Слайд 1Воспитание толерантности как средство формирования успешной личности
Добро, которое ты делаешь
от сердца,
ты делаешь себе.
Л.Н. Толстой
Слайд 2 Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность.
На сегодняшний
день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие,
понимание.
Слайд 3 Признание - это способность видеть в другом именно другого, как
носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие
- это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Слайд 4 Толерантности уделяется большое внимание в обществе:
по предложению ЮНЕСКО первое
десятилетие нового века было объявлено «Десятилетием мира и ненасилия в
интересах детей планеты»;
правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”;
2003 год был объявлен ЮНЕСКО «Годом толерантности».
Слайд 5Жизненные позиции по отношению к себе и другим (по Э.Берну)
Я – о'кей, ты – о'кей. Это позиция вполне здоровой
личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.
Я – о'кей, ты – не о'кей. Я – Принц, а ты – Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.
Я – нео'кей, ты – о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.
Я – не о'кей, ты – не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.
Слайд 6Формула воспитания культуры толерантности
«родители + дети + учитель»
Слайд 7Подходы к воспитанию толерантности
личностно-ориентированный
деятельностный
Слайд 8Принцип целенаправленности
Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого
определения цели педагогом.
Правила:
развитие интереса к проблеме толерантности;
развитие
мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности;
четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;
постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся.
Слайд 9Учет индивидуальных и половозрастных особенностей
Воспитание толерантности во многом зависит от
индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок,
развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, личного опыта взаимоотношений и т. д.
Правила:
тщательное изучение особенностей личности воспитанника;
организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании);
определение методов, приемов и форм воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием.
Слайд 10Принцип культуросообразности
В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую
среду воспитания ребенка.
Правила:
опираться на
положительный опыт
взаимодействия
ребенка
с миром;
учитывать культурный
уровень микросреды ребенка
(класс, семья, друзья);
использовать потенциал культуры мира.
Слайд 11Принципы связи воспитания толерантности с жизнью
Воспитание толерантности во многом зависит
от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь
ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире.
Правила:
подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;
демонстрация последствий толерантности и интолерантности;
поиск способов решения, сотрудничество и диалог;
возложение ответственности за свое поведение (толерантные или интолерантные действия).
Слайд 12Принцип уважительного отношения к личности
Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения,
уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса.
Правила:
организация
общения с позиции
педагогического такта,
доброжелательности,
ориентируясь на гуманное
отношение в любых
обстоятельствах.
Слайд 13Принцип опоры на положительное в ребенке
Воспитывая толерантность, необходимо поддерживать развитие,
видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации.
Правила:
выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность;
создание ситуации успеха.
Слайд 14Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности
Воспитание толерантности во многом обусловлено
влиянием социальной среды.
Правила:
изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды;
опора на возможности и уровень социальной среды;
интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности.
Слайд 15Принцип единства знания и поведения
Данный принцип требует построения воспитательного процесса
по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и на
поведенческом, составляющих единое целое.
Правила:
соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности;
перевод толерантности из области знания в область действия.
Слайд 16Принцип диалогичности и сотрудничества
Диалогизация
образовательного
пространства и опора на
сотрудничество
как
ведущий тип взаимодействия
являются обязательными
для соблюдения
принципами воспитания
толерантности.
Правила:
актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности;
организация активных форм и методов воспитания толерантности.
Слайд 17Принцип воспитывающей рефлексии
Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия
для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся
отношений в коллективе, семье, обществе.
Правила:
побуждение учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.
Слайд 18Каковы черты толерантной личности?
терпение,
снисходительность,
расположенность к другим,
юмор,
доверие,
альтруизм,
умение владеть собой,
доброжелательность,
несклонность обсуждать других,
умение слушать,
способность к сопереживанию.
Слайд 19А каков он, толерантный учитель?
1. Осознает, что его воспринимают
как образец для подражания.
2. Осваивает и использует соответствующие навыки
для развития диалога и мирного разрешения конфликтов.
3. Поощряет творческие подходы к решению проблем;
4. Обеспечивает условия для совместной конструктивной активности участников образовательного процесса, условия для личностных достижений, не обостряет агрессивное поведение или обостренное соперничество;
5. Содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности;
6. При осуществлении учебных программ использует возможности всего сообщества;
7. Учит мыслить критически и умеет ценить позиции других, при этом четко формулирует собственную позицию в отношении спорных вопросов;
8. Ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявлений в жизни.