Слайд 1НОВЫЕ ОНТОЛОГИИ (I)
Человеческое и нечеловеческое
Слайд 2Онтология
(онтос – сущее, логос – учение)
учение
о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека, культуры
Бытие
- предельно общая категория, объединяющая самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования.
Открыл онтологическую проблематику Парменид – древнегреческий философ (540 - 470 гг. до н.э.). Он вводит понятие «бытие»; принцип тождества бытия и мышления: «Бытие есть, а небытия — нет». Бытие у Парменида вечно, неизменно, не имеет пределов
Слайд 3Классические типы онтологий (1)
1. Парменидовский: в подлинном смысле есть лишь
само бытие – единое, неделимое, вечное, неизменное. Различные единицы сущего
упорядочиваются по принципу восхождения (например, клетка, микроб, орган, человек, планета Земля, галактика Млечный Путь, видимая Вселенная). Выше всего - Бытие.
Слайд 4Классические типы онтологий (2)
2. Атомистический: подлинным бытием также обладает лишь
то, что не может не быть (т.е. нечто вечное, единое,
неделимое, неизменное). Но в случае атомистики это то, что лежит в основе всего, атом. Это то, из чего состоит все. Различные единицы сущего упорядочиваются по принципу нисхождения.
Слайд 5Классические типы онтологий (3)
Корреляционистский (антропоцентристский): человек как центр; мир распадается
на два несводимых друг к другу порядка - субъективное и
объективное, мыслящее и протяженное, человеческое и не-человеческое, культурное и природное; связан с учением И.Канта
Корреляция (с лат. «соотношение, взаимосвязь») – субъектно-объектная связь, связь между сознанием и бытием
Корреляционизм – идея, согласно которой познающий субъект не может выйти за рамки репрезентации
Слайд 6Новые онтологии
Здесь предпринимается отказ антропоцентризма и попытка построения картины
мира, в которой человек не будет занимать привилегированное место
Почему возникают?
Влияние цифровой эпохи, виртуализация культуры, реакция на изменение представлений человека о своем месте в картине мира
4. Плоские онтологии: каждый объект сам себя определяет, все они независимы по отношению друг к другу и равнозначны с онтологической точки зрения.
Никакого упорядочивающего принципа нет, нет вертикали, значит, остается плоскость, горизонталь. Человек в рамках плоской онтологии – это просто объект, наряду с множеством других объектов. Человеки и не-человеки – звенья одной цепи.
Слайд 7Спекулятивный реализм
это не имеющее четкой формы философское объединение, возникшее
в 2007 году. Его представителей (Рэй Брассье, Йэн Хэмилтон Грант,
Грэм Харман, Квентин Мейясу) объединяет защита реализма и отказ от «корреляционизма».
Основная особенность: возрастание интереса к спекуляции о реальности
Спекулятивное суждение - тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту
Слайд 8Спекулятивный материализм.
Квентин Мейясу (р.1967)
«спекулятивный материализм» пытается
пробиться к объективной (то есть избавленной от человеческого) реальности, к
«Великому Внешнему». Быть для него – значит, быть не коррелятом, а фактом.
Точка доступа - «проблема доисторического» (это события, предшествующие появлению сознания, поэтому их нельзя помыслить как события-для-нас.)
Приходит к отрицанию необходимости во Вселенной. Не существует никакой причины для вещей быть такими, как они есть. Единственная необходимая сущность – это необходимость контингентности (случайности). Контингентность есть абсолютная возможность-бытия-иным всех сущих.
Слайд 9Объектно ориентированная онтология (ООО)
Грэм Харман (1968 г.)
Критика корреляционизма.
Мир состоит из объектов (тел). Объект - любая единичная реальность.
Вся предыдущая философия «подрывала» объект, т.е. рассматривала его как нечто, составленное из более реальных исходных субстанций – материи, духа.
Существование объекта есть нечто большее, чем наше мышление о нем
Отказ от антропоцентризма. Человек, в силу своей телесности, является всего лишь объектом. Человек, не мыслящий себя без окружающих его вещей, ничем от них не отличается. Это не означает дискредитацию статуса человека, скорее повышает статус объектов.
Слайд 10Г. Харман предлагает рассматривать жизнь всех объектов как основание для
метафизики. Объекты бывают реальные и чувственные. Реальные существуют сами по
себе и не вступают во взаимодействие. Взаимодействовать могут только чувственные объекты, причем на это способны все они, а не только человек.
