Слайд 1Социальная антропология Индии
Слайд 2Особенности развития Индии
Влияние колониальной эпохи (государственный язык, границы, система управления).
Образование
современной Индии в границах Британской Индии.
Многонациональное государство, но в основе
его формирования – конфликт между индуистами и мусульманами. Восприятие Индии как индуистского государства.
Слайд 3Особенности развития Индии
Традиции политической демократии, стремление к консенсусу в обществе
Высокий уровень национального самосознания в условиях дифференциации общества.
Относительная
стабильность и высокие темпы развития при сохранении серьезных внутренних проблем
Слайд 4Экономика Индии
С 1950-х гг. – высокая роль государства в экономике
- укрепление государственного сектора, протекционизм, планирование
1960-е гг. – курс на
развитие сельского хозяйства
1970-е гг. – «организованный капитализм», рост значение госсектора в экономике
1990-е гг. – либерализация экономики: привлечение иностранных инвестиций; развитие отраслей, ориентированных на экспорт
2010-е гг. – политика взаимодействия государственного и корпоративного сектора в развитии экономики; большие государственные программы в сфере сельского хозяйства.
Слайд 5Демографическая ситуация
Большое население (2010 г. – 1,22 млрд.человек), сохранение высоких
темпов роста населения при ограниченных ресурсах.
К 2050 г. по прогнозам
население Индии может составить 1,7 млрд.человек
Политика правительства по сокращению рождаемости
1950-е гг. – законы, повышающие возраст вступления в брак и запрещающие многоженство
1960-е гг. – пропаганда планирования семьи
1980-е гг. – материальное поощрения сокращения рождаемости
Слайд 6Демографическая ситуация
1990-е гг. – относительное сокращение темпов рождаемости
Причины неудач демографической
политики – консерватизм значительной части населения, отсутствие доступа к информации
Наиболее
высокие темпы рождаемости – Центральная и Южная Индия
Факторы снижения рождаемости в отдельных штатах и регионах – благоприятная социально-экономическая обстановка, соблюдение прав женщин, состояние системы здравоохранения и образования
Слайд 7Социальные контрасты
Проблема бедности (2010 г. - 30% населения живут в
крайней бедности, 2012 г. - 41,6% индийцев живут на сумму
менее 1,25 долл. в день, 75,6% – на сумму менее 2 долл.)
Социальная дифференциация
Неравномерное развитие различных регионов
Высокие темпы урбанизации (преимущественно – в крупных городах), но уступающие многим другим развивающимся странам
Темпы урбанизации опережают темпы создания рабочих мест для городских жителей
Слайд 8Аграрный вопрос
70% населения – проживает в сельской местности
В 1970-е гг.
завершилось освоение доступных для обработки территорий. Мелкотоварный характер сельского хозяйства.
Масса малоземельных и безземельных крестьян.
Масса бедного аграрного населения – вызовы развитию Индии
Аграрные проблемы вызывают распространение радикальных идей (движение наксалитов)
Реформы в аграрном секторе – стремление к его развитию и, в то же время, к консервации текущей ситуации (для обеспечения занятости и выживания огромной массы сельского населения)
Слайд 9Этническое и конфессиональное многообразие Индии
2500-3000 языков и диалектов
18 «главных» (национальных)
языков – официальные языки отдельных провинций, с числом носителей больше
1 млн.чел.
Государственные языки – английский, хинди. Претензии на особый статус бенгальского и тамильского языков.
Принцип «трех языков» – окончившие нижнюю ступень средней школы помимо родного языка должны знать хинди и английский.
Конфессиональный состав (в т.ч. 80% - индуисты, 13,4% - мусульмане, 1,9% - сикхи, 2,3% - христиане, 0,8% - буддисты, 0,4% - джайны)
Слайд 10Кастовая система
Кастовая система – традиционный формат существования индуистского общества
Около 3,5
тыс.каст (джати), объединенных в 4 основные варны
1955 г. – запрещение
дискриминации по кастовому признаку. Де-факто - признание существования кастовой системы
Сохранение кастового разделения, проблема дискриминации «неприкасаемых» (далитов), находящихся вне кастового общества - 16-17% населения
Переход далитов из индуизма в другие религии. 90% буддистов, 1/3 сикхов и 40% христиан - бывшие далиты.
Слайд 11Кастовая система
Государственная поддержка далитов, низших каст, «зарегистрированных племен» (всего –
до 25% населения). Выделение квот в системе образования и государственного
управления
Распространение формата кастового общества на другие религиозные конфессии (мусульман, сикхов и т.д.) – формирование замкнутых сообществ
Модернизация и глобализация способствует медленной эрозии кастового сообщества
Слайд 12Мусульмане Индии
Индия – третье место в мире по численности мусульманского
населения
Не пользуются льготами на государственном уровне, находятся на низших ступенях
социальной лестницы индийского общества (по сравнению с индуистами и представителями других конфессий). Результат скрытой дискриминации и миграции наиболее образованной и обеспеченной части мусульманской общины в Пакистан
Только 4% мусульманских детей заканчивают школу, (в целом – грамотность ниже 60%). Среди выпускников вузов – 2,3%. Низкий процент занятых в госсекторе
Наличие территорий компактного проживания мусульман (Кашмир, Керала и т.д.)
Слайд 13Аборигены («адиваси»)
80-100 млн.чел. (около 700 «зарегистрированных племен») – потомки автохтонного
населения Индостана, вытесненные в труднодоступные районы и сохраняющие традиционный образ
жизни
Около 75 племен, живущих первобытным строем, официально не зарегистрированы
«Денотифицированные племена» – маргинальные социальные сообщества, постепенно приобретшие черты этнических сообществ
Слайд 14Аборигены («адиваси»)
Политика государственной поддержки по отношению к «зарегистрированным племенам» -
создание самоуправляющихся районов, социальная поддержка малоимущих (продажа товаров и продуктов
по твердым ценам), распространение здравоохранения и образования, поддержка предпринимательства
В то же время – конфликты с «цивилизованным населением», потеря земли и ресурсов, дискриминация, трудности интеграции в индийское общество
Слайд 15Индуистский национализм
Индуистский национализм – «хиндутва», стал развиваться в первой половине
20 в.
Разные направления светского и религиозного характер
Идеи трансформации общества
на основе индийской этнической идентичности – возможности преодоления региональной, социальной и кастовой разобщенности. Но, в то же время – угроза стабильности и возможность всплеска межконфессиональных конфликтов
Слайд 16Гендерная дискриминация
Сохранение дискриминации женщин в индийском обществе
Уменьшение соотношения женщин по
отношению к мужчинам. Среднее по стране соотношение: 944 женщины на
1000 мужчин
Сохранение практики ранних браков, продажи и похищения невест.
Государственная политика против дискриминации – закон, наделяющий супругов равными правами при разводе (1955 г.), закон о равенстве в правах наследования (1956 г.), закон о равной оплате для мужчин и женщин (1976 г.)
Слайд 17Особенности социального развития
Отсутствие единой системы пенсионного обеспечения. На пенсию (от
государства или за счет взносов в пенсионные фонды) могут рассчитывать
только 12% населения.
Проблемы с функционированием системы здравоохранения.
Расходы на здравоохранение – 1% ВВП (2010 г.)
Средняя продолжительность жизни в Индии – 66 лет. (2012 г.)
Слайд 18Образование
После образования независимой Индии – курс на создание всеобщей системы
школьного образования. Проблема не решена до сих пор
Уровень грамотности –
64% (53% у женщин, 73% у мужчин).
Причина сохранение неграмотности – социальные причины и традиционный запрет на приобщение к грамоте для женщин и далитов. Основная масса неграмотных – женщины из разных каст (особенно низших), часть религиозных меньшинств, племена, низшие касты, социальные низы.
Резкий разрыв в уровне образования между городом и сельской местностью.
Слайд 19Образование
Разрыв в уровне образования между государственными и частными школами. Формирование
системы элитарного среднего образования (школы «раннего отбора»)
Поддержка правительством системы образования
(особенно системы высшего образования – 700 государственных и частных университетов и институтов, 33 тыс.колледжей; больше 20 млн.студентов)
Неравномерное развитие образования по различным специальностям.
Эмиграция большого количества образованных специалистов за рубеж
Высокий уровень высшего образования при сохранении недостаточного образования у основной массы населения