Слайд 1Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 2Каждый ребенок уникален и развивается по-своему, выбирая свой, собственный путь
и темп развития. Но есть нечто общее, позволяющее дать характеристику
детям. Это – возрастные особенности.
Слайд 3Возраст 5-7 лет - это старший дошкольный возраст. Он является
очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и
личностной.. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни.
Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются её формы и содержание.
Слайд 4Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны
создать до двух тысяч рисунков. Рисунки приобретают сюжетный характер; изображение
человека становится более детализированным и пропорциональным.
Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.
Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластилина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их
Слайд 5Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги
из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в
другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Слайд 6Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность.
Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить
детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Слайд 7Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься
не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин
вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Старшему дошкольнику под силу:
Определять направление (вправо/влево, вперед/назад, вверх/вниз).
Производить счет в пределах 10.
Отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?», «Который?».
Называть и определять прямоугольник, квадрат, треугольник, ромб, круг, овал.
Производить деление круга или квадрата на 2 или 4 равные части.
Слайд 8Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети
могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Для детей
этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Слайд 9Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках,
прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается
на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребенком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени)
Слайд 10Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени
самостоятельности ребенка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи
взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
Слайд 11Планируемые результаты
«Физическое развитие»
Умеют быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдают порядок
в своём шкафу.
Умеют правильно пользоваться столовыми приборами, едят аккуратно, бесшумно
Ходят
и бегают легко, ритмично.
Умеют лазать по гимнастической стенке с изменением темпа.
Выполняют различные виды прыжков.
Владеют школой мяча.
Перестраиваются в колонну по трое, четверо, равняются, размыкаются, выполняют повороты.
Слайд 12«Социально-коммуникативное развитие»
Соблюдают правила дорожного движения (переходить улицу в указанных местах
в соответствии со светофором)
Знают, где работают родители, как важен их
труд для общества.
В повседневной жизни, в играх выражают формы вежливости
Делятся с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями, уточняют источник полученной информации.
Дети решают спорные вопросы и улаживают конфликты с помощью речи: убеждают, доказывают, объясняют.
Участвуют в беседе, аргументировано и доброжелательно оценивают ответ, высказывание сверстника.
Умеют поддержать беседу, высказывают свою точку зрения, согласие или несогласие с кем-то.
Умеют работают коллективно.
Умеют договариваться с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняются правилам.
Умеют разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.
Используют различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии…)
Создают творческую предметно- игровую среду, используя полифункциональный материал, предметы- заместители.
Слайд 13
«Познавательное развитие»
Создают множество (группы предметов) из разных по качеству элементов
(предметов разного размера, цвета, формы, назначения).
Считают (отсчитывают) в пределах 10.
Правильно
пользуются количественным и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечают на вопросы: «Сколько? Который, по счету?»
Уравнивают неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
Сравнивают предметы на глаз (по длине, ширине, высоте; толщине).
Проверяют точность определений путем наложения или приложения.
Размещают предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
Выражают словами местонахождения предмета по отношению к себе, другим предметам.
Ориентируются на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в середине, в углу)
Знают некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон равенство, неравенство сторон).
Называют утро, вечер, ночь, смену частей суток.
Называют текущий день недели.
Слайд 14Могут рассказать о достопримечательности родного края, о замечательных людях, прославивших
свой край.
Могут рассказать о том, в какой стране живут, какой
город столица, могут узнать флаг России, гимн.
Знают название родной станицы.
Классифицируют предметы, определяют материалы, из которых они сделаны.
Могут рассказать о Российской армии, о том кто защищает.
Имеют представления о людях разных профессий: строители, земледельцы, работники транспорта, связи..)
Имеют представления о понятиях: лес, луг, сад, могут различить некоторые деревья, кустарники и травянистых растения.
Рассказывают о домашних животных и их повадках, зависимости от человека.
Рассказывают о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к сезонным изменениям.
Узнают и называют птиц: ласточка, скворец.
Узнают и называют представителей класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) и насекомых (пчела, комар, муха).
Называют времена года, отмечают их особенности.
Слайд 15Устанавливают последовательность различных событий: что было раньше, что позже.
Знают о
предметах, облегчающих труд человека в быту, создающие комфорт.
Умеют сравнивать предметы:
по назначению, цвету, форме, материалу.
Умеют предметы классифицировать (посуда - фарфоровая, стеклянная, керамическая…)
Знают о взаимодействии человека с природой в разное время года.
Знают о значении солнца, воды и воздуха для человека, животных, растений.
Знают чередование частей суток и их некоторых характеристиках.
Создают постройки по рисунку, самостоятельно подбирают необходимый строительный материал.
Планируют этапы создания собственной постройки, находят конструктивные решения.
Анализируют образец постройки.
Называют и различают новые детали: разнообразные по форме и величине пластины, бруски, цилиндры, конусы и др.
Выделяют основные части и характерные детали конструкций.
Слайд 16
«Речевое развитие»
Употребляют в речи существительные, обозначающие предметы бытового окружения, прилагательные,
характеризующими свойства и качества предметов, наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их
отношения к труду.
Подбирают к существительному несколько прилагательные; заменяют слово другим словом со сходным значением.
Употребляют слова в точном соответствии со смыслом.
Определяют место звука в слове.
Различают на слух и отчетливо произносят сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки.
Умеют согласовывать слова в предложениях: сущ. с числительными, прилагательные с существительными
Замечают и исправляют ошибку в ударении в слове.
Умеют образовывать однокоренные слова.
Слайд 17Составляют по образцу простые и сложные предложения.
Составляют по образцу рассказы
по сюжетной картинке, по набору картинок.
Последовательно, без существенных пропусков пересказывают
небольшие литер. произ.
Знают 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
Называют жанр произведения.
Драматизируют небольшие сказки, читают по ролям стихотворения
Называют любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.
Слайд 18«Художественно-эстетическое развитие»
Умеют различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное
декоративное искусство).
Выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет,
колорит, композиция).
Знают особенности изобразительных материалов.
Создают изображения предметов (с натуры, по представлению), сюжетные изображения.
Используют разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
Используют различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
Выполняют узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
Владеют различными способами и приемами рисования различными материалами (карандашами, гуашь, мелки, фломастеры, разнообразные кисти и т.д.)
Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.
Создают небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
Создают изображения по мотивам народных игрушек.
Слайд 19Изображают предметы и создают несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы
вырезывания, обрывания бумаги.
Различают жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня).
Различают жанры
музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
Различают высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
Поют без напряжения, плавно, легким звуком, отчетливо произносят слова, своевременно начинают и заканчивают песню.
Ритмично двигаются в соответствии с характером и динамикой музыки, выполняют танцевальные движения.
Самостоятельно инсценируют содержание песен, хороводом; действуют не подражая друг другу.
Слайд 20Будет ли жизнь и деятельность радостной для ребенка, или наоборот,
омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых. Нужно нести
нашим детям позитивную информацию и стараться во всем служить хорошим примером.