Слайд 1Дисциплина : финансы
тема 9: бюджетный процесс в РФ
доцент Гужов
В.Ю.
Москва 2009
АТиСО
Кафедра финансы и кредит
Слайд 2Общетеоретические вопросы
бюджетного процесса
Термин«процесс»(лат.processus-продвижение
Бюджетный процесс характеризуется :
- последовательной сменой стадий развития бюджета; -регулированием нормами права; -циклическим характером; -сменой прав и обязанностей участников бюджетного процесса.
Слайд 3Нормы бюджетного права определяют:
Состав участников каждой стадии и процедуры;
Виды необходимых
действий каждого из участников на каждой стадии в каждой процедуре;
Организационную
форму каждого действия;
Слайд 4
Обязательную последовательность действий участников БП;
Права и обязанности участников
БП;
Порядок принятия решений.
Слайд 5Бюджетный процесс :
Урегулированная нормами права деятельность законодательных (пред –ставительных) органов
государственной власти и местного самоуправления по : -составлению проекта
бюджета; -его рассмотрению и утверждению; -исполнению; -составлению ,рассмотрению и утверждению отчета об исполнении.
Слайд 6Стадии бюджетного процесса:
Составление проекта бюджета;
Рассмотрение и утверждение;
Исполнение;
Составление отчета об исполнении,
его рассмотрение и утверждение.
Слайд 7
Последовательность стадий БП составляет бюджетный цикл.
Период, в течении
которого действует бюджет, считается бюджетным (финансовым) годом.
Слайд 8Принципы бюджетного процесса
Ежегодности
Облечения бюджета в форму правового акта
Еденства
Плановости
Полноты бюджета
Достоверности
Наглядности
Слайд 9
Публичности и гласности
Контроля
Разграничения компетенции между представительными и
исполнительными органами власти
Слайд 10 Организация бюджетного процесса
в РФ
Нормативно-правовая основа;
Участники бюджетного процесса
Стадии бюджетного
процесса, их содержание
Слайд 11Нормативно-правовая основа
бюджетного процесса в РФ
Конституция РФ
Бюджетный, Налоговый кодексы
Федеральные законы,
регулирующие отдельные вопросы бюджетного процесса
Бюджетное законодательство субъектов РФ
Слайд 12
Решения представительных органов местного самоуправления
Слайд 13Конституция РФ
Определяет федеративное устройство РФ
Определяет общие основы разграничения полномочий в
бюджетной сфере :
-Президента РФ; -законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти; -органов местного самоуправления.
Слайд 14Бюджетный и налоговый кодексы
определяют :
Основы организации бюджетного процесса на всех
уровнях БС РФ;
Принципы организации и функционирования БС РФ;
Компетенцию участников бюджетного
процесса;
Основы составления, рассмотрения, утверж- дения и исполнения бюджетов;
Слайд 15
Формирование доходов и осуществление расходов;
Бюджетную классификацию;
Установление форм бюджетной
документации и отчетности;
Санкции за нарушение бюджетного законодательства;
Организацию бюджетного учета и
отчетности.
Слайд 16Бюджетное законодательство
субъектов РФ
Регламентирует составление, рассмотрение, утверждение и исполнение региональных бюджетов
Слайд 17Решения представительных органов
местного самоуправления
Регулируют бюджетный процесс на местном уровне.
Слайд 18Участники бюджетного процесса
Президент РФ
Органы законодательной(представительной) государственной власти
Органы исполнительной государственной власти
Органы
местного самоуправления
Органы- администраторы доходов
Слайд 19
Органы денежно-кредитного регулирования- Центральный банк РФ
Кредитные организации, осуществляющие
операции с бюджетными средствами
Органы государственного и муниципального финансового контроля
Главные распорядители
и распорядители бюджетных средств
Другие субъекты на которых возложены бюджетные полномочия
Слайд 20Президент РФ :
Инициирует бюджетный процесс в РФ направляя ежегодное Бюджетное
послание Федеральному Собранию, в котором опреде- ляются приоритеты бюджетно-налоговой политики
на планируемый бюджетный год
Подписывает и обнародует финансовые законы, в т.ч. закон о федеральном бюджете
Обладает правом законодательной иници- ативы по бюджетным вопросам
Слайд 21
Обладает правом «вето» на финансовые законы, в т.ч.
