Слайд 1Презентация
на тему: «Возрастно-психологический подход в психологическом сопровождении
Выполнила студентка 1курса, гр.
4
«Начальное образование»
Мягкосердова Харитина Николаевна
Научный руководитель:
к.пед.н., Маргунова Ю.А
ФГАОУ ВО «Южный федеральный
университет»
Академия психологии и педагогики
Кафедра начального образования
Слайд 2План
Глава I. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков
1.1 Понятие
возрастно-психологического консультирования
1.2 Задачи возрастно-психологического консультирования
Глава II. Основные положения возрастной психологии
как теоретической базы консультирования по проблемам детского развития
Глава III. Психологическое консультирование в отдельные возрастные периоды детства
3.1 Консультирование родителей по поводу проблем детей раннего возраста
3.2 Консультирование семьи с детьми дошкольного возраста
Слайд 3Глава I. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков
1.1 Понятие
возрастно-психологического консультирования
Специфика возрастно-психологического консультирования основывается на идеях Л.С.Выготского, о системном
анализе явлений детского развития: рассмотрении его в контексте социальной ситуации развития, иерархии видов деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Любые проблемы, возникающие в сфере развития, обучения и воспитания ребенка должны решаться с учетом содержания и условий конкретного возрастного этапа и закономерностей онтогенеза в целом.
Слайд 41.2 Задачи возрастно-психологического консультирования
Общую задачу возрастно-психологического консультирования составляет контроль за
ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании
и возрастной периодизации.
Частные задачи:
1) информирование и ориентация родителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;
2) своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями развития и оказание им психологической помощи;
3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);
4) психологическое консультирование детей;
5) психологическое сопровождение развития на разных возрастных этапах;
6) составление рекомендаций по воспитанию детей для родителей;
7) коррекционная работа с детьми и родителями;
8) психологическое просвещение населения по вопросам развития и воспитания детей и подростков;
9) составление рекомендаций (совместно с педагогическими психологами или педагогами) по психолого-педагогической коррекции трудностей в дошкольном и школьном обучении для педагогов и родителей;
Слайд 5Глава II. Основные положения возрастной психологии как теоретической базы консультирования
по проблемам детского развития
Психологический возраст по определению Л.С.Выготского: «новый тип строения
личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». Основными составляющими психологического возраста являются социальная ситуация развития, деятельность ребенка и новообразования в сфере сознания и личности.
Слайд 6Социальная ситуация развития. Каждый возраст характеризуется своей, уникальной ситуацией развития,
т.е. теми единственными и неповторимыми связями и взаимоотношениями ребенка с
взрослым, социальной средой в целом, которые складываются на данном возрастном этапе.
Среди многообразных отношений ребенка, образующих социальную ситуацию развития Выготский выделил «ближайшие и далекие» отношения с обществом. В дальнейшем первые получили конкретизацию в исследованиях генезиса форм общения М.И.Лисиной и ее школы, а вторые – в исследованиях объективного положения ребенка данного возраста в системе общественных отношений (Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева).
В практике консультирования анализ социальной ситуации развития ребенка осуществляется с учетом двух планов отношений:
1) отношения с «общественным взрослым» как представителем социальной роли, социальной функции (врач, воспитатель, учитель и др.), носителем социальных норм и требований, общественных смыслов деятельности;
2) личностные отношения с близкими взрослыми и сверстниками. По-существу, анализ социальной ситуации развития ребенка является исследованием системы взаимоотношений ребенка со значимыми для него людьми. Именно в системе значимых взаимоотношений нужно искать источник трудностей, неблагоприятных тенденций или нарушений развития ребенка.
Слайд 7Деятельность. Психика формируется в деятельности и проявляется в ней. Характер
деятельности, ее структура, виды, иерархия имеют основополагающее значение для понимания
развития ребенка в каждом конкретном случае. В процессе консультирования достигнутый ребенком уровень и особенности строения общения, игровой, предметной и других видов деятельности служат существенными показателями благополучного или отклоняющегося развития. Важную роль играет и сопоставление значимости того или иного вида деятельности ребенка (например, общения со сверстниками) с уровнем развития психологических процессов и качеств (умение сотрудничать с другими детьми).
