Слайд 2 Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности
психологического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от
рождения до старости.
Предмет возрастной психологии - закономерности, содержательные характеристики и особенности психического развития человека, формирования личности на различных этапах онтогенеза от рождения до старости и представление их в виде научных теорий и фактов.
Объект изучения – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе человек.
Слайд 3ЗАДАЧИ
Разработка и уточнение научных представлений о сущности и методологических проблемах
возрастного развития, его закономерностях и терминологическом аппарате, о движущих силах
и условиях психического развития человека
Раскрытие психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, развернутая содержательная психологическая характеристика людей, относящихся к разным возрастным группам
Изучение возрастной динамики психических процессов, влияния на возрастное развитие человека внутренних и внешних факторов: индивидуально-психологических различий, культурных, социальных, этнических условий и т.д.
Изучение историко-психологических концепций возрастного развития и их анализ
Исследование и критический анализ зарубежных научных и прикладных подходов к возрастному развитию человека
Совершенствование научно-методических разработок психодиагностической, развивающей и психокоррекционной работы с людьми различных возрастов
Слайд 4Разделы возрастной психологии:
1. психология младенца
2. психология раннего возраста
3.
дошкольная психология
4. психология младшего школьника
5. психология подростка
6.
психология юности
7. психология среднего возраста
8. психология старости (геронтопсихология)
Слайд 5Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития
индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических
и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей.
Развитие – объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
Слайд 6Детство - термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до
подросткового возраста).
Детство охватывает три эпохи:
Раннее детство
младенчество -
от рождения до 1 года;
ранний возраст – 1-3 года.
Детство
дошкольный возраст - 3 -7 лет;
младший школьный возраст – 7-11 лет.
Отрочество
подростковый возраст– 11-15 лет.
Слайд 7Периодизация Пифагора
I Весна, до 20 лет – период становления, «время
не работать»
II Лето, до 40 лет – молодость, «время работать»
III
Осень, до 60 лет – расцвет сил, «время работать с наибольшей отдачей»
IV Зима, от 60 лет - старость и угасание, время спада работоспособности
Слайд 11Возрастные новообразования (по Л.С. Выготскому) - тот новый тип строения
личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые
впервые возникают на конкретной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.
Аккумулируют в себе основные психологические изменения в личности ребенка конкретной возрастной ступени
Проявляются в результате возрастного кризиса, на завершающем отрезке возрастного периода, выступают базой для развития личности в следующем возрастном периоде
На каждой ступени развития есть центральное новообразование, ведущее для процесса развития ребенка. Вокруг него группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка
Слайд 12Социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому) —
специфическая для каждого возрастного
периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его
переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми
Исходные положения:
развитие психики ребенка с самого начала является социальным процессом.
развитие психики осуществляется в процессе активной деятельности самого ребенка
деятельность ребенка по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями ребенка и взрослого
Значение социальной ситуации для возрастного развития:
в процессе взаимодействия со средой у человека формируются личностные качества;
в процессе взросления ребенок включается в различные системы значимых для него отношений, определяющих процесс формирования личности;
по мере взросления усваиваются социальные роли, предлагаемые семьей, детским садом, школой и обществом;
характер межличностного взаимодействия влияет на эмоциональное состояние, личностную активность
Слайд 13Ведущая деятельность - деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в
психических процессах и психологические особенности личности на конкретной стадии развития.
Деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности
Деятельность в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, и игре - воображение, в учении - логическое мышление)
Деятельность, от которой зависят наблюдаемые в конкретный период развития основные психологические изменения в личности ребенка
Слайд 14Возрастные кризисы - особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза,
характеризующиеся резкими психологическими изменениями в сложившемся ходе психического развития
человека.
Возрастные кризисы происходят на переломных этапах онтогенетического развития личности.
