Слайд 1Восприятие художественной литературы
Слайд 2План:
Цели и задачи работы с худ. Литературой.
Категориальный аппарат.
Восприятие детьми худ.
литературы
Виды занятий ознакомления с худ. литературой.
Методы работы с литературой.
Слайд 3Цели и задачи раздела
« Художественная литература »
Восприятие интереса и любви
к чтению;развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения,
следить за развитием действия.
Слайд 5Восприятие художественной литературы – форма активности ребенка , предполагающая не
пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии сопереживания
героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного отсутствия в событиях.
Детская литература – художественные, научно – художественные популярные произведения написанные специально для детей – от дошкольного до старшего школьного возраста.
Фольклор – народное творчество, чаще всего устное, которое передается из поколения в поколение.
Слайд 6 Для детей старшего дошкольного возраста характерно следующее:
Пристальный
интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей;
Формирование умения воспринимать
литературное произведение в единстве содержания и формы;
Рост внимания к выразительным средствам языка;
Герои произведения становятся им ближе и понятнее;
Сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер;
Понимание сложных скрытых мотивов поведения героев;
Чувства и переживания детей при слушании произведений уже достаточно глубоки и устойчивы, разнообразны и способы их выражения: в одних случаях ребята улыбаются, громко смеются, поворачиваются друг к другу, в других же – их внешняя активность тормозиться (они затихают, сидят неподвижно, напряженно слушают читающего);
Продолжает развиваться воссоздающее и творческое воображение;
Способность к элементарному анализу литературных произведений.
Слайд 7В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений
замечать выразительные средства. Так же дети могут различать жанры литературных
произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.
При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.
Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
Слайд 8Основные принципы приобщения детей к художественной литературе
Построение образовательной деятельности на
основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых. Ребенок – полноценный участник ( субъект ) образовательных отношений.
Поддержка инициативы дошкольников.
Сотрудничество организации с семьей. Создание по поводу художественной литературы детско – родительских проектов с включением различных видов деятельности, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, праздников и др.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства на произведениях литературы.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в процессе восприятия художественной литературы.
Возрастная адекватность: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.
Слайд 9Виды занятий по ознакомлению детей с художественной литературой
Тематическое – приобщение
детей к ведущим темам детской литературы
Творческое – развитие литературного творчества
детей
Теоретическое – знакомство с доступными возрастным особенностям детей теоретическими понятиями
Аналитическое – анализ текста с целью глубокого проникновения в его смысл.
Слайд 10Методы ознакомления с художественной литературой
Слайд 11Интеграция в разных образовательных областях
Художественно эстетическое развитие
+
Речевое
развитие