Слайд 1Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Слайд 2Предмет и содержание курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены
План:
Предмет и
задачи ВАФГ
История и основные этапы развития
Методы изучения ВАФГ
Слайд 3Анатомия человека — наука о форме и строении человеческого организма
в связи с развитием и функциями отдельных его органов и
систем и взаимодействием с окружающей средой. Раздел анатомии, изучающий изменения формы и строения органов, закономерно возникающие в различные возрастные периоды жизни человека, называется возрастной анатомией (в нее входит анатомия ребенка и подростка).
Слайд 4Физиология человека изучает частные процессы и общие закономерности жизнедеятельности организма
человека в изменяющихся условиях внешней среды
Возрастная физиология — часть общей
физиологии, изучающая закономерности и особенности жизнедеятельности организма человека в процессе его онтогенеза от зачатия до смерти. Частный раздел возрастной физиологии посвящен закономерностям и особенностям роста и жизнедеятельности ребенка и подростка, т.е. особенностям ранних этапов онтогенеза
Слайд 5Гигиена - медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной
деятельности на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные, научно-обоснованные требования к
условиям жизни и труда.
Гигиена детей и подростков – раздел гигиены, изучающий проблемы охраны и укрепления здоровья детей и подростков, разрабатывающий гигиенические рекомендации для постановки учебно-воспитательного и трудового процесса в детских учебных учреждениях.
Слайд 6Основные задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены:
Выяснение основных закономерностей развития
человека;
Установление параметров возрастной нормы;
Выявление сенситивных и критических периодов развития;
Изучение
индивидуально-типологических особенностей роста и развития;
Выявление основных факторов, определяющих развитие организма в различные возрастные периоды.
Слайд 7Методы изучения ВАФГ
Метод поперечного сечения
Метод продольного сечения
Антропометрия
Физиологические методы
Биохимические методы
Функциональные пробы
Естественный
эксперимент
Моделирование
Статистические методы
Слайд 8Общие закономерности роста и развития организма
План
Организм как единое целое
Понятие роста
и развития
Возрастная периодизация
Слайд 95 уровней организации организма
1 уровень- Клеточный -объединение органелл для выполнения
общей функции. Это низший , самостоятельно существующий уровень живого.
Слайд 102 уровень- Тканевый– это совокупность клеток и межклеточного вещества, которые
объединены выполняемой функцией, общим планом строения и происхождения.
Например:
Эпителиальные
Мышечные
Соединительная
Нервная
лимфа кровь жировые клетки костные
Слайд 113 уровень- Органный -объединение фрагментов тканей по принципу сходства функций.
5 уровень- Организменный -объединение систем в единое целое
4 уровень-
Системный -объединение органов для выполнения общей функции.
Слайд 12Развитие - процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме
человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех
его систем.
Развитие включает в себя три основных фактора:
рост,
дифференцировку органов и тканей,
формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм).
Рост -количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.
Слайд 13Закономерности роста и развития
Эндогенность
Необратимость
Цикличность
Постепенность
Синхронность
Слайд 14Неравномерность темпов роста и развития
Процессы роста и развития протекают непрерывно
и носят поступательный характер. Однако их темп не представляет собой
линейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы жизни; в период между 7-10 годами их темп замедляется, а к 12-14 годам ускоряется
Слайд 15Неравномерность темпов роста и развития
В период полового созревания отмечается снова
рывок в росте - годовой темп прибавки возрастает. В дальнейшем
происходит замедление темпов прироста длины тела, а в 17-19 лет рост практически прекращается. Описанному выше закону неравномерности подчиняется и масса тела и окружность грудной клетки. Таким образом, процесс роста и развития детей и подростков идет непрерывно, он имеет поступательный, но не равномерный характер. Эта закономерность является основой для правильного объединения детей и подростков по возрастным периодам в целях создания научных основ возрастной периодизации. Кроме того, с учетом этой закономерности развития выявлена возрастная граница поступления детей в ясли, детский садик, школу, установлена возрастная граница начала трудовой деятельности и т.п.
