Слайд 1Введение ФГОС.
Основная
образовательная программа
Слайд 2Конституция Российской Федерации
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные
формы образования и самообразования.
Слайд 3Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов
Образовательные
стандарты должны обеспечивать:
единство образовательного пространства Российской Федерации;
преемственность основных
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Слайд 4Закон «Об образовании»
Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты
Федеральные государственные
образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных
программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Слайд 5
Постановление Правительства РФ
от 24.2. 2009 г. N 142 « Об
утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»
Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям.
Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием.
Слайд 6
Этапы разработки ФГОС
2006-2010 годы
Разработка концепций,
методологических основ.
Мониторинги
потребностей
Концепция и
модели мониторинга потребности
личности, общества и
государства в общем
образовании
Концепции, общие подходы
к разработке компонентов ФГОС
и сопровождающих документов
2006г.
Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания
личности гражданина России.
Слайд 72007-
2009г.г.
Разработка ведущих
компонентов ФГОС
(по ступеням
образования)
Требования к структуре
основных образовательных
программ
Требования к результатам
освоения основных
образовательных программ
Требования к
условиям
реализации основных
образовательных программ
Этапы разработки ФГОС
Апробация , обсуждение, экспертиза
Слайд 82007-
2010г.г.
Разработка нормативных и
инструментально-
методических
документов
Базисный учебный план
Планируемые результаты
Программы
развития УУД
Система оценки
Примерные программы по
учебным предметам
Программы
воспитания
Программы внеурочной
деятельности
Этапы разработки ФГОС
Апробация , обсуждение, экспертиза
Слайд 9Разработчики проекта
Российская
Академия
образования
Российская
академия наук
Российская
академия
медицинских
наук
МГУ
АПКиППРО
Институт
развития
образования
Татарстана
ФИРО
ВШЭ
Слайд 10Разработчики – участники апробации – органы управления образованием и образовательные
учреждения
Московская
область
Ярославская
область
Ленинградская
область
Челябинская
область
Республика
Саха (Якутия)
Новосибирская
область
Омская
область
Ямало-Ненецкий
АО
Оренбургская
область
Республика
Татарстан
Ростовская
область
Республика
Дагестан
Калининградская
область
Ставропольский
край
Российская
академия
образования
Слайд 11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П Р И К А
З
«6»__октября ____2009г.№__373__
Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2.Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.
Министр А. Фурсенко
http:\\www.standart.edu.ru; http://www.isiorao.ru
http://www.standart.edu.ru; http://www.isiorao.ru
Слайд 12Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта"
до 31 декабря 2010 года прием на обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения;
прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 30 декабря 2010 года;
обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.
Слайд 132010-11 уч.год
2011-12 уч.год
- обязательное введение ФГОС
- введение ФГОС по мере
готовности
1
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г
И
О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь
1
2012-13 уч.год
2013-14 уч.год
2014-15 уч.год
2016-17 уч.год
2018-19 уч.год
2020-21 уч.год
2017-18 уч.год
2019-20 уч.год
2021-22 уч.год
2015-16
уч.год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
5
2
3
4
5
6
10
2
3
4
5
6
7
10
11
2
3
4
5
6
7
8
10
11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
3
4
5
6
7
2
3
4
5
6
7
8
2
3
4
5
6
7
8
9
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
7
6
8
5
4
9
11
10
8
9
11
10
11
10
9
11
10
11
- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Введение федерального государственного образовательного стандарта
общего образования
Слайд 141. ФГОС начального общего образования - утвержден и введен в
действие с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от
6 октября 2009 г. № 373 ( зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785.) http://isiorao.ru
2.ФГОС основного общего образования – 4 мая 2010 года Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования представлен в Минобрнауки РФ проект Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. http://isiorao.ru
3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве –август 2010 года)
Разработка и введение ФГОС по ступеням образования
Слайд 15
Всероссийский семинар-совещание руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования и
ректоров учреждений дополнительного профессионального педагогического образования субъектов Российской Федерации.
