Слайд 1Восточные единоборства, их история и развитие как вида спорта.
Шевцова Мария
2к4
Слайд 2Каратэ. История каратэ
Истоки каратэ датируются более, чем тысячелетиями назад. Индийский
монах Дхарма, бежавший от гонений в Китай, будучи в монастыре
Шао Линь, обучал его учеников методом физической тренировки для развития умения терпеть (выносливости) и физической силы, и перенес эту суровую дисциплину как часть своей религии. Эти методы физических тренировок были в дальнейшем развиты и усовершенствованны, и в то же время были известны как искусство борьбы Шао Линя. Благодаря своей эффективности, это искусство было нужно монахам монастыря для защиты от набегов вооруженных кочевников. Не имея оружия, монахи Шао Линя нашли способ защитить себя и монастырь, изучая и совершенствуя искусство рукопашного боя, унаследованное от Дхарме.
Слайд 3Впоследствии борьба распространилась по всей территории древнего Китая и всего
Востока. Выходцы из Шао Линя, оседая на новых местах, образовывая
свои школы, совершенствуя это искусство. Так сложилась целая система, названная позже "у-шу" (европейское название - "кунг-фу"). Далее это искусство перекочевало на остров Окинава, где смешалось с местными видами борьбы и еще более окрепло в результате практического применения. Лорд Кагошима на самом южном окончании острова Киушу в Японии запретил под страхом смерти пользование оружием, поэтому большой подъем развития получили приемы боя "окинава-тэ", что в переводе означает "рука Окинавы".
Слайд 4Японская Ассоциация каратэ была основана в 1955 году Фунакоши как
главным инструктором, который по праву был назван Отцом каратэ. В
то время Организация имела всего лишь несколько членов и группу инструкторов, которые изучали каратэ под руководством старого мастера. Ассоциация была утверждена как корпорация Министерством просвещения в 1958 году. В это же время Ассоциация провела первый Всеяпонский чемпионат по каратэ; сейчас они проводятся ежегодно, что помогло становлению каратэ как виду спорта. Имея огромный опыт развития, Ассоциация сейчас насчитывает в своем составе 100 000 действующих учеников и приблизительно 300 филиалов и клубов каратэ по всему миру.
Слайд 5Карате как вид спорта
Роль каратэ в современный век огромна. Как
практическое средство самозащиты оно широко изучается в частных клубах, а
в Японии оно является частью тренировочной программы для полицейских и членов вооруженных сил. Огромное число колледжей сейчас включает каратэ программу физического воспитания; и вместе с этим растет количество женщин, изучающих его приемы. В Японии и в других странах мира, кроме того, растет популярность каратэ как соревновательного вида спорта, дающего огромную пользу тренировке ума, воли, физической закалки.
На сегодняшний день, карате - признанный и популярнейший вид спорта: причем настолько, что в ближайшие годы его планируют включить в олимпийские соревнования. По всему миру этим боевым искусством занимаются более 14 миллионов человек. Начать изучение карате можно в любом возрасте - главное, чтобы тренировки проходили под контролем опытного инструктора (желательно, обладателя пояса не ниже коричневого). Сначала тренировки проходят в треть силы, затем - вполовину. Занимаясь регулярно, можно стать настоящим мастером, способным точным ударом убить муху, не дотронувшись до стекла.
Слайд 6Занятия карате полезны как для детей, так и для взрослых.
У первых регулярные тренировки развивают гибкость и подвижность суставов, позволяют
исправить недостатки координации, а также дефекты развития опорно-двигательного аппарата. А кроме того, что немаловажно, стимулируют умственное развитие. Благодаря занятиям у малышей и подростков улучшаются внимание и память, развиваются логическое и образное мышление, а также сдержанность, самоконтроль и целеустремленность, повышается уверенность в себе.
Людей, занимающихся карате продолжительное время, отличают честность и дружелюбие, общительность и доброта, а также отсутствие в их жизни каких-либо стрессов. Цель этого вида восточных единоборств - достижение возвышенного состояния духа в сочетании с физическим и интеллектуальным совершенствованием.