Слайд 8Возрастные новообразования. В работах Л.С.Выготского были определены центральные психологические новообразования младенческого,
раннего и дошкольного возраста. Д.Б.Эльконин показал, что для каждого возрастного
периода должна существовать своя особая по содержанию система диагностируемых новообразований.
Слайд 9Глава III. Психологическое консультирование в отдельные возрастные периоды детства
3.1
Консультирование родителей по поводу проблем детей раннего возраста
Наиболее часто тревожит
родителей детей раннего возраста запаздывание появления активной речи. Хорошо известно, что ребенок начинает говорить в период от 2 до 3 лет [57; 150]. Активная речь возникает у ребенка как средство ситуативно-делового общения со взрослым [93]. Такая форма общения становится необходимой ребенку в связи с освоением окружающего его предметного мира. Открыв для себя независимое существование предметов, ребенок устремляется к их познанию [115]. Предметно-орудийная деятельность становится ведущей в этом возрастном периоде, обусловливая как познавательное, так и личностное развитие ребенка [183]. В отечественной психологии подчеркивается необходимость участия взрослого человека в освоении ребенком предметного мира, так как окружающие ребенка предметы — это предметы человеческой культуры и не могут быть познаны им самостоятельно. Общением со взрослым опосредована вся познавательная активность ребенка. Слово становится средством такого общения.
Слайд 10Семья с детьми дошкольного возраста строит свои взаимодействия с ориентировкой на особую
чувствительность ребенка к социальным влияниям, характерным для его ближайшего окружения.
Основной формой взаимодействия является паритетное, равноправное, сотрудничество и общение при стимуляции детской самостоятельности и инициативы. Содержание этого общения связано с игровыми и познавательными интересами, пробуждение, формирование и развитие которых становится для родителей одной из доминирующих задач воспитания. Социальное воспитание дает детям первоначальные представления о связях людей друг с другом, о том, что люди дружат, пишут письма, разговаривают по телефону, любят и уважают окружающих, проявляют заботу друг о друге.
В этом возрасте целесообразно познакомить детей с приемами систематического ухода за собственным телом. Малышу необходимо даже еще не понять, а присвоить значимость здорового образа жизни, ценность здоровья как основной составляющей счастливой жизни. Бурно развивается речевая деятельность: с одной стороны, у детей расширяется понимание смысла обращенной к ним речи, понимании стилистических и грамматических конструкций, с другой - обогащаются собственные фонетическая, лексическая и грамматическая функции речи, развивается внутренняя и связная речь, формируется речевое общение. Деятельность детей также претерпевает существенные изменения: она становится более произвольной, целенаправленной и самостоятельной. Все эти качества наиболее полно представлены в ведущей деятельности - в игре, которая превращается из сюжетной в сюжетно-ролевую. Но и продуктивная, и трудовая деятельность также изменяются, ребенок становится полнoпpaвным партнером и взрослому, и сверстнику, который умеет сотрудничать и кооперироваться в процессе выполнения изображений или различных трудовых действий.
3.2 Консультирование семьи с детьми дошкольного возраста
Слайд 11В плане развития познавательной деятельности взрослый должен удовлетворять потребность ребенка
в признании его достижений (не искать промахи и недостатки в
рисунках и поделках, привлекать внимание к красивым сочетаниям цветовых оттенков, к гармонично размещенным изображениям). Взаимодействие взрослого с детьми должно пробуждать и стимулировать возникновение у ребенка образа Я, «Я -позиции», т. е. осознания себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, способствовать формированию познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личнocти (произвольности и самостоятельности, познавательной активности, самосознания и ответственности).