«Организация введения
федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования»
2-3 февраля 2010 г.
Минобрнауки, РАО, ФИРО, ИСИО РАО.
Г. Москва
Слайд 16Для обеспечения введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования необходимо:
создать нормативную правовую базу введения и реализации ФГОС;
создать
финансово-экономическое обеспечение введения и реализации ФГОС;
сформировать кадровый потенциал введения и реализации ФГОС;
создать материально-техническое обеспечение введения и реализации ФГОС;
обеспечить информационное сопровождение введения и реализации ФГОС;
организационно обеспечить введение ФГОС.
Слайд 17Для введения ФГОС могут быть созданы координационные органы, призванные обеспечить
нормативно-правовое, организационное, кадровое, научно-методическое и информационное сопровождение.
Такие координационные органы могут
быть созданы:
на федеральном уровне (федеральный совет по ФГОС, федеральный оператор введения ФГОС и др.);
на уровне субъектов Российской Федерации (региональный координационный совет, региональный координационный центр и др.);
на местном уровне (муниципальный координационный совет, муниципальный координационный центр и др.).
Слайд 19Мероприятия по обеспечению введения ФГОС НОО Федеральный уровень
Разработка примерной
основной образовательной программы начального общего образования.
Подготовка инструктивно-методического письма о
порядке введения ФГОСНОО.
Внесение изменений в порядок проведения экспертизы учебников и административный регламент по утверждению федеральных перечней учебников на основе расширения предмета экспертизы учебников – соответствие ФГОС и ГОС.
Разработка Федеральных требования в части охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Утверждение федерального перечня учебников под ФГОС начального общего образования .
Внесение изменений в методику формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования.
Внесение изменений в методику формирования системы оплаты и стимулирования труда в образовательных учреждениях
Разработка рекомендаций по обновлению содержания повышения квалификации педагогических работников и руководителей системы образования с учетом ФГОС .
Разработка примерных дополнительных профессиональных образовательных программ, ориентированных на повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений по вопросам введения ФГОС.
Подготовка тьюторов, обеспечивающих повышения квалификации педагогических работников по проблемам ФГОС
Разработка Федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса
февраль 2010
март 2010 г.
март 2010 г.
апрель 2010 г.
декабрь 2010 г.
сентябрь 2010 г.
сентябрь 2010 г.
сентябрь 2010 г.
сентябрь 2010 г.
январь-июнь 2011 г.
Июнь 2010 г.
Слайд 20Институциональный уровень
Создание нормативного обеспечения введения ФГОС
Разработка на основе примерной основной
образовательной программы начального общего образования основной образовательной программы начального общего
образования образовательного учреждения и утверждение данной программы.
Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечении е и др.).
Разработка и утверждение плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении.
Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования
Слайд 21Создание кадрового обеспечения введения ФГОС
Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации
педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением
ФГОС.
Разработка (корректировка) плана научно-методических семинаров (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС начального общего образования
Приведение в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения
( Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г.№ 593.)
Приказ № 209 от
24 марта 2010 г.
«О порядке
аттестации
педагогических
Работников
государственных
и муниципальных
образовательных
учреждений».
Слайд 22Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС
Разработка (внесение изменений) локальных актов,
регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе
стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования.
Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.
Слайд 23Создание организационного обеспечения введения ФГОС
Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного
процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС общего
образования
Реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности
Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС общего образования
Привлечение органов государственно-общественного управления образовательным учреждением к проектированию основной образовательной программы начального общего образования
Слайд 24Создание информационного обеспечения введения ФГОС
Организация изучения общественного мнения по
вопросам введения новых Стандартов и внесения возможных дополнений в содержание
основной образовательной программы начального общего образования
разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения
Слайд 25Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС
Разработка локальных актов, устанавливающих требования
к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований
к минимальной оснащенности учебного процесса. (например, положений о культурно-досуговом центре, инфрмационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, об учебном кабинете и др.) .