Слайд 16
Онтогенез (от греч. опtоs – сущее, особь; gеnеsis –происхождение,
развитие) – процесс индивидуального развития организма с момента зарождения (оплодотворение
яйцеклетки) до смерти
Часть онтогенеза протекает внутриутробно, это пренатальный онтогенез
Большая часть онтогенеза охватывает период от рождения до смерти. Это постнатальный онтогенез
Слайд 17Биологическая и социальная возрастная периодизация развития детей
Возрастная периодизация — периодизация
этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов,
принятая в обществе система возрастной стратификации
Слайд 18Существует много периодизаций возрастного развития
Периодизация Эльконина
Этап раннего детства
Младенчество
(до года)
Ранний возраст (1-3 года)
Этап детства
Дошкольный возраст (3-7)
Младший школьный
возраст (7-11 лет)
Этап отрочества
Подростковый возраст(11-15)
Ранняя юность (15-17 лет)
Периодизация Эриксона
Младенчество
Раннее детство
Игровой возраст (5-7 лет)
Школьный возраст
Юность
Молодость
Взрослость
Зрелый возраст (старость)
Слайд 19Периодизация Выготского
кризис новорожденности (до 2 мес)
младенческий возраст (до 1 года)
кризис
1 года
раннее детство (1-3 года)
кризис 3 лет
дошкольный возраст (3-7 лет)
кризис
7 лет
школьный возраст (7-13 лет)
кризис 13 лет
пубертатный возраст (13-17)
кризис 17 лет
Слайд 20Биологическая и социальная
Широко распространена схема возрастной социальной периодизации:
- раннее
детство (до 3-х лет);
- дошкольный возраст (3-6 лет);
-
школьный возраст (младший 6-10 лет; средний 11-14 лет; старший подростковый - 15-18 лет).
Международная схема возрастной периодизации (биологическая) выделяет на этапе созревания следующие периоды:
1. Новорожденный период (1-28 дней).
2. Грудной возраст (до 1 года).
3. Раннее или первое детство (1-7 лет).
4. Второе детство (мальчики 8-12 лет; девочки 8-11 лет).
5. Подростковый возраст (мальчики 13-16 лет; девочки 12-15 лет).
6. Юношеский возраст (юноши 17-21 лет; девушки 16-20 лет).
Слайд 21Наиболее распространенная схема возрастной периодизации
Слайд 22АКСЕЛЕРАЦИЯ И РЕТРАДАЦИЯ (ДЕЦЕЛЕРАЦИЯ)
Акселерация– ускорение физического развития и функциональных систем
детей и подростков.
Термин был предложен в 1935 г. Е.
Кохом, первоначально обозначал лишь ускорение роста детей и подростков в 20 в. по сравнению с 19 в.
Слайд 23акселерация
эпохальная
внутригрупповая
Слайд 24эпохальная
обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в
сравнении с предшествующими поколениями
Физические показатели:
Длина тела
новорожденных увеличилась за последние 50 лет на 2-2,5 см, масса – на 0,5 кг;
У 15-летних длина тела увеличилась на 6-10 см, масса – на 3-10 кг.
Половое созревание – на 2 года раньше.
Сократилась продолжительность роста: он заканчивается в 16-19 лет (50-60 лет назад – к 25-26 годам).
!
Акселерация физических характеристик развития стимулировала и психическое развитие
Однако, поскольку психическое развитие определяется и социальными условиями, следует говорить о двух типах психической акселерации:
а) обусловленных ранним созреванием морфофункциональной основы психики;
б) обусловленных социальным прогрессом.
Слайд 25Биологические механизмы акселерации не до конца выяснены. Основными возможными причинами
её являются:
Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией современного населения
и увеличения количества смешанных браков.
2. Урбанизация населения и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.
3. Увеличение уровня радиации на Земле в связи появлением и развитием новых технологий.
4. Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран.
внутригрупповая
– ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определённых возрастных группах.
Такие дети составляют в среднем 13-20% от общего числа детей данного возраста. Они физически полностью созревают к 15-17 годам; быстрее наступает и их психическое созревание.
Слайд 26Основные теории, объясняющие причины акселерации, следующие
1. Физико-химические:
2. Теории отдельных факторов
условий жизни:
3. Генетические:
4. Теории комплекса факторов условий жизни:
1) гелиогенная (влияние
солнечной радиации) ;
2) радиоволновая, магнитная (влияние магнитного поля);
3) космической радиации;
4) повышенной концентрации углекислого газа, связанной с ростом производства.