на закон о федеральном бюджете
Подписывает закон об утверждении отчета об
исполнении федерального бюджета
Слайд 22Законодательные(представительные) органы гос. власти, представительные органы местного самоуправления
Рассматривают законопроект о
соответствующем бюджете, утверждают его
Утверждают отчет об исполнении бюджета
Осуществляют последующий контроль
за исполнением бюджета
Формируют специальные органы финансового контроля
Слайд 23Органы исполнительной власти,
органы местного самоуправления
Составляют проекты бюджетов
Вносят проекты бюджетов, в
комплекте с соответствующими документами на утверждение в законодательные(представи- телные) органы,
представительные органы местного самоуправления
Исполняют бюджеты
Осуществляют ведомственный контроль за исполнением бюджета
Слайд 24
Составляют отчет об исполнении бюджета, представляют его на
утверждение законодательным и представительным органам
Слайд 25Банк России
Совместно с Правительством РФ разраба- тывает основные направления
денежно- кредитной политики, осуществляет её
Обслуживает счета бюджетов
Выполняет функцию
финансового агента Правительства РФ
Слайд 26Органы государственного и муниципального финансового контроля
Контроль за исполнением бюджетов, бюд-
жетов гос. внебюджетных фондов
Экспертиза проектов бюджетов, гос. целевых программ
Экспертиза нормативно-правовых
актов бюджетного законодательства
Слайд 27Главные распорядители и распорядители
бюджетных средств
Главн. распорядитель бюджетных средств- орган гос.
власти, местн. самоуправления имеющий право распределять бюджетные средства по распорядителям
и получателям бюджетных средств
Распорядитель бюджетных средств- орган гос. власти, местн. самоуправления имеющий право распределять бюджетные средства по получателям бюджетных средств.
Слайд 28
Участвуют в бюджетном процессе на стадиях составления,
исполнения, составления отчета об исполнении бюджета
Главные распорядители, на стадии испол-
нения, составляют бюджетную роспись
Слайд 29Составление проектов бюджетов
Исключительная прерогатива :
–Правительства РФ –органов исполнительной власти субъектов РФ -органов местного самоуправления
Непосредственное составление осуществляет –Минфин РФ –фин. органы субъектов РФ -фин. органы местного самоуправления
Слайд 30Исходные документы для составления проекта бюджета :
Бюджетное послание Президента РФ
Прогноз
социально-экономического развития
Прогноз сводного финансового баланса
План развития госсектора экономики соответствующей территории
Слайд 31Исходные макроэкономические
показатели :
Объем ВВП
Темпы роста ВВП
Темпы инфляции
Слайд 32Стадии разработки проекта бюджета :
Подготовительная
Конкретно-адресная
Слайд 33Этапы формирования проекта бюджета :
Первый :
Разработка плана-прогноза функционирова- ния
экономики
Разработка Минфином РФ основных характеристик федерального бюджета:
-распределение расходов в соотв. с функ- циональной классификацией -расчет основных доходов и расходов на среднесрочную перспективу
-распределение предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификацией -по получателям бюджетных средств -разработка структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сферы -формирование Минэкономразвития перечня федеральных целевых программ -согласование объема финансирования ФЦП
Слайд 35
Направление Минфином в двухнедельный срок :
-бюджетных проектировок органам исполнительной власти для распределения бюджетных средств по бюджетополучателям; -уведомления органов исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений на предстоящий год и среднесрочную перспективу.
Слайд 36
Второй этап
Распределение предельных объемов бюджетного финансирования в
соответствии с функциональной, экономической и ведомственной классификациями расходов;
Минэкономразвития РФ
: -формирует перечень федеральных целевых программ -согласовывает объёмы их финансирования на предстоящий год и среднесрочную перспективу
Слайд 37
Завершение разработки и согласования федеральными органами исполнительной власти
проекта федерального бюджета не позднее 15 июля текущего года.
Правительство РФ
-рассматривает прогнозы, проект федерального бюджета, др. обязательные документы; -после их одобрения вносит в Госдуму РФ не позднее 26 августа.