Анализ материально-технических и учебно-материальных ресурсов на соответствие ФГОС,
Разработка совместно с учредителем планов-графиков модернизации материально-технической, учебно-материальной и информационной базы ОУ.
Слайд 26пример : Пакет локальных актов, регулирующих организационно-управленческие механизмы введения стандартов:
Переработать:
Положение
о приеме в ОУ;
Должностная инструкция учителя начальных классов;
Положение о
внутришкольном контроле результатов деятельности ОУ;
Должностная инструкция психолога;
Должностная инструкция классного руководителя
Разработать:
Положение о Совете по введению ФГОС общего образования
Слайд 27Пакет локальных актов, регулирующих финансово-экономические проблемы введения стандартов:
Переработать:
Положение о
порядке установления доплат и надбавок работникам ОУ,
находящимся на бюджетном финансировании
Слайд 28
Пакет локальных актов, регулирующих методические проблемы введения стандартов:
Переработать:
Положение о правах
и обязанностях руководителей МО;
Разработать:
Положение о показателях эффективности деятельности
МО начальной школы в соответствии с ФГОС
Слайд 29
Пакет локальных актов, регулирующих изменения в образовательном процессе в соответствии
с ФГОС:
Переработать:
Положение об итоговой аттестации учащихся 4-х классов;
Положение о промежуточных
видах контроля качества знаний в начальной школе;
Положение о порядке экспертизы, утверждения и хранения материалов промежуточной и итоговой аттестации ОУ
Разработать:
Положение о внеурочной деятельности в ОУ;
Положение о рабочей программе
Слайд 30Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС:
разработана и утверждена основная
образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;
нормативная база образовательного учреждения
приведена в соответствие с требованиями ФГОС;
приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
Разработан и реализуется план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС,
разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;
определена оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;
осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Слайд 31Система введения и реализации фгос
Концепция
духовно-
нравственного
воспитания
Запросы
личности,
семьи,
общества и
государства
Фундаментальное
ядро содержания
образования
Требования к результатам, требования
к структуре программ,
требования к условиям
Цели,
ценности,
задачи
БУП
Система
оценки
Примерные
программы
Образовательный процесс
Примерная основная образовательная программа
Основная образовательная программа ОУ
Цели,
ценности,
задачи
Учебный
план
Рабочие
программы,
модули, курсы
Система
оценки
Слайд 32Ведущий документ ФГОС НОО – основная образовательная программа
Слайд 33Закон РФ «Об образовании»
Ст.9 Образовательные программы
Образовательная программа
определяет содержание
образования определенных уровня и направленности
Образовательные программы:
1) общеобразовательная
(основная и дополнительная)
2) профессиональная (основная и дополнительная)
Основная общеобразовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ
К основным общеобразовательным относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
Слайд 34Закон РФ «Об образовании»
Ст.14, 29 Образовательная программа
Основная образовательная
программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно
Основная
образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ
Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов
Разработка примерных основных образовательных программ обеспечивается уполномоченными федеральными государственными органами
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей)
Слайд 35От ФГОС к основной образовательной программе образовательного учреждения
ФГОС НОО
Примерная основная
образовательная
программа начального
общего образования
Основная образовательная программа
образовательного учреждения
Федеральный уровень
Участие
региона
Уровень
образовательного
учреждения
Основная образовательная программа ОУ разрабатывается самостоятельно
Слайд 36ФГОС НОО
Требования к структуре основной образовательной программы
Основная образовательная программа начального
общего образования должна содержать следующие разделы:
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися
основной образовательной программы начального общего образования;
учебный план начального общего образования;
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов;
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
программа коррекционной работы;
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 37
Основная образовательная программа направлена на достижение планируемых результатов образования
Нормативное и
инструментально-технологическое сопровождение
Слайд 38Основная образовательная программа НОО:
определяет содержание и организацию образовательного процесса на
ступени начального общего образования
направлена на:
формирование общей культуры, духовно-нравственное,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся,
создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность,
развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Слайд 39Основная образовательная программа НОО:
Программа деятельности ОУ по реализации требований к
результатам освоения основной образовательной программы
базирующаяся на:
системно-деятельностном подходе, как методологической
основе;
определении научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра;
трактовке воспитания как важнейшей составной части и личностного результата освоения программы;
инновационной системе организации образовательного процесса через новую структуру базисного учебного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.
