Слайд 1Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.)
Подготовила:
студентка гр. 061103
Бондарева
Алина
Слайд 2Киевский период (Х-ХIII вв.) занял особое место в истории восточных
славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности,
что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.
Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего, от православия, которое сделалось с 988 г. официальной религией Киевской Руси. Остановив выбор на восточном христианстве, Киевская Русь разделила с Византией враждебную настороженность к католицизму и западноевропейской педагогической традиции ("латинской учености").
Слайд 3Христианство на Руси
Первый шаг к созданию христианской религии на Руси
был сделан при князе Владимире. А второй не менее важный
при князе Ярославе в 1051 году. До этого времени русскими митрополитами были исключительно наместники из Византии, и Русская церковь подчинялась ей.
При Ярославе Мудром впервые Русским митрополитом был поставлен русский священник Илларион. С этого момента церковь на Руси стала полностью независимой.
Слайд 4Важным передаточным звеном восточного христианства, византийской образованности и общеславянской традиции
воспитания стала для Киевской Руси Болгария. Из неё на Русь
пришли и первые учебные книги: "Азбучная молитва", "О письменах" Черноризца Храбра, "Шестоднев" Иоанна Экзарха и др.
Слайд 5Педагогическая мысль, школа древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой
традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что
языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом (азбука-кириллица).
Слайд 6Заимствование из византийской культуры
У византийцев были заимствованы жанр и стилистика
"житий святых", поучений и проповедей, где черпались идеалы и программа
воспитания. Из "житий святых" известны переводные патерики (Синайский, Египетский, Иерусалимский), а также многократно переписывавшийся Печерский патерик. "Жития..." прославляли аскетический идеал воспитания.
Слайд 7«Изборник Святослава» (1076)
В качестве образца поучений можно указать "Изборник Святослава"
(1076), материал которого взят из ряда религиозных источников ("Притчи Соломона",
"Премудрости Иисуса – сына Сирахова" и др.).
Слайд 8Во многих списках были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344-407).
Иоа́нн
Златоу́ст- архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских
святителей и учителей.
Выдержки и пересказ его поучений послужили основой для многих сборников, имевших педагогическую направленность: "Измарагды" (изумруды), "Златоусты", "Пчелы").
Слайд 9Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (1130-1182).
Кири́лл Ту́ровский
церковный деятель и писатель Древней Руси. Став епископом Турова, прославился
как писатель и проповедник. Канонизирован Русской православной церковью в лике святителя.
Его сочинения предназначались высокообразованным людям. Рассуждая о сущности воспитания, Туровский утверждал, что его успех основан на вере в Бога.
Слайд 10Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира
Мономаха детям" (1096).
"Поучение..." требует воспитания любви к Богу и
страха божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу.
Слайд 11Владимир Мономах (1053-1125)
Владимир Всеволодович Мономах- великий князь киевский в 1113—25,
государственный деятель, военачальник и писатель.
Он неоднократно повторяет советы не
отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, учиться. Достойными подражания Мономах называл тех, кто "владел учением книжным"
Слайд 12Климент Смолятич
Кли́мент (Клим) Смоля́тич (год рождения неизвестен — умер после
1164) — русский средневековый мыслитель, Митрополит Киевский и всея Руси
(1147—1155), церковный писатель, первый русский богослов, второй митрополит русского происхождения.
Он считал, что объектом познания должно быть не только "Священное писание", но и природа – творение божественной мудрости.
Слайд 13Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской
Руси была семья.
Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания
правил общежития. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.
Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье.
В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники.
Слайд 14Первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская
церковь св. Ильи на Подоле в Киеве (X в.).
Слайд 15Влади́мир Святосла́вич
Влади́мир I Святосла́вич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15
июля 1015) — князь новгородский в 970 — 988 годах, киевский
великий князь, при котором произошло крещение Руси.
Слайд 16Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (ум.
1015) в Киеве в 988 г. Это событие предваряло быстрый
расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств.
Дворцовая школа учения книжного, открытая Владимиром Святославичем, была учебным заведением повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образованием, т.е. умели писать и читать. Это позволяет предполагать существование к тому времени элементарного обучения.
Слайд 17На протяжении периода с X-XIII вв. школы возникли не только
в Киеве и Новгороде, но и других городах.
Училища создавались на
княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием ("учили чести").
Обучение велось в индивидуальной форме.
Слайд 18Школы учения книжного носили элитарный характер; учениками обычно были дети
представителей высших сословий. Учение книжное давало элементарное и повышенное образование.
Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе (флоре и фауне).
Слайд 19Система начального обучения
Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты
занимались с детьми всех сословий.
Они обучали чтению, письму и
счету подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии.
Сначала учили писать и произносить буквы, потом – читать молитвы по Псалтырю.
Слайд 20В качестве писчего материала использовали бересту. На бересте "писалом" выцарапывали
тексты. Первые берестяные грамоты относятся к X-XI вв.
Слайд 21На протяжении X-XI вв. письменность проникла во все слои населения
Руси. Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и
Западной Европе.
Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. Об этом свидетельствуют найденные в различных городах и датируемые XI в. приблизительно 700 берестяных грамот.
Слайд 22Но в результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси
резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу
подверглись многие-монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники.