Разделы презентаций


ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА презентация, доклад

Содержание

Художественное восприятие – это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительностиВосприятие — это сложный многоуровневый процесс, находя­щийся в смысловой зависимости от социокультурных систем, вклю­чающих субъект и объект

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слайд 2Художественное восприятие – это процесс формирования целостного восприятия и правильного

понимания прекрасного в искусстве и действительности
Восприятие — это сложный многоуровневый процесс,

находя­щийся в смысловой зависимости от социокультурных систем, вклю­чающих субъект и объект восприятия.
При восприятии произведения искусства происходит переход эмоционально-образного мышления в эстетический план, при этом механизмами перехода являются со­зерцание и продуктивное воображение.

В зависимости от типа ху­дожественного восприятия и конкретной ситуации эмоциональная установка активизирует опыт.
Постепенно умение эстетически со­зерцать произведение способствует формированию определенной направленности образного мышления и воображения, которые со­действуют проявлению продуктивного воображения.
Таким образом, созерцание произведения активизирует собственное творчество де­тей, в результате которого рождаются различные образы.

Художественное восприятие – это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительностиВосприятие — это

Слайд 31. Ситуативный— цель восприятия исчерпывается одномоментным отношением к объекту в

определенной ситуации 2. Эстетизированный — соотнесение воспринимаемого объекта с эстетическим идеалом, при

этом подчеркивается ценность самого процесса восприятия, не зависящего от личностных предпочтений 3. Прагматический связан с установкой на объект прежде всего с позиции удовлетворения определенных потребностей, выделения аспекта пользы 4. Профессиональный противоположен прагматическому, посколь­ку не связан с обладанием объектом, а характеризуется визуальным анализом произведения с точки зрения «сделанности». При таком типе восприятия предметом оценки становятся приемы, техника ис­полнения произведения, а также происходит сопоставление его с контекстом культуры

Дж. Гибсон выделяет четыре типа восприятия произведений ис­кусства.
(Дима, 3 г. 2 мес., увидел в Александровском саду скульптурные группы персонажей из разных сказок и воскликнул: «Здорово! Вот это да!..»).
(Алина, 5 лет 9 мес., на выставке, увидев про­изведения Фаберже, долго их рассматривала, а потом сделала вывод: «Да, я думаю, что их очень трудно сделать. Не понимаю, как можно прикрепить камушки, чтобы они так крепко держались, да еще и были такими красивыми»).
Даша, 5 лет 4 мес., в музее увидела картину с изображением подсолнухов и произнесла: «Мама, давай купим эту картину и повесим на кухне. У нас же тоже там подсолнухи на стене»).
(Маша, 2 г. 5 мес., увидела витраж в метро, долго молча рассматри­вала, потом сказала: «Какие красивые циточки. Они же сетятся (све­тятся), как на сонышке (солнышке)»).
(Гоша, 4 г. 6 мес., в Оружейной палате увидел раз­личные виды мечей и завороженно произнес: «Вот здорово! Мне бы такой меч, уж я бы тогда самым сильным был».

1. Ситуативный— цель восприятия исчерпывается одномоментным отношением к объекту в определенной ситуации 2. Эстетизированный — соотнесение воспринимаемого объекта

Слайд 4Ребенок, родившийся в деревне, где в первую очередь ценятся различные

ремесла и где не было возможности изучать многие архитектурные формы,

скульптурные и живописные произведения, вместе с семьей переезжает в крупный город. Здесь он сталкивается со множеством видов искусства, ко­торые его, безусловно, удивляют, но которые он пока не в состоянии соот­нести со своим художественным опытом. Для этого необходимо не только время, но и помощь родителей, которые могут контролировать поток инфор­мации, обрушившейся на ребенка, облегчить его эстетическую адаптацию.

Эти виды восприятия могут проявляться в разных по психологи­ческому типу социальных группах.
Именно поэтому произведения искусства чаще всего имеют адресный характер и рассчитаны на вос­приятие определенных субкультур, а в субкультурной среде возника­ют и формируются художественные вкусы, которые приобретают затем групповой субкультурный характер.

Ребенок, родившийся в деревне, где в первую очередь ценятся различные ремесла и где не было возможности изучать

Слайд 5Оля (2 г. 7 мес.), после того как на занятии

вместе со сверстниками рас­сматривала произведения пейзажной живописи, неоднократно вспоминала осенний

лес, изображенный Ф. Сычковым, делилась своими впечатлениями с педагогами, родителями. На следующий день Оля пришла утром в группу с рисунком, протянула воспитателю и сказала: «Тина Васильевна, а я тоже лес нарисовала, он у меня веселый получился, правда?! Я теперь тоже ху­дожник?» Мама Оли пояснила, что она целый вечер всем рассказывала, какой красивый лес она видела на картине, что он был золотистый, пере­ливался на солнце, после чего она попросила краски и стала увлеченно рисовать.