Слайд 40Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа должна обеспечивать :
достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования каждым обучающимся,
в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.
Слайд 41Содержание Примерной основной образовательной программы НОО
РАЗДЕЛ 1 Пояснительная записка должна раскрывать:
цели
реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии
с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения;
общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 42Пояснительная записка:
отражает:
особенности первой ступени общего образования как фундамента
всего последующего обучения
характерные для младшего школьного возраста центральные психологические
новообразования, формируемые на данной ступени образования
В программе ОУ: часть, формируемая участниками образовательного процесса:
конкретизирует цели реализации основной образовательной программы на основе согласованных потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и других участников образовательного процесса
уточняет принципы и подходы к формированию основной образовательной программы с учетом особенностей ОУ и на основе согласованных позиций участников образовательного процесса
Слайд 43РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального
общего образования
Планируемые результаты - система обобщенных личностно-ориентированных целей образования,
обеспечивают
связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования,
являются содержательной и критериальной основой для разработки учебных программ и учебно-методической литературы, системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы
Слайд 44
место и роль планируемых результатов
Требования
к личностным
результатам
Требования
к предметным
результатам
Требования
к метапредметным
результатам
Требования к
результатам освоения основных
образовательных
программ - конкретизированные
и операционализированные цели образования.
цели образования
(развитие личности как основная цель и смысл образования)
Структура требований
к результатам
планируемые результаты освоения основных образовательных программ
«компетентности к обновлению компетенций».
Слайд 45Место и роль планируемых результатов
Цели образования
ФГОС: Требования к
результатам (опреационализированные
цели)
Планируемые результаты
(опреационализированные требования
к результатам, критерии оценки)
Образовательный процесс
Система
оценки
(регулирующая,
ориентирующая
на достижение
планируемых
Результатов)
Слайд 46В соответствии с системно-деятельностным подходом:
содержание планируемых результатов описывает и
характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно
решать учебные и учебно-практические задачи:
- направленные на отработку теоретических моделей и понятий,
- максимально, по возможности, приближенные к реальным жизненным ситуациям.
система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, – преломленными через специфику содержания того или иного предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса.
особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, служащий основой для последующего обучения.
Слайд 47В программе ОУ: часть, формируемая участниками образовательного процесса
дальнейшее уточнение и
конкретизация
передает специфику образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении
является содержательной
и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, системы оценки деятельности обучающихся, учителей, ОУ
Слайд 48Планируемые результаты:
начальная школа
Планируемые результаты освоения сквозных программ:
Программа формирования
универсальных учебных
действий
Чтение и работа с информацией
Планируемые результаты освоения учебных программ:
Русский язык
Литературное
чтение
Иностранный язык (английский)
Математика
Окружающий мир
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура
Слайд 49РАЗДЕЛ 3 Базисный учебный план начального общего образования
Базисный учебный план
- основа для разработки учебного плана образовательного учреждения
Не является нормативным
документом
Базисный учебный план состоит из двух частей:
обязательной части
части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность
В базисном учебном плане отражаются основные показатели :
состав учебных предметов;
недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;
направления внеурочной деятельности.
Количество учебных занятий
за 4 учебных года не может составлять
менее 2904 часов и более 3210 часов.
Слайд 50Базисный учебный план
внешний ограничитель, определяющий общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса;
основной механизм реализации основной образовательной программы.