Кризисы знаменуют завершение одного возрастного периода и начало другого
Проявляющиеся в результате кризиса психологические новообразования несут в себе побудительную силу и становятся базой для развития личности в следующем возрасте
При возрастном кризисе происходит смена социальной ситуации развития, возникает новый тип отношений ребенка со взрослым, одни виды деятельности сменяются другими
Характерные черты поведения детей во время возрастных кризисов:
Непослушание, капризы, конфликты с окружающими взрослыми, отрицательное отношение к выполнявшимся ранее требованиям
Слайд 15Периодизация возрастного развития по Л.С.Выготскому
Слайд 16 Пути конструктивного решения возрастных кризисов
со стороны взрослых:
Изменение отношения взрослого к ребенку
Оказание ребенку помощи
Признание изменений, возросших возможностей ребенка
Расширение возможностей ребенка в познании мира людей и вещей
Создание условий для дальнейшего саморазвития ребенка
Проявление терпения, тактичности к поведению ребенка, отказ от жесткого давления на него
Вооружение ребенка средствами для удовлетворения новых потребностей
Постановка перед ним новых целей и задач
Побуждение ребенка к принятию этих целей как собственных
Учет возрастных особенностей, новых потребностей ребенка
Расширение возможностей ребенка в освоении новых сфер жизни
Оказание помощи в нахождении средств достижения поставленных ребенком перед собою целей
Слайд 17Сензитивные периоды - присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий
для развития определенных психологических свойств и процессов, той или иной
функции, способностей человека.
Сензитивные периоды внутренне противоречивы:
1) высокая чувствительность к внешним воздействиям является благоприятным фактором, способствующим легкому запечатлению, усвоению информации, поступающей из внешней среды.
2) повышенная чувствительность к внешним воздействиям сопровождается и повышенной ранимостью по отношению к тем из них, которые являются чрезмерными или нецелесообразными.
Период, сензитивный для одной функции, сопровождается ухудшением другой функции или другой составляющей той же самой функции. Так, рост самостоятельности, сопровождающийся противоречием между детскими формами поведении и потребностью во взрослости выражается в активизации и быстром развитии общения со сверстниками и в одновременном ухудшении взаимоотношений со взрослыми
Слайд 19Возрастная периодизация по Д.Б.Эльконину
Слайд 21Законы детского психического развития
(по Л.С.Выготскому):
Детское
развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, не совпадающий с ритмом времени изменяющийся в разные годы жизни.
Закон метаморфозы: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок это не маленький взрослый, а существо, обладающее качественно иной психикой.
Закон неравномерности развития: каждая психическая функция имеет свой оптимальный период развития.
Закон развития ВПФ: возникают сначала как форма коллективного поведения, сотрудничества, а затем становятся внутренними функциями самого ребенка (они характеризуются произвольностью, осознанностью, системностью).
Слайд 22Взаимосвязь обучения и развития:
Тождественность процессов. Каждый шаг обучения считался и
шагом развития ученика (Э. Торндайк, У. Джемс, Дж. Уотсон)
Отрицание
связи между процессами (Ж. Пиаже). Развитие это следствие внутреннего спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния. Развитие ребенка подчиненно природным законам, подобно созреванию. Возможности, которые возникают в его процессе, и использует обучение. Развитие достигает оптимального уровня без посредства обучения. З. Фрейд считал, что ребенка можно и нужно учить лишь тому, что он может понять, к чему у него созрели определенные познавательные способности.
Обучение ведет за собой развитие должно идти впереди него (Л.С. Выготский. Концепция умственного развития ребенка). Развитие совершается в неразрывной внутренней связи с обучением, в ходе его поступательного движения. Обучение – это источник развития ребенка. Под влиянием обучения происходит перестройка всех его психических функций. Формируется зона ближайшего развития.
Слайд 23УАР
ЗБР
Уровень актуального развития
характеризуется тем, какие
задания ученик
может
выполнить
самостоятельно
Зона ближайшего развития
обозначает то, что ребенок не
может выполнить самостоятельно,
но с чем справляется с небольшой
помощью взрослого
Обученность
Воспитанность
Развитость
Обучаемость
Воспитуемость
Развиваемость
Слайд 24Взаимосвязь обучения и развития по Л.С.Выготскому:
Обучение всегда должно идти вперед
развития
Обучение играет ведущую роль в развитии личности ребенка
Учитель в процессе
обучения определяет завтрашний день развития ребенка
Слайд 26Учебная деятельность –
это деятельность направленная, имеющая своим содержанием
овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий… такая деятельность
должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть…мотивы приобретения обобщенных способов действий, или мотивы собственного роста, собственного совершенствования (Д.Б.Эльконин).
