Слайд 1Политическая система общества
Слайд 2План
Основные характеристики политической системы
Государство как универсальный политический институт
Социальные группы
в политической системе.
Роль гражданского общества в политике.
Слайд 3 Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений,
правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти
в обществе.
Слайд 4Политические подсистемы
институциональная,
коммуникативная,
нормативная,
идеологическая,
культурная.
Слайд 5Можно говорить о политической системе двух уровней — странового и
международного, т.е. политической системе как государственной самоорганизации того или иного
общества и международно-политической системе, охватывающей все мировое сообщество.
Слайд 6Основные признаки государства
Территория
Суверенитет (экономический, политический, правовой)
Публичная власть
Система права
Система налогов и податей
Слайд 7Внутренние функции
1) защита существующей экономической, политической и социальной системы;
2) управление и регулирование
экономикой страны;
3) регулирование социальных отношений (межклассовых, межнациональных, межпрофессиональных);
4) образовательная и культурно-воспитательная функция;
5) функция
охраны общественного порядка и поддержания определенной дисциплины в обществе, установленной конституцией данной страны;
6) обеспечение национальной безопасности государства;
7) идеологическая функция (реализация этой функции во многом определяется политическим режимом государства).
Слайд 8Внешние функции
1) защита интересов государства на международной арене;
2) развитие взаимовыгодного сотрудничества с
другими государствами, международными организациями и т.д. в экономической, социальной, политической
и культурной сферах;
3) обеспечение обороны страны либо военной экспансии.
Слайд 9Концепции происхождения государства
Теологические (Фома Аквинский)
Патриархальные (Аристотель, Конфуций)
Договорные (Т. Гоббс, Ж.-Ж.
Руссо, Ж.-Л. Монтескье)
Концепции насилия (Е. Дюринг, К. Каутский)
Органические
(Э. Дюркгейм и Г. Спенсер)
Марксистские (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И.Ленин)
Психологические (3. Фрейд)
Слайд 10 Форма государства — это способ организации политической власти, включающий в
себя форму государственного правления, форму государственного устройства и политический режим.
Форма государства напрямую связана с национально-историческими и религиозными особенностями страны, с уровнем культуры и социально-экономического развития.
Слайд 11Монархия — форма правления, при которой государственная власть (полностью или
частично) юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном
порядке престолонаследия. Монархии нашего времени делятся на два вида: абсолютные (Саудовская Аравия, Бруней) и конституционные.
Слайд 12 В конституционных монархиях полномочия монархов ограниченны. По степени ограничения конституционные
монархи делятся на дуалистические (Марокко, Иордании) и парламентские (Испания, Бельгия,
Дания, Нидерланды, Япония, Швеция).
Существуют государства, где монарх обладает не только светской, но и религиозной властью, такие монархии называются теократическими, они распространены, как правило, на территории тех государств, народы которых исповедуют ислам.
Выборные монархии — это государства, представляющие собой объединение нескольких монархий, главы которых из своей среды выдвигают единого правителя (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия).
Слайд 13 Республика — наиболее распространенная форма правления в современном мире, в
которой высшие органы государственной власти, как и ее глава, либо
избираются, либо формируются общенациональным правительственным органом.
Слайд 14Основные признаки республики
выборность власти (президента и парламента);
деятельность выборной власти в
течение определенного срока, установленного конституцией данной страны;
зависимость власти от воли
ее избирателей.
Слайд 15 Демократические республики существуют в трех видах:
парламентская (Германия, Италия, Индия,
Турция) ,
президентская (США, Бразилия, Аргентина, Сирия),
смешанная (президентско-парламентская) (Франция, Португалия)
.
Слайд 16 Унитарные государства представляют собой государства, части которых являются административно-территориальными единицами
единого целого и не обладают признаками государственного суверенитета. Главным признаком
любого унитарного государства является сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках единой системы высшей законодательной, исполнительной и судебной власти. Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализованными (Франция, Испания).
Слайд 17Федеративные (союзные) государства (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада, Мексика,
Нигерия, ФРГ) обладают двумя официальными государственными уровнями власти: уровень центральной
власти и уровень власти субъектов федерации. Федерации могут быть построены либо по территориальному принципу (США), либо по национально-территориальному (Российская Федерация).
Слайд 18Одним из важнейших принципов федерализма можно считать субсидиарностъ. Его суть
состоит в распределении полномочий между различными уровнями власти таким образом,
что в ведении верхних эшелонов власти остаются только те функции, которые они могут выполнять лучше, чем нижние эшелоны.
Слайд 19Признаки политического режима
формирование органов государственной власти (выборы: назначение сверху при
участии узкого круга наиболее влиятельных лиц; по единоличному усмотрению первого
лица в государстве);
распределение власти между различными политическими силами;
осуществление контроля над деятельностью власти;
использование различных методов осуществления власти (право, авторитет, насилие);
возможность и степень участия граждан в политической жизни общества (активная, пассивная, индифферентная);
формы политического участия (организованные действия, стихийные, организованные сверху);
участие граждан в принятии и реализации политических решений;
соотношение прав и свобод личности, гарантии свобод или их отсутствие;
способы урегулирования социальных и политических конфликтов;
положение СМИ, степень гласности в обществе;
политический и юридический статус силовых структур в государстве.
Слайд 20
Демократические режимы, или режимы политического плюрализма, обеспечивают большую степень участия
граждан и их организаций в политической жизни страны, в принятии
и реализации решений, обеспечивают гражданские права личности и свободу СМИ, организуют выборы президента и парламента и т.д.
Тоталитарные (авторитарные) режимы предполагают полый (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизнедеятельности общества, включая личную жизнь своих граждан, полное или частичное подчинение личности политической власти и господствующей идеологии.
Слайд 21Социальная стратификация - система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных
и иерархически организованных социальных слоев. Присущая современному обществу система многомерной
стратификации формируется на основе таких измеряемых признаков как престиж профессий, объем властных полномочий, уровень дохода и образования.
Слайд 22Подходы к стратификации
Функциональная теория Э. Дюркгейма
Классовая система К. Маркса
Статусный
подход М. Вебера
Слайд 23Гражданское общество это совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими
интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности
государства.
Слайд 24В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не
вертикальные, а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между
свободными и равноправными партнерами.
Слайд 25Гражданское общество существует в двух основных и взаимосвязанных измерениях: социальном
и институциональном.
Социальная составляющая гражданского общества это его исторический опыт.
В свою очередь, исторический опыт косвенно очерчивает “коридор возможностей” для действий основных участников политического процесса - отдельных личностей, групп, объединений и т.д.
Слайд 26Институциональное измерение гражданского общества можно представить как совокупность самодеятельных организаций
неполитического и политического характера, выражающих интересы различных сегментов общества и
реализующих их независимо от государства.
Слайд 27Гражданское общество, по Гегелю, появляется между семьей и государством. Такое
общество основано на частной собственности, социальной дифференциации и многообразии интересов,
взаимодействии индивидов и групп. Оно внутренне противоречиво, плюралистично.
Слайд 28Основная задача современных демократических государств достижение общегражданского консенсуса путем учета
и координации множества интересов различных групп, смягчение противоречий между ними,
поиск гражданского согласия. Функции “сцепления” социума, соединения частного и общественного интересов, посредничества между личностью и государством выполняет гражданское общество.
Слайд 29Признаки гражданского общества
естественное право человека на жизнь и свободную деятельность;
равенство всех граждан перед законом;
идея социальной справедливости;
демократические механизмы общественного
управления;
положение о разделении властей;
формирование правового государства.