При передаче ребенку целостного конкретно-чувственного со­циального опыта искусство оказывает влияние на его эмоциональную память, которая намного сильнее памяти рациональной. Когда худо­жественные образы восприняты и усвоены, они становятся частью художественно-эстетического опыта.
Однако специфику воздействия произведений изобразительного искусства на мысли, чувства и поведение детей дошкольного возрас­та не следует упрощать.
На одного ребенка произведение может сра­зу же оказать эмоционально-эстетическое влияние, на другого это влияние распространяется постепенно, только после долгих размыш­лений. У кого-то то же произведение искусства оставит лишь едва заметный след в душе, а некоторые вообще останутся равнодушны­ми к нему.

Оля (2 г. 7 мес.), после того как на занятии вместе со сверстниками рас­сматривала произведения пейзажной живописи,

Слайд 6Произведения искусства могут оказывать влияние даже на детей в возрасте

двух-трех лет.
С этого периода дошкольники способны проявлять эстетические переживания.

Ребенок радуется при виде дымковских игрушек, любуется елочными украшениями, сочными плодами, изображенными в натюрморте.
Нередко вслед за взрослы­ми он повторяет: «Какая красота!..»
В этом возрасте дети могут давать собственную оценку красоты, независимо от взрослого, отличая не­красивое от красивого, рассуждая, обосновывая, насколько это воз­можно, свою точку зрения.

Аня (2 г. 8 мес.) с мамой в магазине выбирала вазу в подарок бабушке. Когда мама остановила свой выбор на одной из ваз, Аня тут же сказала «Мама, эту вазу нельзя дарить бабушке, она некрасивая. Посмотри, у ней ушки большие, как у Чебурашки». Давая такую оценку вазе, Аня отметила дисгармоничность ее формы, заключающуюся в непропорциональности тулова вазы и ее декоративных ручек.

Произведения искусства могут оказывать влияние даже на детей в возрасте двух-трех лет. С этого периода дошкольники способны

Слайд 7На третьем году жизни чувство удивления сменяется любознатель­ностью. Ребенок овладевает

речью, задает массу вопросов.
Активное употребление слов, словесное выражение переживаемых

чувств ведет к осознанию малышом своих эмоциональных переживаний и к ре­чевому оформлению собственных впечатлений.
В этом возрасте у дошкольника возникают и такие чувства, как обида, стыд, зависть, проявляющиеся в элементарной форме. Уже к концу дошкольного возраста можно наблюдать развитие эмоционального отношения к произведениям изобразительного искусства.
В раннем и младшем дошкольном возрасте эмоциональные реакции, чувства наряду с воз­растными особенностями характеризуются индивидуально-типо­логическими чертами.

К. Маковский «Дети, бегущие от грозы»

На третьем году жизни чувство удивления сменяется любознатель­ностью. Ребенок овладевает речью, задает массу вопросов. Активное употребление слов,

Слайд 8Характеризуя эмоционально-эстетическое развитие дошколь­ника к семи годам, можно выделить следующие показатели:
а) яркий

эмоциональный отклик при восприятии различных про­изведений изобразительного искусства, сопоставление их

друг с дру­гом, сравнение с объектами и явлениями окружающего мира;
б) проявление различных форм любознательности;
в) наличие морально-эстетических чувств (чувства сопереживания персонажам, изображенным в произведениях, справедливости, взаи­мопомощи, уважения и т.д.);
г) эмоционально-эстетическая готовность воспринимать прекрас­ное в различных его проявлениях.

Картина Решетникова Опять двойка . 1952 г.

Характеризуя эмоционально-эстетическое развитие дошколь­ника к семи годам, можно выделить следующие показатели:а) яркий эмоциональный отклик при восприятии различных про­изведений изобразительного

Слайд 9Физиологическая основа восприятия, обусловленная взаимо­действием различных анализаторов или отдельных их

компонентов, что способствует образованию динамических стереотипов, необходимых для оценочной и

творческой деятельности дошкольников. В результате у ребенка возникает художественно-изобразительный образ. Восприятие, представляющее собой некую совокупность раз­личных ощущений, не сводится к простой сумме этих ощущений.

Наиболее распространенные и глубокие знания об окружающем мире ребенок получает благодаря восприятию.
Оно составная часть чувственного познания и непосредственно связано с ощущениями.
Ощущения и восприятия имеют свои отличительные особенности.
Если в результате ощущения дети приобретают определенные знания об отдельных свойствах и качествах предметов, то в результате вос­приятия у дошкольников формируется целостный образ предмета или явления.
Такая особенность восприятия обусловлена тем, что оно имеет ряд сущностных характеристик.

