредоточения и увеличивает силу воли.
Пранаяма является составной частью Хатха-йоги. Придающая особую силу асанам, пранаяма управляет первичной энергией Вселенной (праной). На четвертой ступени человек учится контролировать дыхание с помощью специальной дыхательной гимнастики и накапливать жизненную энергию. Особенностью пранаямы является сочетание всех трех типов дыхания: глубокого, среднего и поверхностного.
Одно только выполнение дыхательных упражнений дает потрясающий результат: клеткам всего тела, в первую очередь мозгу, поставляется высококачественный кислород, происходит очищение всей дыхательной системы, успокоение ума и расслабление.
Слайд 75.Пратьяхара
Пратьяхара - техника отвлечения чувств от объектов на которые они
направлены. Пратьяхара даёт внутреннюю духовную силу. Она позволяет достичь умственного
сосредоточения и увеличивает силу воли.
Пратьяхара - это пятая ступень классической восьмиступенчатой йоги. С нее начинается Раджа йога. Пратьяхара учит контролировать ум: слышать звуки, но не слушать их, смотреть на что-то, но не видеть этого. Иными словами, человек перестает замечать не только внешний мир, но и свой, внутренний физический мир, и остается один на один со своим сознанием.
Таким образом, пратьяхара является своеобразным рубежом, перейдя который, человек перестает быть рабом своего тела и держит свой ум под безусловным контролем.
Слайд 86.Дхарана
Дхарана — сосредоточение, медитация. Дхарана является следующей ступенью, непосредственно вытекающей
из правильной практики Пратьяхары. Концентрация помогает человеку направить внимание на
внутренние или внешние объекты, и, как следствие, человек строит в своем информационном поле, очищенном от посторонних образов, энергетические образы объектов, что приводит к полному слиянию энергоструктур человека с энергоструктурами объекта. Человек воспринимает эту информацию преимущественно правым полушарием, он анализирует ее и переводит в свою систему мышления, другими словами, на восприятие через левое полушарие. Таким образом, человек иначе воспринимает окружающий мир, он видит, замечает многие новые грани, которые раньше ускользали от восприятия.
Слайд 97.Дхьяна
Дхияна - созерцание, медитация. Дхияна - продолжение дхараны, которая является
неотъемлемой ее частью. Разрозненные проблески сверхчувствительного восприятия сливаются в одно
целое, что вызывает целые гаммы ощущений — это состояние Дхияны. Сфера восприятия еще больше расширяется, охватывая бесконечность; человек начинает замечать соотношения и взаимосвязи между пространствами различных уровней.
Так как ум находится под влиянием трёх качеств материальной природы — саттвы, раджаса и тамаса, он обычно находится на одной из пяти различных стадий:
Кшипта (блуждание)
Викшипта (собранность)
Мудха (невежество)
Экагра (целенаправленность)
Ниродха (противоположность)
Слайд 108.Самадхи
Самадхи — состояние сверхсознания, достигающееся глубоким созерцанием, при котором занимающийся
сливается с предметом созерцания. Это медитативное состояние, когда субъект познает
объект медитации. Человек сосредоточивает свое внимание на объекте и внутренне объединяется с ним. Объекты медитации бывают как внутренние, так и внешние. Внутренние объекты — это то, из чего состоит человек: внутренние органы, сознание, чакры и т.д. Внешние объекты — это то, что нас окружает: живые существа и предметы. Их объединение означает единство с объектом при помощи концентрации.
Для йогов самадхи также означает «испытать смерть при жизни». Самоосознание человека становится самоосознанием единого и целостного бесконечного существа, не ограниченного ни временными рамками человеческой жизни, ни пространственными рамками биологического тела.
Пять немощей, которые необходимо преодолеть для того, чтобы достичь самадхи, это:
Авидья (невежество)
Асмита (эгоизм)
Рага (симпатии)
Двеша (антипатии)
Абхинивеша (привязанность к материальной жизни)
Самадхи бывает двух типов:
Савикалпа, сампрагьята или сабиджа
Нирвикалпа, асампрагьята или нирбиджа.