Когда изучающий карате достигает дана, его тело становится подобно оружию. Он может защитить себя любой ситуации, и во всех случаях использует для этого конечности. Основная техника карате разделяется на 4 группы: блокировка, удары руками, удары ногами и нападение. Но в бою нужны не только техника - требуются еще сила, скорость, координация, ритм, правильное дыхание и сила духа. Когда проводятся серьезные соревнования без оружия, то победитель выявляется в зависимости от того, чья техника и сила духа выше. В этом смысле занятия карате действительно являются средством воспитания характера и личного потенциала.
Слайд 7Так же, как и в других воинских искусствах, здесь требуются
здоровый дух и жесткие принципы поведения и уважения. Конечная цель
тренировок в карате - не нанести поражение противнику на соревнованиях, а совершенствовать свой характер через умственные и физические нагрузки при строгой дисциплине.
Слайд 8Джиу-джитсу. История Джиу-джитсу
Термин "джиу-джитсу" появился в Японии в XVI веке
как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и
с так называемым "подручным" оружием. Он состоит из двух слов. Слово "джиу" означает "мягкий, гибкий, податливый, уступчивый", а "джицу" переводится как "техника, способ". Итак, джиу-джитсу - это "мягкая, или податливая техника". Речь идет не об обмене нежными ласками. Приемы джиу-джитсу могут показаться какими угодно, только не мягкими или нежными. Понятие мягкости следует понимать таким образом, что мастер уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип джиу-джитсу: "податься, чтобы победить", наставники прибегают к выражениям вроде того, что "ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его" и что "гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным".
Слайд 9Предшественниками джиу-джитсу были различные виды боевого самурайского единоборства в доспехах.
Среди них наиболее известны системы "ёрой куми-учи" и "коси-но-мавари", расцвет
которых пришелся на XI-XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с ножом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам ("атэми-вадза").
Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении (когусоку), близкую к технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер "циньна" (или "синь-на"), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Еситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю.
Слайд 10Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы японского
происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по
всему миру. Среди них 5-6 крупных (самая большая - Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу. Надо отметить, что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника джиу-джитсу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие - на броски через бедро или корпус, третьи - на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее "основной" техники, изучают и другие способы самозащиты. Объединяет различные школы джиу-джитсу - то, что джиу-джитсу по своей сути не может быть спортом, и то, что в нем всегда на первом месте стоит так называемый метод уступчивости, ложной податливости.
Слайд 11Процесс обучения
По традиции, процесс обучения искусству джиу-джитсу состоял из трех
этапов. На первом этапе происходил прием ученика в школу, который
осуществлялся только по рекомендации и после прохождения ряда испытаний. На втором этапе происходило изучение базовой техники, которое состояло из каждодневных многочасовых отработок различных приемов, движений и связок. Если ученик проявлял способности, то на третьем этапе его посвящали в так называемую глубокую технику. Данная система, подразумевающая терпеливую и продолжительную работу, до сих пор практикуется во многих школах боевых искусств.
Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией.
Слайд 12Айкидо
Айкидо было создано в первой половине XX века одним из
наиболее выдающихся мастеров боевых искусств, которые когда-либо существовали: Уэсиба Морихэем.
Как новое направление, айкидо стоит в одном ряду с дзюдо и другими дисциплинами, названия которых содержит суффикс "до". Однако, по мнению многих айкидока, оно сохраняет и старый, мистический аспект, который во многом связан с личностью его создателя. Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ, префектура Вакаяма. Его отец был оружейным мастером клана Кии и возглавлял отряд самообороны в своей деревне. С десяти лет он обучал сына кэн-дзюцу (искусство меча) и со-дзюцу (искусство копья) школы Аои.
Начиная с 1890 года Уэсиба Морихэй посещал храм Дзизодэра, где монах Фудзимото Мицуё обучал его философии секты Сингон. В 1898 году, в 15 лет, он приехал в Токио учиться дзю-дзюцу в школе Кито-рю под руководством Тодза-ва Токудзабуро. В 1902 Морихэй отправился в Сакаи, где Накаэ Масакацу обучил его дзю-дзюцу и кэн-дзюцу школы Ягю-Син-Кагэ. В доджо Накаэ он встретил некоего Ханда, ученика Такэда Сокаку и заинтересовался Дайто-рю-айки-дзюцу.