Физиологическая основа восприятия, обусловленная взаимо­действием различных анализаторов или отдельных их компонентов, что способствует образованию динамических стереотипов, необходимых

Слайд 10Психологическая основа восприятия, определяемая взаимодей­ствием, отдельными сочетаниями различных ощущений. В процессе

восприятия наряду с ощущениями активизируется художественно-изобразительный, эстетический опыт в виде

знаний, представлений детей об искусстве.
Именно на этом опыте выстраивается процесс по­знания, поскольку для его реализации необходим момент соотнесения воспринимаемых произведений с ранее изученными.
Это связано с тем, что познание — не одномоментный процесс, а скорее накопление, поэтому важно, чтобы каждое воспринятое произведение было сту­пенькой для ребенка в изучении искусства.
Психологическая основа характеризуется также тесной связью восприятия с мышлением, вы­ражающейся в том, что образы, формирующиеся в процессе восприя­тия, осмысливаются, конкретизируются и обобщаются посредством понятий, мыслительных операций, суждений и умозаключений.
Таким образом, восприятие занимает промежуточное положение между ощущением и мышлением в едином процессе познания.

Психологическая основа восприятия, определяемая взаимодей­ствием, отдельными сочетаниями различных ощущений. В процессе восприятия наряду с ощущениями активизируется художественно-изобразительный, эстетический

Слайд 11Духовная сфера. При восприятии какого-либо произведения не всегда можно объяснить

степень их эстетического воздействия толь­ко с позиции физиологии и психологии.


Есть моменты в восприятии, которые не поддаются рациональному анализу.
Если говорить о ребенке-дошкольнике, то очень многие закономерности искусства он использует интуитивно, неосознанно.
То же происходит и в про­цессе восприятия произведений.
Некоторые образы дети объясняют как-то особенно неравнодушно, пытаясь почувствовать их изнутри.
В этом случае можно говорить о некоем катарсисе, в котором ребенок принимает участие вместе с автором.

А.И.Корзухин Крестьянские девочки в лесу.1878 год.

Духовная сфера. При восприятии какого-либо произведения не всегда можно объяснить степень их эстетического воздействия толь­ко с позиции

Слайд 12Благодаря восприятию дети обогащают свой художественно- изобразительный опыт, который делает

их творчество правдивым и убедительным. И поэтому в дошкольный период

важно как можно глубже раскрыть детям эстетическую ценность произведений искус­ства, которые впоследствии могут выступать основой их творчества.
Важно определить:
- какое значение имеют произведения изобразительного искусства для детей в период дошкольного детства;
- что привлекает дошкольников в произведениях изобразитель­ного искусства и каким видам они отдают предпочтение;
- каким образом восприятие влияет на эстетическую оценку.
С одной стороны, произведения предстают перед маленьким зри­телем целым миром, который окружает их. Чаще всего дети не воспринимают произведения искусства как нечто особенное, отдельное от них. Дома, мосты, фонтаны, памятники в понимании ребенка — это всё то, что создано взрослыми, а соответственно это часть их жизни. И в чем-то дети правы, ведь искусство — вторая природа, рукотворная, созданная в процессе творчества. Многие произведения, гармонично сливаясь с естественной средой, стали ее частью.
Поэто­му ребенку бывает сложно отделить произведение искусства от искусственно созданного предмета. В этом случае важным критерием становится красота, на которую дети чутко реагируют.

Маша (2 г. 6 мес.), гуляя по парку, увидела фонтан, выполненный в виде шара с разбрызгивающимися по кругу струйками воды. «Мама посмотри, какой фонтанчик красивый, как солнышко с лучиками. Он даже светит, как солнышко, во все стороны». Ребенок в первую очередь выделил эстетический компонент, а потом попытался связать предмет с окружающим миром, про­ведя аналогию со знакомыми ему объектами и явлениями.

Благодаря восприятию дети обогащают свой художественно- изобразительный опыт, который делает их творчество правдивым и убедительным. И поэтому

Слайд 13При таком подходе обогащается словарь ребенка, развивается связная речь, внимание

и другие психические процессы, но эстети­ческое отношение к произведениям не

формируется. Перечисляя персонажей, изображенных на репродукции, пересказывая сюжет, дошкольник не приобретает знаний и умений, необходимых для художественно-изобразительного творчества.

