Слайд 1Восток и Запад: противостояние или диалог культур
Презентацию подготовила
студентка группы
6281
Хусаинова Р.Р.
Слайд 2Противоречия Восточной и Западной цивилизации
В устойчивости Восточной цивилизации и состоит
первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И
каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.
Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя ) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования... И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.
Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий,' и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.
Слайд 3Что такое культура Востока и культура Запада:
Культура Востока – культура
таких стран, как Китай, Индия, Япония, а также других азиатских
государств, отличающаяся устойчивостью, традиционностью, незыблемостью.
Культура Запада – культура стран Европы и Северной Америки, воплощающая динамичный образ жизни, бурное развитие, в том числе и в технологической сфере.
Слайд 4Основные отличия культур Востока и Запада.
Философия:
Восток:
Главенствует идея небытия. Истину невозможно
выразить словами. Истинная мудрость демонстрируется не на словах, а на
личном примере. Творчество – удел богов и неба.
Запад:
Главенствует идея бытия. Стремление подобрать точные слова для выражения истины. Мудрый человек обязательно владеет даром убеждения. Творчество – удел человека и Бога.
Слайд 5Религия:
Восток:
Ислам, буддизм, языческие культы.
Запад:
Христианство.
Слайд 6Общественная жизнь:
Восток:
Приоритет религиозно-нравственных традиций и установок. Консерватизм. Отношение к природе
– созерцательное. Нераздельность человека и природы, их единство.
Запад:
Опора на экономику
в решении общественных задач. Динамизм. Отношение к природе – потребительское. Человек противопоставляется природе, он повелевает ей.
Слайд 7Искусство:
Восток:
Незыблемость художественных традиций. Вневременная, «вечная» тематика. Различные виды искусства синтезируются,
«перетекают» один в другой.
Запад:
Быстрая смена и огромное разнообразие течений и
стилей. В тематике и идейном содержании отражается конкретная эпоха. Художественные жанры, формы, виды дифференцированы друг от друга.
Слайд 8Наука:
Восток:
Основа – жизненный опыт, интуиция, наблюдение. Большое внимание развитию и
приложению практических знаний (в медицине и прочем).
Запад:
Основа – эксперимент, математические
методы. Выдвижение фундаментальных теорий.
Слайд 9Сойдутся ли Восток и Запад
ПНА будущее отношений европейской и исламской
цивилизаций можно,видимо,смотреть с достаточно обоснованным оптимизмом.Обьективные предпосылки для их сближения
создаёт все большее вовлечение мусульманских стран в процессы модернизации.Там происходит быстрое развитие промышленности и коммерцилизация сельского хозяйства, в городах возникают классы и социальные слои, аналогичные существующих в индустриальных странах, достаточно унифицированными мировыми стандартами. Большое значение, по мнению американского ориенталиста М.Хадсона, имеет и то, что в настоящее время приверженцы ислама разделяют с немусульманскими народами”общий базис письменной культуры.”Важную роль играют развитие информационного обмена,наростание туристических потоков из Европы в мусульманские страны и эмиграции из этих стран в Западную Европу, уже начавшей изменять облик многих европейских городов.
Встают,однако,вопрос,не приведет ли все это в конечном счете к вестернизации исламского Востока. В современном мире действительно происходят быстрые процессы унификации. Однако на жизни людей они отражаются в основном на бытовом уровне, в то время как культурная самобытность сахрняется. Более того, что даже проживание на одной территории и к тому же “вперемежку” друг с другом различных этнических групп не ведет к их культурно-религиозной унификации. Еще более убедителен в этом отношении пример России, где в течение столетий мусульмане жили бок о бок с христианами, но при этом сохранили свою культурно-цивилизационную специфику.
Вместе с тем межцивилизационное взаимодействие может быть успешным лишь в том случае, если оно происходит естественным путем. Любые попытки навязать свои представления, свое духовное господство,”подавить” другую цивилизацию способны привести лишь к усилению ксенофобии,формированнию в общественном сознании по отношению к представителям иной образа “чужого”,даже образа “врага”.Россия, в отличии других европейских стран, непосредственно соприкасающаяся с мусульманским миром, более того, вобравшая в себя часть исламского Востока, способна сыграть важную роль в деле налаживания взаимопонимания европейской и мусульманской цивилизаций. В силу своего географического положения, а также особенностей исторического развития, Россия, как представляется, призвана стать звеном, связывающим различные культурные ареалы-западноевропейский, исламский,индийский,дальневосточный,взаимодействие с которыми должно обогатить и российскую цивилизацию.