Слайд 51Обязательные предметные области
Филология
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий
мир)
Основы
духовно-
нравственной
культуры
народов России
Искусство
Технология
Физическая
культура
Три варианта базисного учебного плана:
вариант 1 - для ОУ, в которых обучение ведется на русском языке;
вариант 2 - для ОУ, в которых обучение ведется на русском языке, но также изучается один из языков народов России;
вариант 3 - для ОУ, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке,
Слайд 52В программе ОУ: Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного
процесса,
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной
нагрузки может быть использовано на:
увеличение учебных часов на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, запросы участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные.
В данную часть входит и внеурочная деятельность.
Слайд 53Внеурочная деятельность:
формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей;
Формы
организации, отличны от урочной системы обучения (экскурсии, кружки, секции, круглые
столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.).
Могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Для развития потенциала одаренных и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей индивидуальные учебные планы.
Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов программ должно сопровождаться тьюторской поддержкой.
Слайд 54Виды внеурочной деятельности:
игровая;
познавательная;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально
преобразующая добровольческая деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Слайд 55Уровни воспитательных результатов:
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Слайд 56Методический конструктор внеурочной деятельности
Слайд 57Базисный учебный план
Обязательная часть
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Внеурочная деятельность
по
направлениям (10 ч/нед)
спортивно-оздоровительная
художественно-эстетическая
научно-познавательная
военно-патриотическая
общественно-полезная
проектная
4 варианта
Слайд 58Вопросы:
вопрос 1.Каким образом будет определено финансирование часов на внеурочную
деятельность (из каких бюджетов, ресурсов школы или как-то по-другому)?
Ответ:
Внеурочная
деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, в этом случае механизм финансирования ее реализации определяется ФЗ «Об образовании».
ФЗ «Об образовании», ст.29
1. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся:
П. 6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.»
Таким образом, финансирование часов на внеурочную деятельность относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Слайд 59Вопрос 2
Согласно БУП на внеурочную деятельность определено 10 часов в
каждом классе по 5 направлениям. Эти десять часов определены на
один класс или на все классы параллели,например, на все первые классы, которые есть в школе?
Ответ 2
БУП не является нормативным документом, а имеет рекомендательный характер.
При формировании программ введения ФГОС следует руководствоваться приказом Минобрнауки №373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приложение к приказу, ст. 19.3.
«Учебный план начального общего образования.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов».
Здесь указаны 1350 часов за 4 года обучения для каждого ученика. Каждый обучающийся имеет право до 10 часов в неделю заниматься внеурочной деятельностью. ОУ самостоятельно решает, как распределять эти часы по годам обучения, как должны быть сформированы группы и т.д.
Слайд 60РАЗДЕЛ 4 Примерная программа формирования универсальных учебных действий
Примерная программа формирования
универсальных учебных действий для начального общего образования:
устанавливает ценностные ориентиры
начального образования;
определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;
выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Виды универсальных учебных действий. соответствующие ключевым целям общего образования:
личностные, регулятивные,
познавательные, коммуникативные.
Слайд 61уточняет характеристики и
типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных
универсальных учебных действий
В программе ОУ: Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Слайд 62Программа формирования УУД
Личностные
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
смыслообразование
(мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение
моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
Регулятивные
управление своей деятельностью
контроль и коррекция
инициативность и самостоятельность
Познавательные
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символичес-ких средств, общих схем решения
выполнение логических операций
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие
Коммуникативные
речевая деятельность
навыки сотрудничества
Слайд 63РАЗДЕЛ 5. Примерные программы учебных предметов, курсов
программы обеспечивают:
достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы
В программах представлены:
не только содержание, но
и виды учебной деятельности,
Слайд 64Формирование содержания образования
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
Обобщенные запросы и ожидания
личности, общества, государства
Обобщенные требования
к результатам
Слайд 65
В программе ОУ: часть, формируемая участниками образовательного процесса
служат ориентиром для разработчиков соответствующих рабочих и авторских программ,
позволяют
на их основе:
определять акценты в реализации конкретных приоритетных содержательных линий,
реализовывать этнокультурные традиции,
включать дополнительные доступные обучающимся технико-технологические приемы, виды работ на основе одного из предложенных содержательных вариантов тематического планирования или составления собственного.