В то же время произведения изобразительного искусства воспри­нимаются дошкольниками как сложная система образов, их значений, идей и смыслов.
Основная задача взрослого — направить ребенка, активизировать его внимание, объяснить смысл произведения, скры­того за знаками, символами, вместе с ним выделить характерные особенности, выразительные средства. Самостоятельно дети не всег­да способны справиться с такой задачей.
Важный момент — понимание детьми структурности произведения искусства, установление связи между его содержанием и внешней формой.
На практике структура образа раскрывается детям не всегда должным образом.
Во-первых, зачастую занятия по ознакомлению с искусством проводятся воспитателем, не имеющим хорошей подготовки в об­ласти искусствоведения.
Задачи, которые решаются на таких заня­тиях, больше относятся к развитию речи. В этом случае педагоги организуют только общий анализ, используя следующую схему:
1) автор, название;
2) что изображено и как все взаимодействует;
3) что больше всего нравится.

При таком подходе обогащается словарь ребенка, развивается связная речь, внимание и другие психические процессы, но эстети­ческое отношение

Слайд 14Во-вторых, в дошкольном образовательном учреждении до­школьников чаще всего знакомят с

произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства, иногда графикой или скульпту­рой малой формы

Реже дети узнают об архитектуре.
Знакомство со многими видами искусства осуществляется опосредованно, с помощью иллюстраций, репродукций, фотографий. Редки экскурсии в музеи, на выставки, к архитектурным памятникам или произведениям скуль­птуры.
Однако даже при отсутствии возможности непосредственно воспринимать произведения необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы дети могли учиться выделять структуру образа, выразительные средства, а не занимались составлением предложений об увиденном.
Немаловажная роль в этом процессе принадлежит еже­дневным прогулкам со взрослыми (воспитателем, родителями), в ходе которых малышу можно ненавязчиво рассказать очень много интерес­ного, важного для его творческой деятельности.
Во-вторых, в дошкольном образовательном учреждении до­школьников чаще всего знакомят с произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства, иногда графикой или

Слайд 15В-третьих, очень часто на практике знакомят с произведениями искусства детей

среднего и старшего дошкольного возраста и совсем редко — во

второй младшей группе. Это необоснованно, поскольку в этом возрасте дети уже способны почувствовать внутреннюю худо­жественную гармонию произведения, его эмоциональную сторону.
 
Саша (3 г. 1 мес.), прогуливаясь с бабушкой, засмотрелся на здание церкви, которая находилась вдалеке, воскликнул: «Бабушка, а разве бывают такие большие свечки?». Ребенок, несмотря на отсутствие художественно- изобразительного опыта, прочувствовал архитектурный образ. Он сумел сопоставить реальную архитектонику здания с духовно-образным содержа­нием храмовой архитектуры.
Дима (2 г. 3 мес.) собирает из конструктора башню, уменьшая детали по мере увеличения ее высоты, в щели вставляет карандаши и поясняет: — «Это башня-сторож». — «А почему у нее с разных сторон палочки?» — «Это руки, она ловит плохих людей». Конструируя башню, малыш из простой архитек­турной формы смог создать целостный образ, придав ему выразительность, сохранив структурные компоненты, характерные для башен.

В-третьих, очень часто на практике знакомят с произведениями искусства детей среднего и старшего дошкольного возраста и совсем

Слайд 16В-четвертых, в содержательном плане выбираются произведе­ния классические, хорошо всем знакомые.

Однако в истории изо­бразительного искусства создано множество произведений, относи­мых к

иным стилистическим направлениям, чем классика, которые в образной форме раскрывают разные стороны жизнедеятельности человека, используя закономерности, правила, средства, приемы изобразительного искусства.
Из каждого исторического периода мирового искусства можно выделить произведения доступные, инте­ресные и понятные дошкольникам разных возрастных групп. Основ­ной акцент при этом следует ставить на особенностях детского вос­приятия.
Порой нам, взрослым, кажется, что дети не поймут, не освоят, запутаются, а для них наравне с классикой оказываются по­нятными произведения конструктивизма, сюрреализма, экспрес­сионизма и т.д.
Если проанализировать детские работы, относимые к разным видам изобразительного творчества, то в них можно увидеть элементы различных стилей.
По всей видимости, у ребенка на каком- то подсознательном уровне заложены множественные формы и вы­разительные средства искусства, как язык, который применяется дошкольником для отражения всего, что он видит и чувствует.
В-четвертых, в содержательном плане выбираются произведе­ния классические, хорошо всем знакомые. Однако в истории изо­бразительного искусства создано множество

Слайд 17У любого произведения наличествуют две стороны: объективная, внешне актуализированная в

самом произведении, и субъективная, проявляющаяся только в процессе непосредственного восприятия

и зависящая от художественно-эстетической подготовки зрителя.
Объ­ективная сторона произведения помогает определить объем и харак­тер средств, необходимых для раскрытия структуры образа.
Субъек­тивная сторона обусловливает выбор педагогических методов, средств и форм, рассчитанных на каждую группу зрителей и конкретного ребенка.
Любое произведение искусства воспринимается по-разному. Предугадать все возможные реакции зрителя, и тем более ребенка, на то или иное произведение невозможно.
 
