Разделы презентаций


Воспитание и обучение в Киевской Руси ( X –Х III вв.)

Содержание

Киевский период (Х-ХIII вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.Характер образования и воспитания

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.)
Подготовила:
студентка гр. 061103
Бондарева

Алина

Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.)Подготовила:студентка гр. 061103Бондарева Алина

Слайд 2Киевский период (Х-ХIII вв.) занял особое место в истории восточных

славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности,

что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.
Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего, от православия, которое сделалось с 988 г. официальной религией Киевской Руси. Остановив выбор на восточном христианстве, Киевская Русь разделила с Византией враждебную настороженность к католицизму и западноевропейской педагогической традиции ("латинской учености").
Киевский период (Х-ХIII вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской

Слайд 3Христианство на Руси
Первый шаг к созданию христианской религии на Руси

был сделан при князе Владимире. А второй не менее важный

при князе Ярославе в 1051 году. До этого времени русскими митрополитами были исключительно наместники из Византии, и Русская церковь подчинялась ей.

При Ярославе Мудром впервые Русским митрополитом был поставлен русский священник Илларион. С этого момента церковь на Руси стала полностью независимой.
Христианство на РусиПервый шаг к созданию христианской религии на Руси был сделан при князе Владимире. А второй

Слайд 4Важным передаточным звеном восточного христианства, византийской образованности и общеславянской традиции

воспитания стала для Киевской Руси Болгария. Из неё на Русь

пришли и первые учебные книги: "Азбучная молитва", "О письменах" Черноризца Храбра, "Шестоднев" Иоанна Экзарха и др.
Важным передаточным звеном восточного христианства, византийской образованности и общеславянской традиции воспитания стала для Киевской Руси Болгария. Из

Слайд 5Педагогическая мысль, школа древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой

традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что

языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом (азбука-кириллица).
Педагогическая мысль, школа древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему

Слайд 6Заимствование из византийской культуры
У византийцев были заимствованы жанр и стилистика

"житий святых", поучений и проповедей, где черпались идеалы и программа

воспитания. Из "житий святых" известны переводные патерики (Синайский, Египетский, Иерусалимский), а также многократно переписывавшийся Печерский патерик. "Жития..." прославляли аскетический идеал воспитания.
Заимствование из византийской культурыУ византийцев были заимствованы жанр и стилистика

Слайд 7«Изборник Святослава» (1076)
В качестве образца поучений можно указать "Изборник Святослава"

(1076), материал которого взят из ряда религиозных источников ("Притчи Соломона",

"Премудрости Иисуса – сына Сирахова" и др.).
«Изборник Святослава» (1076)В качестве образца поучений можно указать

Слайд 8Во многих списках были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344-407).
Иоа́нн

Златоу́ст- архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских

святителей и учителей.
Выдержки и пересказ его поучений послужили основой для многих сборников, имевших педагогическую направленность: "Измарагды" (изумруды), "Златоусты", "Пчелы").
Во многих списках были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344-407).Иоа́нн Златоу́ст- архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один

Слайд 9Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (1130-1182).
Кири́лл Ту́ровский

церковный деятель и писатель Древней Руси. Став епископом Турова, прославился

как писатель и проповедник. Канонизирован Русской православной церковью в лике святителя.
Его сочинения предназначались высокообразованным людям. Рассуждая о сущности воспитания, Туровский утверждал, что его успех основан на вере в Бога.
Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (1130-1182). Кири́лл Ту́ровский церковный деятель и писатель Древней Руси. Став

Слайд 10Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира

Мономаха детям" (1096).
"Поучение..." требует воспитания любви к Богу и

страха божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу.
Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит

Слайд 11Владимир Мономах (1053-1125)
Владимир Всеволодович Мономах- великий князь киевский в 1113—25,

государственный деятель, военачальник и писатель.
Он неоднократно повторяет советы не

отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, учиться. Достойными подражания Мономах называл тех, кто "владел учением книжным"
Владимир Мономах (1053-1125)Владимир Всеволодович Мономах- великий князь киевский в 1113—25, государственный деятель, военачальник и писатель. Он неоднократно

Слайд 12Климент Смолятич
Кли́мент (Клим) Смоля́тич (год рождения неизвестен — умер после

1164) — русский средневековый мыслитель, Митрополит Киевский и всея Руси

(1147—1155), церковный писатель, первый русский богослов, второй митрополит русского происхождения.
Он считал, что объектом познания должно быть не только "Священное писание", но и природа – творение божественной мудрости.
Климент СмолятичКли́мент (Клим) Смоля́тич (год рождения неизвестен — умер после 1164) — русский средневековый мыслитель, Митрополит Киевский

Слайд 13Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской

Руси была семья.
Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания

правил общежития. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.
Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье.
В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники.
Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья.Семья обучала праведному житию посредством

Слайд 14Первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская

церковь св. Ильи на Подоле в Киеве (X в.).

Первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь св. Ильи на Подоле в Киеве

Слайд 15Влади́мир Святосла́вич
Влади́мир I Святосла́вич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15

июля 1015) — князь новгородский в 970 — 988 годах, киевский

великий князь, при котором произошло крещение Руси.
Влади́мир Святосла́вичВлади́мир I Святосла́вич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — князь новгородский в 970 —

Слайд 16Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (ум.

1015) в Киеве в 988 г. Это событие предваряло быстрый

расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств.
Дворцовая школа учения книжного, открытая Владимиром Святославичем, была учебным заведением повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образованием, т.е. умели писать и читать. Это позволяет предполагать существование к тому времени элементарного обучения.
Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (ум. 1015) в Киеве в 988 г. Это

Слайд 17На протяжении периода с X-XIII вв. школы возникли не только

в Киеве и Новгороде, но и других городах.
Училища создавались на

княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием ("учили чести").
Обучение велось в индивидуальной форме.
На протяжении периода с X-XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и других

Слайд 18Школы учения книжного носили элитарный характер; учениками обычно были дети

представителей высших сословий. Учение книжное давало элементарное и повышенное образование.

Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе (флоре и фауне).
Школы учения книжного носили элитарный характер; учениками обычно были дети представителей высших сословий. Учение книжное давало элементарное

Слайд 19Система начального обучения
Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты

занимались с детьми всех сословий.
Они обучали чтению, письму и

счету подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии.
Сначала учили писать и произносить буквы, потом – читать молитвы по Псалтырю.
Система начального обучения Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Они обучали

Слайд 20В качестве писчего материала использовали бересту. На бересте "писалом" выцарапывали

тексты. Первые берестяные грамоты относятся к X-XI вв.

В качестве писчего материала использовали бересту. На бересте

Слайд 21На протяжении X-XI вв. письменность проникла во все слои населения

Руси. Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и

Западной Европе.
Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. Об этом свидетельствуют найденные в различных городах и датируемые XI в. приблизительно 700 берестяных грамот.
На протяжении X-XI вв. письменность проникла во все слои населения Руси. Киевская Русь не уступала по уровню

Слайд 22Но в результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси

резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу

подверглись многие-монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники.
Но в результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное.

Слайд 23Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика