Слайд 1
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ.
ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИИ
Медведская Светлана Фаустовна,
зав. Полоцким
профконсультационным пунктом (р. Беларусь),
ул. Энгельса, 2, т. 593-95-45
Слайд 2Выбор профессии – ответственный шаг в жизни каждого человека. И
от того, насколько правильным будет этот выбор, зависит будущее благополучие
не только отдельного гражданина, но и всей страны
Слайд 3Сложность выбора профессионального пути
1. Подвижность и неустойчивость современного мира
2. Наступление
эпохи узкой специализации
3. Изменение требований к специалисту
4. Повышение цены ошибки
при неправильном выборе профессии
Слайд 4Мир профессий юному школьнику
Работа по профессиональной ориентации в
начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей профориентацию в основной школе
Слайд 5 Общая цель занятий по профориентации младших школьников – создание
условий для формирования наглядных представлений о существенных сторонах профессий
Слайд 6Учебная цель
Дать общие сведения о трудовой деятельности,
содержании наиболее распространенных профессий
Слайд 7Примеры развивающих целей
развитие осмысленного запоминания,
развитие дифференцированного восприятия,
развитие произвольного
внимания и др.
Слайд 8Воспитательные цели
Осознание учащимися ценности и важности профессии в современном
мире.
Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости, бережного отношения к результатам своего
и чужого труда
Слайд 9Задачи образования
Овладение учащимися способами самостоятельного добывания информации
Активное усвоение материала
Формирование
и развитие у учащихся основных навыков учебной деятельности
Слайд 10Противоречия между коллективной формой учебной работы и индивидуальным характером усвоения
знаний
Учитель, психолог, воспитатель работает с целым классом, но усвоение знаний,
развитие происходит индивидуально
Слайд 11Пути разрешения противоречия
Организация самостоятельной работы учащихся с помощью рабочей тетради,
содержащей задания по развитию тонкой мотирики, познавательных процесов, самостоятельности осведомленности
в мире профессий
Слайд 12Рабочая тетрадь по ранней профориентации
Гипотеза — индивидуализация
развития учащихся при помощи
тетради с заданиями изучения профессий способствует
познавательной самостоятельности каждого ученика; развитию
познавательных процессов, моторики руки, осведомленности в мире профессий.
Слайд 13Развивающие ЗАДАЧИ, которые решались при использовании тетради по профессиям
Развитие интереса
к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.
Формирование представления
о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.
Формирование представления о разных профессиях, значимости профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
Развитие способности понимать эмоциональные состояния людей, выражать собственные эмоции через мимику, позу, слово, жест.
Развитие способности контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм.
Развитие тонокой моторики руки, преодоление дисграфии
Развитие познавательных процессов.
Слайд 14План занятия «Знакомьтесь! Профессия – повар!» в первом классе (35
м)
Вступление (2 м)
Рассказ-беседа о профессии повара (5 м)
Работа с етрадью.
(10 м)
Обсуждение результатов работы (2 м)
Игра-разминка «Найди предметы» (5 м)
Рассказ «Использование микроволновой печи” (5 м)
Игра «Продукты на букву (3 м)
Подведение итогов «Что нового о профессии повара мы узнали?» (3 м)
Слайд 15Профессия
«Повар»
Развитие познавательных процессов:
мышления (исключение лишнего),
воображения и практических
навыков (составить салат из продуктов; придумать название; положить продукты в
тарелку),
восприятия (нарисовать недостающие части)
Слайд 16Занятия в старшей группе д/с по тетрадям «Дошкольник в мире
профессий»
Слайд 17Структура развивающих занятий (4 класс)
Разминка
Знакомство с профессией
что я
знаю об этой профессии
что должны уметь люди, занимающиеся этой
профессией
какие предметы помогают обрести эту профессию
что нового я узнал об этой профессии
Развивающие упражнения
Оценка своих способностей
Слайд 18Темы исследований
Где работают родители (какая у них профессия, чем они
занимаются на работе)?
За что мама любит свою профессию?