Примерные программы учебных предметов:
Слайд 66Все предметы
начальной школы,
2 части
Примерные программы учебных
предметов
Слайд 67РАЗДЕЛ 6 Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
является ориентиром
для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы
Структура:
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания
Слайд 68В программе ОУ: часть, формируемая участниками образовательного процесса
интегрирует традиции
и особенности воспитательной системы образовательного учреждения, «школьный уклад»
формирует целостную
образовательную среду, включающей урочную и внеурочную деятельность, учитывает историко-культурную, этническую региональную специфику
Слайд 69РАЗДЕЛ 7
Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни
комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм
поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
содержит базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни
В программе ОУ: часть, формируемая участниками образовательного процесса
расширяет и дополняет базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни с учетом специфики ОУ
Слайд 70РАЗДЕЛ 8 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Внешняя оценка:
-аккредитация ОУ
-аттестация кадров
-мониторинги
Итоговая
оценка достижений обучающихся: накопленная текущая
оценка, оценка за итоговую работу
(стандартизированные письменные
и устные работы) , оценка за выполнение проекта
Внутренняя оценка:
администрация ОУ,
учитель, ученик, родители,
Накопленная оценка
(портфолио)
Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность
Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода
Слайд 71Ключевые особенности системы оценки в отличие от стандартов первого поколения:
переход к новым методологическим основам системы оценки достижения результатов
образования - от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективной деятельности всех участников образовательного процесса.
оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
оценка способности решать учебно-практические задачи;
сочетание внутренней и внешней оценки
комплексный подход: использование
стандартизированных работ (устных, письменных);
нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.
уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
накопительная система оценки индивидуальных достижений;
использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;
интерпретация результатов на основе контекстной информации
Слайд 72Овладение системой учебных действий
с изучаемым учебным материалом
Деятельностная парадигма образования:
планируемые результаты
и система оценки
Способность к решению
учебно-познавательных и
учебно-практических задач
Оценивается
Реализуется
Слайд 73Результаты освоения основной
образовательной программы НОО
Результаты,
подлежащие
аттестации
Результаты,
не подлежащие
аттестации
научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и
информационных системах;
умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности;
коммуникативные и информационные умения;
умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
способность к контролю и самоконтролю;
способность к творческому решению учебных и практических задач.
ценностные ориентации выпускника
характеристика социальных чувств;
индивидуальные психологические характеристики личности
эти результаты выявляются
в ходе мониторинговых исследований
Слайд 74Часть, формируемая участниками образовательного процесса
предусматривает использование разнообразных, взаимно дополняющих
друг друга, методов и форм оценки
обеспечивает оценку планируемых результатов
освоения основной образовательной программы в части, формируемой участниками образовательного процесса
Слайд 75Оценка достижения планируемых
результатов: начальная школа
ЧАСТЬ 1
Особенности системы оценки достижения планируемых
результатов
Измерительные материалы для итоговой оценки
Общие подходы
Русский язык
Математика
Итоговые комплексные работы на
межпредметной основе
Литературное чтение
Технология
Физическая культура
ЧАСТЬ 2
Иностранный язык (английский)
Окружающий мир
Изобразительное искусство
Музыка
ЧАСТЬ 3
Слайд 76Портрет выпускника
дошкольник - начальная школа
деятельный и активный
креативный
любознательный
инициативный
открытый внешнему миру,
доброжелательный
и отзывчивый
положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах
коммуника-
тивность
навыки самоорганизации и здорового образа жизни
исследова-
тельский
интерес
саморегуляция
ответственность
чувство собственного
достоинства
уважительное отношение к окружающим,
к иной точке зрения
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Слайд 77Контакты:
Координатор проекта
Любовь Николаевна Феденко
l
nfedenko@mail.ru
8-(499)-245-78-15
Обсуждение документов на сайтах:
www.standart.edu.ru
http://fgos.isiorao.ru
Спасибо за внимание!