Слайд 12В старшем дошкольном возрасте возникает очень важная составляющая личностного развития
ребенка - соподчинение мотивов,т. е. способность выбирать из множества одновременно
действующих побуждений то, что наиболее важно или существенно, что будет определять его поведение и деятельность. Обязанности по дому, собственные желания, просьба мамы, чувство долга по отношению к больному дедушке, мимолетный порыв - какие свои дела и в какой последовательности выполнит ребенок, вот что означает соподчинение мотивов. Родители и культура семейных отношений во многом определяют его выбор, ему приходится учиться понимать, что важнее - его собственные, часто эгоцентрические интересы или необходимость поступить по совести, пример родителей и близких людей становится основой для детского подражания.
Слайд 13Следует отметить большой процент обращаемости родителей детей младшего школьного возраста за консультацией
в основном по двум причинам: они хотят знать, соответствует ли
уровень развития ребенка возрастным нормам и каковы причины его низкой успеваемости в школе или плохого поведения. Задача специалиста состоит в том, чтобы показать многообразие причин тех трудностей, которые возникают у ребенка, и, самое главное, негативную или пассивную роль самих родителей в сложившейся ситуации. Характерно, что после окончания консультирования родители некоторое время испытывают потребность в повторной встрече со специалистом для конкретизации разработанной программы решения проблемы.
В процессе консультирования семейный социальный педагог, как и психолог, контактирует с родителями несколько раз: в ходе краткой первичной беседы при записи (заполняется карточка семьи), при обстоятельной беседе (это может быть посещение на дому) и в процессе заключительной беседы по результатам изучения проблемы.
Слайд 14При первых встречах с родителями уделяется специальное внимание разъяснению возможных
целей и задач консультирования, у некоторых взрослых складываются неверные представления
и ожидания от консультирования (переоценка объема и сложности данного процесса, прежде всего по времени, установка на получение немедленных результатов). Поэтому важнейшими задачами первых встреч с родителями являются их ориентация в структуре и задачах консультативной работы, формирование установки на совместный и разносторонний анализ возникшей проблемы. Специального разъяснения требует также направление ребенка на консультацию к другим специалистам, необходимо предупреждать родителей о возможных трудностях в процессе коррекции.
Слайд 15Младший школьный возраст - период всплеска родительских запросов на консультацию
у специалиста. В первую очередь он связан с проблемами дезадаптации
ребенка в системе школьного обучения. Причины школьной неуспешности на начальных этапах обучения имеют как биологический, так и социальный характер. К биологическим причинам могут быть отнесены:
- низкий темп психической активности (корковая незрелость);
- дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур);
- вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости или вследствие ослабленности самой вегетативной нервной системы);
- общая вегетативная незрелость;
- нарушения в области функционирования отдельных анализаторов и их межанализаторного взаимодействия (неловкая общая и мелкая ручная моторика, незначительное снижение слуха, нeдoстатки речевого развития и др.);
- хронические болезни и частые простудные заболевания ребенка и, как следствие, его общая соматическая ослабленность.
Слайд 16Беспокойство родителей по поводу проблем обучения ребенка в первом классе
может иметь мнимые и истинные причины:
- мнимые причины неуспешности - повышенная тревога
за перспективы обучения ребенка в школе родителей (или одного из них). Эта тревога связана с его собственным, зачастую негативным опытом посещения общеобразовательного учреждения. Реально у ребенка может отмечаться несколько затянувшаяся фаза адаптационного периода к новому виду деятельности. По данным психологов, используемых в нормативных документах, в течение первых двух месяцев школьного обучения адаптируются лишь 50-60 % учащихся первых классов, еще 30 % - в течение первого полугодия. Но 10-15 % детей испытывают трудности со школьной адаптацией на протяжении всего первого года обучения. В подобной ситуации необходима консультативная работа с родителем, а не с ребенком, иначе его негативное восприятие школы нанесет непоправимый вред ребенку.