1) алиментарная;
2) нутритивная;
3) повышенной информации.
1) циклических биологических изменений;
2) гетерозиса (смешения популяций).
1) урбанического влияния;
2) комплекса социально-биологических факторов
Слайд 27Ретардация (Децелерация)
Это процесс, обратный акселерации, т.е. замедление процессов биологического созревания
всех органов и систем организма. Число ретардированных детей составляет 13-20%
от общего числа их в данной возрастной группе.
Ни одна из гипотез причин акселерации в отдельности не может объяснить эпохальные сдвиги в темпах роста и развития. Скорее всего, акселерация, так же как и намечающаяся в настоящее время децелерация является следствием влияния комплекса природных и социальных факторов на биологию современного человека.
Слайд 28Децелерация
За последние 20 лет стали регистрироваться следующие изменения физического развития
всех слоев населения и всех возрастных групп: уменьшилась окружность грудной
клетки, резко снизилась мышечная сила. Но имеются две крайние тенденции в изменении массы тела: недостаточная, ведущая к гипотрофии и дистрофии; и избыточная, ведущая к ожирению. Все это расценивается как негативное явление.
Слайд 29Причины децелерации
-экологический фактор;
-генные мутации;
-ухудшение социальных условий жизни и,
прежде всего, питания;
-все тот же рост информационных технологий, который
начал приводить к перевозбуждению нервной системы и, в ответ на это, к ответному ее торможению;
-снижение физической активности.
Слайд 30БИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПАСПОРТНЫЙ ВОЗРАСТ
Биологический возраст- возраст развития.
Паспортный- календарный или
хронологический
Основными критериями биологического возраста считаются:
зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных
половых признаков;
2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета);
3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов);
4) показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов;
Слайд 31события пубертатного периода проявляются в следующей последовательности:
рост яичек > рост
пениса > увеличение гортани > лобковое оволосение > подмышечное оволосение
> ростовой спурт (скачок роста длины тела) > рост волос на лице и теле. Первым признаком полового созревания у мальчиков следует считать начало увеличение яичек. В среднем это происходит в 11-12 лет, индивидуальные вариации в норме могут охватывать период от 9 с половиной до 15 лет.
У девочек первым признаком пубертата является :
увеличение половых желез > яичников > увеличением молочных желез > скачек роста длины тела (оно начинается в 9-13 лет и заканчивается в 12-18 лет.)
Наиболее важным маркером полового созревания у девочек полового созревания является начало менструирования (менархе).
Уровень полового созревания
Слайд 32Пропорции тела зависят от возраста и пола человека. Длина тела
и ее возрастные изменения, как правило, индивидуальны. Гармоничность пропорций тела
является одним из критериев при оценке состояния здоровья человека.
На основании вычисления пропорций тела в анатомии выделяют
отнесены люди, анатомические особенности
которых приближаются к усредненным параметрам нормы
(с учетом возраста, пола и т.д.).
преобладают продольные размеры
имеют более длинные конечности, слабо развитые мышцы
и тонкую прослойку подкожного жира, узкие кости. Диафрагма у них расположена ниже,
поэтому легкие длиннее, а сердце расположено почти вертикально.
преобладают поперечные размеры, хорошо развита мускулатура, они не очень высокого роста. Сердце расположено поперечно благодаря высоко стоящей диафрагме. У гиперстеников легкие более короткие и широкие, петли тонкой кишки расположены преимущественно горизонтально.
Слайд 33Пропорции тела с возрастом также сильно меняются
С
периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается
в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз.
Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой.
Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища,
у ребенка 2 лет – 1/5,
6 лет –1/6,
12 лет –1/7
и у взрослых – 1/8
Слайд 34 С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется.
До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в
пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.
Слайд 352) Костный возраст, или скелетная зрелость
служит хорошим показателем биологического
возраста для всех периодом онтогенеза, начиная с утробного и кончая
периодом старения.
Основными показателями возрастной дифференцировки являются ядра окостенения и образования стенозов.
