Слайд 1Возрастная психология
Подготовила Марахова Елена
Слайд 2Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического
развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения
до старости.
Слайд 3Краткая историческая справка
В 1882г. вышла книга Прейера, называлась «Душа ребенка»,
в которой были представлены систематические научные исследования психического развития детства.
1
этап: конец XIXв. начало XXв. Ученые собирали и накапливали конкретные данные, эмпирические сведения о психическом развитии в детские годы.
2 этап: Ученые систематизировали, выявляли некоторые общие закономерности психического развития.
3 этап: 20-30гг. XXв. Ученые изучали поведение ребенка с позиций классического бихевиоризма.
4 этап: Ученые исследовали вопросы о факторах, условиях и движущих силах развития.
Слайд 4Краткая историческая справка
Объективными предпосылками ее формирования были:
• появление экспериментальной психологии
и разработка объективных методов исследования.
• требования педагогической практики;
• разработка идеи
развития в биологии;
Слайд 5Накопленные знания потребовали систематизации и анализа, а именно:
поиска взаимосвязей
между отдельными психическими процессами;
осмысления внутренней логики целостного психического развития;
определения последовательности
этапов развития;
исследования причин и путей перехода с одного этапа на другой.
Слайд 6Одной из таких проблем является вопрос о том, что больше
определяет психическое развитие человека: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или
влияние внешней среды. Эту проблему можно обозначить как проблему органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
Вторая проблема заключается в выяснении соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии человека.
Проблематика, изучаемая данной отраслью
Слайд 7Третья проблема: соотношение задатков и способностей. Ее можно представить как ряд
частных вопросов, каждый из которых достаточно труден для решения, а
все они вместе взятые составляют действительную психолого-педагогическую проблему.
Четвертая проблема касается сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике человека.
Слайд 8Пятая проблема касается относительного влияния стихийного и организованного обучения и
воспитания на развитие человека. Под стихийным понимается обучение и воспитание,
которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов, под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайным образом складывающихся отношений с ними, не преследующих образовательные цели.
Слайд 9Основные понятия возрастной психологии
Возраст – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически
фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе.
Движущие силы развития – факторы, которые
определяют поступательное движение развития человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития.
Условия развития – внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя источники развития.
Социальная ситуация развития – складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.
Слайд 10Основные понятия возрастной психологии
Новообразование развития – качественно новый тип личности и
взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах
его развития.
Зона ближайшего развития – расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития.
Ведущая деятельность – вид деятельности, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии развития.
Периодизация развития – онтогенез как последовательность относительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрезков.
Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.
Слайд 11Методы исследования возрастной психологии
Основные:
Наблюдение
эксперимент
Дополнительные:
Анкетирование
Метод беседы (опроса)
проективные методы
стандартизированных тестов
социометрический метод
Слайд 12Персоналии
Зарубежные психологи:
Д. Селли (1843 ‑ 1923) - английский психолог. Выделил основные
этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо
учитывать при обучении.
С. Холл (1846 ‑1924) – американский психолог, один из основателей педологии и американской экспериментальной психологии, автор работ по детской и педагогической психологии. С целью исследования детской психики широко распространял вопросники и тесты. В объяснении психического развития ребенка опирался на биогенетический закон. Формирование психики детей трактовал как фатальный переход от одной фазы развития человеческого рода к другой.
А. Бине (1857 ‑ 1911) – французский психолог. Основатель экспериментальной психологии и психологической лаборатории во Франции. Автор работ по проблемам психологии, патологии сознания, различных процессов памяти, по эмотивным реакциям и чувствам детей, графологии, дефектологии; считается одним из создателей метода тестов в психологии.
К. Гросс (1861 ‑ 1946) – немецкий психолог. Исследовал проблемы игры и ее роли в психическом развитии ребенка.
Э. Клапаред (1873 ‑ 1940) – швейцарский психолог. Основатель ассоциации прикладной психологии и педагогического института им. Руссо в Женеве, ставшего международным центром экспериментальных исследований в области детской психологии. Признавал существование общей логики развития психики в филогенезе и онтогенезе. В центре исследовательских проблем стояло мышление и этапы его развития у детей, открыл одно из основных свойств детского мышления – синкретизм.
К. Бюлер (1879 ‑ 1963) – немецко–австрийский психолог; разрабатывал теорию трех ступеней развития психики: инстинкта, навыка, интеллекта. Считал приоритетным изучение интеллектуального развития ребенка, и прежде всего творческого мышления. Пришел к выводу, что интеллектуальный процесс – это всегда в большей или меньшей степени процесс творчества. Исследовал проблемы развития языка и вербальных актов.
Слайд 13Ж. Пиаже (1896 ‑ 1980) – швейцарский психолог. Выдвинул концепцию стадиального
развития психики. Детально проанализировал качественную специфику детского мышления. Пришел к
выводу, что этапы психического развития – это фактически этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы картины мира. Основой этой схемы как раз и является интеллект. Создал особую логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций). Разработал особое направление в психологии – генетическую эпистемологию.
Э. Эриксон (1902 ‑ 1994) – американский психолог, один из основоположников эго – психологии. Подчеркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности и, центральным качеством которой выступает психосоциальная идентичность. Продолжая развивать теорию Фрейда, акцентировал внимание на проблемах адаптации человека к социальному окружению на протяжении восьми главных жизненных кризисов. Дополнил психоаналитическую концепцию идеями о социально-культурно‑ исторических детерминантах психики субъекта. Автор оригинальной периодизации психического развития.
А. Бандура (род. 1925 - ) – американский психолог. автор исследований по модификации поведения. Специалист по проблемам агрессивности и полоролевого развития.