Какие
профессии нужны нашему городу?
Какие бывают профессии?
Какая профессия самая важная?
Нужно ли детям задумываться о выборе профессии?
Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
Слайд 19Проблемные вопросы и обучающие задания
Для чего все люди трудятся?
Какие
бывают профессии?
Какая профессия самая важная?
Как безопасно обращаться
с орудиями
труда
Слайд 20Разворот страницы «Спасатель», «Пожарный»
Задания с поиском мелких заданных предметов развивают
концентрацию внимания, расширяют поле зрения, необходимое при беглому чтении, повышают
осведомленность.
Картинку после нахождения предметов надо раскрасить.
Слайд 21Задания с поиском предметов
Найди на картинке огнетушитель, трехколенную лестницу, автомобиль
штабной, пожарную автоцистерну, фонарь, сапоги , пожарного в боевой одежде,
шлиф-пилу, 5 топоров,
4 багра, пожарную веревку,
6 лопат, 2 ведра с песком,
4 шлема, пожарный рукав, карабин, перчатки, рацию, пожарный извещатель, резиновый коврик.
Обведи по точкам контуры предметов, которые стали причиной пожара.
Слайд 23Фрагмент беседы
Если загорелся дом, на выручку приедут пожарные на большой
красной машине.
Когда едет пожарная машина, звучит …., и
все машины ….
У всех пожарных есть специальное снаряжение….
Слайд 24 Цветной вкладыш
Вырезание героев страничек заменяет выполнение первых заданий, больше
времени останется на поиск предметов с разворота
Слайд 25Профессия «Фермер»
После выполнения задания №7 обратите внимание детей на уход
за домашними животными, содержание жилища в чистоте
Слайд 26Профессия «Эколог»
Позволяет
поговорить об экологической обстановке в Беларуси, узнать о
веществах, загрязняющих землю, воду и воздух и способах их очистки.
Можно сначала рассмотреть разворот по этой профессии, а потом приступать к рисункам.
Слайд 27 Профессии «Пожарный–спасатель», «Врач», «Милиционер» способствуют развитию навыков безопасного
поведения.
Задания профессии «Повар» позволят ребенку на примере знакомых продуктов,
посуды развить наблюдательность, восприятие формы независимо от положения фигуры в пространстве и величины.
Профессии «Фермер», «Эколог», «Актер» помогут ребенку не только расширить представления о мире профессий, но и сформировать потребность в творческой деятельности.
Слайд 28В мире профессий (рабочая тетрадь)
Слайд 29Занятия в первом классе- урок по теме: Профессия «Пожарный –спасатель»
Результаты исследования развития памяти, концентрации внимания, мышления в д/с 28
Слайд 31Рабочая тетрадь способствует
развитию самостоятельности и организованности учащихся;
повышению уровня усвоения материала;
формированию
адекватной самооценки.
Слайд 32Назвать инструменты
и определить профессию
НОЖНИЦЫ,
РАСЧЕСКА,
ФЕН
Слайд 36ДЕЛУ - ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ – ЧАС
БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫНЕШЬ РЫБКУ
ИЗ ПРУДА
КТО ЛЮБИТ ТРУД, ТОГО ЛЮДИ ЧТУТ
Восстановите пословицу
по ее концу
и объясните ее содержание
Слайд 37ЧЕМ ПАХНЕТ ПРОФЕССИЯ ПЕКАРЯ?
ТЕСТОМ И МУКОЙ
Слайд 38ЧЕМ ПАХНЕТ ПРОФЕССИЯ РЫБАКА?
РЫБОЙ И МОРЕМ
Слайд 39ЧЕМ ПАХНЕТ ПРОФЕССИЯ МАЛЯРА?
КРАСКОЙ И РАСТРОВИТЕЛЕМ
Слайд 40ПРЕКРАСНЫХ ПРОФЕССИЙ
НА СВЕТЕ НЕ СЧЕСТЬ,
КАЖДОЙ
ПРОФЕССИИ СЛАВА И ЧЕСТЬ