Разделы презентаций


Возрастная и детская психология

Содержание

Возрастная психология— отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии.Предмет -  психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Возрастная и детская психология
Ковалева Елена Борисовна
К.психол.н., доцент

Возрастная и детская психология Ковалева Елена Борисовна К.психол.н., доцент

Слайд 2Возрастная психология
— отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления.


Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии.
Предмет

-  психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.
Возрастная психология— отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре-

Слайд 3Психология развития (возрастная) возникла в 1882 году.

Выход книги немецкого физиолога

и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.

В 20 гг. XX

века психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.






Ганс Бальдунг.  Три возраста и смерть. 1540-1543 гг
Психология развития (возрастная) возникла в 1882 году. Выход книги немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.В

Слайд 4Предмет психологии развития и возрастной психологии
Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
Развитие

психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
Развитие различных видов деятельности (активности)
Формирование качеств

личности
Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.
Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём анализа их происхождения. Это часть общей психологии.
Предмет психологии развития и возрастной психологииУсловия и движущие причины онтогенеза человеческой психикиРазвитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)Развитие различных видов

Слайд 5Задачи психологии развития
 Раскрытие общих закономерностей развития
Установление причин перехода от одной

стадии к другой
Периодизация возрастных периодов
Психологическая картина каждой стадии
Изучение ведущих факторов

развития
Задачи психологии развития Раскрытие общих закономерностей развитияУстановление причин перехода от одной стадии к другойПериодизация возрастных периодовПсихологическая картина каждой

Слайд 6Основные понятия
Развитие – движение от менее совершенных форм к

более совершенным формам существования материи.
Два свойства: 1. - изменчивость,


2. - стремление к совершенствованию (улучшению).
Основные понятия Развитие – движение от менее совершенных форм к более совершенным формам существования материи. Два свойства:

Слайд 7Изменения бывают
Эволюционными – медленными, необратимыми;
Революционными – быстрыми, необратимыми;


Ситуационными – быстрыми и обратимыми.
Виды развития: онтогенез, филогенез, возрастное

развитие человека.
Изменения бывают Эволюционными – медленными, необратимыми; Революционными – быстрыми, необратимыми; Ситуационными – быстрыми и обратимыми. Виды развития:

Слайд 8Возрастное развитие
Физическое развитие организма – созревание.
Развитие психики -

познавательной, отражательной деятельности мозга.
Развитие ведущей деятельности, в которой удовлетворяются все

основные потребности человека и формируются новообразования.
Возрастное развитие Физическое развитие организма – созревание. Развитие психики - познавательной, отражательной деятельности мозга.Развитие ведущей деятельности, в

Слайд 9Условия нормального развития
Норма в развитии и функционировании нервной системы.


Сенсорные системы.
Внутренние органы и системы.
Вовремя начатое обучение и

воспитание.
Условия нормального развития Норма в развитии и функционировании нервной системы. Сенсорные системы. Внутренние органы и системы. Вовремя

Слайд 10Психологический возраст
«…новый тип строения личности и её деятельности, те

психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной

ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный момент» Л.С.Выготский
Психологический возраст «…новый тип строения личности и её деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают

Слайд 11Психологический возраст
«Фактор возраста, который рассматривается в психологических исследованиях, является

в действительности суммацией разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического

созревания, зрелости и старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общественно-экономического, культурного, идеологического и социально-психологического развития человека в конкретных исторических условиях». Б.Г.Ананьев
Психологический возраст «Фактор возраста, который рассматривается в психологических исследованиях, является в действительности суммацией разнородных явлений роста, общесоматического,

Слайд 12Составляющие возрастно-психологического портрета человека
Социальная ситуация развития – система взаимоотношений ребенка

со значимыми для него лицами.
Деятельность – психика и формируется

в деятельности, и проявляется в ней.
Возрастные новообразования – достижения в разных областях психической жизни человека.
Составляющие возрастно-психологического портрета человекаСоциальная ситуация развития – система взаимоотношений ребенка со значимыми для него лицами. Деятельность –

Слайд 13Закономерности развития
Единство биологического и социального становления.
Р – появление

новых качеств.
Р – этапностью, периодичностью.
Р – процесс последовательный,

поступательный.
Р – процесс гетерохронный.
Р – процесс динамический.
Р – процесс интегративный.
Закономерности развития Единство биологического и социального становления. Р – появление новых качеств. Р – этапностью, периодичностью. Р

Слайд 14Свойства развития по Анциферовой
Сочетание прогресса и регресса.
Скачкообразность.
Зигзагообразность.
Консервативность.


Переход стадий развития в уровни.

Свойства развития по Анциферовой Сочетание прогресса и регресса.Скачкообразность. Зигзагообразность. Консервативность. Переход стадий развития в уровни.

Слайд 17Младенчество (от рождения до 12-14 мес.)
Новорожденность :
- восстановление веса (мед.

критерий)
зрительно-слуховое
сосредоточение (физиол. критерий)
- Комплекс оживления (психол. критерий)

Младенчество (от рождения до 12-14 мес.)Новорожденность :- восстановление веса (мед. критерий)зрительно-слуховоесосредоточение (физиол. критерий)- Комплекс оживления (психол. критерий)

Слайд 18Младенчество
Физическое развитие
Основные движения:
- Держит голову – 3

мес.
Сидит – 6 мес.
Ходит – 10-14 мес.
Зубы – 8

передних к 1 году.

