Слайд 1Введение в детскую терапию (по К. Бремс)
(Процессы развития ребенка. Самое
необходимое, в чем нужно ориентироваться в работе с детьми)
Слайд 2Какую основную потребность ребенок удовлетворяет в терапевтическом
кабинете?
Слайд 3 «Часто дети, которые направляются на терапию, не знают, что такое
безопасность в повседневной жизни»
[Бремс К., 2002, С. 16].
Слайд 4Контекст развития в детской психотерапии
«В психотерапии упор делается на детское
развитие мы хотим помочь ребенку вернуться к траектории нормального
развития»
[Бремс К., 2002, С. 81].
Слайд 5Что такое «нормальное развитие»?
Развитие. Термин развитие указывает на изменения, которые
со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека
в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.
Слайд 6Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и
закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
Знания в области
детской психологии необходимы для решения проблем обучения и воспитания: определение содержания и методов учебно-воспитательной работы, осуществление индивидуального подхода к учащимся, создание основ для разработки коррекционных программ.
Предметом является изучений условий движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (волевых, познавательных, эмоциональных), а также различных видов деятельности ребенка, формирование качеств личности, возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Слайд 8Факторы развития ребенка
Факторы развития ребенка
(по К. Бремс)
Биологические
Психологические
Культурные
Факторы внешнего воздействия
Теория
конвергенции Штерна
Слайд 9Биологические факторы развития
Телесные возрастные изменения (бурный рост, пубертат)
Обусловленные социальными причинами
(хроническое недоедание)
Травмы (сотрясение мозга)
Слайд 10Психологические факторы развития
Закономерные в определенные возрастные периоды (сензитивные периоды, кризисы
развития)
Обусловленные историческими обстоятельствами
Внезапные (смерть родителей)
Типичные проблемы возраста
1-2 года – упрямство
2-5
лет – непослушание
5-6 лет – ложь
Подростки – застенчивость
Слайд 11определенной социальной ситуацией развития — той конкретной формой отношений, в
которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;
ведущим типом
деятельности;
основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности).
Каждый возраст или период характеризуется следующими главными показателями:
Слайд 14Возрастные кризисы развития
Кризис – закономерный и необходимый этап в жизни
ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит
переход на качественно новый этап.
Слайд 15Возрастные кризисы
(Л.С. Выготский)
Слайд 21Эгоценризм
Эгоцентризм [лат. egō — я + centrum — центр] —
характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в
неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции. В отличии от эгоизма, термин эгоцентризм не несет моральной нагрузки.
Слайд 22Стадии нравственного развития ребенка (Ж. Пиаже).
Стадия
«морального
принуждения»
«Мораль
кооперации»
Нравственность – внутренние, духовные
качества, которыми руководствуется человек, этические нормы и правила поведения, определяемые
этими качествами.
Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Слайд 23Культурные факторы развития
Социальные факторы, связанные с возрастом (ребенок идет в
школу)
Исторически обусловленные социальные особенности (раннее знакомство с алкоголем влияет на
интеллектуальное развитие и поведение; рождение и проживание в гетто и т.д.)
Слайд 24Факторы внешнего воздействия
Факторы, над которыми индивид не имеет контроля
Слайд 25Терапевтические подходы в работе с детьми
Психодинамический подход
Бихевиоральная терапия
Терапия от-реагиования
Клиент-центрированная (гуманистическая)
терапия (теория отношений)
Слайд 26Психодинамический подход
в терапии (Мелани Кляйн, Анна Фрейд)
Конфликтная модель в патологии
(конфликтные отношения между одним или более аспектами личности ребенка)
Игра интерпретируется
в контексте конфликта ребенка
Слайд 27Бихевиоральная терапия
(Дж. Уотсон, Э. Торндайк.
Б.Ф. Скиннер, А. Бандура)
Игра
– побочный продукт детской терапии
Фобия –результат классического обуславливания или социального
научения
Слайд 28Терапия от-реагиования
(Дэвид Леви , Гов Хембридж)
Модель катарсиса (основное значение
приписывается освобождению от напряжения, вызванного подавляемыми эмоциями, путем проигрывания конфликтной
ситуации).
Слайд 29Клиент-центрированная (гуманистическая) терапия (теория отношений) (Г. Лендретт, В. Экслайн)
Модель освобождения
от патологии – модель развития. Терапевт верит, что ребенок имеет
внутреннее стремление к психическому здоровью.
Цель данного подхода – не столько понимание, сколько самоактуализация и самопринятие. Ребенок должен понять, кто он есть или кем он хочет быть, и принять свой выбор
Слайд 30СТАДИИ ТЕРАПИИ
Воспроизведение.
Реконструкция в игре.
Повторное переживание.
Разрешение.