Сроки окостенения скелета кисти и дистального отдела
предплечья у детей и подростков по М. А. Жуковскому и А. И. Бухману.
Слайд 363) Зубной возраст, или зубная зрелость
Традиционный метод определения зубного возраста
основан на учете числа (на данный момент и последовательности прорезавшихся
зубов (как молочных, так и постоянных) и сопоставления этих данных с существующими стандартами.
Используется в качестве показателя биологического возраста только до 13-14 лет, так как молочные зубы прорезываются с 6 месяцев до 2 лет, а постоянные - в среднем с 6 до 13 лет (за исключением третьих моляров).
Половые различия в прорезывании молочных зубов практически отсутствуют, но по прорезыванию постоянных зубов, как и по достижению костной зрелости, девочки опережают мальчиков, при этом наибольшие различия отмечены в сроках прорезывания клыков.
Слайд 37
4) До некоторой степени в качестве критериев биологического возраста могут
использоваться возрастные изменения физиологических и биохимических показателей. Однако информативность этих
критериев намного ниже. Часть из них непосредственно связана с изменениями физических параметров ребенка.
Например, частота сердечных сокращений с возрастом уменьшается: от 100 ударов в минуту у 2-х летнего ребенка до 65-70 ударов у взрослого. Эта закономерность совпадает с общебиологическим явлением - более частыми сердцебиениями при меньших размерах тела.
Кровяное давление продолжает подниматься не только в течении всего периода роста, но и на протяжении жизни: систолическое давление 5-летнего ребенка составляет примерно 80-85 мм ртутного столба, у 18-летнего юноши - 120 мм.
Та же зависимость существует частоты дыхания: 40-45 в минуту - у новорожденного и в среднем 12-16 - у взрослого.
Скорость основного обмена выше всего у новорожденного; за период от 6 до 20 лет она быстро снижается и продолжает снижаться на протяжении всей жизни. По некоторым данным, в пубертатном периоде она несколько повышается.
Слайд 38Вопросы к семинарам:
Семинар 1
Наследственность и среда
Критические и сенситивные периоды в
развитии детей
Анатомо-физиологические и возрастные особенности опорно-двигательного аппарата
Анатомо-физиологические и возрастные
особенности сердечно-сосудистой системы.
Анатомо-физиологические и возрастные особенности крови
Анатомо-физиологические и возрастные особенности органов пищеварения
Анатомо-физиологические и возрастные особенности органов дыхания
Анатомо-физиологические и возрастные особенности эндокринной системы
Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система адаптации
Анатомо-физиологические и возрастные особенности половой системы
Обмен веществ. Виды обмена, возрастные и индивидуальные особенности
Развитие нервной системы у детей и подростков
Семинар 2
Возрастные особенности нервной системы детей подростков
Анатомо-физиологические и возрастные особенности спинного мозга
Анатомо-физиологические и возрастные особенности соматической и вегетативной нервной системы
Анатомо-физиологические и возрастные особенности стволовой части головного мозга
Подкорковые структуры головного мозга
Анатомо-физиологические и возрастные особенности коры больших полушарий
Возрастные особенности ВНД
Этапы формирования ВНД
Индивидуальные особенности ВНД
Возрастные особенности и взаимодействие 1-й и 2-й сигнальных систем (рефлексы 1-й и 2-й систем)
Анатомо-физиологические и возрастные особенности органов чувств
Роль закаливания детей и подростков в укреплении их здоровья
Слайд 39Литература для подготовки
Каменская, В. Г.
Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Текст] : учебник
для бакалавров по напр. 050100 "Педагогическое образование" / В. Г.
Каменская, И. Е. Мельникова. - СПб. : Питер, 2013. - 272 с. : ил. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения)
Сапин, М. Р.
Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст] : учебник для учреждений сред. проф. образования / М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов.- 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2011. - 384 с.
Сапин, М.Р.
Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Сапин М.Р. .- 3-е изд., стер.. - М. : Академия, 2004. - 456с
Лысова Н. Ф.
Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Электронный ресурс] / Лысова Н. Ф., Айзман Р. И., Завьялова Я. Л., Ширшова В. М. - Сибирское университетское издательство, 2010.