Слайд 38Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
Относится к исключительной компетенции законодательных (представительных)
органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления.
На этой стадии
законодат. и представит. органы реализуют своё право бюджетной инициативы (право вносить изменения в проект бюджета, предлагать проекты законов касающихся бюджетной сферы).
Слайд 39Госдума РФ
Рассматривает проект закона о федеральном бюджете в трёх чтениях.
Совет
ГД РФ утверждает комитеты, ответственные за разделы расходов- по каждому
не менее двух (один из них- комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам).
Слайд 40
Совет ГД РФ направляет полученный законопроект о бюджете
в комитет по бюджету;
Комитет по бюджету готовит заключение по законопроекту
о бюджете;
Совет ГД РФ на основе заключения по законопроекту принимает решение : -принять законопроект к рассмотрению; -вернуть в Правительство на доработку.
Слайд 41
После принятия к рассмотрению в
ГД РФ начинаются процедуры бюджетных чтений.
Слайд 42Первое чтение
В первом чтении обсуждаются :
Концепция проекта федерального бюджета;
Прогноз
социально-экономического развития РФ;
Основные направления бюджетно- налоговой политики РФ;
Слайд 43
Принципы и расчеты во взаимоот- ношениях ФБ и
БСФ;
Проект программы внешних заимст- вований ;
Предоставление кредитов иностранным государствам;
Слайд 44
Основные характеристики ФБ :
-доходы по группам, подгруппам,
статьям; -распределение федеральных доходов между ФБ и БСРФ; -дефицит ФБ, источники покрытия; -общий объем расходов ФБ.
имеет права увеличивать доходы и дефицит ФБ без согласования с
Правительством РФ;
В случае отклонения проекта ФБ в первом чтении ГД РФ может: -передать в согласительную комиссию; -вернуть в Правительство на доработку;
Слайд 46-Поставить вопрос о доверии
Правительству РФ
Слайд 47Второе чтение
Утверждаются расходы ФБ по разделам функциональной классификации (в пределах
утверж- денных в первом чтении);
Утверждается размер Федерального фонда финансовой поддержки
СРФ.
Слайд 48
Во втором чтении ГД РФ может :
-утвердить проект ФБ;
-отклонить и передать в согласительную комиссию ;
Слайд 49Третье чтение
На рассмотрение проекта ФБ в третьем чтении отводится 25
дней.
Участники бюджетного процесса обладающие правом законодательной инициативы направляют поправки в
Комитет по бюджету (рассматриваются в течение 10 дней).
Слайд 50В третьем чтении ГД РФ
рассматривает :
Расходы ФБ :
-по подразделам функциональной классификации; -по уровням ведомственной классификации; -по федеральным целевым программам; -по федеральной адресной инвестиционной программе;
Слайд 51
Перечень защищенных статей ФБ (не подлежащих сокращению);
Программу
государственных гарантий;
Программу внешних займов и кредитов по каждому виду;
Поквартальное распределение
доходов, расходов, дефицита ФБ.
Слайд 52
Проект закона о ФБ ставится на голосование в
целом;
Закон о ФБ передается на рассмотрение в Совет Федерации.
Слайд 53Совет Федерации рассматривает
закон о ФБ в течение 14 дней.
После рассмотрения и утверждения закона о ФБ в целом СФ
направляет его Президенту РФ для подписания и обнародования, после чего, закон о ФБ становится действующим.
Слайд 54Исполнение бюджета
Принципы исполнения бюджета :
-единство кассы;
-обеспечение расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.
Ст. 215 БК РФ устанавливает казначейское исполнение всех бюджетов в РФ.
Слайд 55Основные функции Федерального казначейства
Организация исполнения ФБ;
Контроль за его исполнением;
Исполнение внебюджетных
фондов;
Управление и обслуживание госдолга
Осуществление бюджетного учета и отчетности.
Слайд 56Составление и утверждение отчета
об исполнении ФБ
Подготовка осуществляется Минфином РФ на
основе материалов Федерального казначейства;
Проверка осуществляется Счетной палатой РФ
Рассматривает и
утверждает Федеральное Собрание РФ.