Слайд 11Акторно-сетевая теория (АСТ)
Бруно Латур (р.1947)
Люди рассматриваются без какого-то отличия от
всех других сущностей. Они не имеют никакого преимущества внутри этой
теории
Основной принцип АСТ - концепция гетерогенной сети, состоящей из разнородных элементов, как социальных, так и технических
Сеть - совокупность акторов (людей и вещей, выполняющих действия, направленные на других), которые взаимодействуют в едином пространстве и деятельность которых направлена на решение общей задачи. Агенты такой сети не только связаны друг с другом и осуществляют совместную деятельность
Слайд 12Основные понятия АСТ
Перевод – основной принцип построения сети - это
попытка установить приравнивание между двумя неэквивалентными феноменами или терминами
Актант -
любое действующее лицо в истории построения и развития сети. Это предмет или существо, совершающее действие или подвергающееся действию. Общество формируется не только людьми, но и артефактами и материальными предметами
Артефакты являются буквальными и полноправными элементами общества, представляющего теперь континуум «людей-нелюдей».
Слайд 13Акторно -сетевая теория (Б. Латур, М. Каллон, Д. Ло) предполагает,
что все компоненты структур (люди, артефакты, животные и др.) образуют
сеть отношений, которые могут быть описаны в одних и тех же терминах.
АСТ это подход «материально-семиотический». Он наносит на одну и ту же карту такие отношения, которые являются и «материальными» (между вещами) и «семиотическими» (между понятиями). Например, взаимодействия в банке включают в себя как людей, так и их идеи, и компьютеры. Вместе они образуют единую сеть.
Слайд 14Постчеловеческая онтология
Дилан Тригг (1978)
Критика корреляционизма. Идея мира без человека (человечество
преходяще), человек не есть центр мироздания. Феноменология тела как нечеловеческая
феноменология - метод познания нечеловеческих феноменов. Тело как фрагмент материальности, которая является как человеческой, так и нечеловеческой.
Материальность жизни схватывается через призму тревоги и ужаса. В человеческом теле материя обретает свое выражение. Ужас - пересечение человеческого и нечеловеческого. Материальность чужих сил может стать властелином нашей субъективности.
Слайд 15Темные онтологии.
Манифест Леви Брайанта
Материализм, нигилизм, атеизм
Существование не имеет смысла,
как и всё во Вселенной. Всякая жизнь завершится и будет
уничтожена. Жизни после смерти нет ни в каком значимом смысле. Бытие бесцельно. У бытия нет плана, всё это — лишь анархия и случайность. Нет сверхъестественной причинности любого рода. Сторонники тёмной онтологии обязаны ощущать изумление, страх и уважение к вещам как раз потому, что всё случайно и бессмысленно, и потому невозместимо. Ничего не происходит в том, что не имеет физического или материального субстрата. Люди — особый тип животных среди других животных, и не являются кульминацией Бытия или «существования». Никакая философия не может игнорировать или выносить за Скобки данные наук и оставаться легитимной. Философия не является основанием для всякой другой дисциплины, и никакая другая дисциплина не нуждается в легитимации со стороны философии. Мир пронизан антагонизмами, и всегда будет так. Мироздание безразлично в отношении нас, наших страданий, того, как мы проживаем свои жизни, и продолжаем ли мы наличествовать. Тем не менее, мы не безразличны друг другу. Если нашу планету однажды навестят пришельцы, то они не будут приятными, и они не будут добрыми. «Звездные войны» — не документальный фильм
Слайд 16Критическая постгуманитаристика
Рози Брайдотти, Донна Харауэй
Критикуют классические гуманитарные теории за
антропоцентризм и скрытый европоцентризм. Они описывают реальность, в которой исключительное
положение занимает стандартный белый мужчина, а все остальные (женщин, коренных народов, животных и геологических объектов) подвергались дискриминации, это поражало реальность, в которой эта дискриминация осуществлялась на практике.
Современные постгуманистические теории дают опыт бытия Другого, которые подрывают традиционный подход, отчего возникает вопрос, какая онтология (и антропология) приходит на смену прежней.
Общую схему исследований постчеловеческого состояния должны задавать постгуманитарные науки, основывающиеся на сложном взаимодействии человека с не-человеческими агентами.