Миша (3 г. 8 мес.) первый раз на выставке увидел картины. При вос­приятии полотна «Купание красного коня» воскликнул: «Ой, мам, а конь-то в кетчупе испачкался, поэтому его и моют!»

У любого произведения наличествуют две стороны: объективная, внешне актуализированная в самом произведении, и субъективная, проявляющаяся только в

Слайд 18Петров-Водкин К. С. Полдень. Лето
Дж. Гибсон выделил следующие факторы восприятия

произведения изобразительного искусства:
- средовое видение — первоначально воспринимается не само произведение, а

среда, в которой оно находится;
- картинное видение позволяет воспринимать произведение с точки зрения его содержательно-смысловой нагрузки, а также дает возможность рассмотреть все его детали, при этом неважно, объем­ное оно или плоскостное. На восприятие произведения влияет на­правление источника света, который может подчеркнуть достоин­ства произведения, а может сделать его неприметным;
- прямое или интуитивное видение — непрофессиональный взгляд на произведение позволяет уловить саму суть его, на основе которой потом анализируется структура образа;
 
- взаимосвязь картинного и средового видения нацеливает зри­теля на активное движение в среде для того, чтобы глубже проник­нуть во внутренний мир произведения. Если находиться в одной точке, то довольно сложно оценить, к примеру, весь масштаб и ве­личие какого-либо произведения архитектуры. Даже при восприятии живописи с одной точки невозможно изучить произведение цели­ком, поэтому посетители выставок то отходят на расстояние от картины, то приближаются вплотную, чтобы рассмотреть детали и нюансы;
- наличие эстетических установок общественного характера, складывающихся с течением времени в той или иной культуре, и личностного характера, обусловленные личными стилистическими предпочтениями.

Петров-Водкин К. С. Полдень. ЛетоДж. Гибсон выделил следующие факторы восприятия произведения изобразительного искусства:- средовое видение — первоначально воспринимается не

Слайд 19В процесс ознакомления дошкольников с живописью и графикой решаются следующие задачи:
1.

Вызвать интерес у детей к произведениям живописи и графики, а

также образам, раскрываемым в их произведениях. Стимулировать желание внимательно рассматривать произведения живописи и гра­фики, эмоционально откликаться на настроение художественно- изобразительного образа и учиться чувствовать красоту.
2. Формировать у детей представление о способе отражения окру­жающего мира, передаче художником своего отношения к этому миру, внутренних переживаний, чувств.
3.Познакомить детей с выразительными средствами живописи и графики, благодаря которым становится возможным создание художественно-изобразительного образа на плоскости.
4. Обогатить словарь детей понятиями изобразительной грамоты, которые дошкольники могут активно использовать в своих эстети­ческих оценках и при анализе произведений.

В процесс ознакомления дошкольников с живописью и графикой решаются следующие задачи:1. Вызвать интерес у детей к произведениям живописи

Слайд 20Уровни восприятия дошкольниками произведений жи­вописи:
Первый уровень — эмоционально-личностный, который обуслов­лен личным

отношением ребенка к произведению, он характеризу­ется первой эмоциональной реакцией на

увиденный образ, связан с эмоциональным опытом самого ребенка, на основе которого фор­мируются знания, умения и навыки.
Второй уровень — личностно-эстетический. Дошкольники де­монстрируют эстетическое отношение к произведениям живописи, дают им оценку с точки зрения содержания, художественной выра­зительности образов. А главное — на этом уровне проявляется спо­собность детей соотносить воспринимаемый образ с внутренними эстетическими установками.
Третий уровень — созидательно-преобразовательный. Дети стремятся перенести усвоенные знания и полученные эстетические впечатления в собственное творчество. Именно по этому уровню можно судить о степени эстетического воздействия на детей воспри­нимаемых произведений.