Слайд 13Уэсиба достиг такого уровня владения боевыми искусствами, что его бывшие
ученики и сегодня оценивают этот уровень как не имеющий себе
равных. Рассказывают, например, что учитель просил учеников атаковать его в любой момент и наиболее натуральным образом, но даже при таких обстоятельствах, он никогда не был повален или застигнут врасплох кем-нибудь из них.
Несомненно то, что до войны Уэсиба учил эффективной в реальных единоборствах технике, переданной ему Такэда Сокаку. Его лучшими учениками этого периода были Шиода Годзо, Томики Кэндзи, Хираи Минору и Мочидзуки Минору. (Мочидзуки Минору принес айкидо, дзюдо и Катори Синто-рю иайдо в Европу после второй мировой войны. За свои заслуги получил награду французского правительства). Шиода Годзо, очевидно, был лучшим из тех учеников Уэсиба Морихэя, кто остался верен исходной технике Такэда Сокаку. Свидетельство этого - высокая эффективность его системы Йошинкан и использование ее для тренировок в полиции и армии.
Слайд 14После войны, постаревший и все более и более склоняющийся к
религии, он сменил основное направление своей школы с изучения боевого
искусства на формирование личности с помощью айкидо. В действительности же то, что до войны было жесткой, но эффективной боевой системой, включавшей как нападение, так и защиту, теперь стало религиозной философией, включающей измененную систему айки-дзюцу, составившую репертуар айкидо.
Уэсиба Морихэй считал свое искусство Путем к Богу, а не методом достижения превосходства над другими смертными. Он был бы счастлив, узнав, что вошел в историю как человек, превративший боевое искусство в путь мира через внутреннюю гармонию его собственного метода.
Слайд 15О-Сэнсэй Уэсиба Морихэй умер в 1969 г. в том же
самом возрасте, что и Такэда Сокаку, и за несколько дней
до годовщины смерти своего учителя. После него осталась группа преданных ему учеников, взявшаяся продолжать начатое им дело. Его сын Уэсиба Киссомару стал вторым главным мастером школы, и слава системы продолжала распространяться. Но для многих Школа заключалась в Человеке, и никто не мог заменить его. Когда свет его жизни угас, это было для его последователей почти подобно солнечному затмению, оставившему отметку в истории до того, как свет вновь упал на землю.
Слайд 16Тхэквондо. История тхэквондо.
Тхэквондо является одним из видом корейских единоборств. Наиболее
популярен во всем мире спортивный вариант этой системы, хотя существует
и боевая ее разновидность. В странах Запада обычно употребляют термин "таэквондо", но в русской транскрипции более правильным считается "тхэквондо" (точно так же надо говорить "тхэккён", а не "таэкион", "даосизм", а не "тао-изм" и т.д.).
В 1910-45 годах Корея была колонией Японии. Колониальный режим выражался, в частности, в целенаправленном подавлении национальных элементов во всех сферах культуры - от поэзии и содержания школьного образования до символики и традиционных боевых искусств. Загнав корейские боевые искусства в подполье на 35 лет, японцы оборвали в большинстве школ процесс передачи духовно-мистической практики, составляющей сокровенную суть любой традиционной школы. Поэтому, когда-в Корее после освобождения от господства японцев началось национальное возрождение, в появлявшихся одна за другой школах преподавали уже только голую технику рукопашного боя.