Слайд 27Характеристики учебной деятельности:
Специально направлена на овладение учебным материалом и
решение учебных задач
В ходе учебной деятельности осваиваются общие способы действий
и научные понятия
Общие способы действий предваряют решение задач
Характеризуется постоянной познавательной потребностью
Ведет к изменениям в самом субъекте
Изменения психических свойств и поведения обучающегося зависит от результатов его собственных действий
Слайд 29Структура мотивации
(по Б.И. Додонову):
Удовольствие от
самой деятельности
Значимость для личности результата деятельности
«Мотивирующая» сила вознаграждения
Принуждающее давление на личность
Преобладающий вид – непроизвольное внимание. Реакция на новое, обычное настолько
сильна, что ребенок не может управлять своим вниманием. Внешняя организация действий ребенка способствует формированию произвольного внимания.
Произвольное внимание неустойчиво, т.к. нет внутренних средств саморегуляции. Внимание белее устойчиво при выполнении внешних действий и менее устойчиво при выполнении умственных действий.
В целом внимание отличается не большим объемом, малой устойчивостью, затруднено переключение и распределение внимания.
Слайд 31 Восприятие.
Преимущественно непроизвольно. Отсутствует
систематический анализ воспринимаемых свойств и качеств предметов. Воспринимается то, что
выделяется на фоне других признаков.
Восприятие слабо дифференцировано, дети часто путают то, что не тождественно, но похоже и близко. Часты пропуски букв и слов в предложениях.
Нарастает ориентировка на сенсорные эталоны. Восприятие цвета и форм становятся более точными.
Слайд 32Память.
Память непроизвольна. Легче запоминается то что ярко, что производит эмоциональное
впечатление, что включено в активную деятельность детей.
Появляется осознание мнемической задачи,
отделение ее от других.
Овладение приемами запоминания.
Лучше запоминают наглядный материал хуже – словесный. В словесном материале лучше запоминают названия предметов и труднее – абстрактные понятия.
Мышление и осмысленная память оказываются неразрывно связанными.
Слайд 33Воображение.
Стадии развития:
1. Репродуктивное воображение – опирается на конкретные предметы. Образы
бедны деталями, малоподвижны.
2. Продуктивное воображение - значительная переработка образного материала
и создание новых образов. На первое место выступает слово, дающее простор фантазии
Слайд 34Общение со взрослыми
В большинстве случаев охотно подчиняются требованиям взрослых.
Но уже к середине первого года обучения появляются дети, переходящие
на внутренний контроль, обучающиеся сдерживать непосредственные реакции.
Девочки раньше овладевают своим поведением, чем мальчики, т.к. больше вовлечены в правила семейной жизни и меньше тревожны в отношении учителей
Если в семье ребенка отношения неблагополучны, то роль учителя возрастает, его требования принимаются с большей готовностью, чем родительские.
Слайд 35Общение со сверстниками
Общее уменьшение связей и отношений между детьми.
Ко
2-3 кл. личность учителя становится менее значимой, связи с одноклассниками
становятся более тесными и дифференцированными
Дружба основана на общности жизненных обстоятельств и случайных интересов. Уровень сознания лишь к 3 кл. позволяет выбирать друзей по качествам личности.
Появляется деление класса на неформальные группы. Их представители, имея частные интересы, не перестают быть активными членами всего коллектива.
Слайд 37Физиологические изменения:
Изменения в анатомии и физиологии подростка (интенсивно растет скелет,
увеличение массы тела, развитие сердечно-сосудистой системы, половое созревание)
2. Психологические изменения:
Чувство
тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Подростки начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляется обеспокоенность внешним обликом, ростом и т.д.
Анатомо-физиологические изменения не являются причиной психологического развития. Оно опосредовано социальными представлениями о развитии, культурными традициями, отношением к подростку и и сравнением им себя с другими.
Слайд 38Причины кризиса 13 лет:
Внешние: - изменение характера деятельности (теоретические основы
наук)
- отсутствие единства требований приводит к необходимости выработки собственной позиции
2. Внутренние: - бурный физический рост и половое созревание (выраженная неравномерность созревания различных систем приводит к повышенной утомляемости, раздражительности, возбудимости, негативизму)
- появление особых интересов (к собственной личности, жизненные планы, риск и т.д.)
Слайд 39 Ведущий вид деятельности – общение (усвоение соц. норм, переоценка
ценностей, удовлетворение потребностей в признании и самоутверждении.)
Центральное новообразование
-
чувство взрослости. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться таковым (подражание внешним проявлениям, ориентация на качества взрослых, интеллектуальная зрелость)
Потребность в общении со сверстниками – стремление найти свое место среди сверстников. Отсутствие такой возможности может привести к социальной неадаптированности, правонарушениям.