Уровни восприятия дошкольниками произведений жи­вописи:Первый уровень — эмоционально-личностный, который обуслов­лен личным отношением ребенка к произведению, он характеризу­ется первой

Слайд 21Принципы отбора произведений изобразительного искусства:
- произведения высокохудожественные как по содержанию,

так и по форме выражения;
- художественные образы картин, понятные детям,

соответству­ющие особенностям их художественно-эстетического восприятия, опыта и интересов, оказывающие эмоциональное воздействие, вы­зывающие живой отклик, ассоциации и интерес;
- картины, разнообразные как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чувствам, которые оно вызывает, а также по приемам художественной выразительности. Однообразие тематики, жанров и приемов исполнения тормозит общее и эстетическое развитие ребенка;
- учет принципа сезонности, краеведения при подборе картин. Прежде чем рассматривать то или иное сезонное, временное, по­годное явление, изображенное художником, следует дать детям воз­можность пронаблюдать его в жизни, а после этого обратить внима­ние дошкольников на то, как художник передал это явление в своей картине.
Принцип краеведения означает: сначала дети знакомятся с образами, отражающими красоту их родного края, а затем с ланд­шафтами, о которых они уже имеют определенные представления, почерпнутые из литературы, телевидения, кино.

Принципы отбора произведений изобразительного искусства:- произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по форме выражения;- художественные образы

Слайд 22в) для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей,

изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений.

Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок.

Рассматривание репродукций картин на занятии требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения.
а) для подбора образных сравнений полезны упражнения: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?»
б) для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?».

Березовая роща, 1879, Куинджи Архип

в) для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык

Слайд 23д) детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «окажи

мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи без слов, о

чём бы ты написал картину».

г) для более адекватного понимания художественного образа и развития у дошкольников умения сопереживать изображённым на картине людям, определения настроения героев уместны интонационные упражнения; развиваются умения выразить настроение словами, жестами, интонацией, обостряют чувства и эмоции детей.

Б. Кустодиев «Масленица»

д) детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «окажи мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи

Слайд 24е) для развития выразительности речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к

восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж»

Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы это сделал злой и т.д.?».
ж) приобщая дошкольников к изобразительному искусству, необходимо учить их пользоваться специальным словарём. Это требует от воспитателя искусствоведческих знаний и умений оперировать терминами, характерными только для данного вида искусства.
Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания.

И. Шишкин. На севере диком

е) для развития выразительности речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина.

Слайд 25Методы и приёмы ознакомлении при детей с живописью
Пояснение – широко применяется

при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете
Сравнение – повышает

мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.
Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия  картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только  необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Стрекоза. Илья Репин

Методы и приёмы ознакомлении при детей с живописьюПояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей

Слайд 26Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать

у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию,

в каких случаях у детей было такое же настроение.
Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том. что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, удерживает и т.д.). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.

В.М.Васнецов Баба Яга

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается

Слайд 27Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.
 Приём

«вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого

человека. Это учит переживать, будит детское воображение.
 Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.

Картины К. А. Коровина "Тройка",

пьеса П. И.Чайковского "Ноябрь. На тройке" (из цикла «Времена года»).

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя

Слайд 28Картина М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь". Музыка Н. А. Римского-Корсакова из

оперы "Сказка о царе Салтане" на музыку по одноименному произведению

А.С.Пушкина. Партия "Царевны-Лебедь".
Картина М. А. Врубеля

Слайд 29Этапы ознакомления дошкольников с живописью
Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога
Структура

искусствоведческого рассказа:
-сообщение названия картины
-сообщение фамилии художника
-о чём написана картина
-что самое

главное в картине (выделить композиционный центр)
-как оно изображено (цвет, построение, расположение)
-что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали
-что красивого показал своим произведение художник
-о чём думается, что вспоминается

Этапы ознакомления дошкольников с живописьюПервый этап – искусствоведческий рассказ педагогаСтруктура искусствоведческого рассказа:-сообщение названия картины-сообщение фамилии художника-о чём

Слайд 30ФРЕДЕРИК ДЭНИЕЛ ХАРДИ Игра в доктора 

ФРЕДЕРИК ДЭНИЕЛ ХАРДИ Игра в доктора 

Слайд 32К. Маковский. Игра в бабки. 1870 г.
Картины художников должны вызывать

у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в

картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»
К. Маковский. Игра в бабки. 1870 г.Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать

Слайд 33Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось

бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога

к картине.
Структура рассказа-образца:
-название картины
-кто написал
-о чём произведение
-какими красками написано
-какое в нём передано настроение
-что особенно понравилось
-какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.

Александр Александрович Дейнека (1899 - 1969) В Крыму. 1956.

Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец

Слайд 34Второй этап
Задачи:
развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
выделять выразительные средства,
формировать умения

«читать» картины,
мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению
Исключается искусствоведческий рассказ

педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.
Например:
О чём картина?
Почему думаете так, расскажите?
Как бы вы назвали картину?
Почему именно так?
Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
Как он изобразил это в картине?
Какое настроение вызывает картина?
Отчего возникает такое настроение?
Что хотел сказать художник своей картиной?

Второй этап Задачи:развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,выделять выразительные средства,формировать умения «читать» картины,мотивировать эмоционально – личностное отношение

Слайд 35Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать

и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.
Например: «Прежде чем ответить

на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».
Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.Например:

Слайд 37Третий этап
Задачи:
Формирование  творческого восприятия картины.
Сравнение изображенного с личным опытом
Развитие разнообразных

ассоциаций, эмоций, чувств
Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно.

Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения.
 Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.
Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

Третий этап Задачи:Формирование  творческого восприятия картины.Сравнение изображенного с личным опытомРазвитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувствПриём сравнения вводится в

Слайд 38В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли.

Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.
 – Расскажи, о

чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?
 – Что будет написано вокруг главного, какими красками, на каком фоне?
 – Что будет особенно красивым?
 – Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?
Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»
 Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные

Слайд 39Требования к отбору картин
Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо

чётко представлять, о чём картина, какую основную мысль выразил художник,

для чего создано данное произведение, как передал содержание.
-актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления
произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе
-единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание)
-колористическое решение (цветовой контраст)
-композиционное решение
-концентричности (возврат к ранее воспринятым картинам) – позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений
-индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений
-эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.

Требования к отбору картинОтбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо чётко представлять, о чём картина, какую основную

Слайд 40Программные задачи по ознакомлению  детей с живописью
Программные задачи по ознакомлению

дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в

детском саду можно разделить на четыре группы:
Первая группа –  содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.

Программные задачи по ознакомлению  детей с живописьюПрограммные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего

Слайд 41Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать

художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил

замысел, раскрыл содержание произведения).
Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».
Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.

Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил

Слайд 42Варианты сочетания музыкальных и изобразительных произведений
Вариант А
Цель: Усилить воздействие искусства

на эмоции детей.
Структура беседы:
– начальная установка педагога на прослушивание музыкального

произведения
 – прослушивание музыкального произведения
 – общение педагога и детей о характере музыкального произведения
 – просмотр живописного произведения
 – общение педагога и детей о характере живописного произведения
 – сравнение сходства музыкального и живописного произведения по выраженному в них    
 эмоциональному настроению, характеру художественного образа
В результате использования данного варианта усиливаются эмоции в момент речевого общения по поводу произведений искусства. Эффективным считается метол вопросов: «О чём хотел нам сказать художник (композитор) своим произведением? Какое у него было настроение, когда он создавал своё произведение?». Это способствует интеллектуальному развитию, тренировки анализаторов, эмоциональной отзывчивости.

Абрам Ефимович Архипов. Молодая крестьянка в красной кофте

Варианты сочетания музыкальных и изобразительных произведенийВариант АЦель: Усилить воздействие искусства на эмоции детей.Структура беседы:– начальная установка педагога

Слайд 43Вариант Б
Цель: усилить воздействие разных видов искусств через сравнение
Структура беседы:

прослушивание нескольких музыкальных произведений
 – обмен мнениями педагога и детей, сравнение,

чем похожи и чем отличаются по характеру музыкальные произведения
 – просмотр нескольких живописных произведений
 – сравнение сходства и отличия живописных произведений
 – сравнение похожих по эмоциональному настроению живописных и музыкальных произведений
При использовании данного варианта проявление эмоций разнообразнее, т.к. данный вариант предлагает детям больше объектов для восприятия.

Вариант БЦель: усилить воздействие разных видов искусств через сравнениеСтруктура беседы:– прослушивание нескольких музыкальных произведений – обмен мнениями педагога

Слайд 44ПРИМЕРЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
«Художественный салон». Дети рассматривают выставленные в «художественном

салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся.
Приобретший наибольшее количество произведений

искусства имеет право оформить выставку.
П р а в и л а. Картина «продается» в том случае, если ребенок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести, а также ответить на вопросы: «О чем рассказывается в произведении? Какое в нем передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?».
Купивший большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели
ПРИМЕРЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР «Художественный салон». Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. Приобретший

Слайд 45«Выставка картин». Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по

содержанию и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины

на стене.
А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по плану: почему эти произведения размещены таким образом? Какое произведение понравилось и почему? Что особенно красиво показал художник в своем произведении и каким образом?
П р а в и л а. Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию.
Значком «Лучший экскурсовод» награждается дошкольник, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине а также верно ответивший на вопросы детей. А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».
«Выставка картин». Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру, оформить выставки. Они стараются

Слайд 46«Найди ошибку».
Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и

средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в

своем произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям дается установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.
П р а в и л а. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки.
Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.
«Найди ошибку». Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение

Слайд 47Встреча с жанром портрета
Беседы о портретной живописи строились на основе

трех групп вопросов:
1. Вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию,

раскрывающие содержательную сторону картины: «Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?». При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: «О чем думает девочка? Где она была? Что будет делать?». Такие вопросы дополняют сюжетную линию, помогают понять эмоциональное состояние человека, развивают фантазию ребенка
Встреча с жанром портретаБеседы о портретной живописи строились на основе трех групп вопросов: 1. Вопросы, побуждающие детей

Слайд 482. Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека:

«Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил его таким? О

чем говорят глаза? Какую «тайну» в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?».
2. Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: «Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил

Слайд 493. Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция:

движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): «Почему такой

тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?»