Слайд 17Спарринг в тхэквондо (кёруги) проходит на площадке 12х12 метров в
три трехминутных раунда. Перерыв между раундами - 60 сек. Оба
соперника имеют электронные жилеты, с помощью которых фиксируются попадания в лицо и среднюю часть тела, а также специально разработанные ВТФ протекторы, состоящие из шлема, "ракушки", прикрывающей пах, наплечников, наколенников и доспеха "хогу", прикрывающего грудь и бока. Оценка ведется как по сумме очков, так и по нокдаунам. Удары разрешаются только в защищенные места, причем любые удары ниже пояса и атака кулаком в лицо не рекомендуются, равно как и атака упавшего соперника. За броски, толчки и атаки коленями делаются предупреждения. Запрещены все виды захватов. При подсчете очков удар ногой всегда имеет первенство над ударом рукой, агрессивное поведение над оборонительным, атака ногой лица над атакой корпуса, а удар в прыжке над ударом из обыкновенной стойки.
Слайд 18Руководители направлений тхэквондо, мало связанных или вовсе не связанных с
ВТФ, такие, например, как Джун Ри, впервые в 1973 г.
применивший протекторы, или очень популярный в США мастер Хи Иль Чо, открыто критикуют ВТФ за оспортивленный характер соревнований и тренинга, утверждая, что Ким Ун Ён выбросил из слова "тхэквондо" последний слог, низвел его до уровня чисто спортивного единоборства. Сам Хи Иль Чо пропагандирует более реальный стиль, известный советским зрителям по фильму "Лучшие из лучших", в котором он снялся в роли главного тренера корейской сборной по тхэквондо, а его ученики в ролях членов этой команды.
Техника работы с оружием в тхэквондо отсутствует. В отличие от китайского ушу или японско-го кобудо, использующих разнообразные мечи, шесты и т.п., в тхэквондо сделан упор на развитие возможностей человеческого тела, которое само по себе может являться достаточно грозным оружием. Поэтому единственными предметами, которыми пользуются, являются протекторы.
Слайд 19Философия тхэквондо
Даны - ступени мастерства в тхэквондо. Однако, не стоит
думать, что обладатель первого дана является мастером. В тхэквондо первый,
второй и третий даны рассматриваются как начальные степени мастерства. Обладатели этих данов в достаточной степени овладели техническими навыками тхэквондо, но говорить о том, что он мастер - заблуждение. При аттестации на 1-3 даны, в аттестационные требования входят только технические приемы и знания истории тхэквондо. Спортивные достижения являются рекомендацией к аттестации на 1-3 дан, однако аттестационная комиссия не имеет возможности ознакомится с духовным миром претендента.
Слайд 20Только начиная с 4 дана тхэквондист присоединяется к сонму мастеров.
При аттестации на 4 дан сдается обязательные теоретический тест в
форме письменного экзамена или реферата. Кроме технических и методологических нормативов существует временной ценз, когда человек может стать обладателем 4 дана минимум через 7 лет после начала занятий тхэквондо, на самом же деле это происходит гораздо позже. Такой подход к присвоению 4 дана позволяет не только оценить физические и умственные способности человека, но, и за столь долгий срок общения, оценить его духовный мир.
Обладатели седьмого, восьмого, девятого данов - это великие мастера, разбирающиеся во всех тонкостях тхэквондо. Обладатели столь высоких данов имеют своих учеников - обладателей 1-6 данов, собственные школы, в которых преподается тхэквондо, занимают руководящие посты в Национальных и Всемирной федерациях, регулярно проводят семинары для спортсменов, инструкторов, судей. Обычно обладатели старших данов имеют научные степени и звания по тхэквондо.
Слайд 21Вывод
Восточные единоборства ведут свои корни из древнейших времен и многие
их виды связаны между собой. Каждый вид восточных единоборств это
не только методы упражнений, но и целая философия. В связи с этим в каждом виде можно наблюдать большое количество обособленных школ. Восточные единоборства укрепляют не только физическое состояние человека, но и умственные способности. Главная идея восточных единоборств - это мягкость ведения боя, позволяющая беречь свои силы и эффективность болевых приемов. Знание строения тела человека и его всевозможных точек воздействия входит в обучение методам боя. Поэтому, чтобы успешно применять приемы восточных единоборств, не обязательно быть сильно физически развитым человеком. В наше время ведется множество переговоров по конкретным видам восточных единоборств об их включении в программу олимпийских игр.