Слайд 17- истинные причины школьных неудач, реально связанные с обучением ребенка, необходимо родителям
всесторонне разобраться в проблеме. Консультант должен четко понимать границы собственной
компетентности, ребенка нужно проконсультировать у таких специалистов, как психоневролог, невропатолог, учитель-дефектолог, логопед. Если есть подозрения на трудности, связанные с сенсорной недостаточностью - у профильного специалиста (отоларинголога, сурдопсихолога, сурдопедагога, окулиста, тифлопедагога и др.). Важно объяснить значимость этих консультаций и подготовить к возможным последствиям. Если у ребенка диагностирована, например, умственная отсталость, не стоит успокаивать родителей тем, что в дальнейшем он сможет успешно окончить общеобразовательную школу. Важнее настроить их на сотрудничество со специалистами, действовать необходимо в интересах ребенка. Безусловно, родитель имеет право попытаться обучать ребенка в общеобразовательной школе, в классе коррекционно-развивающего обучения, но пользы от этого ребенок не получит. Общеобразовательная школа не дает проблемному ребенку практических навыков, необходимых для дальнейшей жизни. Она не готовит к трудовой деятельности и, следовательно, не поможет найти собственную нишу в жизнедеятельности социума. Очень часто, намучившись с ребенком, с его домашними заданиями, двойками и прогулами, родители вновь приходят к специалистам в среднем звене школы и просят направить его во вспомогательную школу. Но золотое время уже упущено, а ребенка в голове «каша» из обрывков теоретических знаний, которые ему часто не нужны, а также негативный «багаж» школьного опыта общения со сверстниками и учителями.
Слайд 18Для младшего школьного возраста характерна еще одна проблема - детской самостоятельности. Многие родители на
первых порах стараются помогать ребенку в усвоении программного материала, в
выполнении не только письменных, но и устных заданий. Безусловно, в начале обучения эта помощь может быть оправданна. Но если она затягивается на долгие месяцы, у ребенка вырабатывается привычка ждать родителей с работы, чтобы с ними сесть за уроки. Порой без родителей дети даже не приступают к выполнению домашнего задания, формируется устойчивая зависимость ребенка от родителя. Родитель, который сначала с радостью помогал ребенку, начинает тяготиться этой зависимостью и идет к консультанту с вопросом: как помочь ребенку стать более самостоятельным?.
Слайд 19Проблема самостоятельности возникает не в школьном возрасте, а значительно раньше,
сейчас она лишь проявляется в своем новом качестве. Как и
многие другие проблемы, она является следствием неправильной воспитательной позиции в семье. Родители зачастую не дают возможности ребенку совершить и закрепить жизненно важные находки, связанные с организацией собственного поведения. Ребенка хвалят за то, что он сам одевается, но если он надевает что-либо несоответствующее вкусам или взглядам родителей, ему выговаривают, что «он ужасно вырядился». Ребенка поощряют за самостоятельное выполнение домашнего задания, но тут же указывают на встретившиеся в нем ошибки, зачастую добавляя: «Вот если бы ты меня подождал, я бы проверил ошибки, и ты бы переписал с черновика все правильно, без ошибок». Ребенок, стремящийся к самостоятельности, на первых порах будет совершать ошибки в любых делах, но это не повод запрещать ему экспериментировать с миром вещей или явлений, поступков или отношений. Только постигая свои возможности, границы своих «хочу» и «могу», ребенок овладевает умениями и навыками. Лишь постепенно давая ребенку все больше и больше самостоятельности, можно воспитать личность, способную к самоконтролю и автономии. Расширяя зону самостоятельности собственного ребенка, родители овладевают стратегией воспитания социально ответственного гражданина, а не иждивенца, зависимого, неумелого и личностно незрелого.
Слайд 20Список литературы
https://megalektsii.ru/s7183t4.html
https://revolution.allbest.ru/psychology/00505078_0.html
https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-35/the-development-of-the-age-a-psychological-approach-in-modern-psychology