Психическое развитие

Узнает близких – 4 мес.
Эмоциональное общение
Первые привязанности – 7- 8 мес. до 1,5 лет
Развитие речи:
Гукание, гуление, лепет, слова (10-15 к 1 году)



Младенчество Физическое развитие Основные движения: - Держит голову – 3 мес.Сидит – 6 мес.Ходит – 10-14 мес.

Слайд 19Ранний возраст (1-3 лет)
Проблема речевого развития ребенка.
Проблема достижения ребенком

автономии действий.
Проблема ограничения самостоятельности и инициативы.
Проблема овладения навыками самообслуживания.

Ранний возраст (1-3 лет)Проблема речевого развития ребенка. Проблема достижения ребенком автономии действий.Проблема ограничения самостоятельности и инициативы.Проблема овладения

Слайд 20Дошкольный возраст (3-7 лет)
Сфера взаимоотношений: незнание или сознательное игнорирование родителями

возрастных норм и необходимых условий развития; завышение требований к детям;

дефицит совместной деятельности и общения с родителями; выраженные различия темпераментов или характеров родителей и детей; самостоятельность и инициатива детей; трудности в общении со сверстниками; ускоренное развитие детей.


Дошкольный возраст (3-7 лет)Сфера взаимоотношений: незнание или сознательное игнорирование родителями возрастных норм и необходимых условий развития; завышение

Слайд 21Дети с ослабленным здоровьем: хронические заболевания, неврозы, патологии развития.
Готовность

к школьному обучению: проблемы на фоне хорошей готовности интеллекта, социальная

незрелость, коммуникативные проблемы.


Дети с ослабленным здоровьем: хронические заболевания, неврозы, патологии развития. Готовность к школьному обучению: проблемы на фоне хорошей

Слайд 22Младший школьный возраст
Адаптация к школе (режим дня, классный коллектив,

взаимоотношения с учителем, изменения домашней ситуации ребенка).
Психогенная школьная дезадаптация.

Психотравмирующими факторами могут быть сам процесс обучения (дидактогения); «Больной ребенок»; неправильное отношение учителя к ученику (дидаскалогения).
Младший школьный возраст Адаптация к школе (режим дня, классный коллектив, взаимоотношения с учителем, изменения домашней ситуации ребенка).

Слайд 23Несформированность элементов и навыков учебной деятельности.
Низкая мотивация учения.
Неспособность произвольной регуляции

поведения, внимания, учебной деятельности.
Неумение приспособиться к темпу школьной жизни.



Несформированность элементов и навыков учебной деятельности.Низкая мотивация учения.Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности.Неумение приспособиться к темпу

Слайд 24Проблемы, с которыми обращаются родители:
Плохая успеваемость.
Индивидуально-личностные качества ребенка.
Межличностные отношения ребенка

со сверстниками.
Проблем нет, но нужен совет, углубленная диагностика, уникальность

ребенка и т.д.

Проблемы, с которыми обращаются родители:Плохая успеваемость.Индивидуально-личностные качества ребенка.Межличностные отношения ребенка со сверстниками. Проблем нет, но нужен совет,

Слайд 25Особенности обследования младших школьников:
Проверка познавательных процессов.
Проверка обучаемости ребенка.
Особенности учебной

мотивации, уровень притязаний, интересы.
Проверка учебных навыков.
Эмоциональный компонент неуспеваемости.
Виды помощи родителей

ребенку.
Сбор анамнеза.

Особенности обследования младших школьников:Проверка познавательных процессов.Проверка обучаемости ребенка. Особенности учебной мотивации, уровень притязаний, интересы.Проверка учебных навыков.Эмоциональный компонент

Слайд 26Подростковый возраст
Основные проблемы возраста (по И.В.Дубровиной):
Общение со сверстниками.
Подросток и взрослые.
Подросток

– школьник.
Самопознание, самоопределение, самореализация.
Половое созревание и психосексуальная идентичность.

Подростковый возрастОсновные проблемы возраста (по И.В.Дубровиной):Общение со сверстниками.Подросток и взрослые.Подросток – школьник.Самопознание, самоопределение, самореализация. Половое созревание и

Слайд 27Юношеский возраст
Варианты взросления: диффузная идентичность, предрешенный вариант развития, проба

ролей, зрелая идентичность.
Кризисы взросления: нарушение полового развития, кризис авторитетов, переживание

отчуждения, нарциссические кризисы, суицидальные попытки.

Юношеский возраст Варианты взросления: диффузная идентичность, предрешенный вариант развития, проба ролей, зрелая идентичность.Кризисы взросления: нарушение полового развития,

Слайд 28Поиск смысла жизни.
Сочетание ближней и дальней перспективы.
Поиск понимания в

общении.
Расставание с домом.
Кризис молодого специалиста.
Аффективная сфера.

Поиск смысла жизни.Сочетание ближней и дальней перспективы. Поиск понимания в общении.Расставание с домом.Кризис молодого специалиста.Аффективная сфера.

Слайд 29Работа с юношами
Научить видеть проблему: индивидуальные консультации, группы СПТ и

т.д.
Психолог выступает в разных ролях: обеспечивает поддержку и помощь, может

быть посредником между учителем и юношей, тренер, гид.
Отношения выстраиваются по вертикали и по горизонтали.
Нельзя пользоваться одним типом отношений их надо гибко менять.

Работа с юношамиНаучить видеть проблему: индивидуальные консультации, группы СПТ и т.д.Психолог выступает в разных ролях: обеспечивает поддержку

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика