Слайд 1Возможности и механизмы участия граждан в законотворческом процессе
ВЕПРИКОВА Е.Б.
Слайд 2Законотворческий процесс
Это процесс разработки, обсуждения и принятия ЗАКОНОВ
Имеет отношение к
федеральному и региональному уровню государственной власти
Осуществляется представительным органом власти. Для
субъекта РФ – Законодательной Думой
Регламентируется (для субъектов РФ): ФЗ№184, Уставом субъекта РФ, регламентом Законодательной думы, краевым законом (если есть).
Слайд 3Этапы законотворческого процесса
1. Разработка законопроекта
2. Подготовка пакета сопроводительных документов
и внесение законопроекта в Законодательную Думу
3. Процедура рассмотрения и принятия/отклонения
законопроекта в Думе
4. Направление принятого закона Губернатору
5. Рассмотрение закона Губернатором
6. Государственная регистрация и публикация закона
Слайд 4Разработка законопроекта
Разработка, экспертиза и обсуждение Концепции закона
Принятие Концепции
Разработка текста законопроекта
Проведение
обсуждений и экспертиз текст законопроекта
Доработка текста по результатам экспертиз
Подготовка пакета
сопроводительных документов
Слайд 5Требования к Концепции законопроекта
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦЕПЦИИ И РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001
г. N 576 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.08.2004 N 424, от 02.02.2006 N 62)
Слайд 6Концепция законопроекта:
основная идея,
цели и предмет правового регулирования,
круг
лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и
обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся.
Слайд 7Концепция законопроекта
место будущего закона в системе действующего законодательства с указанием:
отрасли
законодательства, к которой он относится,
положений Конституции Российской Федерации, федеральных
конституционных законов и системообразующих законов Российской Федерации, на реализацию которых направлен данный законопроект,
значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы.
Слайд 8Концепция законопроекта
Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных
отношений с приложением:
анализа действующих в этой сфере законов и иных
нормативных правовых актов.
указанием пробелов и противоречий в действующем законодательстве,
наличие устаревших норм права, фактически утративших силу,
наличие неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации,
рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования.
Общая характеристика состояния правового регулирования должна также содержать анализ соответствующей российской и зарубежной правоприменительной практики, а также результаты проведения:
статистических;
социологических и политологических исследований;
Слайд 9Концепция законопроекта
последствия реализации будущего закона:
социально-экономические,
политические,
юридические,
иные
Слайд 10Продвижение законопроекта (лоббирование)
2. Подготовка пакета сопроводительных документов и внесение законопроекта
в Законодательную Думу
3. Процедура рассмотрения и принятия/отклонения законопроекта в Думе
Слайд 11Процедура рассмотрения и принятия/отклонения законопроекта в Думе
Рассмотрение в профильном комитете
Рассмотрение на пленарном заседании (1 чтение)
Направление для внесения поправок субъектам
законодательной инициативы
Рассмотрения внесенных поправок на профильном комитете
Рассмотрение поправок в текст законопроекта на пленарном заседании (2 чтение)
Доработка текста законопроекта с учетом поправок и рассмотрение (профильный комитет), проведение экспертиз.
Рассмотрение на пленарном заседании окончательного текста законопроекта (3 чтение)
Слайд 12Лоббирование
Продвижение законопроекта требует его сопровождения от разработчиков на всех этапах
его принятия:
для сохранения основной идеи закона
стимулирования его продвижения
Слайд 13Как гражданские организации могут участвовать в законотворческой деятельности?
Слайд 14Как гражданские организации могут участвовать в законотворческой деятельности?
Слайд 15Механизмы участия
Субъекты
Права и обязанности
Ответственность
Формы
Процедуры
Механизмы участия граждан и
некоммерческих организаций должны быть ИНСТИУЦИОНАЛИЗИРОВАНЫ!
Слайд 16Институционализация
Институционализация – образование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных
правилах, законах, обычаях и ритуалах.
Институционализация придает социальным процессам:
Легитимность
Объективность
Устойчивость
Слайд 17Институционализация взаимодействия с органами власти
Если одной из сторон взаимодействия выступает
орган власти, то институционализация должна оформляться нормативно – правовым актом,
т.к.:
органам власти для осуществления какой-либо деятельности необходимы предписания – ВСЕ ЧТО НЕ ПРЕДПИСАНО, ЗАПРЕЩЕНО! (принцип публичного права)
второй стороной взаимодействия выступают институты, находящиеся вне самих органов власти, т.е. «неопределенный круг лиц»
Слайд 18На сегодняшний день:
Институционализирован единственный механизм – обращение граждан в орган
государственной власти (федеральный закон №59 «О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»)