Оценки сверстников более ценны, чем оценки взрослых. Конформизм.
Слайд 40МЫШЛЕНИЕ
Рассуждения от общего к частному
Оперирование гипотезой в решении
интеллектуальных задач
Интеллектуальные операции становятся предметом внимания и оценки подростка
Появляется
взрослая логика мышления
Воображение
Происходит сближение воображения с теоретическим мышлением. Это дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься конструированием и т.д.
Слайд 41САМОСОЗНАНИЕ
Формирующаяся позиция взрослого еще не соответствует объективному положению подростка в
жизни, но ее появление свидетельствует о том, что он вступил
в новые отношения с миром взрослых, его ценностями
Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе
Социально-регуляторная функция самосознания – в размышлениях о себе обращен к недостаткам и испытывает потребность избавиться от них
Желаемый образ себя складывается из достоинств разных людей.
Легче сравнивать себя со сверстниками, т.к. это ближе к реальным возможностям
Чувствительность к оценочным суждениям. Потребность в положительной оценке.
Слайд 42 Характерным для подросткового возраста является стремление к
эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их заботе
и любви, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными со взрослыми в правах. То, как сложатся отношения в этот период зависит от стиля семейного воспитания и возможности взрослых перестроиться и принять чувство взрослости своего ребенка.
Слайд 44Юность – это период с 15 до 18 лет.
Это время выбора жизненного пути, формирования мировоззрения и определения профессиональных
интересов.
Социальная ситуация развития характеризуется тем, что старшеклассник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь.
Слайд 45Главное новообразование – саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов,
готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни.
Ведущая деятельность
– учебно-профессиональная.
Мотивы, связанные с будущей профессией начинают побуждать учиться. Избирательность в отношении учебных предметов. Основной познавательный мотив – стремление приобрести профессию.
Слайд 46Особенности самосознания в юношеском возрасте:
Устойчивость самосознания, стабильность «Образа Я». Открытие
своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых
Усиливается внимание к личностным,
психологическим, внутренним качествам людей. Тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность
Сильное нарастание потребности в общении с одновременным повышением его избирательности
Тенденция к преувеличению собственной уникальности и как следствие - потребность в психологической интимности, помогающей не только познать внутренний мир другого, но и осознать самого себя
Рост потребности в достижении приводит к ускорению субъективной скорости течения времени: юноша живет будущим (личные и социальные перспективы)
С течением времени юноша все меньше значения придает своей внешности
Формирование самоуважения – определяется степенью расхождения между идеальным и реальным «Я». Расхождения – признак развития самосознания.
Слайд 47Развитие теоретического мышления:
Мыслительная деятельность более активна и самостоятельна, прослеживается избирательность
в отношении преподавателей и получаемого знания
Тяга к обобщениям, поиску общих
закономерностей и принципов, лежащих за частными фактами. Широта интересов сочетается с разбросанностью, отсутствием системы, интеллектуальным дилетантизмом
Склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности, уровень знаний и самостоятельности, тяга к показной, вычурной интеллектуальности.
Умственное развитие заключается в формировании индивидуального стиля умственной деятельности – стиля мышления, который тесно связан с типом нервной деятельности, темперамента, условиями воспитания и навыками самовоспитания.
Слайд 48Проблемы развития человека в юношеском возрасте:
Психофизиологический уровень
Незавершенность полного физического развития
по всем параметрам
Ощущение физической непривлекательности
Неустойчивость эмоциональной сферы
Высокий уровень ситуативной тревожности
Индивидуально-личностный
уровень
Задержки развития теоретического мышления
Отсутствие навыков и приемов смысловой памяти
Высокий уровень личной тревожности
Несформированность волевой сферы
Слайд 493. Личностный уровень:
Недостаточный уровень самостоятельности
Неадекватность уровня притязаний и самооценки
Несформированность мировоззрения,
нравственных идеалов
Сохранение подросткового негативизма
Неудовлетворенность собой
4. Микрогрупповой уровень:
Неадекватное понимание высших человеческих
чувств, отношений дружбы и любви
Преобладание эгоистических тенденций, деформированное понятие справедливости
Излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей и высказываний
Неадекватные претензии на статус и роли в различных группах
Проявления юношеского максимализма в отношениях с окружающими