С. Григорьев «Веселые зрители»

3. Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и

Слайд 50В работе с детьми старшего дошкольного возраста были использованы следующие

произведения портретной живописи:
А. Архипов «Молодая крестьянка в красной кофте»,

М. Башкирцева «Дождевой зонтик», В. Васнецов «Аленушка», С. Григорьев «Веселые зрители», В. Жемерикин «Рабочий», О. Кипренский «Девочка в маковом венке», П. Маковский «Дети, бегущие от грозы», А. Пластов «Дети», В. Серов «Мика Морозов», «Портрет Ермоловой», Н. Суздальцева «Анюта», С.П. и А.П. Ткачевы «Детвора», В. Тропинин «Девочка с куклой», «Голова мальчика»

М. Башкирцева «Дождевой зонтик»

В работе с детьми старшего дошкольного возраста были использованы следующие произведения портретной живописи: А. Архипов «Молодая крестьянка

Слайд 51Технология «Образ и мысль»
Познание происходит за счет способности понимать, и

простое накопление фактов не приводит к истинному знанию… Информационный поток

минимален, максимально чувственно-эстетическое восприятие…
Основные идеи, положенные в основу технологии:
образовательный курс «Стратегии визуального мышления» (США), в основе которого – стадиальная модель эстетического развития Абигайль Хаузен, включающая пять типов восприятия художественного образа:
стадия рассказчика (зритель видит только конкретное и очевидное, оценивает картину эгоцентрично);
«конструктивная» стадия (зритель требует от картины фотографического реализма, правдоподобия, копирования);
«классифицирование» (ценность картины определяется именем или принадлежностью к стилю, группе, направлению);
«интерпретивная» стадия (картина рассматривается как символ личного опыта, апеллирует к внутреннему миру зрителя);
«рекреативная» стадия (зритель оценивает картину многопланово, видит множество смыслов, объективная оценка сочетается с субъективной).

Технология «Образ и мысль» Познание происходит за счет способности понимать, и простое накопление фактов не приводит к

Слайд 52Сухие листья Александр Александрович Дейнека
Вопросы системного подхода:
Кто, что? (объект);
Когда? (время);
Где? (пространство);
Как?

(образ действия);
Зачем? (установление причинно-следственных связей).
Основная форма работы: занятия (оптимальный состав

группы – 10-15 детей) по «пониманию» произведения искусства.

Сухие листья  Александр Александрович Дейнека Вопросы системного подхода:Кто, что? (объект);Когда? (время);Где? (пространство);Как? (образ действия);Зачем? (установление причинно-следственных

Слайд 53Методы: фасилитированная дискуссия; перефразирование ответов детей; «линкинг» (связное обобщение); коллегиальное обсуждение.
Принципы:
Педагог является фасилитатором (тьютером),

«облегчающим понимание»:
не дает никакой искусствоведческой информации, пока она не становится

востребованной;
не навязывает своего мнения;
не высказывает оценок;
обращается к детям по именам и повторяет ответ каждого, используя метод «линкинга» и парафраз;
обобщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дискуссию,
Ребенок свободно высказывает свое мнение, все высказывания равноправны.
Парность подбора слайдов (для программы «Образ и мысль»).
Методы: фасилитированная дискуссия; перефразирование ответов детей; «линкинг» (связное обобщение); коллегиальное обсуждение. Принципы:Педагог является фасилитатором (тьютером), «облегчающим понимание»:не

Слайд 54А.Дейнеко Пейзаж
Стратегия вопросов.
– Что (кого) вы видите?– А что еще?

Кто видит что-то другое?– Что происходит на этой картине?
– Что

ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать?
– Кто этот человек?– Где это происходит? (Кто, что и где?)– Когда это происходит? (Где и когда?) Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?
Каков смысл происходящего? Как бы вы назвали эту картину?

А.Дейнеко ПейзажСтратегия вопросов.– Что (кого) вы видите?– А что еще? Кто видит что-то другое?– Что происходит на

Слайд 55Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи,

развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного),

развитие эстетического вкуса и др.

Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика